Решение б/н Решение по делу № 82-07/13 в отношении Правительства Челябин... от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                            г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» января 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено «10» февраля 2014 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

Сапрыкина Н.В.

-

заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

Соболевская Т.М.

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Заводская М.А.

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 82-07/13 по признакам нарушения Правительством Челябинской области (ул. Цвиллинга, 27, г. Челябинск, 454089) и Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области (ул. Елькина, 77, г. Челябинск, 454048) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Челябинским УФАС России по поручению ФАС России и Правительства Российской Федерации проводилась проверка органов государственной власти Челябинской области на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства в сферах жилищного строительства и производства строительных материалов.

В ходе указанной проверки в действиях Правительства Челябинской области в лице Комиссии Правительства Челябинской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС) по принятию решений о даче Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области рекомендаций об организации размещения заказов на выполнение комплекса работ по строительству жилых домов в г. Копейске и г. Коркино и выносу сетей инженерной инфраструктуры, подпадающих в зону развития оползневых процессов, у единственного поставщика, а также в действиях Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов о размещении заказов у единственного поставщика и заключению соответствующих государственных контрактов с нарушением положений законодательства о размещении заказов выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Правительством Челябинской области представлены следующие письменные пояснения и документы (от 19.11.2013 исх. № 09/6123, от 14.01.2014 исх. № 09/94).

Границы зон отселения определены на основании отчета от 30 июня 2011 года НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал). Письмом от 31 мая 2012 года до Правительства Челябинской области доведено заключение ВНИМИ о положении границ прибортовых зон Коркинского угольного разреза, опасных для проживания, в котором представлены рекомендации по первоочередному расселению и  сносу жилых домов, находящихся в зоне накопления деформаций, превышающих предельно допустимые. Дотация в размере 2 млрд. рублей выделена в 2012 году бюджету Челябинской области из федерального бюджета. Пунктом 1.3 протокола от 26.02.2013 № 8 заседания межведомственной рабочей группы при Правительственной комиссии Правительству Челябинской области в связи с возможной угрозой схода оползневого тела на восточном борту угольного разреза «Коркинский» рекомендовано выполнить работы по расселению жителей из опасной зоны в сроки, установленные областной целевой программой.

Строительные организации ООО «СК НИКС», ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж», ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», ООО «Альфа-Строй» выбраны в качестве генеральных подрядчиков по строительству жилых домов в городах Копейске и Коркино по причине соответствия требованиям, установленным в извещениях об отборе генеральных подрядчиков. Указанные извещения размещены на официальном сайте Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в соответствии с решениями КЧС и на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов). Поступившие в срок коммерческие предложения строительных организаций рассмотрены на заседаниях комиссии по размещению заказа Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области. По результатам заседаний комиссии подписаны протоколы размещения заказа у единственного поставщика.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Челябинской области от 17 июня 2004 г. № 54-п утверждены Положение о КЧС и состав КЧС.

В соответствии с пунктом 9 указанного Положения решения КЧС являются обязательными для всех ее членов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области, предприятий и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

1). 12.05.2012 КЧС принято решение № 12-2012, в соответствии которым в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с непреодолимой силой по активизированию оползневых процессов бортов угольного разреза «Коркинский», и возникающей в связи с этим необходимостью проведения в кратчайшие сроки мер по переселению жилого фонда, рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству четырех жилых домов в г. Копейске, одного жилого дома в г. Коркино и выносу сетей инженерной инфраструктуры, подпадающих в зону развития оползневых процессов, у единственного поставщика. 

Основанием для принятия решения КЧС № 12-2012 послужило образование напряженной и неустойчивой системы «разрез-отвал» в результате многолетней эксплуатации угольного разреза «Коркинский», что является источником техногенной опасности в регионе и может привести к чрезвычайной ситуации федерального характера. На основании результатов отчета НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал) от 30.06.2011 из зоны развития оползневых процессов в районе угольного разреза «Коркинский» подлежат неотложному отселению жители домов, расположенных на прибортовой территории разреза до ул. 50 лет Октября и Второго участка Розинского городского поселения, и признанных аварийными и подлежащими сносу в соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, указано на необходимость срочного выноса сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность поселка Роза и подпадающих в зону развития оползневых процессов. Актом комиссионного обследования оползневой зоны № 3.4 от 18.04.2012 установлено резкое увеличение движения оползневой зоны в сторону дна разреза.

В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайной ситуации федерального характера, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 239-р в 2012 году бюджету Челябинской области предусмотрена дотация за счет средств федерального бюджета в размере 2 млрд. рублей для финансирования мероприятий, связанных с переселением граждан, в том числе на строительство одного многоквартирного жилого дома в г. Коркино (срок до 01.10.2012) и четырех многоквартирных жилых домов в г. Копейске (срок до 01.03.2013).

Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 № 202-П  утверждена Областная целевая програма «Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский» на 2012-2013 годы». 

На основании решения КЧС № 12-2012 от 12.05.2012:

1.1) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 16.05.2012 № 1, в соответствии с которым  принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «5-этажный жилой дом на пересечении улиц 9 Января – Полевая в городе Коркино» на общую сумму 174 560 492, 85 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», г. Челябинск – 915 749, 00 рублей;

- разработка проектно-сметной документации – ООО «ДЭФА – Проект», г. Челябинск – 3 237 717, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», г. Челябинск – 165 340 560, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – ОГУП «Челябоблинвестстрой», Челябинск – 5 066 466, 85 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», ООО «ДЭФА-ПРОЕКТ», ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», ОГУП «Челябоблинвестстрой» заключен государственный контракт от 16.05.2012 № 24 с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 20 мая 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 25 июня 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 15 сентября 2012 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 1 ноября 2012 года.

1.2) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 16.05.2012 № 2, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «5-этажный жилой дом по ул. Международная, 74 в городе Копейске» на общую сумму 200 051 266, 65 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз» г. Челябинск – 561 360, 00 рублей;

- разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», г. Челябинск – 2 345 630, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», г. Челябинск – 191 006 640, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 6 137 636, 65 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 16.05.2012 № 25с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 20 мая 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 25 июня 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 15 сентября 2012 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 1 ноября 2012 года.

1.3) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 № 3, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом по ул. Международная, 76 в городе Копейске» на общую сумму 225 132 036, 85 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз» г. Челябинск – 402 700, 00 рублей;

- разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 2 523 760, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «Строительная компания НИКС», г. Челябинск – 215 318 400, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства»,                   г. Копейск – 6 887 176, 85 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «Строительная компания НИКС», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 24.05.2012 № 25/1с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 8 июня 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 25 июня 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 30 ноября 2012 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 1 ноября 2012 года.

1.4) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 № 4, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом по ул. Короленко, 2 в городе Копейске» на общую сумму 161 795 053, 03 рубля, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз» г. Челябинск – 363 138, 00 рублей;

- разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 2 243 600, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «НИКС», г. Челябинск – 153 838 080, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства»,                      г. Копейск – 5 350 235, 03 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «Строительная компания НИКС», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 24.05.2012 № 25/2с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 8 июня 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 25 июня 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 28 декабря 2012 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 28 декабря 2012 года.

1.5) Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 23.05.2012 № 5, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом по ул. Международная, 74А в городе Копейске» на общую сумму 240 921 479, 86 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз» г. Челябинск – 372 545, 00 рублей;

- разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 2 465 938, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», г. Челябинск – 230 757 120, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 7 325 876, 86 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз», ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «ГРАНД-ТРЕЙД», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 14.06.2012 № 34с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 29 июня 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 16 июля 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 30 ноября 2012 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 28 декабря 2012 года.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 24.05.2012 № 105-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 774 367, 31 тыс. рублей на реализацию мероприятий областной целевой программы «Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза «Коркинский» на 2012-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 № 202-П «Об областной целевой программе «Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский» на 2012-2013 годы».  

2). 23.08.2012 КЧС принято решение № 21-2012, в соответствии которым в целях дальнейшего предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с непреодолимой силой по активизированию оползневых процессов бортов угольного разреза «Коркинский», и возникающей в связи с этим необходимостью проведения в кратчайшие сроки мер по переселению жилого фонда, рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству трех жилых домов в г. Копейске и двух жилых домов в Коркинском муниципальном районе с учетом обеспеченности объектов социальной и инженерной инфраструктурой у единственного поставщика (исполнителя).   

На основании решения КЧС № 21-2012 от 23.08.2012: 

2.1). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 04.09.2012 № 12, в соответствии с которым  принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 в городе Копейске» на общую сумму 235 633 257, 56 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания и  разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 3 203 846, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж», г. Екатеринбург – 225 623 640, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 6 805 771, 56 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 11.09.2012 № 89с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 17 сентября 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 28 сентября 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 15 февраля 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 15 марта 2013 года.

2.2). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 04.09.2012 № 13, в соответствии с которым  принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 «б» в городе Копейске» на общую сумму 233 449 019, 32 рублей, в том числе:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания и  разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 3 190 342, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ –                                                                    ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж», г. Екатеринбург – 223 502 400, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 6 756 277, 32 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 11.09.2012 № 87с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 14 сентября 2012 года;

- разработка проектно-сметной документации – 31 октября 2012 года;

- выполнение строительно-монтажных работ – 30 апреля 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 31 мая 2013 года.

3). Распоряжением Правительства Челябинской области от 11.02.2013 № 18-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 400 000 тыс. рублей на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза «Коркинский» на 2012-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 № 202-П «Об областной целевой программе «Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский» на 2012-2013 годы». 

 

19.03.2013 КЧС принято решение № 5-2013, в соответствии с которым рекомендовано Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области организовать в соответствии с Законом о размещении заказов размещение заказа на выполнение комплекса работ по строительству четырех жилых домов в г. Копейске, с учетом их обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, а также строительно-монтажных работ по выносу магистральных инженерных сетей от края борта разреза «Коркинский» у единственного поставщика (исполнителя).   

На основании решения КЧС № 5-2013 от 19.03.2013:

3.1). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 № 16, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 4 «а» в городе Копейске» на общую сумму 322 604 709, 17 рублей, в том числе:

- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 5 116 880, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «Строительная компания «НИКС», г. Челябинск – 306 160 800, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 11 327 029, 17 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «Строительная компания «НИКС», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 08.05.2013 № 1с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 14 календарных дней с момента заключения контракта;

- разработка проектно-сметной документации – 30 календарных дней с момента заключения контракта;

- выполнение строительно-монтажных работ – 25 сентября 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 25 декабря 2013 года.

3.2). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 № 17, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 6 в городе Копейске» на общую сумму 321 973 782, 86 рублей, в том числе:

- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 4 739 550, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «Строительная компания «НИКС», г. Челябинск – 305 923 200, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – ОГУП «Челябоблинвестстрой», г. Челябинск – 11 311 032, 86 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «Строительная компания «НИКС», ОГУП «Челябоблинвестстрой» заключен государственный контракт от 08.05.2013 № 2с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 14 календарных дней с момента заключения контракта;

- разработка проектно-сметной документации – 30 календарных дней с момента заключения контракта;

- выполнение строительно-монтажных работ – 25 сентября 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 25 декабря 2013 года.

3.3). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 № 18, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 6 «а» в городе Копейске» на общую сумму 270 033 673, 59 рублей, в том числе:

- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 4 234 054, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «АльфаСтрой», г. Челябинск – 256 317 600, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – ОГУП «Челябоблинвестстрой», г. Челябинск – 9 482 019, 59 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «АльфаСтрой», ОГУП «Челябоблинвестстрой» заключен государственный контракт от 08.05.2013 № 4с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 14 календарных дней с момента заключения контракта;

- разработка проектно-сметной документации – 30 календарных дней с момента заключения контракта;

- выполнение строительно-монтажных работ – 25 сентября 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 25 декабря 2013 года.

3.4). Комиссией Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области составлен протокол от 29.04.2013 № 19, в соответствии с которым принято решение о размещении заказа на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов у единственного поставщика (исполнителя) на выполнение работ на объекте: «10-этажный жилой дом на по улице Короленко, 8 в городе Копейске» на общую сумму 163 128 057, 52 рублей, в том числе:

- инженерные изыскания и разработка проектно-сметной документации – ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» г. Челябинск – 3 298 268, 00 рублей;

- выполнение строительно-монтажных работ – ООО «АльфаСтрой», г. Челябинск – 153 790 560, 00 рублей;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – МУ Копейского городского округа «Управление строительства», г. Копейск – 6 039 229, 52 рублей.

На основании указанного протокола между Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области и ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект», ООО «АльфаСтрой», МУ Копейского городского округа «Управление строительства» заключен государственный контракт от 08.05.2013 № 3с, срок окончания выполнения работ:

- инженерно-геодезические и геологические изыскания – 14 календарных дней с момента заключения контракта;

- разработка проектно-сметной документации – 30 календарных дней с момента заключения контракта;

- выполнение строительно-монтажных работ – 25 сентября 2013 года;

- выполнение строительного контроля и оформление разрешительной документации – 25 декабря 2013 года.

Распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013 № 104-рп поручено довести лимиты бюджетных обязательств до Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в сумме 1 761 076, 25  тыс. рублей на реализацию областной целевой программы «Переселение граждан из зоны развития активных оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза «Коркинский» на 2012-2013 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 15.05.2012 № 202-П «Об областной целевой программе «Переселение граждан из зоны развития оползневых процессов, строительство социальной и инженерной инфраструктуры, рекультивация земель в районе угольного разреза Коркинский» на 2012-2013 годы». 

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о размещении  заказов государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом с учетом положений законодательства о размещении заказов.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:

1) путём проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов, во всех случаях размещение заказа осуществляется путём проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Кроме того, частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что основной из целей размещения заказов является, помимо прочего, эффективность использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Частью 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может осуществляться без проведения торгов в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объёме, необходимом для ликвидации последствий непреодолимой силы.

Исходя из анализа части 1 статьи 202, части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что под обстоятельством непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства.

Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 21.06.2012 № 3352/12 по делу № А40-25926/2011-13-230 юридическая квалификация обстоятельства как непреодолимой силы возможна только при одновременном наличии совокупности ее существенных характеристик: чрезвычайности и непредотвратимости. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость.

Таким образом, квалифицирующим признаком понятия «непреодолимая сила является чрезвычайность обстоятельств, то есть невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, делающих невозможным размещение заказа иным способом, чем заключение контракта с единственным подрядчиком.

Как следует из материалов дела, развитие оползневых процессов в районе угольного разреза «Коркинский» может привести к чрезвычайной ситуации, тогда как исходя из содержания диспозиции пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, позволяющей заключить контракт с единственным поставщиком (исполнителем), следует, что необходимо наступление реальных негативных последствий в виду наступления обстоятельств непреодолимой силы к моменту заключения контракта, тогда как угроза наступления указанных обстоятельств не может являться основанием для заключения контракта по указанному основанию.

Кроме того, факт развития оползневых процессов в угольном разрезе зафиксирован еще 30.06.2011 в отчете НИИ горной геомеханики и маркшейдерского дела – межотраслевого научного центра ВНИМИ (Уральский филиал). Однако  рассматриваемые государственные контракты заключены в мае, июне, сентябре 2012 года и мае 2013 года. Следовательно, у заказчика  имелось время для проведения торгов либо запроса котировок и исполнения требований закона.

Указанные обстоятельства также свидетельствуют о длительном периоде развития оползневых процессов в угольном разрезе, что исключают возможность отнесения указанной ситуации к категории чрезвычайных.

Таким образом, обстоятельства непреодолимой силы, явившиеся основанием для принятия КЧС решений от 12.05.2012 № 12-2012, от 23.08.2012 № 21-2012 и от19.03.2013 № 5-2013 и заключения Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области государственных контрактов от 16.05.2012 № 24с и № 25с, от 24.05.2012 № 25/1с и № 25/2с от 14.06.2012 № 34с, от 11.09.2012 № 89с и № 87с, от 08.05.2013 № 1с, № 2с, № 3с и № 4с в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, отсутствовали.

Соответственно, рассматриваемые муниципальные заказы не могут быть  размещены на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, т.е. без процедуры проведения торгов либо запроса котировок.

Так, например, при выборе способа размещения заказа на выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 10 Закона о размещении заказов заказчик должен был провести процедуру в форме открытого аукциона в электронной форме.

Следует отметить, что согласно части 3 статьи 10 Закона о размещении заказов, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона.

КЧС не является органом, в полномочия которого входит принятие решения о способе размещения заказа (статья 4 и часть 3 статьи 10 Закона о размещении заказов). В связи с чем КЧС не вправе принимать решения о заключении заказчиком государственных контрактов путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя).

Кроме того, в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство капитальных объектов осуществляется на основании проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении которых проведена экспертиза. Поскольку в рассматриваемых случаях не было проведено инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации, проведение которых требует определенных временных затрат, у органов власти отсутствовала необходимость принятия срочного решения о размещении заказов на выполнение строительно-монтажных работ.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам государственной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Действия Правительства Челябинской области в лице КЧС по принятию решений от 12.05.2012 № 12-2012, от 23.08.2012 № 21-2012 и от 19.03.2013 № 5-2013 о даче рекомендаций об организации размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя), а также действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов от 16.05.2012 № 1 и № 2, от 23.05.2012 № 3, № 4 и № 5, от 04.09.2012 № 12 и № 13, от 29.04.2013 № 16, № 17, № 18 и № 19 и заключению государственных контрактов от 16.05.2012 № 24с и № 25с, от 24.05.2012 № 25/1с и № 25/2с от 14.06.2012 № 34с, от 11.09.2012 № 89с и № 87с, от 08.05.2013 № 1с, № 2с, № 3с и № 4с с нарушением положений законодательства о размещении заказов привели или могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов, созданию отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных преимуществ при осуществлении деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими с ними деятельность на одном товарном рынке, поскольку такие лица лишаются доступа к выполнению рассматриваемых работ.

Учитывая изложенное, указанные действия Правительства Челябинской области в лице КЧС и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области противоречат требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что в результате совершения указанных действий ООО изыскательская фирма «ЮжУралТИСИз» в отсутствие конкурентных процедур получило право на выполнение работ на общую сумму более 2 миллионов рублей, ООО «ДЭФА – Проект» - на сумму более 3 миллионов рублей, ОГУП «Челябоблинвестстрой» - на сумму более 25 миллионов рублей, ПК «Головной проектный институт Челябинскгражданпроект» - на сумму более 33 миллионов рублей, МУ Копейского городского округа «Управление строительства» -  на сумму более 56 миллионов рублей, ООО «АльфаСтрой» - на сумму более 410 миллионов рублей, ООО «ПроектЭнергоСтройМонтаж» - на сумму более 449 миллиона рублей, ООО «ГРАНД-ТРЕЙД» - на сумму более 587 миллиона рублей, ООО «Строительная компания НИКС» - на сумму более 981 миллиона.

Поскольку на момент рассмотрения дела рекомендации, указанные в решениях КЧС от 12.05.2012 № 12-2012, от 23.08.2012 № 21-2012 и от 19.03.2013 № 5-2013 выполнены, государственные контракты заключены, Комиссия считает возможным предписания, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Правительству Челябинской области в лице КЧС и Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не выдавать.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Правительства Челябинской области в лице КЧС по принятию решений от 12.05.2012 № 12-2012, от 23.08.2012 № 21-2012 и от 19.03.2013 № 5-2013 о даче рекомендаций Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области об организации размещения государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя), без учета положений законодательства о размещении заказов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов.

2. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области по принятию протоколов от 16.05.2012 № 1 и № 2, от 23.05.2012 № 3, № 4 и № 5, от 04.09.2012 № 12 и № 13, от 29.04.2013 № 16, № 17, № 18 и № 19 и заключению государственных контрактов от 16.05.2012 № 24с и № 25с, от 24.05.2012 № 25/1с и № 25/2с от 14.06.2012 № 34с, от 11.09.2012 № 89с и № 87с, от 08.05.2013 № 1с, № 2с, № 3с и № 4с), без учета положений законодательства о размещении заказов, что привело или могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при размещении государственных заказов.

3. Предписания Правительству Челябинской области в лице КЧС и Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                          

Н.В. Сапрыкина

Члены Комиссии

Т.М. Соболевская 

 М.А. Заводская                                                                                                    

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

Заводская М.А.

(351) 265-93-79

10.02.2014

Связанные организации

Связанные организации не указаны