Решение б/н Решение по делу № 84-08/2016 в отношении КПК «А-Групп» от 21 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2017 года                                                                                                 г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее – Комиссия):

        Председатель Комиссии:

 

       

 

 

          Члены Комиссии:

<…> – заместитель  руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией  Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 84-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://www.financea.ru недостоверной рекламы Кредитного потребительского кооператива «А-Групп» (далее – КПК «А-Групп»), способной ввести потребителей в заблуждение,

         в присутствии представителя КПК «А-Групп» в – <…> по доверенности № 74 АА 3208459 от 14.10.2016;

         в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Саморегулируемая организация «Содействие» (далее – СРО «Содействие») обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru недостоверной рекламы потребительского кооператива о членстве в СРО «Содействие», способной ввести в заблуждение потребителя.

Из заявления следует, что в СРО «Содействие» обратилось физическое лицо, которое, воспользовавшись рекламой КПК «А-Групп», обратилось в потребительский кооператив за консультацией по вопросу предоставления займа под материнский капитал. По мнению физического лица, кооператив, размещая доступную неопределенному кругу лиц рекламу финансовых услуг, вводит потребителей в заблуждение относительно использования средств материнского капитала.

Челябинским УФАС России проведен осмотр (акт осмотра № 241-2016 от 14.12.2016) и установлено, что на главной странице интернет-ресурса «financea.ru» размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, в том числе слайд со сведениями о контроле деятельности КПК «А-Групп» СРО НП «Содействие», а также о предоставлении займов с использованием материнского капитала без указания полного наименования лица, предоставляющего такие займы.

По сведениям, представленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» по запросу Челябинского УФАС России, администратором доменного имени «financea.ru» в соответствии с регистрационными данными является КПК «А-Групп».

Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении КПК «А-Групп» по признакам нарушения части 7 статьи 5 , части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

КПК «А-Групп» в письменных пояснениях (вх. № 397 от 16.01.2017) указал, что 01.12.2016 года был принят по Заявлению в Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» (далее – СРО «Союзмикрофинанс»). Устаревшая информация о членстве КПК «А-Групп» в СРО «Содействие» была размещена на сайте http://www.financea.ru ввиду отсутствия возможности редактирования сайта в режиме «оффлайн» (автономном режиме на локальном хостинге (месте хранилище). КПК «А-Групп» не преследовал цели ввести потенциальных потребителей в заблуждение, в связи с чем, в течение трех дней информация на сайте была изменена на актуальную.

Также из пояснений КПК «А-Групп» следует, что в рекламные баннеры, размещенные на http://www.financea.ru, по его мнению, не нарушают требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку КПК «А-Групп» вправе указывать как полное, так и сокращенное фирменное наименование, в силу того, что у КПК «А-Групп», согласно Устава и Свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица имеется наряду с полным, сокращенное фирменное наименование.

На заседаниях Комиссии представитель КПК «А-Групп» по доверенности доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержал.

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав доводы представителя КПК «А-Групп» Комиссия  приходит к следующим выводам.

На интернет-сайте http://www.financea.ru по состоянию на 14 декабря 2016 года на главной странице размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу.

Баннер первый содержит сведения: «займы с использованием материнского капитала! Получите до 463 026 рублей на ваш счет максимально быстро…», пройдя по активной ссылке «узнать больше» пользователю доступна следующая информация: «получите до 451 0123 рублей максимально быстро…не нужно ждать когда ребенку исполнится 3 года, ваш займ погашает пенсионный фонд средствами материнского капитала; комиссия от 25 000 рублей», изучив данную информацию пользователь ресурса может отправить заявку посредством заполнения электронной формы.

Второй баннер информирует пользователя о следующем: «высокий доход до 19%... принимаем личные сбережения с максимально высокой доходностью и гарантированной надежностью…».

Третий баннер содержит: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность».

В четвертом баннере присутствуют сведения: «с нами удобно и просто! Наши отделения и офисы работают для вас на всей территории России...».

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 241-2016 от 14.12.2016, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

Антимонопольным органом в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 отражена позиция относительно рекламы в сети «Интернет», в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Поскольку баннеры, размещенные на главной странице интернет-ресурса «financea.ru» и выполненные по типу слайд-шоу со сменой кадра, привлекают внимание неопределенного круга лиц – посетителей общедоступной сети «Интернет», информация, выполненная указанным способом, признается рекламной и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Часть 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частью 2 статьи 1473 ГК РФ Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке (часть 3 статьи 1473 ГК РФ).

Объектом рекламирования в баннерах, размещенных на главной странице интернет-ресурса «financea.ru», является оказание КПК «А-Групп» финансовых услуг, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должно соблюдаться требование об указании наименования финансовой организации в рекламе.

Специалистами Челябинского УФАС России в ходе осмотра интернет-сайта «financea.ru» также установлено, что под рекламными баннерами размещено обращение директора КПК «А-Групп» под заголовком «КРЕДИТНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ А-ГРУПП», по содержанию которого также несколько раз указывается КПК «А-ГРУПП».

Оценив, размещенную информацию в целом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рекламе нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку рекламные баннеры в совокупности с информацией присутствующей на сайте, а именно обращения директора, употребления в заголовке и тексте обращения как полного, так и сокращенного наименования кооператива, воспринимаются как содержащие информацию о наименовании организации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Баннер, содержащий сведения: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» направлен на информирование посетителей о том, что сотрудничество с КПК «А-Групп» гарантирует надежность и безопасность потенциальному клиенту потребительского кооператива, в том числе ввиду того, что кооператив входит в СРО «Содействие». Однако на сайте содержатся сведения о вступлении кредитного кооператива в другую саморегулируемую организацию – СРО «Союзмикрофинанс», данное обстоятельство также подтверждается пояснениями КПК «А-Групп» и представленным Свидетельством № 670 от 01.12.2016. Таким образом, рекламные сведения о членстве кредитного кооператива в СРО «Содействие» не соответствуют действительности, могут вводить в заблуждение потребителей о вхождении кооператива в состав саморегулируемой организации «Содействие».

Указанная реклама была доступна для неопределенного круга лиц ввиду размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru на главной интернет-странице по центру, что обеспечивает возможность безусловного восприятия информации со стороны потребителей рекламы.

Таким образом, основной текст рекламы КПК «А-Групп» с информацией: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» содержит недостоверные сведения и реклама противоречит части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Часть 5 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно письму ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (вх №. 1822 от 15.02.2017) администратором доменного имени «financea.ru» является КПК «А-Групп».

В силу пункта 1.1. Правил регистрации доменных имен  в доменах .RU и .РФ, утвержденных решением АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» № 2011-18/81 от 05.10.2011 (далее – Правила регистрации)  администратор – пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, администрирование – осуществление администратором прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами регистрации.

Таким образом, в соответствии с Правилами ответственность за размещенную информацию на Интернет-сайте http://www.financea.ru возложены на администратора домена «financea.ru», в данном случае на КПК «А-Групп».

Учитывая изложенное, рекламодателем является КПК «А-Групп» как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы и разместившее рекламу с нарушением на сайте http://www.financea.ru.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ввиду того, что в ходе рассмотрения дела № 84-08/2016 реклама со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» по состоянию на 05 апреля 2017 года не распространяется, что также подтверждается представленными КПК «А-Групп» пояснениями о незамедлительном внесении изменений и скриншотами, Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушения не выдавать.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети «Интернет» на сайте http://www.financea.ru со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность», поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПК «А-Групп» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны