Решение по делу № 84-08/2016 в отношении КПК «А-Групп»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
21.04.2017
Управление:
Челябинское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:

 

РЕШЕНИЕ

05 апреля 2017 года                                                                                                 г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в составе (далее – Комиссия):

        Председатель Комиссии:

 

       

 

 

          Члены Комиссии:

<…> – заместитель  руководителя – начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией  Челябинского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;

<…> – специалист 1 разряда отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 84-08/2016, возбужденное по признакам нарушения требований                    части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://www.financea.ru недостоверной рекламы Кредитного потребительского кооператива «А-Групп» (далее – КПК «А-Групп»), способной ввести потребителей в заблуждение,

         в присутствии представителя КПК «А-Групп» в – <…> по доверенности № 74 АА 3208459 от 14.10.2016;

         в отсутствие Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Саморегулируемая организация «Содействие» (далее – СРО «Содействие») обратилось в Челябинское УФАС России с заявлением по факту размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru недостоверной рекламы потребительского кооператива о членстве в СРО «Содействие», способной ввести в заблуждение потребителя.

Из заявления следует, что в СРО «Содействие» обратилось физическое лицо, которое, воспользовавшись рекламой КПК «А-Групп», обратилось в потребительский кооператив за консультацией по вопросу предоставления займа под материнский капитал. По мнению физического лица, кооператив, размещая доступную неопределенному кругу лиц рекламу финансовых услуг, вводит потребителей в заблуждение относительно использования средств материнского капитала.

Челябинским УФАС России проведен осмотр (акт осмотра № 241-2016 от 14.12.2016) и установлено, что на главной странице интернет-ресурса «financea.ru» размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу, в том числе слайд со сведениями о контроле деятельности КПК «А-Групп» СРО НП «Содействие», а также о предоставлении займов с использованием материнского капитала без указания полного наименования лица, предоставляющего такие займы.

По сведениям, представленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» по запросу Челябинского УФАС России, администратором доменного имени «financea.ru» в соответствии с регистрационными данными является КПК «А-Групп».

Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении КПК «А-Групп» по признакам нарушения части 7 статьи 5 , части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

КПК «А-Групп» в письменных пояснениях (вх. № 397 от 16.01.2017) указал, что 01.12.2016 года был принят по Заявлению в Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Союзмикрофинанс» (далее – СРО «Союзмикрофинанс»). Устаревшая информация о членстве КПК «А-Групп» в СРО «Содействие» была размещена на сайте http://www.financea.ru ввиду отсутствия возможности редактирования сайта в режиме «оффлайн» (автономном режиме на локальном хостинге (месте хранилище). КПК «А-Групп» не преследовал цели ввести потенциальных потребителей в заблуждение, в связи с чем, в течение трех дней информация на сайте была изменена на актуальную.

Также из пояснений КПК «А-Групп» следует, что в рекламные баннеры, размещенные на http://www.financea.ru, по его мнению, не нарушают требования части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку КПК «А-Групп» вправе указывать как полное, так и сокращенное фирменное наименование, в силу того, что у КПК «А-Групп», согласно Устава и Свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица имеется наряду с полным, сокращенное фирменное наименование.

На заседаниях Комиссии представитель КПК «А-Групп» по доверенности доводы, изложенные в письменных пояснениях, поддержал.

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав доводы представителя КПК «А-Групп» Комиссия  приходит к следующим выводам.

На интернет-сайте http://www.financea.ru по состоянию на 14 декабря 2016 года на главной странице размещены баннеры с меняющимся кадром по типу слайд-шоу.

Баннер первый содержит сведения: «займы с использованием материнского капитала! Получите до 463 026 рублей на ваш счет максимально быстро…», пройдя по активной ссылке «узнать больше» пользователю доступна следующая информация: «получите до 451 0123 рублей максимально быстро…не нужно ждать когда ребенку исполнится 3 года, ваш займ погашает пенсионный фонд средствами материнского капитала; комиссия от 25 000 рублей», изучив данную информацию пользователь ресурса может отправить заявку посредством заполнения электронной формы.

Второй баннер информирует пользователя о следующем: «высокий доход до 19%... принимаем личные сбережения с максимально высокой доходностью и гарантированной надежностью…».

Третий баннер содержит: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность».

В четвертом баннере присутствуют сведения: «с нами удобно и просто! Наши отделения и офисы работают для вас на всей территории России...».

Факт размещения рекламы подтверждается актом осмотра № 241-2016 от 14.12.2016, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

Антимонопольным органом в письме от 28.08.2015 № АК/45828/15 отражена позиция относительно рекламы в сети «Интернет», в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте товаров или деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару и его выделение среди однородных товаров (например, всплывающий баннер), такая информация может быть признана рекламой.

Поскольку баннеры, размещенные на главной странице интернет-ресурса «financea.ru» и выполненные по типу слайд-шоу со сменой кадра, привлекают внимание неопределенного круга лиц – посетителей общедоступной сети «Интернет», информация, выполненная указанным способом, признается рекламной и должна соответствовать требованиям рекламного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Часть 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает, что Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с частью 2 статьи 1473 ГК РФ Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке (часть 3 статьи 1473 ГК РФ).

Объектом рекламирования в баннерах, размещенных на главной странице интернет-ресурса «financea.ru», является оказание КПК «А-Групп» финансовых услуг, следовательно, при размещении рекламы таких услуг должно соблюдаться требование об указании наименования финансовой организации в рекламе.

Специалистами Челябинского УФАС России в ходе осмотра интернет-сайта «financea.ru» также установлено, что под рекламными баннерами размещено обращение директора КПК «А-Групп» под заголовком «КРЕДИТНО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ А-ГРУПП», по содержанию которого также несколько раз указывается КПК «А-ГРУПП».

Оценив, размещенную информацию в целом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в рекламе нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе, поскольку рекламные баннеры в совокупности с информацией присутствующей на сайте, а именно обращения директора, употребления в заголовке и тексте обращения как полного, так и сокращенного наименования кооператива, воспринимаются как содержащие информацию о наименовании организации.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Баннер, содержащий сведения: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» направлен на информирование посетителей о том, что сотрудничество с КПК «А-Групп» гарантирует надежность и безопасность потенциальному клиенту потребительского кооператива, в том числе ввиду того, что кооператив входит в СРО «Содействие». Однако на сайте содержатся сведения о вступлении кредитного кооператива в другую саморегулируемую организацию – СРО «Союзмикрофинанс», данное обстоятельство также подтверждается пояснениями КПК «А-Групп» и представленным Свидетельством № 670 от 01.12.2016. Таким образом, рекламные сведения о членстве кредитного кооператива в СРО «Содействие» не соответствуют действительности, могут вводить в заблуждение потребителей о вхождении кооператива в состав саморегулируемой организации «Содействие».

Указанная реклама была доступна для неопределенного круга лиц ввиду размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на общедоступном сайте http://www.financea.ru на главной интернет-странице по центру, что обеспечивает возможность безусловного восприятия информации со стороны потребителей рекламы.

Таким образом, основной текст рекламы КПК «А-Групп» с информацией: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» содержит недостоверные сведения и реклама противоречит части 7 статьи 5 Закона о рекламе, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Часть 5 статьи 3 Закона о рекламе устанавливает, что рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно письму ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (вх №. 1822 от 15.02.2017) администратором доменного имени «financea.ru» является КПК «А-Групп».

В силу пункта 1.1. Правил регистрации доменных имен  в доменах .RU и .РФ, утвержденных решением АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» № 2011-18/81 от 05.10.2011 (далее – Правила регистрации)  администратор – пользователь, на имя которого зарегистрировано доменное имя в Реестре, администрирование – осуществление администратором прав и обязанностей, установленных настоящими Правилами регистрации.

Таким образом, в соответствии с Правилами ответственность за размещенную информацию на Интернет-сайте http://www.financea.ru возложены на администратора домена «financea.ru», в данном случае на КПК «А-Групп».

Учитывая изложенное, рекламодателем является КПК «А-Групп» как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы и разместившее рекламу с нарушением на сайте http://www.financea.ru.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Ввиду того, что в ходе рассмотрения дела № 84-08/2016 реклама со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность» по состоянию на 05 апреля 2017 года не распространяется, что также подтверждается представленными КПК «А-Групп» пояснениями о незамедлительном внесении изменений и скриншотами, Комиссия считает возможным предписание о прекращении нарушения не выдавать.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в сети «Интернет» на сайте http://www.financea.ru со сведениями: «гарантия надежности… деятельность КПК «А-Групп» контролируется … и СРО НП «Содействие… 100% безопасность», поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении КПК «А-Групп» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.