Решение б/н Решение по делу № 87-07/15 в отношении Челябинской городской... от 15 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 87-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» апреля 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2016 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

Комиссии:

«<…>»

-

руководитель Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии:

«<…>»

-

начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

«<…>»

-

главный специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 87-07/15, возбужденное по признакам нарушения Челябинской городской Думой (пл. Революции, д. 2, г. Челябинск, 454091; далее – Дума) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в предоставлении Решениями Думы от 04.06.2010 № 14/24 «О мерах по повышению эффективности работы муниципальных предприятий пассажирского транспорта» (далее – Решение от 04.06.2010 № 14/24), от 25.06.2013 № 43/17 «О внесении изменений в решение Челябинской городской Думы от 04.06.2010 № 14/24 «О мерах по повышению эффективности работы муниципальных предприятий пассажирского транспорта» (далее – Решение от 25.06.2013 № 43/17) возможности получения субсидий на возмещение затрат, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском пассажирском транспорте общего пользования (далее – субсидии), только муниципальным транспортным предприятиям, установлении для муниципального автобусного транспорта норматива затрат на услуги по перевозке одного пассажира по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок (далее – норматив), превышающего установленный уполномоченным органом соответствующий предельный тариф, а также по ограничению Решениями Думы от 10.12.2013 № 46/5 «О бюджете города Челябинска на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – Решение о бюджете на 2014 год), от 23.12.2014 № 4/3 «О бюджете города Челябинска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов» (далее – Решение о бюджете на 2015 год) круга получателей субсидий муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, в присутствии:

- «<…>» – представителя Думы по доверенности от 03.08.2015 № ГД1-12-939;

- «<…>» – представителя Администрации города Челябинска (далее – Администрация) по доверенности от 12.03.2015 № 01-347;

- «<…>» – представителя Управления транспорта Администрации города Челябинска (далее – Управление) по доверенности от 25.11.2015 № 023/10, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление (вх. № 7279 от 15.05.2015) общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Транс» (далее – ООО «Сервис-Транс», Заявитель), указывающее на возможность создания органами местного самоуправления дискриминационных условий осуществления деятельности на рынке перевозки пассажиров по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска путем создания для муниципальных транспортных предприятий условий для предоставления услуг по перевозке пассажиров по заниженным ценам за счет средств бюджета муниципального образования.

Согласно доводам Заявителя ООО «Сервис-Транс» осуществляет деятельность на рынке предоставления услуг по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска. Государственным комитетом «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО) был установлен предельный тариф на перевозку пассажиров по внутримуниципальным маршрутам. Данный тариф равен 18 рублям за одну поездку. В соответствии с данным тарифом частные перевозчики установили стоимость предоставляемых ими услуг по перевозке пассажиров в размере 18 рублей за одну поездку.

При этом муниципальные транспортные предприятия предоставляют услуги по перевозке пассажиров по меньшей стоимости – 15 рублей за одну поездку, что предоставляет им конкурентные преимущества при осуществлении деятельности на рынке перевозки пассажиров на территории города Челябинска.

По мнению Заявителя, предоставление услуг по перевозке пассажиров муниципальными транспортными предприятиями по меньшей стоимости стало возможно ввиду предоставления им компенсаций за счет средств бюджета города Челябинска. В то же время частные перевозчики не получают указанных компенсаций.

 

Думой представлены письменные пояснения (исх. № ГД1-14/70-807 от 30.06.2015, № ГД1-14/102-334 от 01.04.2016) и на заседании Комиссии указано следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о МСУ) тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, устанавливаются органами местного самоуправления.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 25 Устава города Челябинска тарифы для муниципальных транспортных предприятий устанавливает Дума.

Пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Решением от 04.06.2010 № 14/24 предусмотрено предоставление субсидий муниципальным транспортным предприятиям в целях возмещения затрат муниципальных транспортных предприятий, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском пассажирском транспорте общего пользования.

Порядок предоставления субсидий определен Постановлением Администрации города Челябинска от 23.07.2010 № 219-П «Об утверждении Порядка предоставления субсидий муниципальным предприятиям пассажирского транспорта, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования» (далее – Порядок).

В связи с тем, что затраты и недополученные доходы, связанные с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском пассажирском транспорте общего пользования несут муниципальные транспортные предприятия, Решениями о бюджете на 2014 и 2015 годы предусмотрены субсидии муниципальным предприятиям пассажирского транспорта.

Подпункты 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определяют вопросы государственного регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации. Указанные акты не ограничивают право органов местного самоуправления по установлению тарифов на оказываемые муниципальными предприятиями услуги  по перевозке пассажиров.

Данный факт подтверждается позицией Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по данному вопросу в письме исх. № 04/912 от 28.03.2016.

При рассмотрении и установлении предельного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении города Челябинска показатели муниципальных транспортных предприятий не учитывались и действие Постановления ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20 «Об установлении предельного тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении города Челябинска» (далее - Постановление ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20) не распространялось на муниципальные транспортные предприятия.

Решением Думы от 25.06.2013 № 43/28 «Об утверждении Положения о тарифном регулировании в городе Челябинске» услуги по перевозке пассажиров, предоставляемые муниципальными предприятиями, признаны социально значимыми.

Тариф на проезд в муниципальном транспорте и расходы, понесенные  на перевозку, существенно отличаются. В целях реализации вопроса местного значения – создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, а также создания благоприятных условий для всех групп населения тариф на проезд в муниципальном транспорте ниже норматива затрат.

В связи с чем с января 2014 года субсидии на возмещение затрат, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском пассажирском транспорте общего пользования, предоставлялись только муниципальным транспортным предприятиям. Муниципальными правовыми актами Думы предусмотрено предоставление субсидий только муниципальным транспортным предприятиям.

С учетом изложенного, правовые акты Думы не противоречат действующему законодательству и не являются ограничением прав хозяйствующих субъектов.

 

Администрация, Управление поддержали позицию Думы, считают, что Решение от 04.06.2010 № 14/24 не противоречит действующему законодательству и не является ограничением прав хозяйствующих субъектов, в том числе с учетом того, что перевозчики иных форм собственности в Администрацию за предоставлением субсидий не обращались.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

Решением Думы от 04.06.2010 № 14/24 утверждены нормативы. Нормативы установлены в зависимости от видов транспорта следующим образом:

- трамвай – 11 рублей 60 копеек,

- троллейбус – 17 рублей,

- автобус - 19 рублей 45 копеек.

Пунктом 2 Решения от 04.06.2010 № 14/24 также установлено, что муниципальным транспортным предприятиям предоставляются субсидии за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Челябинска на 2010 год.

Решением Думы от 25.06.2013 № 43/17 в Решение от 04.06.2010 № 14/24 внесены изменения в части увеличения норматива для вида транспорта «трамвай» с 11 рублей 60 копеек до 17 рублей 50 копеек, а также установлено, что субсидии предоставляются за счет и в пределах средств бюджета города Челябинска на соответствующий год.

26.06.2012 Думой принято Решение № 35/34 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорта» (далее – Решение от 26.06.2012 № 35/34), которым установлено, что с 01.07.2012 тариф на проезд пассажиров, провоз одного места ручной клади на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования составляет 15 рублей за одну поездку; для автобусов городских полуэкспрессных маршрутов – 30 рублей.

Во исполнение Решения от 04.06.2010 № 14/24 Администрацией принято Постановление от 23.07.2010 № 219-П, которым утвержден Порядок.

Пунктом 2 Порядка установлено, что главным распорядителем бюджетных средств является Администрация, получателем – Управление.

Согласно пункту 3 Порядка получателями субсидий являются муниципальные предприятия пассажирского транспорта, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров в городском пассажирском транспорте общего пользования на территории Челябинского городского округа по регулируемым в установленном порядке тарифам.

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка целью предоставления субсидий является возмещение затрат муниципальных транспортных предприятий, понесенных ими в связи с оказанием услуг по перевозке по регулируемым тарифам. При этом условием предоставления субсидий является оказание услуг перевозки по тарифам, установленным ниже норматива.

Кроме того, пунктом 5 Порядка предусмотрено, что субсидированию не подлежит оказание услуг перевозки на внутримуниципальных маршрутах, не предусмотренных утвержденной маршрутной сетью городского пассажирского транспорта, а также на маршрутах, на которых не осуществляется регулирование тарифов.

Согласно пункту 7 Порядка основанием для предоставления субсидий являются договоры, заключенные между Управлением и муниципальными предприятиями пассажирского транспорта.

Размер субсидий определяется по видам транспорта как разница между нормативом и установленным тарифом, умноженная на количество фактически перевезенных пассажиров.

Согласно пункту 6 Порядка предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Челябинска.

Решением о бюджете на 2014 год не предусмотрено выделение из бюджета города Челябинска средств на предоставление немуниципальным транспортным организациям субсидий.

Так, Решением о бюджете на 2014 год предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на предоставление субсидий (согласно Перечню субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов): предоставление субсидий муниципальным предприятиям пассажирского транспорта, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования, в объеме ассигнований на 2014 год 172 732,6 тыс. рублей.

При этом в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета города Челябинска на 2014 год общий объем средств по коду бюджетной классификации 456 0408 3170100 810 составляет 172732,6 тыс. рублей, что соответствует сумме субсидий, выделяемых муниципальным транспортным предприятиям.

Таким образом, согласно Решению о бюджете на 2014 год получателями субсидий являются только муниципальные транспортные предприятия.

Бюджетом на 2015 год также не предусмотрено выделение из бюджета города Челябинска средств на предоставление немуниципальным транспортным организациям субсидий.

Так, Решением о бюджете на 2015 год предусмотрены следующие бюджетные ассигнования на предоставление субсидий (согласно Перечню субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг на безвозмездной и безвозвратной основе на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов): предоставление субсидий муниципальным предприятиям пассажирского транспорта, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования, в объеме 300000,0 тыс. рублей.

При этом в соответствии с Ведомственной структурой расходов бюджета города Челябинска на 2015 год общий объем средств по коду бюджетной классификации 456 0408 3170100 810 составляет 300000,0 тыс. рублей, что соответствует сумме субсидий, выделяемых муниципальным транспортным предприятиям.

Таким образом, согласно Решению о бюджете на 2015 год получателями субсидий являются только муниципальные транспортные предприятия.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239) утвержден, в том числе перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В указанный перечень включены услуги по перевозке пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 установлено, что не подлежит применению государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 указанного Постановления.

На территории Челябинской области указанное тарифное регулирование осуществляет Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (ранее ГК ЕТО).

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 ГК ЕТО принято Постановление ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20, которым установлен предельный тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении города Челябинска в размере 18 рублей за одну поездку.

Постановление ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20 не содержит исключений, содержащих условия о применении установленных тарифов в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, в связи с чем не может быть принят во внимание довод Думы о том, что Постановление ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20 не распространялось на муниципальные транспортные предприятия.

Таким образом, тариф на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в городском сообщении города Челябинска установлен для всех (муниципальных и немуниципальных) транспортных предприятий. При этом возможность предоставления немуниципальным транспортным предприятиям субсидий на возмещение затрат, понесенных в связи с оказанием услуг по перевозке по регулируемым тарифам, действующими муниципальными правовыми актами не предусмотрена.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.10.2015 № 51/1 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Постановление ГК ЕТО от 01.03.2013 № 7/20 признано утратившим силу с 28.10.2015.

Решением Думы от 27.10.2015 № 14/21 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорта» (далее – Решение от 27.10.2015 № 14/21) с 1 ноября 2015 года установлен тариф на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорта по перевозке пассажиров, провоза багажа на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования в размере 20 (двадцать) рублей за одну поездку, и признаны утратившими силу решения Думы от 26.06.2012 № 35/34, от 04.06.2010 № 14/24, от 25.06.2013 № 43/17.

Решением от 27.10.2015 № 14/21 предоставление субсидии за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Челябинска, не предусмотрено.

Постановлением Администрации от 09.12.2015 № 294-п «О признании утратившими силу отдельных муниципальных правовых актов Администрации города Челябинска» Порядок признан утратившим силу.

Таким образом, на основании Решения от 04.06.2010 № 14/24 муниципальными транспортными предприятиями до 01.11.2015 осуществлялось оказание услуг по перевозке пассажиров по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска по тарифу 15 рублей за одну поездку при установленном для автобусного транспорта нормативе в размере 19 рублей 50 копеек.

Разница между нормативом и тарифом компенсировалась за счет средств бюджета города Челябинска, что одновременно приводило к снижению за счет бюджетных средств стоимости предоставляемых муниципальными транспортными предприятиями услуг для потребителей и могло привести к получению данными предприятиями оплаты услуг за проезд каждого пассажира в размере, превышающем предельный тариф, установленный ГК ЕТО.

Указанные обстоятельства позволяют полагать, что муниципальному транспортному предприятию, в частности автобусному транспорту, созданы преимущественные условия осуществления деятельности на рынке перевозок пассажиров на территории города Челябинска по сравнению с транспортными предприятиями иных форм собственности, поскольку позволяют таким предприятиям оказывать услуги потребителям по заниженной стоимости за счет средств бюджета муниципального образования и получать оплату услуг за проезд каждого пассажира в размере, превышающем предельный тариф, установленный ГК ЕТО для всех перевозчиков на территории города Челябинска.

Управлением в материалы дела представлены заключенные с муниципальным унитарным предприятием «Челябинский автобусный транспорт» (далее - МУП «ЧАТ») договоры на финансирование расходов, возникших в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования, предоставление субсидий на возмещение затрат, понесенных в связи с оказанием услуг перевозки на внутримуниципальных маршрутах по маршрутной сети города Челябинска по регулируемым в установленном порядке тарифам на проезд пассажиров, а также платежные поручения о перечислении денежных средств, предусмотренных данными договорами.

Согласно письменным пояснениям Управления (вх. № 14754 от 30.09.2015) за услуги, оказанные в период с 01.01.2014 по 31.12.2014, МУП «ЧАТ» перечислено субсидий на сумму 91 469 029 рублей; за услуги, оказанные в период с 01.01.2015 и по состоянию на 30.08.2015,  - 43 851 231 рублей.

Из представленных документов следует, что МУП «ЧАТ» предоставлены субсидии в 2014 году на общую сумму 91 384 804 рублей, в 2015 году - 164 573 754 рублей за услуги, оказываемые на территории города Челябинска.

Решение от 04.06.2010 № 14/24 распространяется на правоотношения, возникшие на территории города Челябинска.

На официальном сайте Управления www.transport.cheladmin.ru размещен реестр заключенных договоров на выполнение регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска.

Согласно указанному реестру выполнение регулярных автомобильных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска осуществляют, в том числе: ООО «Гранд», ИП Деменюк С.А., ООО «Такси-сервис», ООО «Сервис-Транс», ООО «Первая Гильдия+», ООО «Аль-Транс», ООО «Кумир-Автолайн», ООО «Кумир-Автолайн-2», ООО «Эдельвейс», ООО «Челябинское такси», ООО «ТСМ-1», ООО «Трейд-авто», ООО «Уральская транспортная компания», ООО «Автолайн», ООО «ЧелябАвтобус», ООО «Консул», ООО «Авто-лига» и т.д.

Таким образом, на территории города Челябинска деятельность в сфере выполнения регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска осуществляют значительное число хозяйствующих субъектов, что свидетельствует о конкурентности указанного рынка со значительным количеством участников.

Довод Думы о том, что Решениями о бюджете на 2014 и 2015 годы ограничен круг получателей субсидий муниципальными предприятиями пассажирского транспорта на основании пункта 4 статьи 17 Закона о МСУ, в соответствии с которым тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, устанавливаются органами местного самоуправления, а также ввиду того, что орган местного самоуправления не вправе устанавливать тарифы для транспортных предприятий иной формы, не может быть принят во внимание по следующим основаниям.

Решением Думы от 22.02.2011 № 22/10 «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска» утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска, подпунктом 25 пункта 5 которых установлено, что возмещение затрат или недополученных доходов предоставляется перевозчикам в связи:

- с оказанием услуг перевозки на внутримуниципальных маршрутах по маршрутной сети города Челябинска по регулируемым в установленном порядке тарифам;

- с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с муниципальными правовыми актами города Челябинска в рамках обязательств по договору, заключенному между перевозчиком и Администрацией города Челябинска;

- субсидии предоставляются в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством, решением о бюджете города на текущий год и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами Администрации города Челябинска.

Пунктом 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Таким образом, действующее законодательство, в том числе Закон о МСУ, Бюджетный кодекс Российской Федерации, не предусматривает введение ограничений возможности получения субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг, в зависимости от формы собственности организации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности создание дискриминационных условий.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

Рассматриваемые действия Думы привели к созданию преимуществ осуществления деятельности МУП «ЧАТ» на рынке оказания услуг в сфере выполнения регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска ввиду принятия правовых актов, предусматривающих возможность получения субсидий муниципальными предприятиями, на основании которых предприятие получило возможность предоставления услуг по перевозке пассажиров по заниженным ценам за счет средств бюджета муниципального образования, а также дискриминационных условий осуществления деятельности на указанном рынке, в результате которых ограничена возможность соперничества одних хозяйствующих субъектов (немуниципальных предприятий), по сравнению с другими (муниципальными предприятиями), то есть необеспечении равного подхода ко всем хозяйствующим субъектам в зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта

Таким образом, действия Думы по принятию Решений от 04.06.2010 № 14/24, от 25.06.2013 № 43/17, предусматривающих предоставление субсидий муниципальным транспортным предприятиям, установление для муниципального автобусного транспорта норматива, превышающего установленный ГК ЕТО тариф, а также по ограничению Решениями о бюджете на 2014 и 2015 годы круга получателей субсидий, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования, в целях возмещения затрат на услуги по перевозке пассажиров муниципальными предприятиями пассажирского транспорта привели или могли привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МУП «ЧАТ» и дискриминационных условий осуществления деятельности по выполнению регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска в зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, поскольку ставят муниципальные предприятия в неравные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на получение прибыли, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы.

Поскольку Решением от 27.10.2015 № 14/21 предоставление субсидии за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Челябинска, не предусмотрено, Порядок признан утратившим силу, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Думе предписания, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 8 названной нормы, действия Челябинской городской Думы по принятию Решений от 04.06.2010 № 14/24, от 25.06.2013 № 43/17, предусматривающих предоставление субсидий муниципальным транспортным предприятиям, а также по ограничению Решениями о бюджете на 2014 и 2015 годы круга получателей субсидий, возникающих в связи с регулированием тарифа на проезд пассажиров в городском транспорте общего пользования, в целях возмещения затрат на услуги по перевозке пассажиров муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, что привело или могло привести к созданию необоснованных преимуществ осуществления деятельности МУП «ЧАТ» и дискриминационных условий осуществления деятельности по выполнению регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам города Челябинска в зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта, поскольку ставят муниципальные предприятия в неравные условия по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, направленную на получение прибыли.

2. Предписание в порядке пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции не выдавать.

3. Другие меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны