Предупреждение №АК/6114/24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06/24 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИ... от 26 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-06/24 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В Челябинское УФАС России поступило обращение ПАО «МТС» (109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.4), переданное из ФАС России, по вопросу установления стоимости на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП. По результатам рассмотрения указанного заявления Челябинским УФАС России установлено следующее. Согласно Реестру лицензий в области связи, опубликованному на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ПАО «МТС» на территории Челябинской области в соответствии с действующими лицензиями оказывает следующие услуги связи: 1. Лицензия № Л030-00114-77/00737764 от 16.10.2023 «Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи». 2. Лицензия № Л030-00114-77/00067447 от 27.07.2018 «Услуги подвижной радиотелефонной связи». 3. Лицензия № Л030-00114-77/00067835 от 03.09.2018 «Услуги связи по предоставлению каналов связи». 4. Лицензия № Л030-00114-77/00049429 от 25.07.2012 «Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации». 5. Лицензия № Л030-00114-77/00049430 от 25.07.2012 «Телематические услуги связи». 6. Лицензия № Л030-00114-77/00049431 25.07.2012 Услуги подвижной 1 2024-6752 радиотелефонной связи. 7. Лицензия № Л030-00114-77/00049627 от 25.07.2012 Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. 8. Лицензия № Л030-00114-77/00069635 от 29.01.2019 Услуги подвижной радиотелефонной связи. 9. Лицензия № Л030-00114-77/00072333 от 07.08.2019 Услуги связи для целей кабельного вещания. 10. Лицензия № Л030-00114-77/00050626 от 06.10.2015 Услуги внутризоновой телефонной связи. 11. Лицензия № Л030-00114-77/00072752 от 16.09.2019 Услуги связи для целей эфирного вещания. 12. Лицензия № Л030-00114-77/00074128 от 18.11.2019 Услуги междугородной и международной телефонной связи. 13. Лицензия № Л030-00114-77/00050877 от 20.11.2015 Услуги связи для целей проводного радиовещания. 14. Лицензия № Л030-00114-77/00052244 от 15.04.2016 Телематические услуги связи. 15. Лицензия № Л030-00114-77/00052245 от 15.04.2016 Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. 16. Лицензия № Л030-00114-77/00052246 от 15.04.2016 Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. 17. Лицензия № Л030-00114-77/00052247 от 15.04.2016 Услуги подвижной радиотелефонной связи. 18. Лицензия № Л030-00114-77/00054578 от 25.07.2016 Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа. 19. Лицензия № Л030-00114-77/00055663 от 01.11.2016 Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. 20. Лицензия № Л030-00114-77/00078993 от 09.10.2020 Телематические услуги связи. 21. Лицензия № Л030-00114-77/00080141 от 29.12.2020 Услуги связи по предоставлению каналов связи. 22. Лицензия № Л030-00114-77/00056721 от 06.12.2016 Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Для оказания услуг связи на территории города Челябинска ПАО «МТС» строится и эксплуатируется собственная сеть, по которой передается сигнал связи. Сигнал может передаваться по кабелям, расположенным в воздухе на подвесах, опорах, между зданиями и проложенным под землей в кабельной канализации, в грунте, в коммунальных коллекторах. Также сигнал может передаваться беспроводным путем через радиоэлектронные средства (радиорелейное оборудование, антенны базовых станций и круговые антенны). При проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и 2 2024-6752 эксплуатации сетей связи оператор руководствуется требованиями законодательства: -безопасность единой сети электросвязи; -целостность единой сети электросвязи; - устойчивость функционирования единой сети электросвязи. Для соблюдения указанных требований, обеспечения максимальной надежности и высокого качества услуг связи операторы связи используют все возможные способы передачи сигнала в зависимости от: дальности передачи сигнала, топологии местности, необходимой скорости передачи и прочих характеристик. Поэтому построить единую сеть электросвязи, используя только один способ передачи сигнала, технологически невозможно. Помимо технологических причин организации сети электросвязи также учитываются экономическая целесообразность (учитывается стоимость использования инфраструктуры третьих лиц, целесообразность строительства собственной инфраструктуры), цель построения сети (например, достройка так называемой «последней мили» в целях подключения новых клиентов с учетом топологии существующей сети оператора связи или развитие сети в новых районах и т.д.) и, как следствие, выбирается наиболее эффективный способ передачи сигнала. Размещение кабеля и оборудования на опорах наружного освещения в г. Челябинске является для ПАО «МТС» эффективным и приоритетным способом передачи сигнала, который не может быть заменен иными способами размещения кабеля, например, подземным способом размещения. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договор оказания услуг связи является публичным, и ПАО «МТС», в силу характера своей деятельности, должно оказывать услуги связи в отношении каждого, кто к нему обратится. Между ПАО «МТС» и Муниципальным бюджетным учреждением «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» (далее – МБУ «ЭВИС») (прежнее наименование - до 18.09.2019 – Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожных работ города Челябинска») заключен договор №01-09/10ВОЛС от 25.07.2016 (далее – Договор). В соответствии с предметом указанного договора Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожных работ города Челябинска» (Исполнитель) обязуется оказать ПАО «МТС» (Заказчик) услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ПАО «МТС»: ВОЛС, СИП. В соответствии с договором № 892 безвозмездного пользования (договор ссуды) муниципальным имуществом города Челябинска от 02.02.2018 Ссудодатель (Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска) передает, а Ссудополучатель (МБУ «Управление дорожных работ города Челябинска») принимает в безвозмездное пользование по акту приемапередачи муниципальное имущество города Челябинска общей балансовой стоимостью 452 483 420,59, общей остаточной стоимостью 321 956 776,16 согласно приложению к указанному договору. Имущество является муниципальной собственностью города Челябинска и учитывается в муниципальной казне города Челябинска. Имущество передается для использования по целевому назначению, 3 2024-6752 содержанию и обслуживанию. Согласно Изменению № 5 к Уставу Муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожных работ города Челябинска», утвержденным Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска, Муниципальное бюджетное учреждение «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» создано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» путем внесения изменений в Устав муниципального бюджетного учреждения «Управление дорожных работ города Челябинска», созданного путем реорганизации муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения», учрежденного на основании распоряжения Первого заместителя Главы Администрации города Челябинска от 18.10.2013 № 6341-к «О создании Муниципального бюджетного учреждения «Центр организации дорожного движения». МБУ «ЭВИС» является некоммерческой организацией. Принимая во внимание уставные виды деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Эксплуатация внешних инженерных сетей города Челябинска» (далее – МБУ «ЭВИС») по содержанию и обслуживанию сетей наружного освещения, муниципальные сети наружного освещения, в состав которых входят опоры наружного освещения, расположенные в городе Челябинске, переданы данному учреждению: – по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) муниципальным имуществом города Челябинска от 02.02.2018 № 892; – по договору о закреплении имущества на праве оперативного управления № УБ-211/60 от 21.04.2014. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБУ «ЭВИС» осуществляет следующие виды экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014): -52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей; -35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; -37.00 Сбор и обработка сточных вод; -38.11 Сбор неопасных отходов; -42.21 Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; -42.22 Строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями; -42.22.2 Строительство местных линий электропередачи и связи; -43.21 Производство электромонтажных работ; -52.21.23 Деятельность по эксплуатации мостов и тоннелей; -52.21.24 Деятельность стоянок для транспортных средств; -68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым; -68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом; 4 2024-6752 - 71.12.5 Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения; - 81.29.9 Деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки. Решение о размещении сетей связи на опорах наружного освещения, закрепленных за МБУ «ЭВИС» на праве оперативного управления, посредством заключения договора оказания услуг, принимаются МБУ «ЭВИС» самостоятельно, по согласованию с учредителем учреждения – Комитетом дорожного хозяйства города Челябинска. Оказание услуг, в том числе согласование рабочей документации и выдача технических условий на размещение дополнительного оборудования на опорах сети наружного освещения, оказание услуг по определению технической возможности размещения дополнительного имущества на опорах наружного освещения, контроль за состоянием опор наружного освещения при размещении дополнительного оборудования МБУ «ЭВИС» осуществляет на возмездной основе в соответствии с тарифами на услуги по использованию опор наружного освещения, установленными Администрацией города Челябинска. В июле 2023 года в адрес ПАО «МТС» от МБУ «ЭВИС» поступило уведомление № 01-01/2038 от 18.07.2023 об увеличении с 12.07.2023 цены по Договору за услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля): ВОЛС, СИП. В соответствии с п. 3.2.3 Договора в редакции протокола разногласий от 26.07.2016 МБУ «ЭВИС» вправе изменять стоимость услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля): ВОЛС, СИП в одностороннем порядке путем письменного уведомления, но не более 1 раза в год в соответствии с нормативно-правовым актом, утвержденным собственником муниципального имущества. К уведомлению МБУ «ЭВИС» об изменении цены услуг прилагалось также соответствующее распоряжение Администрации города Челябинска от 12.07.2023 № 9443 «Об установлении тарифов на услугу по использованию опор наружного освещения МБУ «ЭВИС», в соответствии с которым была установлена стоимость за услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля): ВОЛС, СИП в размере 439,20 рублей., в т.ч с НДС (366 рублей без НДС) за одну опору в месяц. До указанного повышения стоимость данных услуг составляла: 417,60 рублей, в т.ч. НДС (348 рублей без НДС). Данная цена была установлена Распоряжением Администрации города Челябинска от 06.07.2022 № 7587. Тарифы на услуги и работы, предоставляемые муниципальными учреждениями Челябинска, подлежат регулированию в соответствии с Положением о тарифном регулировании в городе Челябинске, утвержденного Решением Челябинской городской думы от 28.04.2020 № 8/26 (далее – Положение). В соответствии с пп.2 п. 17 Положения Администрация города Челябинска 5 2024-6752 устанавливает тарифы на услуги МБУ «ЭВИС». В соответствии с п. 3 Положения основными задачами регулирования тарифов являются: 1) установление достоверности предоставляемой финансовоэкономической информации; 2) выявление необоснованных затрат, включаемых в расчеты тарифов; 3) стимулирование снижения производственных затрат муниципальных предприятий и муниципальных учреждений; 4) достижение баланса интересов потребителей и производителей услуг (работ); 5) обеспечение финансовой стабильности муниципальных предприятий и муниципальных учреждений. В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон и лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» целями настоящего Федерального закона являются: создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов; обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи. Статьей 2 Закона о связи установлено, что линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи. Статьей 6 Закона о связи определен порядок организации деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи. Вышеуказанной статьей определено, что организации связи по договору с собственниками или иными владельцами опор линий электропередачи могут осуществлять на них строительство и эксплуатацию средств связи и сооружений связи. При этом собственник или иной законный владелец указанного недвижимого имущества праве требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом. Принцип формирования размера платы за услуги по предоставлению доступа к опорам для размещения сетей связи, обеспечивающий владельцу инфраструктуры (опор) возмещение за счет пользователя инфраструктуры экономически обоснованных затрат и получение необходимой прибыли, отражен в Правилах недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, который используется или может быть использован для оказания услуг в сфере общедоступной электросвязи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.11.2022 № 2106 «О порядке недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи» (далее - Правила № 2106). Пунктом 39 Правил № 2106 цены (тарифы) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи устанавливаются на уровне, обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов владельцев инфраструктуры на предоставление доступа к инфраструктуре и получение 6 2024-6752 необходимой прибыли владельцами инфраструктуры. В состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи включаются расходы, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 30 Правил № 2106. В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций по установлению цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденными приказом ФАС России от 18 мая 2023 г. № 289/23 (далее — Методические рекомендации ФАС России) в состав тарифа на предоставление доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи (далее - инфраструктура) включаются экономически обоснованные расходы, которые несет владелец инфраструктуры на исполнение обязанностей, предусмотренных Правилами недискриминационного доступа, а также необходимая прибыль. Распоряжением Администрации города Челябинска № 3404 от 29.03.2021 установлен тариф на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) в размере 334 рублей в месяц за 1 опору (без учета НДС). Распоряжением Администрации города Челябинска от 06.07.2022 №7587 признано утратившим силу Распоряжение Администрации города Челябинска № 3404 от 29.03.2021 и установлен новый тариф на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) в размере 348 рублей в месяц за 1 опору (без учета НДС). Распоряжением Администрации города Челябинска от 12.07.2023 №9443 признано утратившим силу Распоряжение Администрации города Челябинска № 7587 от 06.07.2022. Согласно пояснениям Администрации города Челябинска расчет тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) производился в 2021 году, в остальных периодах тариф на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) рассчитывался методом индексации на коэффициент инфляции. В соответствии с Калькуляцией № 6 «Контроль за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля)», представленной Администрацией города Челябинска письмом от 03.04.2024 № 037-01-05/5319 в состав затрат на оказание услуг по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля): ВОЛС, СИП включаются: 1. Обследование технического состояния опор наружного освещения при размещении на них кабелей, оборудования и инженерных сетей не по прямому назначению в соответствии с ПУЭ, СНиП 2.01.07 -85, СНиП 23-05-95, согласно графиков объезда сетей НО; выявление электромонтером нарушений 7 2024-6752 технологического характера (проверка наличия маркировочных бирок, указывающих собственность, наличие шкафов для оптических муфт и технологического запаса ВОЛС, натяжение сетей и др.); запись результатов; оформление листа обхода (периодичность: 2 раза в месяц; норма времени на одну опору: 0,33 чел./час; часовая тарифная ставка (электромонтеру) 168,45 руб./час). Итого затрат на 1 опору в месяц: 111, 18 рублей (0,33 чел./час *168,45 руб./час*2 раза). 2. Проверка состояния железобетонных опор со вскрытием грунта: (осмотр опоры, выявление трещин, сколов; проверка устройства и заземления; выборочное вскрытие грунта у основания, выявление разрушений бетона, засыпка ямы у основания опоры с трамбованием грунта; запись результатов, оформление листа обхода, переход от опоры к опоре (периодичность: 2 раза в месяц; норма времени на 1 опору: 0,03 чел./час; часовая тарифная ставка (электромонтеру) 168,45 руб./час). Итого затрат на одну опору в месяц: 10,11 рублей (0,03чел./час*168,45руб./час*2 раза). 3. Измерительные работы с прибором ИПС-МГ 4.03 для определения прочности бетона: итого затрат на одну опору в месяц 69,67 рублей (периодичность:1 раз в 3 месяца, стоимость работ: 209 рублей). 4. Накладные расходы (105%). Итого затрат на одну опору в месяц: 127,35 рублей (111,18 руб.+10,11 руб.)*105%. 5. Всего расходов в месяц на 1 опору: 318,31 рублей (111,18 руб. +10,11 руб. +69,67 руб.+127,35 руб.). При расчете затрат на обследование технического состояния опор наружного освещения при размещении на них кабелей, оборудования и инженерных сетей не по прямому назначению Администрация города Челябинска руководствовалась постановлением Госкомтруда СССР от 13.02.1991 № 38 «Нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения». Данным Постановлением установлен срок действия нормы времени на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту установок наружного освещения – до 1996 года. Таким образом, при расчете затрат на обследование технического состояния опор наружного освещения в 2021 году Администрация города Челябинска использовала документ, утративший силу. Действующих НПА, на основании которых рассчитаны нормы времени в калькуляции цены рассматриваемых услуг не представлено, как и не представлено иного обоснования применения нормы времени в калькуляции. При расчете накладных расходов Администрация руководствовалась Методическими указаниями по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004, Приложение 4, пункт 27). Данный документ утратил силу с 01 июля 2021 года. Методические указания определяют порядок расчета величины накладных расходов при исчислении сметной стоимости строительной продукции. В соответствии с пунктом 1.1 Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов: -инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен 8 2024-6752 в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками; -подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы; -проектными организациями при разработке сметной документации. В соответствии с пунктом 27 Приложения 4 Методических указаний, на основании которых Администрация города Челябинска произвела расчет накладных расходов при установке тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля), по виду строительных и монтажных работ «Линии электропередач» норматив накладных расходов в процентах к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) составляет 105%. Область применения указанного норматива: ГЭСН-2001-33 (государственные элементные сметные нормы на строительные работы, сборник №33). В соответствии с указанным Сборником №33 Государственные элементные сметные нормы предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих-строителей, строительные машины и механизмы, материалы и изделия) при выполнении работ по строительству электрических сетей напряжением 0,38-1150 кВ и составления сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Таким образом, указанный документ не может быть применен при расчете тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) для операторов связи. Опоры линий городского наружного освещения прежде всего предназначены для высотного размещения осветительного прибора в целях обеспечения освещения улиц. Работы по обследованию технического состояния опор наружного освещения, проверка состояния железобетонных опор со вскрытием грунта, проведение работ для определения прочности бетона на опорах наружного освещения, необходимы, прежде всего, для использования опор по прямому назначению, то есть для освещения улиц. Следовательно, расходы на указанные работы не могут быть в полной мере отнесены на услугу по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля), оказываемую операторам связи. Таким образом, включение в размер платы за услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) указанных статей затрат, не свидетельствует об их экономической обоснованности. В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций ФАС России включать в состав цен (тарифов) на предоставление доступа к инфраструктуре расходы, учтенные в составе цены (тарифа) на предоставление иных услуг, связанных с использованием тех же объектов инфраструктуры, не допускается. Установленные Администрацией города Челябинска тарифы на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП противоречат пункту 39 Правил № 2106, статье 6 Закона «О связи», пунктам 4, 5 Методических рекомендаций ФАС России. 9 2024-6752 Принимая во внимание, что объекты инфраструктуры (опоры) являются муниципальной собственностью, то цена на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, устанавливается органами местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Согласно п. 8 решения Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 «Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года» обладание органами местного самоуправления полномочиями по установлению тарифов не означает возможность реализации данных полномочий произвольным образом, поскольку это создавало бы угрозу ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления их конституционных обязанностей. Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг. Определением Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 № 1994-О также сделан акцент на то, что основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, для чего могут создаваться муниципальные предприятия, на услуги которых органами местного самоуправления, во избежание нарушения интересов потребителей данных услуг, устанавливаются экономически обоснованные тарифы. Таким образом, одной из задач регулирования тарифов является установление экономически обоснованных тарифов на услуги. Одним из принципов регулирования тарифов является принцип экономической обоснованности и окупаемости прямых затрат на выполнение работ, оказание услуг. Экономически обоснованными расходами признаются расходы, которые произведены в связи с оказанием услуги операторам линии связи. Соответственно тариф должен быть рассчитан с учетом расходов владельцев опор, необходимых исключительно для оказания услуг по предоставлению доступа к опорам для размещения сетей связи. При этом не допускается повторное включение в расчет тарифов одних и тех же расходов по видам деятельности. Как следует из Распоряжения Администрации города Челябинска от 12.07.2023 № 9443 «Об установлении тарифов на услуги по использованию опор наружного освещения МУП «ЭВИС» цена на услугу рассчитана за опору и в случае заключения договора взимается в соответствующем размере с каждого оператора связи. В соответствии с п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» при наличии спора о соответствии статье 15 Закона о защите конкуренции правовых актов, решений, действий (бездействий) 10 2024-6752 антимонопольный орган должен доказать факт недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо установить угрозу наступления таких последствий на определенном товарном рынке, в том числе в результате нарушения прав и законных интересов отдельных участников рынка, создания для них конкурентных преимущества или препятствий в конкуренции на товарных рынках. Также Верховный Суд РФ уточнил, что угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1-3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введение ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. По мнению Челябинского УФАС России действия Администрации города Челябинска по установлению тарифа на услугу размещения оборудования ВОЛС, СИП на опорах наружного освещения и контроля за состоянием опор наружного освещения, при размещении дополнительного оборудования (в том числе кабеля) на экономически необоснованно уровне создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности ПАО «МТС», что запрещено п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. При этом размещение ВОЛС и СИП на опорах наружного освещения в г. Челябинске для ПАО «МТС» является эффективным и приоритетным способом передачи сигнала, который не может быть заменен, например подземным способом размещения. Размещенные на опорах, закрепленные за МБУ «ЭВИС», ВОЛС оператор связи ПАО «МТС» используются для оказания услуг связи конечным потребителям и образуют соответствующую сеть связи исходя из адресной привязки опор. В соответствии с п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке. Действия Администрации города Челябинска по установлению тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, при размещении дополнительного оборудования (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП на экономически необоснованном уровне влекут негативные последствия для конкуренции на смежном товарном рынке – рынке услуг фиксированной связи в городе Челябинске. Экономически необоснованный тариф (заградительный тариф) влечет увеличение затрат оператора связи ПАО «МТС» при оказании услуг связи конечным потребителям (абонентам), что создает угрозу и может привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке услуг связи, не входящих в одну группу лиц, созданию дополнительных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок услуг связи. В конечном итоге возникают риски для конечных потребителей 11 2024-6752 услуг фиксированной связи в городе Челябинске. Вышеуказанное подтверждается судебной практикой по аналогичным делам. Так, Администрации города Нижнего Новгорода судами по делу А40- 112805/22 было отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения ФАС России по делу № 11/01/15-38/2021, которым Администрация города Нижнего Новгорода признана нарушившей п. 2 ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в части установления тарифа на обслуживание и содержание многофункциональной опоры при размещении на ней волоконно-оптического кабеля линии связи или самонесущего изолированного провода клиента в размере 399,00 рублей за 1 подвес, что привело к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами (Решение ФАС России по делу № 11/01/15- 38/2021 от 25.04.2022, Постановление 9 ААС от 20.01.2023 по делу № А40- 112805/22). Администрации муниципального образования «Город Саратов» судом отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения Саратовского УФАС России от 30.08.2023 по делу № 064/01/15-1147/2022, которым Администрация муниципального образования «Город Саратов» признана нарушившей п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции при установлении для МУП «СГЭТ» тарифа на предоставление места на опоре контактной сети для размещения кабеля (оптического, телефонного, силового) (Решение АС Саратовской области от 04.03.2024 по делу № А57-26788/2023). Таким образом, действия Администрации города Челябинска по установлению тарифа создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности, поскольку устанавливают не предусмотренные законодательством РФ требования к товару: в данном случае к услуге, а именно экономически необоснованную цену услуги. Операторы связи, не имеющие других вариантов размещения, вынуждены приобретать услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП по экономически необоснованной цене, что противоречит п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Рассматриваемые действия Администрации города Челябинска приводят (могут привести) к ограничению конкуренции на рынке услуг связи, необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, поскольку установление таких ценовых условий создают дополнительные барьеры для входа хозяйствующим субъектам на рынок оказания услуг связи, что в конечном итоге несет риски для конечных потребителях услуг связи. Учитывая изложенное, анализ представленных документов позволяет прийти к выводу о наличии признаков нарушения Администрацией города Челябинска при утверждении тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП антимонопольного законодательства в части утверждения экономически необоснованного тарифа. Администрацией Челябинского городского округа, в результате утверждения необоснованно завышенного тарифа (439,20 руб. в месяц в том числе с НДС) на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том 12 2024-6752 числе кабеля) ВОЛС, СИП сторонних организаций существенно ограничена конкуренция на рынке услуг связи: операторы связи (интернет-провайдеры), чья инфраструктура связи построена с использованием указанных опор, поставлены в невыгодные условия экономической деятельности в сравнении с провайдерами, чья сеть связи не использует опоры наружного освещения, использует их минимально или использует опоры иных владельцев с меньшей ценой, так как издержки последних на один подвес на опоре значительно ниже. К примеру, тариф на размещение волоконно-оптических линий связи и прочих кабелей на воздушных линиях электропередачи МУП «Автохозяйство администрации Златоустовского городского округа в 2023 году составлял 136,79 рублей/месяц, АО «Горэлектросеть» 125,05 рублей/месяц, ОАО «МРСК Урала» (филиал «Челябэнерго») на период 2021-2022 годы - 61,09 рублей/ месяц без НДС, что значительно ниже, чем тариф на аналогичную услугу установленный Администрацией города Челябинска. Вопреки прямому действию норм статьи 8 Конституции РФ Администрацией города Челябинска путем завышения тарифа нарушено единство экономического пространства, создан барьер для свободного перемещения услуг операторов связи. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия). Временной интервал исследования рынка услуг связи: 2023 год и 1 квартал 2024 года. Продуктовыми границами рынка услуг связи являются услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении оборудования в том числе кабеля: ВОЛС, СИП. Географическими границами рынка услуг связи является территория города Челябинска в пределах нахождения опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, которыми владеет МБУ «ЭВИС». В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала 13 2024-6752 исследования товарного рынка. В географических границах города Челябинска в исследуемый временной период в пределах нахождения опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, которыми владеет МБУ «ЭВИС», единственным хозяйствующим субъектом, реализующим услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении оборудования в том числе кабеля: ВОЛС, СИП является МБУ «ЭВИС». В состав хозяйствующих субъектов-покупателей рассматриваемых услуг в исследуемый период включаются хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие опоры наружного освещения, находящиеся в муниципальной собственности, при размещении оборудования в том числе кабеля: ВОЛС, СИП, в том числе: ПАО «МТС», ООО «Т2Мобайл», ПАО «Вымпелком», ПАО «Мегафон». Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке: администрацией города Челябинска вопреки обязанности в силу пункта 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ создавать условия для обеспечения жителей города услугами связи, фактически созданы условия для завышения платы за услуги операторов связи, которые в дальнейшем могут отразиться на конечных потребителях – жителях города, подключенных к сети связи с использованием опор наружного освещения. Также следствием наличия признаков завышения указанного тарифа является отсутствие условий для развития конкуренции, и как следствие, - качества услуг связи и более широкого охвата абонентов услугами связи, в том числе широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети интернет. Указанное свидетельствует об ограничении конкуренции, как на рынке связи для операторов связи, так и на смежных рынках для потребителей услуг связи, оказываемых операторами. Распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 № 2765-р утвержден «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» (далее — Единый план по достижению национальных целей), пунктом 5.3 которого предусмотрен рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97 процентов. Достижение данной цели способствует обеспечению жителей разных регионов и населенных пунктов равными возможностями доступа к дистанционным цифровым технологиям и качественному контенту в сфере образования и культуры, удаленной занятости. Единым планом по достижению национальных целей предусмотрено, что достижение данной цели обеспечивается в том числе путем снижения издержек, устранения административных и прочих барьеров и минимизации факторов, ограничивающих развитие конкуренции для операторов связи. Администрацией города Челябинска вопреки обязанности в силу пункта 15 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ создавать условия для обеспечения жителей города услугами связи, фактически созданы условия для завышения абонентской платы за услуги операторов связи для конечных потребителей – жителей города, подключенных к сети связи с использованием опор наружного освещения. Также следствием наличия признаков завышения указанного тарифа является отсутствие условий для развития конкуренции, и как следствие, - качества услуг связи и более 14 2024-6752 широкого охвата абонентов услугами связи, в том числе широкополосным доступом к информационно-телекоммуникационной сети интернет. Указанное свидетельствует об ограничении конкуренции сразу на двух рынках, как на рынке связи (операторы связи), так и на смежном рынке (потребители услуг связи). В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Действия Администрации города Челябинска по утверждению экономически необоснованных тарифов на услуги по размещению оборудования (линий связи) приводят и (или) могут привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, необоснованному препятствию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на рынке услуг связи, что противоречит части 1 статьи 15, в том числе пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Установленный частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов. Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности органами местного самоуправления, в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении 15 2024-6752 действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации города Челябинска по установлению экономически необоснованного тарифа на услуги по контролю за состоянием опор наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, при размещении дополнительного имущества (в том числе кабеля) ВОЛС, СИП признаков нарушения части 1 статьи 15 в т.ч. пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Челябинское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем отмены действующего тарифа (366,00 руб. в месяц без учета НДС за 1 место подвеса) и установления экономически обоснованного и сопоставимого с существующими на аналогичных товарных рынках тарифа на предоставление мест на опорах наружного освещения для размещения ВОЛС и (или) иного оборудования в срок до 01.08.2024. О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 5, 7 и 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции)

Связанные организации

Связанные организации не указаны