Решение б/н Решение по делу № 88-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 12 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «14» апреля 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено «10» мая 2016 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    <…>    -    заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    <…>    -    начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    -    специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело по признакам нарушения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (454008, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4) (далее – Управление) и обществом с ограниченной ответственностью «Челябгорсвет» (454126, г. Челябинск, ул. Смирных, д. 4; ИНН 7450039970, КПП 745301001) (далее – ООО «Челябгорсвет», Общество) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии на заседании Комиссии начальника контрактного отдела Управления <…>, действующего на основании доверенности от 11.01.2016, юрисконсульта ООО «Челябгорсвет» <…>, действующего на основании доверенности от 11.01.2016, представителя ООО «Челябгорсвет» <…>, действующей на основании доверенности от 11.01.2016 и заявителя,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление физического лица о неправомерных действиях Управления и Общества, выразившихся в заключении муниципальных контрактов без проведения торгов.
Заявитель указывает, что муниципальные контракты № 15/1-ТС от 01.01.2015, № 15/4-ТС от 27.02.2015, 15/6-ТС от 01.04.2015 (далее - Контракты 15/1, 15/4, 15/6)  заключены Управлением с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО «Челябгорсвет» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) вследствие аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непреодолимой силы. При этом в отчетах о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Управлением указано на неоднократную выдачу Челябинским УФАС России предписаний об отмене электронных аукционов на выполнение работ, предусмотренных муниципальными контрактами. Тогда как, по мнению заявителя, указанные основания для заключения муниципальных контрактов без проведения торгов не являются обстоятельствами аварий и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непреодолимой силы.  В связи с этим у заказчика отсутствовали основания для заключения муниципальных контрактов  в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного заявитель просит признать Контракты 15/1, 15/4, 15/6 соглашениями, нарушающими статью 16 Закона о защите конкуренции.

Управлением представлены письменные пояснения от 30.07.2015 исх. № 01-05/3664, от 20.10.2015 исх. № 0105/5245, от 20.11.2015 исх. № 01-05/5837, от 19.01.2016 исх. № 01-05/133, от 01.02.2016 исх. № 01-05/357, от 20.02.2016 исх. № 01-05/834, от 07.04.2016 исх. № 0105/1755 и отмечено следующее.
Денежные средства для реализации полномочий органов местного самоуправления выделены Управлению на основании Решения Челябинской городской Думы от 23.12.2014 № 4/3 «О бюджете города Челябинска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов».
Управлением Контракты 15/1, 15/4, 15/6 заключены в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что данные мероприятия необходимы для предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения города Челябинска, отсутствие указанных муниципальных контрактов приведет к увеличению аварийных и криминогенных ситуаций на улично-дорожной сети города Челябинска, в том числе по причине отсутствия освещения города Челябинска.
Выбор подрядной организации осуществлялся по решению комиссии на основании утвержденного Управлением акта и с учётом того, что ООО «Челябгорсвет» на протяжении нескольких лет зарекомендовало себя надежным поставщиком услуг. В связи со срочностью заключения муниципальных контрактов предложения об их заключении иным хозяйствующим субъектам не направлялись.  
С 15.05.2015 по настоящее время Управлением заключены прямые договоры с поставщиками электрической энергии на поставку электрической энергии в целях обеспечения наружного освещения города Челябинска.
На заключение Челябинского УФАС России об обстоятельствах дела № 88-07/15 от 11.03.2016 года Управление пояснило, что не располагало информацией о договоре аренды муниципального имущества № 27-МИ от 31.10.2014, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и Обществом (далее – договор аренды № 27-МИ), сроком действия до 31.12.2017.

    ООО «Челябгорсвет» представлены письменные пояснения от 21.10.2015 исх. № 1085, от 26.01.2016 исх. № б/н, от 02.02.2016 исх. б/н, от 01.03.2016 исх. № 258, от 11.04.2016 исх. № 395 и отмечено следующее.
Обществом заключены Контракты 15/1, 15/4, 15/6 на основании предложения  Управления, в целях предотвращения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, во избежание создания криминогенной обстановки в вечернее и ночное время суток, для обеспечения безопасности дорожного движения. По мнению Общества, имелись основания для заключения контрактов без проведения торгов, в связи с чем в действиях ООО «Челябгорсвет» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Сумма затрат на электроэнергию, получаемая ООО «Челябгорсвет» по Контрактам 15/1, 15/4, 15/6, полностью оплачивалась гарантирующему поставщику электроэнергии.
На заключение Челябинского УФАС России об обстоятельствах дела № 88-07/15 от 11.03.2016 года Управление пояснило следующее.
ООО «Челябгорсвет» заключило Контракты 15/1, 15/4, 15/6 на выполнение работ по включению и отключению наружного освещения в городе Челябинске, а также ее эксплуатацию.
    Общая сумма заключенных Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 составила 88 856 437,00 рублей с учетом НДС 18%. Общая сумма затрат на техническое обслуживание наружного освещения, включающего в себя материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизию и ремонт пунктов управления, включение и отключение наружного освещения в городе, а также ревизию и ремонт световой иллюминации по Контрактам 15/1, 15/4, 15/6 составила 22 565 763,34 рублей.

    Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. 01.01.2015 Управлением составлен акт, согласно которому комиссией Управления принято решение о заключении Управлением с Общество муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска, направленных на поддержание в безаварийном состоянии объектов наружного освещения города Челябинска с обеспечением горения светильников не менее 95%, на период с 01.01.2015 по 28.02.2015 (пункт 4 акта от 01.01.2015).
В соответствии с пунктами 1-3 акта от 01.01.2015 решение принято на основании следующего:
- выдача Челябинским УФАС России предписания от 19.12.2014 № 791-ж/2014 об отмене аукциона на содержание уличного освещения № 0169300000114006666;
- окончание срока выполнения работ по муниципальному контракту № 2014.273500 от 01.10.2014 и необходимость проведения нового аукциона на содержание наружного освещения;
- необходимость предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения, а именно: необходимость в круглосуточном постоянном режиме обеспечить бесперебойную работу и управление сетями наружного освещения; обеспечить включение/отключение осветительных установок, устранение неполадок в работе сетей аварийными бригадами, а также оптимальный и стабильный уровень освещенности в соответствии с действующими нормативами; контролировать и своевременно снимать показания с приборов учета строго в расчетные дни; ежедневно контролировать состояние работы пунктов включения наружного освещения; устранять немедленно неисправности в рамках спектра выполняемых работ, грозящие жизни людей; участвовать в работах по ликвидации отказов в установках наружного освещения города, по подготовке к праздникам, в том числе дежурства по городу согласно графику в часы работы наружного освещения, включая выходные и праздничные дни.
В день утверждения Управлением акта от 01.01.2015 между Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ № 15/1-ТС от 01.01.2015 (далее – Контракт 15/1).
Пунктом 1.1. Контракта 15/1 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/1 является выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска.
Согласно пункту 2.1. Контракта 15/1 цена работ по контракту составляет 43 114 377 рублей. В соответствии с локальной сметой Приложение № 4 к Контракту 15/1 затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 30 653 885 рублей, остальные затраты, включающие в себя техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизия и ремонт пунктов управления, ревизия и ремонт сетевой иллюминации, составляют 12 460 492 рубля.  
Срок выполнения работ установлен с 01.01.2015 по 28.02.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/1). В соответствии с пунктом 9.1. Контракта 15/1 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
2. 27.02.2015 Управлением составлен акт, согласно которому комиссией Управления принято решение о заключении Управлением с Обществом муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска, направленных на поддержание в безаварийном состоянии объектов наружного освещения города Челябинска с обеспечением горения светильников не менее 95%, на период с 01.03.2015 по 31.03.2015 (пункт 4 акта от 27.02.2015).
В соответствии с пунктами 1-3 акта от 27.02.2015 решение принято на основании следующего:
- выдача Челябинским УФАС России предписания от 20.02.2015 № 55-ж/2015 об отмене аукциона на содержание уличного освещения № 0169300000115000014;
- окончание срока выполнения работ по Контракту 15/1 и необходимость проведения нового аукциона на содержание наружного освещения;
- необходимость предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения, а именно: необходимость в круглосуточном постоянном режиме обеспечить бесперебойную работу и управление сетями наружного освещения; обеспечить включение/отключение осветительных установок, устранение неполадок в работе сетей аварийными бригадами, а также оптимальный и стабильный уровень освещенности в соответствии с действующими нормативами; контролировать и своевременно снимать показания с приборов учета строго в расчетные дни; ежедневно контролировать состояние работы пунктов включения наружного освещения; устранять немедленно неисправности в рамках спектра выполняемых работ, грозящие жизни людей; участвовать в работах по ликвидации отказов в установках наружного освещения города, по подготовке к праздникам, в том числе дежурства по городу согласно графику в часы работы наружного освещения, включая выходные и праздничные дни.
В день утверждения Управлением акта от 27.02.2015 между Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ № 15/4-ТС от 27.02.2015 (далее – Контракт 15/4).
Пунктом 1.1. Контракта 15/4 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/4 является выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска.
Согласно пункту 2.1. Контракта 15/4 цена работ по контракту составляет 19 791 473 рубля. В соответствии с локальной сметой № 1/5 Приложение № 4 к Контракту 15/4 затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 11 742 496 рублей, остальные затраты, включающие в себя техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизия и ремонт пунктов управления, составляют 8 048 977 рублей.  
Срок выполнения работ установлен с 01.03.2015 по 31.03.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/4). В соответствии с пунктом 9.1. Контракта 15/4 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
3. 01.04.2015 Управлением составлен акт, согласно которому комиссией Управления рассмотрен вопрос о мерах по предотвращению аварийной ситуации на объектах наружного освещения города Челябинска в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, подготовки к празднованию семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и подготовки к чемпионату мира по тхэквондо.
По результатам рассмотрения указанного вопроса комиссией Управления принято решение о заключении Управлением с Обществом муниципального контракта на выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска, направленных на поддержание в безаварийном состоянии объектов наружного освещения города Челябинска с обеспечением горения светильников не менее 95%, на период с 01.04.2015 по 15.05.2015 (пункт 4 акта от 01.04.2015).
В соответствии с пунктами 1-3 акта от 01.04.2015 решение принято на основании следующего:
- окончание срока выполнения работ по Контракту 15/4 и необходимость проведения аукциона на содержание наружного освещения;
- необходимость предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах наружного освещения, а именно: необходимость в круглосуточном постоянном режиме обеспечить бесперебойную работу и управление сетями наружного освещения; обеспечить включение/отключение осветительных установок, устранение неполадок в работе сетей аварийными бригадами, а также оптимальный и стабильный уровень освещенности в соответствии с действующими нормативами; контролировать и своевременно снимать показания с приборов учета строго в расчетные дни; ежедневно контролировать состояние работы пунктов включения наружного освещения; устранять немедленно неисправности в рамках спектра выполняемых работ, грозящие жизни людей; участвовать в работах по ликвидации отказов в установках наружного освещения города, по подготовке к праздникам, в том числе дежурства по городу согласно графику в часы работы наружного освещения, включая выходные и праздничные дни.
В день утверждения Управлением акта от 01.04.2015 между Управлением и Обществом заключен муниципальный контракт на выполнение работ № 15/6-ТС от 01.04.2015 (далее – Контракт 15/6).
Пунктом 1.1. Контракта 15/6 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/6 является выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска.
Согласно пункту 2.1. Контракта 15/6 цена работ по контракту составляет 25 950 587 рублей. В соответствии с локальной сметой № 1/5 Приложение № 4 к Контракту 15/6 затраты на электроэнергию по данному контракту составляют 13 782 156 рублей, остальные затраты, включающие в себя техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизия и ремонт пунктов управления, ревизия и ремонт световой иллюминации составляют 12 168 431 рубль.  
Срок выполнения работ установлен с 01.04.2015 по 15.05.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/6). В соответствии с пунктом 9.1. Контракта 15/6 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 15.05.2015 № 3 по состоянию на 15.05.2015 Обществом выполнены работы общей стоимостью 25 950 587 рублей, то есть в полном объеме, предусмотренном Контрактом 15/6.
    Согласно выписке из лицевого счета Управления № ЛС 0347100698Б за период с 01.01.2015 по 22.07.2015, а также представленным платежным поручениям, работы, предусмотренные Контрактами 15/1, 15/4, 15/6 оплачены Управлением в полном объеме.
    Таким образом, Контракты 15/1, 15/4, 15/6 заключены между Управлением и Обществом на основании решений Управления без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Целями регулирования названного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В части 1 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрена процедура проведения заказчиком в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предварительного отбора участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить выполнение необходимых работ. По результатам предварительного отбора составляется перечень подрядчиков в целях последующего осуществления закупок у них работ путем проведения запроса котировок с учетом особенностей, предусмотренных статьей 82 Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В части 3 статьи 80 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если возникает потребность в работах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных работ осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Так, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Тогда как в рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а обоснована иными обстоятельствами, в том числе выдачей предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при организации и проведении торгов, необходимостью выполнить работы до празднования семидесятой годовщины Победы в Великой Отечественной войне и проведения чемпионата мира по тхэквондо. Указанные обстоятельства не являются чрезвычайной ситуацией либо влиянием непреодолимой силы в том смысле, в котором данные понятия используются в целях реализации Закона о контрактной системе.
Кроме того, проведение работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.
Соответственно, указанные контракты не могли быть заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть без проведения конкурентных процедур. В связи с этим, доводы Управления и Общества о соответствии заключения Контрактов требованиям законодательства о контрактной системе не могут быть приняты во внимание.
Доводы Управления и Общества о том, что Контракты 15/1, 15/4, 15/6  заключены в целях обеспечения бесперебойного освещения города Челябинска, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика может осуществляться в случае заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) установлено, что гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии, и желающим приобрести электрическую энергию.
    Постановлением Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 12.10.2006 № 27/1 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Челябэнергосбыт» ПАО «Челябэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии, а также определена зона его деятельности – вся территория Челябинской области за исключением зон деятельности иных гарантирующих поставщиков.
В материалах дела имеются контракты энергоснабжения, заключенные с 15.05.2015 между Управлением и ПАО «Челябэнергосбыт» на продажу электрической энергии (мощности) в точках поставки на розничном рынке, на оказание услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии через привлеченных третьих лиц.
Управление, заключив с 15.05.2015 контракты энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, имело возможность и в период до 15.05.2015 заключить аналогичные контракты с гарантирующим поставщиком.
Однако Управление не воспользовалось возможностью заключения контракта с единственным поставщиком, являющимся гарантирующим поставщиком электроэнергии по Челябинской области, обеспечив тем самым улицы города Челябинска освещением без заключения контрактов с ООО «Челябгорсвет», которое не является гарантирующим поставщиком.  
Доводы Управления и Общества о заключении контрактов без проведения торгов ввиду необходимости надлежащей эксплуатации сетей также не принимаются во внимание, в том числе по следующим основаниям.
Необходимость обслуживания сетей не обусловлена аварийными, чрезвычайными ситуациями техногенного характера, что является необходимым условием для заключения Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 без проведения торгов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в материалах дела имеется договор аренды муниципального имущества № 27-МИ, сроком действия до 31.12.2017, заключенный между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска и Обществом.
Предметом данного договора является передача в аренду Обществу муниципального имущества, а именно сети наружного освещения города Челябинска для выполнения комплекса работ по эксплуатации сети наружного освещения.
В соответствии с пунктом 2.2.6 договора аренды № 27-МИ арендатор (ООО «Челябгорсвет») обязан принимать все возможные меры по предотвращению и ликвидации ситуаций, ставящих под угрозу сохранность имущества. Согласно пункту 2.2.10 договора аренды № 27-МИ арендатор обязан собственными силами и/или силами привлеченных третьих лиц своевременно и за свой счет производить текущий ремонт арендованного имущества.
Однако, несмотря на то, что договором аренды № 27-МИ предусмотрена обязанность арендатора (ООО «Челябгорсвет») за свой счет производить текущий ремонт элементов наружного освещения города Челябинска, в Контракты 15/1, 15/4, 15/6 включены работы по техобслуживанию данных элементов наружного освещения.
    Пояснения Управления об отсутствии сведений о договоре аренды № 27-МИ не могут быть приняты во внимание, поскольку Управление является органом, обеспечивающим функции органов местного самоуправления и соблюдение законодательства. Следовательно, Управлению надлежало выяснить наличие обстоятельств Чрезвычайных ситуаций, в том числе с учетом того, что на указанное имущество у Управления отсутствуют права пользования.
Доводы Общества о заключении Контрактов 15/1, 15/4, 15/6  на выполнение работ по включению и отключению наружного освещения города Челябинска не могут быть приняты во внимание, в том числе по следующим основаниям.
Предметом Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 является выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска. Работы по включению и отключению наружного освещения города Челябинска составляют лишь часть работ, предусмотренных сметами Контрактов 15/1, 15/4, 15/6, и стоимость данных работ незначительна.
Более того, точки автоматизированной системы диспетчерского управления сети наружного освещения, используемые Обществом для выполнение работ по включению и отключению наружного освещения города Челябинска, находились в собственности ООО «Челябгорсвет» на основании договора купли-продажи объекта приватизации на аукционе № 29/12 от 23.10.2012 г.
    Таким образом Управление, при наличии возможности заключения контракта с единственным поставщиком, являющимся гарантирующим поставщиком электроэнергии по Челябинской области, и наличии договора аренды № 27-МИ, которым предусмотрена обязанность ООО «Челябгорсвет» за свой счет производить текущий ремонт элементов наружного освещения города Челябинска, заключило Контракты 15/1, 15/4, 15/6 на общую сумму 88 856 437 рублей, без проведения торгов. Общая сумма затрат на электроэнергию по Контрактам 15/1, 15/4, 15/6 составила 56 178 537 рублей. С учетом НДС (18%) сумма затрат на электроэнергию по Контрактам 15/1, 15/4, 15/6 составила 66 290 673,66 рублей. Соответственно, общая сумма затрат на техническое обслуживание наружного освещения, включающего в себя материалы для обслуживания, замену поврежденных светильников, ремонт воздушных сетей и кабельной линии, ревизию и ремонт пунктов управления, включение и отключение наружного освещения в городе, а также ревизию и ремонт световой иллюминации по Контрактам 15/1, 15/4, 15/6 составила 22 565 763,34 рублей.
     Контракты 15/1, 15/4, 15/6 включают в себя два самостоятельных и невзаимосвязанных друг с другом объекта закупки: поставка электрической энергии и выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска (техническое обслуживание наружного освещения, материалы для обслуживания, текущий ремонт, аварийно-восстановительные работы).
    Челябинское УФАС России при выдаче предписания № 55-ж/2015 от 20.02.2015 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе указывало на нарушение Управлением частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в состав одного лота поставки электроэнергии и оказание услуг по эксплуатации наружного освещения, которые  технологически и функционально не связаны между собой, что может привести к уменьшению круга участников торгов, и как следствие к ограничению конкуренции при участии в закупке.
Указанные обстоятельства подтверждаются результатами аукционов, в соответствии с которыми закупки признаны несостоявшимися ввиду направления единственной заявки. В Таблице 1 содержится информация о контрактах заключенных между Управлением и ООО «Челябгорсвет» за период с 2010 года по 2015 год, размещенная в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. Общая сумма  цены контрактов за данный период составила 1 496 626 981,00 руб. Из данных Таблицы 1 следует, что ООО «Челябгорсвет» не раз являлось лицом, подавшим единственную заявку на участие в проводимых Управлением по данному предмету торгам.
Таблица 1.
Информация о заключенных между Управлением и ООО «Челябгорсвет» контрактах за период  с 2010 года по 2015 год
№    Номер реестровой записи    Способ    Дата контракта    Номер контракта    Предмет контракта    Срок исполнения    Цена контракта, руб.    Количество участников/экономия
1    '3745122790615000013'    ЕП    01.04.2015    15/6-ТС    Эксплуатация наружного освещения города Челябинска    май  2015    25 950 587,00    1/0
2    '3745122790615000011'    ЕП    27.02.2015    15/4 ТС    эксплуатация наружного освещения города Челябинска    март 2015    19 791 473,00    1/0
3    '3745122790615000006'    ЕП    01.01.2015    15/1-ТС    Услуги по распределению электроэнергии для наружного освещения    февраль 2015    43 114 377,00    1/0
4    '0169300014314000038'    ЭА    01.10.2014    2014.273500    Содержание уличного освещения    декабрь 2014    50 503 300,00    1/0
5    '0169300014313000022'    ЭА    24.12.2013    2013.251286    Выполнение работ по содержанию уличного освещения    август 2014    215 000 000,00    1/0
6    '0169300014312000042'    ЭА    25.12.2012    2012.177601    Содержание и ремонт уличного освещения     декабрь 2013    328 720 000,00    1/0
7    '0169300014311000066'    ЭА    20.12.2011    2011.68264    Выполнение работ по содержанию и ремонту уличного освещения    декабрь 2012    304 416 427,00    1/0
8    '0169300014311000014'    ЕП    30.11.2010    10/1-286-СМР    Выполнение подрядных работ по реконструкции объекта "Улица Труда от ул. Цвиллинга до ул. Кирова". Наружное освещение.    декабрь 2011    88 005 407,00    1/0
9    '0169300014311000009'    ЕП    11.06.2010    10/1-105-СМР    Выполнение строительно-монтажных работ по мероприятиям отраслевой целевой программы "Наружное освещение города Челябинска" на 2010-2012 годы    декабрь 2012    111 002 922,00    1/0
10    '0169300014311000044'    ЭА    02.09.2011    2011.28206    Выполнение строительно-монтажных работ по строительству объектов улично-дорожной сети г. Челябинска. Наружное освещение.    ноябрь 2012    64 962 705,24    1/0
11    '0169300014312000020'    ЭА    10.05.2012    2012.38704    Выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети г. Челябинска. Наружное освещение.     декабрь 2013    265 291 060,00    1/0
12    '0169300014311000011'    ЕП    22.11.2010    10/1-273-СМР    Выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов улично-дорожной сети г. Челябинска. Наружное освещение.    декабрь 2011    42 962 834,00    1/0
13    '0169300014313000015'    ЭА    19.09.2013    2013.159749    Выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции объектов УДС г. Челябинска. Наружное освещение.    декабрь  2016    60 661 610,00    1/0
14    '0169300014312000044'    ЭА    25.12.2012    2012.177609    Выполнение работ в рамках отраслевой целевой программы "Наружное освещение города Челябинска" на 2013-2015 годы      декабрь 2015    183 178 147,00    1/0
15    '3745122790615000019'
ЭА    25.05.2015    2015.173257    Выполнение работ по эксплуатации наружного освещения г. Челябинска    декабрь 2015    43 693 358,00    1/0
    Итого
                        1 496 626 981,00    
    Действия Управления по принятию решений о заключении Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 с Обществом без проведения конкурентных процедур, а также по последовательному заключению данных контрактов на выполнение работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска с конкретным хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур свидетельствуют о заинтересованности Управления в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанными контрактами, именно Общества.
В свою очередь, ООО «Челябгорсвет» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности, и при наличии у Общества обязательств по исполнению договора аренды № 27-И.
При заключении Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 без проведения конкурентных процедур Общество должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение торгов на право заключения указанных контрактов, учитывая, что данное общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе.
ООО «Челябгорсвет», заключая Контракты 15/1, 15/4, 15/6 вне конкурентных процедур, должно было осознавать, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение предусмотренных Контрактами  работ для муниципальных нужд, получение оплаты таких работ и в результате заключения данных соглашений будет устранена конкуренция за право выполнения указанных работ.
В результате Общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения торгов.
Согласно пункту 1.1 Контрактов 15/1, 15/4, 15/6 предметом контрактов является выполнение работ по эксплуатации наружного освещения города Челябинска. В соответствии с пунктом 4.1.1 указанных контрактов выполняются следующие виды работ: обеспечение освещения улиц, архитектурно-художественного освещения, праздничной иллюминации в вечернее и ночное время суток, техобслуживание элементов наружного освещения, пунктов включения, кабельных линий, произведение оплаты электроэнергии и другие виды работ согласно смете.
Согласно письму ООО «Челябгорсвет» (вх. № 2599 от 03.03.2016) видами  деятельности, к которым относилось выполнение Обществом работ в 2014-2015 годах являлись:
- производство электромонтажных работ (ОКВЭД 45.31);
- деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей (ОКВЭД 40.10.5).
    На территории города Челябинска зарегистрированы иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по выполнению работ, соответствующих кодам ОКВЭД 45.31 и ОКВЭД 40.10.5 (в том числе: ООО «Спецэлектромонтаж», ООО «Энерготехсоюз», ООО «Сервис Электрик», ООО «Энергослужба», ООО «Энергомонтаж», ЗАО «Уралремонтавтоматика» и другие). Следовательно, рынок осуществления работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска является конкурентным.
В период с 01.01.2013 по 15.05.2015 оплата электрической энергии в целях обеспечения наружного освещения города Челябинска осуществлялась ООО «Челябгорсвет». С 15.05.2015 по настоящее время Управлением перезаключены прямые договоры на поставку электрической энергии в целях бесперебойного обеспечения наружного освещения города Челябинска с иными хозяйствующими субъектами: ООО «Мечел-Энерго», ООО «Русэнергосбыт», ОАО «Челябэнергосбыт». Таким образом, рынок поставки электрической энергии в целях обеспечения наружного освещения города Челябинска является конкурентным.  
Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом изложенного, Контракты 15/1, 15/4, 15/6, заключенные между Управлением и ООО «Челябгорсвет» без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, являются ограничивающими конкуренцию соглашениями, результатом которых явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупок для муниципальных нужд, создание отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Челябгорсвет» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по контрактам по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке осуществления работ по эксплуатации объектов наружного освещения города Челябинска, и способными выполнять такие закупки, ввиду того, что такие лица лишены возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных контрактами, и противоречат статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 названной нормы.
Поскольку по результатам осуществления закупок у единственного поставщика между Управлением и ООО «Челябгорсвет» заключены Контракты 15/1, 15/4, 15/6, работы по которым выполнены в полном объеме, Комиссии не представляется возможным выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:
1. Признать Контракты 15/1, 15/4, 15/6, заключенные между Управлением и ООО «Челябгорсвет» без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, соглашениями, нарушающими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы.
2. Ответчикам по делу предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии                                                                      <…>


Члены Комиссии                                           <…>
   
                                                                                                              
                                                                                                               <…>

 

 

 

 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение месяца со дня их вынесения. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 <…>
 (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны