Решение б/н Решение по делу № 89-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «03» ноября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено «16» декабря 2015 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председатель
Комиссии:    <…>    -    заместитель руководителя управления -начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:    <…>    -    начальник отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>        специалист-эксперт отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело по признакам нарушения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска (454008, г. Челябинск, пр. Комсомольский, д. 4) и ООО «Челябгорзеленстрой» (454084, г. Челябинск, ул. Кожзаводская, д. 20, стр. 2, оф. 20; ОГРН 1057421564177, ИНН 7447084853, КПП 744701001) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:

В адрес Челябинского УФАС России поступили заявления Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю «Комитет народного контроля» и <...> о неправомерных действиях Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска, выразившихся в заключении муниципальных контрактов без проведения торгов.
В частности, заявители указывают на заключение между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» муниципального контракта № 15/8-ТС от 01.06.2015 без проведения конкурентных процедур в нарушение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Кроме того, <...> дополнительно указывает, что муниципальные контракты № 15/3-ТС от 13.01.2015, № 15/5-ТС от 12.03.2015, 15/7-ТС от 28.04.2015 заключены Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО «Челябгорзеленстрой» вследствие аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непреодолимой силы. При этом в отчетах о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска указано на неоднократную выдачу Челябинским УФАС России предписаний об отмене электронных аукционов на выполнение работ, предусмотренных муниципальными контрактами. Тогда как, по мнению <...>, указанные основания для заключения муниципальных контрактов без проведения торгов не являются обстоятельствами непреодолимой силы. В связи с этим у заказчика отсутствовали основания для заключения муниципальных контрактов  в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного <...> просит признать муниципальные контракты № 15/3-ТС от 13.01.2015, № 15/5-ТС от 12.03.2015, 15/7-ТС от 28.04.2015, № 15/8-ТС от 01.06.2015 соглашениями, нарушающими статью 16 Закона о защите конкуренции.

Представителем Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 30.07.2015 исх. № 01-05/3664, от 20.10.2015 исх. № 0105/5245 и отмечено следующее.
Денежные средства для реализации полномочий органов местного самоуправления выделены Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска на основании Решения Челябинской городской Думы от 23.12.2014 № 4/3 «О бюджете города Челябинска на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов».
Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска муниципальные контракты № 15/3-ТС от 13.01.2015, № 15/5-ТС от 12.03.2015, 15/7-ТС от 28.04.2015, № 15/8-ТС от 01.06.2015 заключены в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно вследствие непреодолимой силы, в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, безопасности дорожного движения, обеспечения видимости средств регулирования движения, исключения падения аварийных деревьев и обрыва линий электропередач, предотвращения аварийных ситуаций на улично-дорожной сети города Челябинска.
Контракт № 15/7-ТС был заключен для проведения восстановительных работ на памятниках, посвященных Победе в Великой Отечественной войне к празднованию семидесятилетнего юбилея.
Выбор подрядной организации осуществлялся по решению комиссии на основании утвержденного акта и с учётом того, что ООО «Челябгорзеленстрой» на протяжении нескольких лет зарекомендовало себя надежным поставщиком услуг, в связи со срочностью заключения муниципальных контрактов предложения об их заключении иным хозяйствующим субъектам не направлялись.   

Представитель ООО «Челябгорзеленстрой» на заседании Комиссии пояснил, обществом заключены рассматриваемые контракты на основании предложения  Управления дорожного хозяйства Администрации города. По мнению                              представителя ответчика, имелись основания для заключения контрактов без проведения торгов, в связи с чем в действиях ООО «Челябгорзеленстрой» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. 04.12.2014 Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона в электронной форме                                            № 0169300000114006873 на выполнение работ по содержанию объектов озеленения. Заказчиком выступило Управление дорожного хозяйства Администрации                                    г. Челябинска. Дата проведения Аукциона – 26 декабря 2014 года. Начальная (максимальная) цена контракта – 200 780 000 рублей.
В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «ТравникиЭКО» на действия заказчика при проведении указанного открытого аукциона. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене аукциона (решение № 813-ж/2014 от 25.12.2014). Указанное предписание исполнено, аукцион отменен 13.01.2015.
13.01.2015 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска составлен акт, согласно которому комиссией Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска по результатам рассмотрения повестки дня: «О мерах по предотвращению аварийной ситуации и в связи с непреодолимой силой, а также в целях обеспечения жизнедеятельности населения» принято решение:
1) информацию о  предписании Челябинского УФАС России от 25.12.2014                     № 813-ж/2014 об отмене аукциона на содержание объектов озеленения                                              № 0169300000114006873 принять к сведению;
2) информацию об окончании срока выполнения работ по муниципальному контракту № 2014.261898 от 15.09.2014 и сроках проведения нового аукциона на содержание объектов озеленения принять к сведению;
3) для предотвращения развития аварийных ситуаций на объектах внешнего благоустройства, а именно на объектах озеленения необходимо в круглосуточном постоянном режиме обеспечить: отсутствие наледи и снежных накатов на дорожно-тропиночной сети скверов города Челябинска; вывоз мусора из скверов; обрезку деревьев, угрожающих валкой и повреждением кабельной сети наружного освещения и повреждением технических средств регулирования дорожного движения;
4) управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска заключить муниципальный контракт с ООО «Челябгорзеленстрой» на выполнение работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города Челябинска, на период с 13.01.2015 по 28.02.2015.
В день утверждения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска акта от 13.01.2015 между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию объектов озеленения № 15/3-ТС от 13.01.2015 (далее – Контракт 15/3).
Пунктом 1.1 Контракта 15/3 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/3 является выполнение работ по содержанию объектов озеленения.
Согласно пункту 2.1 Контракта 15/3 цена работ по контракту составляет 30 000 000 рублей. Срок выполнения работ установлен с 13.01.2015 по 28.02.2015 (пункт 3.1 Контракта 15/3). В соответствии с пунктом 9.1 Контракта 15/3 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за февраль 2015 года от 28.02.2015 № 8 по состоянию на 28.02.2015 ООО «Челябгорзеленстрой»  выполнены работы общей стоимостью 30 000 000 рублей, то есть в полном объеме, предусмотренном Контрактом 15/3.
2. 04.02.2015 Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме                                     № 0169300000115000044 на выполнение работ по содержанию объектов озеленения. Заказчиком выступило Управление дорожного хозяйства Администрации                                    г. Челябинска. Дата проведения Аукциона – 26 февраля 2015 года. Начальная (максимальная) цена контракта – 130 780 000 рублей.
В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба Челябинской областной общественной организации содействия общественному контролю «Комитет народного контроля» на действия заказчика при проведении указанного открытого аукциона. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене аукциона (решение № 60-ж/2015 от 26.02.2015). Указанное предписание исполнено, аукцион отменен 11.03.2015.
12.03.2015 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска составлен акт, согласно которому комиссией Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска по результатам рассмотрения повестки дня: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы, в целях обеспечения жизнедеятельности населения, подготовкой к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и подготовкой к чемпионату мира по тхэквондо» принято решение:
1) информацию о  предписании Челябинского УФАС России от 26.03.2015                     № 60-ж/2015 об отмене аукциона на содержание объектов озеленения                                              № 01693000001150000446873 принять к сведению;
2) информацию об окончании срока выполнения работ по Контракту № 15/3 и сроках проведения нового аукциона на содержание объектов озеленения города Челябинска принять к сведению;
3) в связи с непреодолимой силой и во избежание развития аварийных ситуаций на объектах внешнего благоустройства, а именно объектах озеленения необходимо в круглосуточном постоянном режиме обеспечить: отсутствие наледи и снежных накатов на дорожно-тропиночной сети скверов города Челябинска; вывоз мусора из скверов; обрезку деревьев, угрожающих валкой и повреждением кабельной сети наружного освещения и повреждением технических средств регулирования дорожного движения; санитарную очистку объектов озеленения;
4) Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска заключить муниципальный контракт с ООО «Челябгорзеленстрой»  на выполнение работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города Челябинска, на период с 12.03.2015 по 19.05.2015 .
В день утверждения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска акта от 12.03.2015 между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию объектов озеленения № 15/5-ТС от 12.03.2015 (далее – Контракт 15/5).
Пунктом 1.1 Контракта 15/5 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/5 является выполнение работ по содержанию объектов озеленения.
Согласно пункту 2.1 Контракта 15/3 цена работ по контракту составляет 31 200 743 рубля. Срок выполнения работ установлен с 12.03.2015 по 19.05.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/5). В соответствии с пунктом 9.1 Контракта 15/5 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за май 2015 года от 19.05.2015 № 19 по состоянию на 19.05.2015 ООО «Челябгорзеленстрой» выполнены работы общей стоимостью 33 200 743 рубля, то есть в полном объеме, предусмотренном Контрактом 15/5.
3. 28.04.2015 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска составлен акт, согласно которому комиссией Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска по результатам рассмотрения повестки дня: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы, в целях обеспечения жизнедеятельности населения, подготовкой к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и подготовкой к чемпионату мира по тхэквондо» принято решение:
1) информацию о возникновении необходимости выполнения ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения в скверах в связи с наступлением устойчивых положительных температур принять к сведению;
2) информацию о длительных сроках определения подрядной организации путем проведения торгов, которые не позволят выполнить ремонтно-восстановительные работы к назначенному времени, принять к сведению;
3) в связи с непреодолимой силой и во избежание развития аварийных ситуаций на объектах внешнего благоустройства: обеспечить вывоз мусора из скверов; выполнить работы по восстановлению памятников архитектуры в скверах;
4) Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска заключить муниципальный контракт с ООО «Челябгорзеленстрой» на выполнение ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города Челябинска, на период с 28.04.2015 по 08.05.2015.
В день утверждения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска акта от 28.04.2015 между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» заключен муниципальный контракт № 15/7-ТС от 28.04.2015 (далее – Контракт 15/7).
Пунктом 1.1 Контракта 15/7 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/7 является выполнение ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения.
Согласно пункту 2.1 Контракта 15/7 цена работ по контракту составляет 1 330 893 рубля. Срок выполнения работ установлен с 28.04.2015 по 08.05.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/7). В соответствии с пунктом 9.1 Контракта 15/7 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за 2015 год от 08.05.2015 № 17 по состоянию на 08.05.2015 Обществом выполнены работы общей стоимостью 1 330 893 рубля, то есть в полном объеме, предусмотренном Контрактом 15/7.
4. 01.06.2015 Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска составлен акт, согласно которому комиссией Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска по результатам рассмотрения повестки дня: «О мерах ликвидации последствий непреодолимой силы, в целях обеспечения жизнедеятельности населения города Челябинска» принято решение:
1) информацию о возникновении острой необходимости выполнения работ по содержанию объектов озеленения в связи с наступлением устойчивых положительных температур принять к сведению;
2) информацию о неоднократных предписаниях Челябинского УФАС России об отмене аукциона на содержание объектов озеленения города Челябинска;
3) в связи с непреодолимой силой и во избежание развития  аварийных ситуаций на объектах внешнего благоустройства, а именно  на объектах озеленения необходимо в круглосуточном постоянном режиме обеспечить: вывоз мусора из скверов; обрезку деревьев, угрожающих валкой и повреждением кабельной сети наружного освещения и повреждением технических средств регулирования дорожного движения; санитарную очистку объектов озеленения;
4) Управлению дорожного хозяйства Администрации города Челябинска заключить муниципальный контракт с ООО «Челябгорзеленстрой»  на выполнение работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска, направленных на обеспечение жизнедеятельности населения города Челябинска, на период с 01.06.2015 по 31.12.2015.
В день утверждения Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска акта от 01.06.2015 между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» заключен муниципальный контракт  № 15/8-ТС от 01.06.2015 (далее – Контракт 15/8).
Пунктом 1.1 Контракта 15/8 установлено, что данный контракт заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Предметом Контракта 15/8 является выполнение работ по содержанию объектов озеленения.
Согласно пункту 2.1 Контракта 15/8 цена работ по контракту составляет 97 757 122 рубля. Срок выполнения работ установлен с 01.06.2015 по 31.12.2015 (пункт 3.1. Контракта 15/8). В соответствии с пунктом 9.1 Контракта 15/8 Контракт считается заключенным с даты подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат за июль 2015 года от 15.07.2015 № 26 по состоянию на 15.07.2015 ООО «Челябгорзеленстрой» выполнены работы общей стоимостью 33 550 222 рубля. Таким образом, в настоящее время ООО «Челябгорзеленстрой» не в полном объеме исполнены обязательства по Контракту 15/8, срок действия Контракта 15/8 не истек.
Таким образом, Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 заключены между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» на основании актов Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска без проведения конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 БК РФ).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
    Часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в статье 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных названным Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Осуществляя свою деятельность, Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» должны знать положения федерального законодательства и соблюдать их требования.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не позволяет хозяйствующим субъектам принять участие в закупки и предложить лучшие условия исполнения контракта и/или наименьшую цену контракта, исключает фактор конкуренции между участниками закупки.
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе  заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного закона.
При этом частью 3 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в части 2 названной статьи перечни.
Следовательно, закупка выполнения работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска и ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения должна быть осуществлена путем проведения торгов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на выполнение работы в объеме, который необходим для ликвидации последствий, возникших вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Термин «непреодолимая сила» положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой для отношений в сфере размещения заказов.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, сильные снегопады, цунами и т. д.
Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности.
В Определении Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.07.2013 № ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем, в случае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.
Тогда как в рассматриваемом случае необходимость выполнения работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска и ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, а также непреодолимой силы. Выполнение указанных работ не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.
Фактически необходимость выполнения данных работ обусловлена отменой аукционов на содержание объектов озеленения в силу допущенных при их организации и проведении нарушений, подготовкой к  празднованию 70-й  годовщины Победы в Великой Отечественной войне и чемпионату мира по тхэквондо, а также наступлением устойчивых положительных температур.
Однако указанные обстоятельства не являются чрезвычайной ситуацией, а также не являются влиянием непреодолимой силы в том смысле, в котором данные понятия используются в целях реализации Закона о контрактной системе.
Так, потребность муниципального образования в выполнении работ по содержанию объектов озеленения и ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения носит плановый характер, в связи с чем данный факт исключает чрезвычайность и непредсказуемость последствий, характерных для обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, проведение работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска, выполнение ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.
Доводы Управления о том, что Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 заключены в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, безопасности дорожного движения, обеспечения видимости средств регулирования движения, исключения падения аварийных деревьев и обрыва линий электропередач, предотвращения аварийных ситуаций на улично-дорожной сети города Челябинска, также не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку данные обстоятельства по указанным ранее в настоящем решении основаниям не являются чрезвычайной ситуацией и влиянием непреодолимой силы.
Следовательно, обстоятельства, указанные в актах Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска от 13.01.2015, 12.03.2015, 28.04.2015, 01.06.2015, не могут являться основаниями для заключения муниципальных контрактов без проведения торгов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и не освобождают заказчика от обязанности соблюдения Закона о контрактной системе при осуществлении  закупки таких работ.
Таким образом, Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 не могут быть заключены на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, то есть без проведения конкурентных процедур.
Осуществив закупку у единственного подрядчика, Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска нарушило требование пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что привело к нарушению порядка осуществления закупок работ для муниципальных нужд, созданию преимущественного положения ООО «Челябгорзеленстрой» при заключении Контрактов 15/3, 15/5, 15/7, 15/8, ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к возможности осуществления закупки работ для муниципальных нужд.
Следует отметить, что перечень скверов, в отношении которых ООО «Челябгорзеленстрой» по Контрактам 15/3, 15/5, 15/8 должны осуществляться работы, идентичен. Контракт 15/3 заключен, в том числе, в силу отмены антимонопольным органом проведения аукциона на содержание объектов озеленения. Контракт 15/5 заключен, в том числе, в силу отмены антимонопольным органом проведения аукциона на содержание объектов озеленения и окончания срока действия Контракта 15/3. По окончании срока действия Контракта 15/5 и выполнения по нему работ, ввиду выдачи ранее антимонопольным органом предписаний об отмене аукционов по содержанию объектов озеленения, Управлением заключен контракт 15/8 на выполнение работ по содержанию тех же объектов озеленения, что были предусмотрены Контрактами 15/3, 15/5. Также Контракты 15/5 и 15/8 содержат идентичные перечни объектов улично-дорожной сети (газонов) и объектов цветочного оформления. Указанные обстоятельства привели к предоставлению ООО «Челябгорзеленстрой» возможности выполнять работы в отношении объектов, предусмотренных Контрактами 15/3, 15/5, 15/8 на протяжении длительного периода времени, в силу их последовательного заключения с одним хозяйствующим субъектом без проведения конкурентных процедур.
Действия Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска, выразившиеся в последовательном заключении с ООО «Челябгорзеленстрой» Контрактов 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 без проведения конкурентных процедур, свидетельствуют о заинтересованности Управления дорожного хозяйства Администрации города Челябинска в привлечении на длительный период времени к выполнению работ, предусмотренных указанными контрактами, именно конкретного  хозяйствующего субъекта.
В свою очередь, ООО «Челябгорзеленстрой» не предприняты действия по отказу от заключения и исполнения контрактов, заключаемых без проведения конкурентных процедур, ввиду их противоправности.
ООО «Челябгорзеленстрой» при заключении Контрактов 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 должно было принять все возможные меры по недопущению нарушения действующего законодательства, исследовать вопрос о том, необходимо ли проведение конкурентных процедур на право заключения контрактов, учитывая, что общество является профессиональным участником рынка и должно знать требования Закона о контрактной системе.
ООО «Челябгорзеленстрой», заключая Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 вне  конкурентных процедур, должно было осознавать, что в указанном случае иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд, получение оплаты таких работ и в результате заключения данных соглашений будет устранена конкуренция за право выполнения указанных работ.
Управление дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой», достоверно зная об отсутствии оснований для заключения муниципальных контрактов с единственным подрядчиком, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно об отсутствии  необходимости выполнения рассматриваемых работ вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, тем не менее заключили Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 на общую сумму 160 288 758 рублей. В результате общество в отсутствие конкуренции и в нарушение требований федерального законодательства получило право на выполнение работ по цене, которая не была определена в условиях конкуренции хозяйствующих субъектов путем проведения конкурентных процедур.
Таким образом, посредством заключения Контрактов 15/3, 15/5, 15/7, 15/8 ООО «Челябгорзеленстрой» обеспечена возможность  в отсутствие конкурентных процедур осуществлять выполнение работ по содержанию объектов озеленения города Челябинска и ремонтно-восстановительных работ на объектах озеленения в целях обеспечения муниципальных нужд и получать от этого доход за счет средств бюджета муниципального образования, что создает преимущественные условия доступа к выполнению работ для муниципальных нужд указанному хозяйствующему субъекту и ограничивает доступ иных организаций (индивидуальных предпринимателей) на рынок выполнения данных работ.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
С учетом изложенного, Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8, заключенные между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой» без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, является ограничивающими конкуренцию соглашениями, поскольку их заключение обусловлено интересом каждого из участников указанных соглашений, результатом соглашения явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции при осуществлении закупок для муниципальных нужд, создание отдельному хозяйствующему субъекту – ООО «Челябгорзеленстрой» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по контрактам по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такие закупки, ввиду того, что такие лица лишены возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных контрактами, и противоречат статье 16 Закона о защите конкуренции.

Поскольку по результатам осуществления закупок у единственного поставщика между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска   строительства и ООО «Челябгорзеленстрой» заключены Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8, работы по которым выполнены в полном объеме, либо частично, Комиссии не представляется возможным выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

        
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

    РЕШИЛА:

1. Признать Контракты 15/3, 15/5, 15/7, 15/8, заключенные между Управлением дорожного хозяйства Администрации города Челябинска и ООО «Челябгорзеленстрой», без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, соглашениями, нарушающими требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы.
2. Ответчикам по делу предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.


Председатель Комиссии                                                                          <…>                                                


Члены Комиссии                                      <…>
   

   <…>


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

<…>
(351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны