Предупреждение б/н Решение по делу № 90-07/15 от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

              • Решение по 
              • делу № 90-07/15 о нарушении антимонольного
              •  

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» декабря 2015 года.

  • полном объеме решение изготовлено «29» февраля 2016 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело по признакам нарушения Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области (ул. Елькина, д. 77, г. Челябинск, 454092; далее Министерство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление Челябинского филиала федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное бюро технической инвентаризации» (далее – ФГУП, Заявитель) о неправомерных действиях Министерства, выразившихся в направлении главам муниципальных образований Челябинской области указаний, предполагающих необходимость их обращения к конкретному хозяйствующему субъекту для получения услуг.

По мнению Заявителя, действия Министерства по указанию Главам муниципальных образований на необходимость обращения в ОГУП в целях подтверждения технического состояния МКД осуществлены за пределами предоставленных данному органу власти полномочий, противоречат требованиям антимонопольного законодательства, поскольку создают ОГУП необоснованные преимущества в осуществлении деятельности и препятствуют осуществлению аналогичной деятельности ФГУП.

На основании изложенного, Заявитель просит провести проверку указанных действий на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства и выдать Министерству предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.

В действиях Министерства по направлению в адрес Глав муниципальных образований Челябинской области письма от 03.08.2015 исх. № 5023, содержащего указания на необходимость организовать работу по документальному подтверждению технического состояния МКД с физическим износом более 70% с участием областного государственного унитарного предприятия «Областной центр технической инвентаризации» (далее – ОГУП) и представлению в Министерство копий технических паспортов, заверенных ОГУП, предполагающие обращение органов местного самоуправления Челябинской области к конкретному хозяйствующему субъекту для проведения работ (оказания услуг), установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем Челябинским УФАС России возбуждено производство по делу № 90-07/15.

При рассмотрении настоящего дела Министерством представлены письменные пояснения и на заседании комиссии представителем указано следующее.

В целях оказания содействия Региональному оператору в получении от органов местного самоуправления информации о проведении работы по технической инвентаризации домов с высокой степенью износа с занесением в систему БАРС-ЖКХ, в рамках ранее заключенного договора, Министерством, являющимся учредителем Регионального оператора, письмом от 03.08.2015 № 5623 рекомендовано органами местного самоуправления организовать работу по документальному подтверждению технического состояния многоквартирных домов с физическим износом более 70 %.

По мнению Министерства, данное письмо не ограничивает права органов местного самоуправления в выборе организации, осуществляющей проведение технической инвентаризации, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно получают информацию о физическом состоянии многоквартирных домов и вносят ее в информационную систему «Барс-ЖКХ».

Министерством указано, что фактически письмо от 03.08.2015 № 5623 не привело к ограничению конкуренции и не создало препятствия ФГУП при осуществлении им деятельности. Более того, рассматриваемое письмо было отозвано Министерством, о чем сообщено соответствующим муниципальным образованиям.

На основании изложенного, Министерство полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении настоящего дела ОГУП представлены письменные пояснения и на заседании комиссии представителем отмечено, что рассматриваемые действия Министерства не противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, ОГУП указано, что данной организацией по запросам органов местного самоуправления в рамках исполнения письма Министерства от 03.08.2015 исх. № 5623 подготовка соответствующих документов и сведений не осуществлялась.

 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

С 01.01.2013 на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (часть 8 статьи 47 Федерального закона от 24.07. 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Таким образом, с 01.01.2013 положения постановлений Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства (далее — Постановление № 921), от 10.09.2004 № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее — Постановление № 477), приказа Минэкономразвития России от 05.04.2005 № 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» (далее — Приказ № 70) не применяются, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», приказом Минэкономразвития России от 20.05.2013 № 271 «О признании утратившими силу отдельных приказов Минэкономразвития России» признаны утратившими силу Постановление № 921, Постановление № 477, приказ Росрестра от 05.04.2005 № 70, и некоторые другие нормативные акты, ранее регулировавшие деятельность по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Правом на проведение работ по технической инвентаризации объектов капитального строительства, в соответствии с Постановлением № 477, обладали только аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации организации.

По вопросам применения положений законодательства, связанным с осуществлением государственного учета жилищного фонда и выдачей технических паспортов на объекты жилищного фонда, Департаментом недвижимости Минэкономразвития России в письме от 22.02.2013 № Д23и-449 изложена следующая позиция.

Положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации с 01.01.2013 не применяются.

Вместе с тем, статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.

Минстроем России порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, в связи с чем продолжает действовать Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства от 13.10.1997 № 1301 (далее – Положение и Постановление № 1301 соответственно).

Пунктом 3 Положения установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).

Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления № 1301, согласно позиции Департамента недвижимости, изложенной в письме от 22.02.2013 № Д23и-449, специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро) для целей учета жилищного фонда вправе осуществлять государственный технический учет объектов, относящихся к жилищному фонду, и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.

В соответствии с представленным Заявителем в Челябинское УФАС России Соглашением о порядке взаимодействия аккредитованных организаций, осуществляющих Технический учет и Техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории Челябинской области от 16.08.2010 на территории Челябинской области осуществляют деятельность следующие организации технической инвентаризации: ФГУП, ОГУП, муниципальное учреждение «Служба заказчика» города Трехгорный.

Кроме того, Министерством представлена информация об организациях, осуществляющих техническую инвентаризацию многоквартирных домов на территории Челябинской области. Так, помимо названных организацию указанный вид деятельности осуществляют: ООО «ЮжУралБТИ», ООО «Архитектура и градостроительство», ООО «Межевание земель», ООО «Независимая Оценка и Проектирование».

Таким образом, на территории Челябинской области деятельность по технической инвентаризации и техническому учету, помимо ОГУП, осуществляют и иные хозяйствующие субъекты.

Анализ состояния конкуренции показывает, что рынок оказания услуг по технической инвентаризации многоквартирных домов является конкурентным.

 

Вместе с тем, Министерством в адрес Глав муниципальных образований Челябинской области направлено письмо от 03.08.2015 исх. № 5023, из содержания которого следует, что муниципальными образованиями в адрес Министерства представлен перечень многоквартирных домов с физическим износом более 70%. В связи с указанным Министерство просит Глав муниципальных образований организовать работу по:

- по документальному подтверждению технического состояния указанных в перечне домов с участие ОГУП;

- внесению изменений о техническом состоянии домов в информационную систему «Барс-ЖКХ»;

- представлению в Министерство копий технических паспортов, заверенных ОГУП.

При этом Заявитель указывает, что ФГУП также обладает правом осуществлять деятельность по техническому учету и технической инвентаризации. Кроме того, ФГУП уполномочен на составление инвентаризационно-технической, оценочной и иной документации об объектах недвижимости с 2003 года, что подтверждает право ФГУП не только изготавливать новую техническую документацию, но и производить замену уже имеющейся.

Изготовление технической документации на МКД осуществляется на основании обращения заказчика выполнения данных работ. При этом заказчик не ограничен в своем выборе и вправе обратиться в любой орган, осуществляющий деятельность по подготовке технической документации на объекты недвижимости.

Предоставление услуг по изготовлению технической документации, проведению технической инвентаризации, определению технического состояния МКД, актуализации технической документации осуществляется на платной основе.

Действия Министерства по указанию Главам муниципальных образований на необходимость обращения в ОГУП в целях подтверждения технического состояния МКД создают ОГУП необоснованные преимущества в осуществлении деятельности по технической инвентаризации многоквартирных жилых домов и препятствуют осуществлению аналогичной деятельности иным хозяйствующим субъектам, в том числе ФГУП.

Указание в письме Министерства от 03.08.2015 исх. № 5023 сведений об отдельном хозяйствующем субъекте, к которому необходимо обращаться органам местного самоуправления для подготовки соответствующей информации, при условии наличия иных организаций, осуществляющих деятельность по технической инвентаризации на территории Челябинской области, создает неравные условия доступа хозяйствующим субъектам к оказанию данных услуг органам местного самоуправления.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и к созданию дискриминационных условий (пункты 2, 8 указанной нормы).

Согласно пункту 8 часть 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, действия Министерства по направлению в адрес Глав муниципальных образований Челябинской области письма от 03.08.2015 исх. № 5023, содержащего указания на необходимость организовать работу по документальному подтверждению технического состояния МКД с физическим износом более 70% с участием ОГУП и представлению в Министерство копий технических паспортов, заверенных ОГУП, предполагающие обращение органов местного самоуправления Челябинской области к конкретному хозяйствующему субъекту для проведения работ (оказания услуг), может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ОГУП и создания необоснованных препятствий в осуществлении аналогичной деятельности ФГУП, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктам 2, 8 указанной нормы.

Материалами дела установлено, что Министерством письмо от 03.08.2015 исх. № 5023 отозвано, о чем Главы муниципальных образований Челябинской области уведомлены письмом от 24.08.2015 № 6183.

Согласно сведениям, представленным ФГУП и ОГУП по запросам органов местного самоуправления в рамках исполнения письма Министерства от 03.08.2015 исх. № 5623 подготовка соответствующих документов и информации данными организациями не осуществлялась.

Документов и сведений, подтверждающих наступление негативных последствий для конкуренции в результате направления Министерством письма от 03.08.2015 исх. № 5023, антимонопольным органом не получено, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

При рассмотрении настоящего дела Министерством приняты меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства, отрицательных последствий для организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию на территории Челябинской области, в связи направлением Министерством письма от 03.08.2015 исх. № 5023 в адрес органов местного самоуправления не выявлено.

Таким образом, Министерством добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы, действия Министерства по направлению в адрес Глав муниципальных образований Челябинской области письма от 03.08.2015 исх. № 5023, содержащего указания на необходимость организовать работу по документальному подтверждению технического состояния МКД с физическим износом более 70% с участием ОГУП и представлению в Министерство копий технических паспортов, заверенных ОГУП, предполагающие обращение органов местного самоуправления Челябинской области к конкретному хозяйствующему субъекту для проведения работ (оказания услуг), поскольку указанные действия могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности ОГУП и создания необоснованных препятствий в осуществлении аналогичной деятельности ФГУП.

2. Прекратить рассмотрение дела № 90-07/14, возбужденного по признакам нарушения Правительством Челябинской области части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

 

  • может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны