Решение б/н Решение по делу № 91-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 27 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «05» апреля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено «22» апреля 2016 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    
<…>    
-    
руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    
<…>    
-    начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    
<…>    
-    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,
рассмотрев дело № 91-07/15 по признакам нарушения Администрацией Миасского городского округа (пр. Автозаводцев, 55, г. Миасс, 456300; далее – Администрация)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившегося  в предоставлении ООО «Лотор» доступа к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа без проведения конкурентных процедур и без заключения муниципального контракта, в присутствии на заседании:
- <…>– представителя Администрации на основании доверенности от 22.01.2016 № 16;
- <…>– представителя Администрации на основании доверенности от 04.04.2016 № 58;
- <…>- представителя ООО «Лотор» и  ООО «ЛоторЭнерго» на основании доверенностей от 17.03.2016 № 1 и от 17.03.2016 № 1,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление ЗАО «МиассЭнерго» о неправомерных действиях Администрации при организации технического обслуживания и ремонта установок наружного освещения на территории Миасского городского округа в 2015 году.
Заявителем указано, что ООО «Лотор» осуществляет сотрудничество с ЗАО «МиассЭнерго» в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6. Заявителем представлены документы по взаиморасчетам между ЗАО «МиассЭнерго» и ООО «Лотор» (счета-фактуры, акты оказания услуг, акты сверки, выписки из оперативного журнала), которые, по его мнению, свидетельствуют о выполнении ООО «Лотор» работ на муниципальных сетях энергоснабжения.
Помимо этого, ЗАО «МиассЭнерго» указывает на проведение в августе 2015 года совещаний по работе коммунальных служб, на которых принято решение о возложении работ по обеспечению уличного освещения на отдельных участках, а также мероприятий по подготовке предложения  по вопросу обеспечения территорий округов качественным наружным освещением на ООО «Лотор».
В связи с этим Заявитель просит проверить действия указанных лиц на предмет соответствия антимонопольному законодательству и принять соответствующие меры реагирования.
Администрацией  представлены письменные пояснения,  и   представителями на заседании Комиссии пояснено следующее.
ООО «Лотор» в период с января 2015 года по май 2015 года работы по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа не осуществляло. В 2015 году Администрацией заключались в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, контракты с  ООО «ЛоторЭнерго».
Администрацией устранены допущенные при утверждении Протоколов совещаний по работе коммунальных служб от 10.08.2015 и от 17.08.2015 нарушения путем внесения соответствующих  изменений в них.
На основании изложенного, Администрация  полагает, что в действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

ООО «Лотор», ООО «ЛоторЭнерго»  представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем указано, что действия Администрации не нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, организация в границах городского округа электроснабжения населения отнесена к муниципальным нуждам.
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации  установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений указанного кодекса.
Выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд по организации в границах городского округа электроснабжения населения  должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
Частями 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения по-ставщиков/подрядчиков/исполнителей (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщи-ка/подрядчика/исполнителя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе  закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Материалами дела установлено, что Администрацией 25.11.2014 на официальном сайте  Российской Федерации для размещения информации о размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт)  размещено извещение № 0169300035814001285 о проведении торгов на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа (начальная (максимальная) цена контракта 2 000 000,00 рублей). 22.12.2014 на основании решения и предписания Челябинского УФАС России  № 767-ж/14 от 11.12.2014 указанная закупка отменена Администрацией.
В декабре 2014 года Администрацией с ООО «Лотор» и ООО «ЛоторЭнерго» за-ключен ряд контрактов на выполнение работ  по ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе:  № 327 от 17.12.2014, № 328 от 17.12.2014, № 329 от 17.12.2014, № 330 от 17.12.2014, № 331 от 17.12.2014, № 332 от 18.12.2014, № 334 от 18.12.2014, № 333 от 18.12.2014, № 335 от 18.12.2014, № 337 от 19.12.2014, № 338 от 19.12.2014, № 339 от 19.12.2014, № 340 от 19.12.2014, № 341 от 19.12.2014, № 342 от 19.12.2014, № 343 от 19.12.2014, № 344 от 19.12.2014, № 345 от 19ю12.2014,  № 346 от 19.12.2014, № 349 от 19.12.2014. Цена каждого контракта не превышает 100 тысяч рублей, общая цена составляет  – 1 991 210 рублей.
06.02.2015 Администрацией повторно на официальном сайте  размещено извещение № 0169300035815000071  о проведении торгов на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа (начальная (максимальная) цена контракта 6 000 000,00 рублей). 13.03.2015 на основании решения и предписания Челябинского УФАС России  № 59-ж/15 от 26.02.2015 данная закупка также отменена Администрацией.
28 апреля 2015 года Администрацией с ООО «ЛоторЭнерго» заключен ряд контрактов на выполнение работ  по ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе:  №  179, № 176, № 161, № 160, № 157, № 163, № 159, № 170, № 171, № 165, № 162, № 174, № 166, № 168, № 167. № 164, № 156, № 178, № 177, № 169, № 172, № 173, № 158, № 175, а также 28.07.2015 контракт № 302. Цена каждого контракта не превышает 100 тысяч рублей, общая цена составляет  – 2 246 560 рублей.
Согласно информации, представленной Администрацией, совокупный объема закупок  в 2014 году составили 408 167 601, 81 рублей, в 2015 году – 390 602 420, 95 рублей.
В соответствии с реестрами контрактов, гражданско-правовых договоров, заклю-ченных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, годовой объем таких закупок в 2014 году составил 4 131 470 рублей, в 2015 году – 8 418 270 рублей, что не превысило ограничений, установленных указанной нормой.
Администрацией в 2015 году также проводились запросы котировок на осуществление работ по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа, по результатам которых с ООО «ЛоторЭнерго» заключены следующие контракты: № 249 от 29.06.2015, б/н от 29.06.2015, № 368 от 10.09.2015, 3 405 от 05.10.2015, № 406 от 05.10.2015, № 404 от 05.10.2015, № 369 от 10.06.2015, а также электронные аукционы (извещения № 3741503192215000113 и 3741503192215000159), по результатам которых заключено два муниципальных контракта от 24.08.2015 и от 19.11.2015.
Из документов и сведений, представленных ЗАО «МиассЭнерго», не следует, каким образом документы по взаиморасчетам между ЗАО «МиассЭнерго» и ООО «Лотор» (счет-фактура № 77 от 31.01.2015; счет-фактура № 136 от 28.02.2015; акт № 116 от 28.02.2015; счет-фактура № 210 от 31.03.2015; акт № 169 от 31.03.2015; счет-фактура № 274 от 30.04.2015; счет-фактура № 340 от 31.05.2015; акт выполненных услуг за май 2015 года; акт сверки взаимных расчетов за январь 2015 года по май 2015 года) подтверждают осуществление работ ООО «Лотор», ООО «ЛоторЭнерго» по техническому обслуживанию муниципального имущества - линий наружного освещения  на территории города Миасса в период с января по май 2015 года.
Кроме того, выписки из оперативного журнала от 05.03.2015,  12.03.2015, 29.04.2015, 06.05.2015, 04.07.2015, представленные ЗАО «МиассЭнерго», справки о работах, производимых ООО «Лотор» по состоянию на 20.03.2015, о работах, производимых ООО «ЛоторЭнерго» по состоянию на 13.03.2015, также не позволяют сделать вывод о том, что ООО «Лотор» и ООО «ЛоторЭнерго»  осуществляли работы по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа, находящихся в муниципальной собственности. Из указанных документов следует, что выполнение работ осуществлялось на сетях ЗАО «МиассЭнерго». При этом в материалах дела также отсутствуют документы, подтверждающие оплату органом местного самоуправления выполнения таких работ.
Более того, Постановлением Администрации от 09.12.2014 № 7263 объекты энергоснабжения Миасского городского округа были закреплены  на праве  хозяйственного ведения за  МУП «Городская управляющая компания». Постановлением Администрации от 11.02.2015 № 922 в Постановление Администрации от 09.12.2014 № 7263 были внесены изменения, в том числе приложение, определяющее перечень закрепленного за муниципальным предприятием имущества, изложено в новой редакции.
При этом отдельные объекты, указанные в выписках из оперативного журнала, в отношении которых  проводились работы в указанный ЗАО «МиассЭнерго» период, также были закреплены на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием (ТП-502, КТПН-135д1, ТП-28, ТП-804, ТП-901, ТП-133, ТП-102).
Таким образом, из документов и материалов, полученных антимонопольным органом, не следует, что Администрацией, ООО «Лотор» и ООО «ЛоторЭнерго»  в нарушение законодательства о контрактной системе осуществлялось выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа без проведения конкурентных процедур и заключения муниципальных контрактов.
Вместе с тем, в августе 2015 года Администрацией проведены совещания по работе коммунальных служб.
Согласно протоколу совещания по работе коммунальный служб от 10.08.2015  ООО «Лотор»  поручено  выполнить работы по обеспечению уличного освещения на участке СОШ № 44 до остановки «Центральная поликлиника» (пункт 5 протокола от 10.08.2015).
Протокол от 10.08.2015 утвержден первым заместителем главы Администрации.
В указанный период Администрацией не были заключены контракты с ООО «Лотор»  по техническому обслуживанию и ремонту установок наружного освещения на территории Миасского городского округа, в том числе в отношении указанного участка.
При этом документов, подтверждающих правовые основании принятия на совещании решения, указанного в протоколе от 10.08.2015, Администрацией не представлено.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного само-управления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в принятии решения о не-обходимости ООО «Лотор»  выполнить работы по обеспечению уличного освещения на участке СОШ № 44 до остановки «Центральная поликлиника» в отсутствие заключенного муниципального контракта на выполнение указанных работ путем подписания протокола совещания по работе коммунальный служб от 10.08.2015,  могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при осуществлении закупки, в том числе путем предоставления ООО «Лотор» доступа к выполнению таких работ без проведения конкурентных процедур и без заключения муниципального контракта, что не соответствует части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, материалами дела установлено, что ООО «Лотор» письмом от 11.08.2015 № 146-П  сообщило Администрации о невозможности выполнения указанных работ в связи с отсутствием соответствующего договора на их выполнение.
Более того, в последующем Администрацией устранены допущенные нарушения путем внесения соответствующих  изменений в  протокол от 10.08.2015.
Документов и сведений, подтверждающих фактическое наступление негативных последствий для конкуренции в результате  утверждения протокола от 10.08.2015, антимонопольным органом не получено, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции (ред. от 13.07.2015) Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы  исх. № ИА/74666/15 от 24.12.2015 в связи с вступлением в силу с 5 января 2016 года Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конку-ренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 275-ФЗ) при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, воз-бужденным до вступления в силу указанного закона по признакам нарушений, преду-сматривающих с 05.01.2016 года обязательность выдачи предупреждения, и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 391 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения.
В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного за-конодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 391 Закона о защите конкуренции. В случае не исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит дальнейшему рассмотрению.
При решении вопроса о необходимости выдачи предупреждения необходимо иметь в виду, что предупреждение не может быть выдано, если действия (бездействие), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, на момент принятия решения о выдаче предупреждения прекращены.
Вместе с тем, если последствия нарушения продолжают существовать, то анти-монопольный орган обязан выдать предупреждение об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Рассматриваемое дело о нарушении антимонопольного законодательства № 91-07/15 возбуждено 29.09.2015, то есть до вступления в силу Закона № 275-ФЗ.
Администрацией устранено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  последствия нарушения не наступили, в связи с чем невозможно выдать Администрации предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
С учетом указанных положений, в том числе статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, а также того, что нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции устранено до вступления в силу Закона № 275-ФЗ, Комиссия  считает возможным прекратить рассмотрение дела № 91-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства.  
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статье 39.1, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  действия Администрации, выразившиеся в принятии решения о необходимости ООО «Лотор»  выполнить работы по обеспечению уличного освещения на участке СОШ № 44 до остановки «Центральная поликлиника» в отсутствие заключенного муниципального контракта на выполнение указанных работ  путем подписания протокола совещания по работе коммунальный служб от 10.08.2015, которые могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при осуществлении закупки, в том числе путем предоставления ООО «Лотор» доступа к выполнению указанных работ без проведения конкурентных процедур и без заключения муниципального контракта.
2. Прекратить рассмотрение дела № 91-07/15, возбужденного по признакам нарушения Администрацией  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с  устранением  нарушения антимонопольного законодательства.
3. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.


Члены Комиссии                                                                             <…>
<…>                                       
                                                                                                       <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны