Предупреждение №АК/6138/24 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-06/24 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИ... от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-06/24 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В Челябинское УФАС России поступило заявление ОАО «Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству» (вх. от 05.02.2024 №1783/24) на действия МАУ ИГ «Вечерний Челябинск», выразившиеся в установлении высокой стоимости на услуги по публикации сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов муниципального района в отношении земельного участка и (или) земель. Рассмотрев указанное заявление Челябинское УФАС России пришло к следующим выводам. Между ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее — ОАО «МРСК Урала») и ООО «Челябинский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству» (далее — ООО «ЧелябинскНИИгипрозем») заключен договор подряда. В соответствии с предметом указанного договора ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» обязуется по заданию ОАО «МРСК Урала» выполнить работы по оформлению публичного сервитута в отношении объектов электросетевого хозяйства в соответствии с перечнем объектов работ. То есть, договором предусмотрена обязанность ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» по полному сопровождению процедуры установления публичного сервитута в соответствии с требованием действующего законодательства, в том числе направление ходатайств и необходимых документов в уполномоченный орган, оплата публикаций в СМИ, подготовка извещений об установлении публичного сервитута правообладателям земельных участков. Порядок установления публичных сервитутов для использования земельных участков в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов О выдаче предупреждения 06-06/24 электросетевого хозяйства регулируется Земельным кодексом. В том числе статьей 39.42 Земельного кодекса установлена необходимость выявления правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута путем опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство. Согласно письму Администрации города Челябинска от 27.02.2024 № 5- 1089/24-1 извещение правообладателей земельных участков обеспечивается в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Установление публичного сервитута в отдельных целях на территории города Челябинска» (утвержден постановлением Администрации города Челябинска от 29.10.2019 № 577-п) путем: 1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов города Челябинска по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство. Хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по опубликованию сообщений о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка и (или) земель на территории города Челябинска в 2023-2024 годах является муниципальное автономное учреждение «Информационная группа «Вечерний Челябинск» (Юридический и почтовый адрес учреждения: 454091, г. Челябинск, ул. Красноармейская, 111). 2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте Администрации города Челябинска в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет». 3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования. 4) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. Извещение правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута в соответствии с подпунктами 1, 3 и 4 пункта 3 статьи 39.42 Земельного кодекса, направление копии решения об установления публичного сервитута правообладателям земельных участков осуществляется за счет средств заявителя. Согласно письму Администрации города Челябинска от 27.02.2024 № 5- 1089/24-1 цены (тарифы) на платные услуги установлены прайсом, утвержденным  директором муниципального автономного учреждения «Информационная группа «Вечерний Челябинск». В подтверждение к указанному письму приложен прайслист на услуги по опубликованию информации в газете «Вечерний Челябинск» на 2023 год, подписанный директором МАУ ИГ «Информационная группа «Вечерний Челябинск». ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» обратилось в адрес МАУ ИГ «Информационная группа «Вечерний Челябинск» по вопросу публикации извещения «О возможном установлении публичного сервитута», в результате чего 25.12.2023 в адрес ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» был выставлен счет на 26 100 рублей (из расчета 45 рублей за кв. см). Договор на оказание услуг по публикации извещения «О возможном установлении публичного сервитута» между МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» и ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» не был заключен ввиду высокой стоимости указанной услуги, счет не был оплачен, соответственно услуга не была оказана. По данным, имеющимся у Челябинского УФАС России, стоимость публикации извещения «О возможном установлении публичного сервитута в газете «Вечерний Челябинск» значительно выше стоимости опубликования таких сообщений в аналогичных газетах, публикующих правовые акты поселений, городских округов, муниципальных районов, а также рыночной стоимости. Так, за публикацию извещения в газете «Карпинский рабочий» Свердловской области ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» было уплачено 3 000 рублей, что подтверждается представленным счетом от 14.11.2023 (из расчета 15 рублей за кв. см.) За публикацию извещения в газете «Двинская правда» было уплачено 10 785,5 рублей, что подтверждается счетом от 11.12.2023 (из расчета 18,5 руб. за кв.см). Кроме того, по данным Челябинского УФАС России, стоимость аналогичных услуг в газетах Челябинской области значительно ниже, чем в газете «Вечерний Челябинск». Так, стоимость размещения в газете «Сельские новости» (п. Бреды), в газете «Маяк» (Челябинская область, Красноармейский район), в газете «Нязепетровские вести» (г. Нязепетровск), в газете «Вперед» (г. Троицк) установлена на уровне 15 руб. за кв.см. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в  него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции). В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения о выдаче предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. По итогам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по опубликованию сообщений о возможном установлении публичного сервитута на территории г. Челябинска по итогам 2023 года и 1 квартала 2024 года установлено, что доля МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» составляет более 50%, следовательно, положение МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» на указанном товарном рынке признано доминирующим. В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим. Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12). Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут учтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения. С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3-4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними. В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум ВС РФ № 2) права и законные интересы потребителей как категории участников  рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона), при совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции. В соответствии с пунктом 11 Пленума ВС РФ № 2 исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. Согласно пункту 12 Пленума ВС РФ № 2 нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Закона. В связи с этим при возникновении спора о том, имеет ли место злоупотребление доминирующим положением, правоприменителям наряду с установлением признаков злоупотребления в соответствующей форме (например, направленности поведения на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) причинение вреда, иное подобное ущемление прав участников рынка и усиление в связи с этим позиции лица, занимающего доминирующее положение) также следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке. В соответствии с пунктом 15 Пленума ВС РФ № 2, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие. С учетом изложенного, МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» навязывает ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» по завышенной стоимости услуги по опубликованию сообщений о возможном установлении публичного сервитута, путем выставления счета на оплату № 1055 от 25.12.2023. Данные условия являются невыгодными для ООО «ЧелябинскНИИгипрозем», в связи с чем ООО «ЧелябинскНИИгипрозем» обратилось для защиты своих прав в антимонопольный орган. По мнению Челябинского УФАС России установление МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» цены за публикацию сообщения о возможном установлении сервитута на уровне 45 рублей за кв. см. нарушает права хозяйствующих субъектов, в том числе ООО «ЧелябинскНИИгипрозем», на оплату услуг по публикации сообщения о возможном установлении публичного сервитута по цене, сопоставимой с ценой,  которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке. Таким образом, вышеуказанные действия МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. В связи с наличием в действиях МАУ ИГ «Вечерний Челябинск», выразившихся в навязывании заказчику невыгодных для него условий договора (путем выставления счета на оплату № 1055 от 25.12.2023) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Челябинское УФАС России предупреждает о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, путем отмены действующего тарифа в размере 45 рублей за кв.см. печатной площади и установлении экономически обоснованного тарифа на услуги по опубликованию сообщений о возможном установлении публичного сервитута в срок до 01.06.2024. О выполнении настоящего предупреждения МАУ ИГ «Вечерний Челябинск» надлежит сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (части 5, 7 и 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Связанные организации

Связанные организации не указаны