Решение б/н Решение № РНП-74-154/2017 по обращению МБУЗ ССМП от 2 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № РНП-74-154/2017
об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков
26 октября 2017 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
|
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
|
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МБУЗ ССМП (далее – Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО «ТАГИЛСНАБ» (далее – Общество, Победитель), его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона 17-54530Э на костюмы мужские профессиональные (извещение № 0169300000117003520), в присутствии:
- представителя Заказчика, действующего на основании доверенности от 26.10.2017;
- представителя Заказчика, личность удостоверена паспортом;
- представителя Управления Муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее – Уполномоченный орган), действующей на основании доверенности № 6 от 26.01.2017;
- представителя Общества, действующего на основании доверенности № 043 от 04.10.2017,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков ООО «ТАГИЛСНАБ», его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона 17-54530Э на костюмы мужские профессиональные (извещение № 0169300000117003520).
Согласно представленным документам Заказчиком объявлено о проведении электронного аукциона 22.08.2017.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 57 911,48 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.09.2017 №0169300000117003520-1 на участие в закупке подано 3 заявки.
Электронный аукцион состоялся 04.09.2017, снижение начальной (максимальной) цены составило 16,00 %.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.09.2017 №0169300000117003520-3 ООО «ТАГИЛСНАБ» признано победителем закупки.
Контракт направлен на подпись победителю закупки 08.09.2017.
Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением № 274 от 13.09.2017. Вместе с тем, в регламентированный законом срок Общество не подписало контракт.
Срок подписания Обществом контракта истек 18.09.2017, в результате чего, 21.09.2017 ООО «ТАГИЛСНАБ» признано уклонившимся от заключения контракта.
Победителем 19.09.2017 посредством электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» направлен протокол разногласий, на который Заказчиком не предоставлен ответ, поскольку регламентированный срок на подписание контракта и направление протокола разногласий истек.
МБУЗ ССМП заключен контракт с участником, занявшим второе место, 11.10.2017.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон Комиссия руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный: лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил, требования, предусмотренные статьей 37 настоящею Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта, на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Заказчиком в соответствии с требованиями части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе 08.09.2017 опубликован проект контракта в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) для дальнейшего его подписания победителем закупки.
Обществом на счет Заказчика перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением № 274 от 13.09.2017.
Представители Заказчика на Заседании Комиссии Челябинского УФАС России не отрицали поступление указанных денежных средств на счет МБУЗ ССМП и представили выписку из лицевого счета Заказчика от 13.09.2017, подтверждающую данный факт.
Вместе с тем, в регламентированный законом срок до 18.09.2017 Общество не подписало контракт.
Однако 19.09.2017 посредством электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» Обществом направлен протокол разногласий. В данном протоколе указывалось на наличие ошибки в телефоне и электронной почте ООО «ТАГИЛСНАБ», установленных Заказчиком в проекте контракта. Ответ на данный протокол от Заказчика не последовал.
ООО «ТАГИЛСНАБ» признано уклонившимся от заключения контракта 21.09.2017.
Обществом в адрес Заказчика направлена Претензия № 034 от 22.09.2017 с возражением на действия заказчика по признанию победителя закупки уклонившимся. ООО «ТАГИЛСНАБ» в данной претензии ссылался на положения части 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, в которой говориться, что победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе. Ответ на указанную претензию Заказчик в адрес ООО «ТАГИЛСНАБ» не направлял.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представителем Общества представлены накладные от 11.09.2017, от 14.09.2017 и от 18.09.2017, согласно которым Общество закупило товар для поставки Заказчику по рассматриваемой закупке.
Также 28.09.2017 Обществом в Челябинское УФАС России направлена жалоба ООО «ТАГИЛСНАБ» на действия Заказчика по признанию победителя рассматриваемой закупки уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Челябинского УФАС России 05.10.2017 пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе и признала доводы жалобы Общества необоснованными.
Заказчиком заключен контракт с участником, занявшим второе место, 11.10.2017.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является нарушение предпринимательских прав участника закупки, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь серьезный экономический характер.
Согласно материалам дела, Победитель электронного аукциона не подписал контракт, направил протокол разногласий после истечения регламентированного Законом о контрактной системе срока.
Однако из обстоятельств, установленных на заседании Комиссии Челябинского УФАС России, следует, что факт уклонения Победителя от заключения контракта не может в полной мере свидетельствовать о недобросовестности Общества.
После направления Заказчиком проекта контракта на подпись Победителю, Обществом на счет МБУЗ ССМП перечислена сумма в размере обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением № 274 от 13.09.2017. Данный факт также подтвержден представителями Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России. Перечисление ООО «ТАГИЛСНАБ» денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта на счет Заказчика свидетельствует о его намерение заключить контракт по итогам закупки.
Более того, на заседании Комиссии Челябинского УФАС России Обществом представлены накладные от 11.09.2017, 14.09.2017 и от 18.09.2017 на товар, закупленный Победителем у ООО «АНТОЛЛ» для поставки Заказчику в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе (извещение № 0169300000117003520), что также свидетельствует о добросовестности участника закупки.
Исходя из указанных фактов, Комиссия Челябинского УФАС России делает вывод о невозможности включения ООО «ТАГИЛСНАБ», его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа в реестр недобросовестных поставщиков в результате уклонения от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона на костюмы мужские профессиональные, поскольку, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях ООО «ТАГИЛСНАБ» не усматриваются признаки недобросовестного поведения.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ «ОПЦ», в отношении ООО «ТАГИЛСНАБ», его учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.