Решение б/н Решение № 10/01-47/17 и предписание № 09/01-47/17в отношении... от 7 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 10/01-47/16

 

01 февраля 2017 г.                                                                                   г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии,

Члены Комиссии;

в присутствии представителя заявителя: Генерального директора общества с ограниченной ответственностью Чукотская логистическая компания «Трансчукотка» (далее – ООО ЧЛК «Трансчукотка», Заявитель) «…»;

в присутствии представителя: Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (далее – ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», Заказчик) «…» по доверенности № «…»;

в присутствии представителя: Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «Темп» (далее - ООО ПКП «Темп») Пасечникова Виталия Сергеевича по доверенности от 24.08.2016, 

рассмотрев жалобу ООО ЧЛК «Трансчукотка» на действия ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» при проведении закупки на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке), извещение № 31604526152,

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.01.2017 в Чукотское УФАС России поступила жалоба ООО ЧЛК «Трансчукотка» на действия ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» при проведении закупки на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке), из содержания жалобы следует:

20.12.2016 ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на официальном сайте в сети интернет было размещено извещение № 31604526152 о проведении закупки «На оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке)».

Срок приема документов установлен в пункте 9.1. Документации о проведении запроса котировок, и составил с 21.12.2016 по 29.12.2016 до 18 ч. 00 мин.

Ознакомившись с размещенной документацией о проведении запроса котировок на право заключения договора оказания транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозки), Заявитель считает извещение и документацию закупки, ограничивающей доступ на соответствующий рынок по оказанию транспортных услуг (морской перевозке), субъектов малого и среднего предпринимательства, по следующим основаниям:

В пункте 5 Заказчик установил начальную (максимальную) цену договора в размере 132 290 510,00 (сто тридцать два миллиона двести девяносто тысяч пятьсот десять) рублей 00 копеек (с учетом НДС и включает в себя все затраты на погрузочно-разгрузочные работы, страхование, уплату налогов, сборов и таможенных пошлин, транспортные расходы по доставке и другие обязательные платежи).

Этим же пунктом, Заказчиком был установлен размер обеспечения исполнения обязательств в размере 10 (десяти) процентов от цены договора, предложенной победителем запроса котировок, что составит 13,2 млн. рублей.

В соответствии с действующим законодательством и Положением о закупках ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» имеет право устанавливать требование о внесении Победителем запроса котировок обеспечения исполнения договора. Однако, такое обеспечение должно быть разумным и реальным к исполнению.

Учитывая, общую стоимость проводимой закупки, Заявитель считает установление такого размера обеспечения обязательств незаконным и ограничивающим доступ на рынок оказания услуг субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. не у каждого работающего перевозчика, найдутся свободные денежные средства на внесение такого размера обеспечения.

Размер обеспечения обязательств по договору необходимо внести в течение 10-ти дней с момента опубликования итогов запроса котировок, т.е. в январе 2017 года, однако срок исполнения обязательств начнется только с мая 2017 года (учитывая, что до мая на территории Чукотского автономного округа ледовая обстановка не позволяет выполнять морские перевозки). Таким образом, добросовестному и надежному перевозчику придется на длительный период времени отвлекать собственные денежные средства, что может в дальнейшем отрицательно повлиять на финансовую стабильность предприятия малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 Документации, место оказания услуг - Чукотский автономный округ:

-  Анадырский муниципальный район (с. Мейныпыльгино),

- Провиденский городской округ (с. Нунлингран, с. Сиреники, с. Энмелен, с. Янракыннот).

По мнению Заявителя, объединение вышеуказанных маршрутов в один лот приводит к ограничению конкуренции, поскольку от участия в закупке названными условиями отстранены потенциальные перевозчики, имеющее достаточные ресурсы и опыт оказания услуг, позволяющие перевозить уголь по конкретному маршруту.

Поскольку объединение вышеуказанных маршрутов в один лот влечёт к увеличению цены договора, следовательно, включив в документацию условия по обеспечению исполнения договора в размере 10 процентов от начальной цены договора, тем самым ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» лишил Заявителя возможности подать заявку на участие в запросе котировок, поскольку непредставление такого обеспечения является основанием для отказа от подписания договора со стороны ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» с победителем запроса котировок.

На основании приведенных доводов, Заявитель просил:

- признать жалобу обоснованной;

- выдать в адрес ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» предписание об устранении нарушений Закона о закупках и Закона о защите конкуренции;

- приостановить заключение договора с победителем процедуры закупки.

В ходе рассмотрения жалобы представителями сторон были представлены дополнительные материалы, которые существенным образом могли повлиять на результаты принятого решения, в связи, с чем в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией срок принятия решения продлен до 11 ч. 00 мин. 01.02.2017.

В своем возражении ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» на жалобу ООО ЧЛК «Трансчукотка» пояснило следующее:  

Ознакомившись, с поступившей жалобой ООО ЧЛК «Трансчукотка» исх. № 1/2017 от 16.01.2017 на документацию о проведении закупки на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке) ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», считает доводы жалобы необоснованными по следующим основаниям:

1) Согласно частью 18.11. Положения о закупках, в случае если документацией о размещении заказа установлено требование об обеспечении исполнения договора, то размер такого обеспечения должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении об осуществлении закупки. Обеспечение исполнения договора может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки.

Пунктом 5 Документации ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» установило размер обеспечения исполнения обязательств по договору в размере 10% от начальной (максимальной) цены договоры.

Этим же пунктом Документации, установлено, что обеспечение исполнения обязательств по договору может обеспечиваться:

- денежными средствами, внесенными на расчетный счет ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз»;

-    банковской гарантией.

ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» считает, что доводы ООО «Трансчукотка» об ограничении в участи закупки субъектов малого и среднего предпринимательства, по причине установленного большого размера обеспечения исполнения договора, являются необоснованным, а пункт 5 Документации является полностью соответствующим Положению о закупках и Закону о закупках.

2) Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами).

Учитывая, что Законом о закупках не установлены обязательные условия по оплате товаров, работ, услуг, Заказчик имеет полное право установить данные требования по своему усмотрению в Документации о проведении процедуры закупки, с учетом своего финансового положения.

Так, в пункте 7 Документации о проведении данного запроса котировок, ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» установило условия оплаты равными долями с июня 2017 года по 31 декабря 2017 года.

Условия данного пункта Документации не противоречит действующему законодательству, а напротив, позволяет участнику закупки рассчитывать на получение денежных средств с июня 2017 года, когда срок окончания перевозки истекает 20 октября 2017 года, следовательно, данный пункт не может нарушать законные права и интересы Заявителя, как субъекта малого и среднего предпринимательства. Поскольку, начиная производить оплату цены договора с июня 2017 года ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» фактически производит авансирования оказываемых услуг по договору, что так же действующим законодательством не запрещено.

3) Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Объединение маршрутов по перевозке угля в населенные пункты Анадырского и Провиденского района в один лот, обусловлено следующим:

  • все населенные пункты находятся в акватории морского побережья (Берингово море и Чукотское море);
  • во всех населенных пунктах отсутствуют морские порты, следовательно, выгрузка угля, производится на необорудованный;
  • приемка угля к перевозке (во все населенные пункты, указанные в техническом задании) осуществляется с места хранения угля, которое расположено в морском порту п. Беренский.

Выгрузка угля в необорудованных рейдовых портопунктах подразумевает под собой выполнение комплекса работ, а именно:

  • перемещение угля с основного судна на более мелкое судно (баржу);
  • выгрузка угля с баржи при помощи специализированного транспорта.

Таким образом, потенциальному перевозчику необходимо при следовании в каждый населенный пункт иметь всю необходимую технику, указанную выше.

Разделение однотипных и взаимосвязанных маршрутов перевозки по отдельным лотам ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» считает нецелесообразным.

Доводы, изложенные в жалобе ООО «Трансчукотка» об ограничении доступа на рынок оказания услуг по перевозке угля не подтверждены документально и аргументировано не обоснованы.

Об отсутствии ограничения конкуренции со стороны ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» так же свидетельствует тот факт, что на участие в запросе котировок по оказанию услуг по перевозке угля (морской перевозке) в адрес предприятия поступило две котировочные заявки:

  • Непубличное акционерное общество «Чукотская торговая компания»;
  • Общество с ограниченной ответственностью ПКП «Темп».

В своем возражении ООО ПКП «Темп» на жалобу ООО ЧЛК «Трансчукотка» поддержало позицию ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» и дополнительно пояснило следующее:

1) Выбор способа обеспечения исполнения договора осуществляется участником закупки. При выборе участником закупки предоставления обеспечения контракта в виде банковской гарантии, издержки существенным образом сокращаются. На основании информации с общедоступных интернет ресурсов крупнейших кредитных организаций ВТБ 24 и ПАО «Сбербанк» (по адресам):

- https://www.vtb24.ru/company/specialoffers/govwarranties;

- http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/credits/guarantee/warranties),

- а также электронной площадки АО «Финтендер» (https://fintender.ru/tariffs/bankguarantees- tariffs), стоимость услуг по предоставлению банковской гарантии варьируется от 1% до 5 % от стоимости предоставляемой гарантии (конкретная стоимость зависит от субъективных признаках принципала). Соответственно максимальные затраты участника на обеспечение контракта, при выборе способа обеспечения в виде банковской гарантии, составят 660 000 руб. (при заключении договора по максимальной стоимости).

Также, в проекте договора на перевозку угля морским транспортом предусмотрено, что оплата оказываемых услуг осуществляется с июня 2017 г. Т.е. услуги, фактически подлежат авансированию в размере 50% до момента фактического окончания перевозки, что дополнительно направлено на обеспечение прав участников закупочной процедуры и не ограничивает субъекты малого и среднего предпринимательства, т.к. бремя софинансирования услуг в процессе их оказания распределено между обеими сторонами договора.

2) Технологическая связь маршрутов перевозки характеризуется единым составом перевозимого навалом опасного груза и единой точкой отгрузки товара - склад п. Беринговский.

Технологические особенности морской перевозки грузов заключаются в выборе оптимального маршрута следования и сроков доставки грузов в отдаленные населенные пункты Чукотского автономного округа.

Объединение в составе единой процедуры маршрутов перевозки п. Беринговский - с. Мейныпильгино - с. Энмелен - с. Нунлигран - с. Сиреники - с. Янракынот ведет к снижению стоимости перевозки груза по сравнению с аналогичными перевозками при разбивке на различные лоты.

Для подготовки мотивированных возражений по существу жалобы, ООО ПКП «ТЕМП» в своих возражениях привело экономический расчет рынка услуг по перевозки опасных грузов в границах Чукотского автономного округа согласно, которого в случае единой закупочной процедуры - экономия достигается использованием 1 судна валовым дедвейтом свыше 5000 тонн для перевозки угля по всему маршруту с единой точкой загрузки. Стоимость фрахта судна для ООО ПКП «ТЕМП» обходится в пределах 700 тыс. руб. в сутки, что незначительно отличается от себестоимости фрахта судна меньшего валового дедвейта со значительно большей загрузкой, за счет чего существенным образом снижается себестоимость перевозки 1 тонны груза.

3) Рассрочка оплаты оказанных услуг в рамках запроса котировок в период с июня 2017 г. по апрель 2018 г., при установлении срока перевозки до октября 2017г., фактически предусматривает 50% предоплату (авансирование) до момента полного исполнения договора. Это, вопреки доводам заявителя жалобы, расширяет потенциальный круг участников запроса котировок, т.к. заказчик фактически берет на себя обязательства по софинансированию текущих затрат перевозчика.

Помимо изложенного ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» ООО ПКП «ТЕМП» считает необходимым обратить внимание на следующее:

Поскольку заявитель не являлся участником спорного запроса котировок и с учетом обстоятельств данного дела не имел правовых интересов в рамках оспариваемой процедуры, т.к. не располагает флотом для оказания услуг данного вида ни на праве собственности, ни на праве аренды, заявителем жалобы не указано на наличие у него договоров перевозки с иными перевозчиками, жалоба удовлетворению не подлежит.

Также следует отметить, что фактическим победителем запроса котировок является субъект малого предпринимательства, который конкурировал с субъектом крупного бизнеса (НАО «Чукотская торговая компания»), что также подтверждает беспочвенность доводов заявителя жалобы.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

При этом частью 10 этой же статьи предусмотрено, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Довод о том, что при наличии жалобы участника запроса котировок антимонопольный орган должен принимать во внимание исключительно норму, содержащуюся в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не может быть признан обоснованным по следующим причинам.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Следовательно, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг как в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, так и в иных случаях нарушения антимонопольного законодательства.

Иными словами, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы и в тех случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушении организатором закупки требований антимонопольного законодательства.

Рассмотрение жалобы назначено на 24.01.2017 в 11 ч. 00 мин. в Чукотском УФАС России по адресу: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13, кабинет № 5.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов…

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На Заявителе, в силу закона, а также с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит обязанность доказывания не только нарушений правил проведения торгов, но и того, что данными нарушениями затрагиваются права и законные интересы Заявителя, которые могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах (по результатам запроса котировок) сделки.

Заявителем не представлено безусловных доказательств нарушения своих прав при проведении запроса котировок и не обосновано, каким образом установленные требования об обеспечении исполнения договора и оказания услуг по маршруту Анадырский муниципальный район (с. Мейныпыльгино) и Провиденский городской округ (с. Нунлингран, с. Сиреники, с. Энмелен, с. Янракыннот) одним лотом может привести к ограничению конкуренции.

Учитывая, что доводы Заявителя основаны исключительно на его предположениях и не подкреплены объективными доказательствами, Комиссия признает их необоснованными.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

Предприятием 15.04.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГПЧАО «Чукоткоммунхоз» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как запрос котировок.

20.12.2016 в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение, а также документация о проведении запроса котировок.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках, извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

В пункте 17.2.2 Положения о закупках установлено, что в извещении и документации о проведении запроса котировок должны быть указаны следующие сведения, в том числе:

- срок заключения договора по результатам проведения запроса котировок;

- информация о праве отказаться от проведения запроса котировок в любое время до определения победителя в проведении запроса котировок;

- размер обеспечения исполнения договора, срок и порядок его предоставления в случае, если Заказчиком установлено требование обеспечения исполнения договора.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в извещении, размещенном Заказчиком в ЕИС отсутствуют сведения, установленные пунктом 17.2.2 Положения о закупках и пунктами 5, 9.2, 12 документации о запросе котировок.

Таким образом, сведения, содержащиеся в извещении, не соответствуют информации, указанной в документации, что является нарушением части 8 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Вместе с тем заказчиком не установлены обязательные требования к безопасности выполняемой работы предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с выполняемой работы.

Согласно классификации, установленной «Международным кодексом морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ)» уголь каменный относится к группе «В» и классифицируется как «вещество, опасное при перевозке навалом» (ВОН)», что соответствует подклассу опасности 9.2 по ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Уголь каменный, в том числе марок ДВ и ДГР, является опасным грузом при погрузочно-разгрузочных работах и перевозках навалом в любых количествах и на любых судах, в закрытых и открытых грузовых помещениях.

Согласно пункта 3 «Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» деятельность по перевозкам опасных грузов включает следующие работы:

- перевозки внутренним водным транспортом опасных грузов;

- перевозки морским транспортом опасных грузов.

В соответствии с пунктом 3 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:

- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;

- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Необходимость лицензирования указанного вида деятельности как внутренним водным, так и морским транспортом также вытекает из Правил перевозок грузов. Часть 2, утвержденных Приказом Минречфлота РСФСР от 14.08.1978 № 114 и Правил морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89, утвержденных Приказом Минморфлота СССР от 03.05.1989 № 56 согласно которым суда, используемые при перевозке опасных грузов должны удовлетворять определенным требованиям, которые соотносятся с требованиями вышеуказанных положений о лицензировании отдельных видов деятельности внутренним водным и морским транспортом.

Погрузочно-разгрузочные работы должны быть выполнены Согласно "ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах" (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 № 2) в соответствии с пунктами:

12. Требования безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ в особых условиях;

12.1. Погрузочно-разгрузочные работы в рейдовых условиях;

12.2. Погрузочно-разгрузочные работы на необорудованном берегу;

12.3. Погрузочно-разгрузочные работы во льдах берегового припая;

12.4. Производство погрузочно-разгрузочных работ в зимних условиях;

12.2. Погрузочно-разгрузочные работы на необорудованном берегу.

Не установив необходимые требования к безопасности и иные требования выполнения работ в документации о закупке, Заказчик нарушил требование пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также в документации о закупке должны быть указаны сведения, установленные пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Заказчиком в техническое задание на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке) установлены обязательные требования к перевозке угля:

п/п

Маршрут перевозки

Объем,

тонн

Стоимость перевозки тонны, с учетом НДС, руб.

Общая, стоимость перевозки тонны, с учетом НДС, руб.

1

п. Беринговский- с. Мейныпильгыно

3 700

12 026,41

44 497 717,00

2

п. Беринговский- с. Нунлингран

2 300

12 026,41

27 660 743,00

3

п. Беринговский- с. Сиреники

2 800

12 026,41

33 673 948,00

4

п. Беринговский- с. Энмелен

1 500

12 026,41

18 039 615,00

5

п. Беринговский- с. Янракыннот

700

12 026,41

8 418 487,00

 

ИТОГО

11 000

 

132 290 510,00

 

  1. Перевозка угля осуществляется с припортового склада морского порта поселка Беринговский Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, до населенных пунктов, указанных в таблице, с выгрузкой в необорудованных рейдовых портопунктах на береговую линию (не более 50 метров от точки наивысшего прилива).
  2. Обеспечить выполнение погрузо-разгрузочных работ с применением необходимой погрузо-разгрузочной техники: погрузку груза на судно, разгрузку груза с судна на берег в портопункте назначения.
  3. Исполнитель несет полную материальную ответственность  за  сохранность  груза  с момента его погрузки на судно и до окончательной выгрузки на берег.  При  утрате  груза    во  время погрузки/выгрузки  или  перевозки,  Исполнитель  обязан  немедленно информировать  об  этом  Заказчика.  Факт  утраты  регистрируется  составлением соответствующего  Акта.   Все  расходы,  вызванные с  утратой  груза ,   компенсируются  Исполнителем.
  4. Срок перевозки угля до «20» октября 2017 года.
  5. Оплата – равными долями с июня 2017 года по апрель 2018 года включительно. На общую сумму: 132 290 510,00 (Сто тридцать два миллиона двести девяносто тысяч пятьсот десять) рублей 00 копеек.

Договором на оказание услуг по перевозке и выгрузке угля, который фактически является смешанным договором на погрузочно-разгрузочные работы в отношении опасного груза, а также на перевозку опасного груза внутренним водным и морским транспортом, Исполнитель обязан за вознаграждение выполнить комплексные услуги по выгрузке/перевозке каменного угля с судна Заказчика на рейде портопунктов побережья Чукотского автономного округа (Портопункты: п. Беринговский - с. Мейныпильгино - с. Энмелен - с. Нунлигран - с. Сиреники - с. Янракынот) на береговую линию, в период навигации 2017года. Исполнитель обязан своими силами обеспечить бесперебойную выгрузку угля с судна и постановку плавсредств для перевозки каменного угля с судов на рейде портопунктов и выгрузку на берег, начиная с момента постановки транспортного судна на якорь на рейде портопунктов.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлены требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В части 11 Документации о закупки установлены требование к участнику размещения заказа.

По мимо обязательных требованиях Заказчиком в пункте 11.6. установлено необходимость наличия собственного или арендованного флота, либо наличие договоров с компаниями, осуществляющими перевозку морским и речным транспортом.

В части 2 Документации о закупки по мимо общих обязательных требованиях установлено требование о предоставлении:

-  копии действующей лицензии на осуществление перевозок морским и речным транспортом;

- копии документов, подтверждающие наличие собственных/арендуемых специализированных транспортных средств;

Вместе с тем лицензии на осуществление перевозок морским и речным транспортом не существует.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» установлен порядок пунктом 3 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах»:

- перевозки внутренним водным транспортом опасных грузов;

- перевозки морским транспортом опасных грузов.

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» лицензируется погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:

- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;

- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Для лицензирования необходимо судно на праве собственности или на основании фрахтования.

Также лицензия может быть выдана на объекты портовой инфраструктуры, у кого есть такая возможность. Уголь относится к опасным грузам класса 4.2. Отнесение груза к опасным грузам предусмотрено Правилами морской перевозки опасных грузов (Правилами МОПОГ).

Не установив требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их качественных характеристик, нарушил положение пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Заказчик в документации о закупки не разместил порядок предоставления разъяснений положений документации, тем самым нарушил требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссией Чукотского УФАС России были изучены документы и материалы, предоставленные в заявках участниками закупки ООО ПКП «ТЕМП» и ПАО «ЧТК» ни один из участников проводимой закупки, не описал качественные характеристики выполняемой работы с использованием, каких сил и средств требуемая услуга будит выполнена в соответствии с техникой безопасности.

Соответственно требование предоставить описание качественных характеристик выполняемой работы и соответственно потвердеть наличие собственного или арендованного флота, либо наличие договоров с компаниями, осуществляющими перевозку в том числе погрузку - разгрузку морским и речным транспортом участниками подтверждено не было.

Не установив необходимые требования к безопасности и иные требования выполнения работ в документации о закупке, Заказчик нарушил требование пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Признать жалобу ООО ЧЛК «Трансчукотка» на действия ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» при проведении закупки на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке) извещение № 31604526152 необоснованной.
  2. Признать в действиях ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» нарушения части 8 статьи 4, пунктов 1, 3, 10 части 10 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» обязательное для исполнения предписание.
  4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Чукотского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении виновных лиц административного производства.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:

 

           Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трёх  месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 09/01-47/17

 

 

01 февраля 2017 г.                                                                                   г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии; члены Комиссии, на основании Решения № 10/01-47/17 от 06.02.2017 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Государственному предприятию Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь,  ул. Рультытегина, д. 24) в срок до 24 февраля 2017 года включительно:

 

Аннулировать (отменить) закупку на оказание транспортных услуг по перевозке угля (морской перевозке) извещение № 31604526152.

 

Оператору Официального сайта (Оператору электронной площадки):

Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии:                                                              

Члены Комиссии:                                                                          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны