Решение №100/01-33/17 Решение Чукотского УФАС России в отношении МП ГО Анадырь "ГК... от 14 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 100/01-33/17

 

Резолютивная часть

решения оглашена 12.03.2018г

В полном объеме

решение изготовлено 14 марта 2018 г.                                                                            г. Анадырь

 

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…>, руководителя Чукотского УФАС России.

Членов Комиссии:

<…>, заместителя руководителя Чукотского УФАС России;

<…>, главного специалиста-эксперта Чукотского УФАС России,          рассмотрев дело № 100/01-33/17 возбужденное в отношении Муниципального  предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», расположенного по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 45, ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875, по признакам нарушения требований установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

         в присутствии представителя ответчика - <…> по доверенности от 11.07.2017 № 111;

         в присутствии представителя заявителя ООО «Чукотская строительно-буровая компания» - <…> доверенность от 21.01.2018г.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы России по Чукотскому автономному округу (далее - Чукотское УФАС России) поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Чукотская строительно-буровая компания» (далее - Заявитель, Подрядчик, ООО «ЧСБК») на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (далее - Ответчик, МП «ГКХ», Предприятие).

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее:

Между ООО «ЧСБК» и МП «ГКХ», заключен договор водоснабжения и водоотведения от 01.01.2016 № 232-В/16, согласно которому ООО «ЧСБК», обязуется в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за расчётным оплачивать выставленные счета-фактуры.

22.12.2016г. в адрес ООО «ЧСБК» поступило письмо МП «ГКХ» от 21.12.2016г. № 12-02/8029 из которого следовало, что во избежание бездоговорного потребления тепловой энергии и холодного водоснабжения в многоквартирном доме расположенном по адресу: г. Анадырь, с. Тавайваам, ул. Береговая, 2а (далее - МКД), ООО «ЧСБК» предложено в срок до 22.12.2016г. заключить договор на поставку тепловой энергии и холодного водоснабжения, при этом, в случае не заключения данного договора - до 22.12.2016г. МП «ГКХ» произведет отключение первого подъезда данного МКД от магистральных сетей водоснабжения.

Письмом от 22.12.2016г. ООО «ЧСБК» сообщило МП «ГКХ» следующее, что между Администрацией городского округа Анадырь и ООО «ЧСБК» заключен  контракт № 38 (по результату аукциона в электронной форме № 0188300005416000069-1) на Ремонтно-восстановительные работы первого подъезда многоквартирного жилого дома по ул. Береговая, 2а (далее - Контракт), при этом¸ по условиям данного Контракта, на ООО «ЧСБК» не возлагались обязательства по оплате коммунальных ресурсов на период проведения ООО «ЧСБК» ремонтно-восстановительных работ в данном МКД.

Кроме того, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, однако в рассматриваемом случае данный МКД на праве собственности либо на ином праве ООО «ЧСБК» не принадлежит, в связи с чем, плата за коммунальные ресурсы потребляемые собственниками данного МКД в период выполнения ООО «ЧСБК» ремонтно-восстановительных работ, не возлагается.

Тем не менее учитывая, что ремонтно-восстановительные работы в рамках вышеуказанного Контракта находились на заключительной стадии, и в целях не допущения уже отремонтированным квартирам данного МКД причинения какого либо ущерба, из-за разморожения внутреннего трубопровода (ХВС, ГВС и ТЭ) в результате отключения МП «ГКХ» данного МКД от водоснабжения, Обществом, письмом от 22.12.2016г. было предложено МП «ГКХ» согласовать дату и время совместной встречи представителей МП «ГКХ», Администрации городского округа Анадырь и ООО «ЧСБК», в целях определения лица, на которого возлагается бремя платы коммунальных услуг в период выполнении ООО «ЧСБК» Ремонтно-восстановительных работ данного МКД.

Однако, данное письмо Общества МП «ГКХ» было проигнорировано, в связи с чем, ООО «ЧСБК» было вынужденно заключить дополнительное соглашение № 1 от 27.12.2016г к договору на водоснабжение и водоотведение № 232-В/16 от 01.01.2016г., согласно которого на ООО «ЧСБК» возлагалось бремя оплаты коммунальных ресурсов потребляемых МКД в период осуществления ремонтно-восстановительных работ в рамках Контракта.

Между тем, из условий Контракта следует, что правоотношения, сложившиеся между Администрацией и ООО «ЧСБК» в рамках Контракта подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах и специальными нормами, содержащимися в главе 37 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (пункт 2 статьи 740 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 704 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

На основании пункта 1 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.

В силу пункта 2 указанной статьи стороны вправе предусмотреть в договоре и другие обязанности заказчика.

Пункт 3 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимосвязан с пунктом 2 и предписывает сторонам урегулировать в договоре строительного подряда вопрос о распределении между ними расходов, связанных с предоставленных заказчиком услуг.

Из системного анализа норм (статья 740, пункт 2 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации) следует, что оказание соответствующих услуг, в том числе водоснабжение, входит в обязанность заказчика по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работ.

Между тем:

- условиями Контракта не возлагалось на ООО «ЧСБК» в период производства ремонтно-восстановительных работ в МКД обязанности по оплате услуг водоснабжения;

- у ООО «ЧСБК» в данном МКД отсутствовали в рассматриваемый период времени объекты недвижимого имущества.

- фактического владения и пользования МКД на каком-либо праве в период выполнения работ ООО «ЧСБК» не осуществляло.

Следовательно, у МП «ГКХ» отсутствовали даже основания для направления в адрес Общества письма о необходимости последнему заключить с МП «ГКХ» договор водоснабжения.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

МП «ГКХ» приказом Магаданского УФАС России от 23.03.2007 г. № 01-12/28 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей 100% на рынках по предоставлению следующих услуг: «услуги по передаче и распределению горячей воды (тепловой энергии)  для предприятий и организаций», «услуги по канализации отходов», «техническая эксплуатация жилфонда», «водоснабжение» следовательно, занимает на указанном рынке доминирующее положение.

Кроме того, в силу статьи 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. МП «ГКХ» оказывает услуги по водоснабжению в географических границах городского округа Анадырь. Таким образом, МП «ГКХ» является доминирующей организацией на рынке услуг водоснабжения в указанных географических границах.

В связи с чем, на Ответчика в полной мере распространяется запрет, установленный статьей 10 Закона о защите конкуренции, который запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вышеизложенные обстоятельства, свидетельствуют о том, что МП «ГКХ» пользуясь своим доминирующим положением, ущемляет интересы Общества что  в силу пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции недопустимо.

На основании изложенного, в связи с наличием в действиях МП «ГКХ» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании ООО «ЧСБК» платы за услуги прямо не предусмотренные законодательством Российской Федерации, Чукотское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем расторжения дополнительного  соглашения № 1 от 27.12.2016г. к договору водоснабжения и водоотведения № 232-В/16 от 01.01.2016г. заключенного с нарушением антимонопольного законодательства, а также устранить последствия возникшие в следствии заключения данного дополнительного соглашения.

В установленный срок МП «ГКХ» не исполнено предупреждение, в связи с чем Чукотское УФАС России Приказом от 25.08.2017 № 102 в отношении  Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство», расположенного по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 45, ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875, возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения, требований установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Чукотского УФАС России в ходе рассмотрения дела №100/01-33/2017, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы

дела, оценив представленные доказательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА

      1. Признать в действиях Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875) нарушение пункта 3 части 1 стати 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании ООО «ЧСБК» заключение с МП «ГКХ» дополнительного соглашения № 1 от 27.12.2016г к договору на водоснабжение и водоотведение № 232-В/16 от 001.2016г.

2. Выдать МП «ГКХ» обязательное для исполнения предписание, для исполнения которого необходимо:

- добровольно расторгнуть дополнительное соглашение № 1 от 27.12.2016г к договору на водоснабжение и водоотведение № 232-В/16 от 01.01.2016г.

- возвратить уплаченную сумму, которая была произведена согласно дополнительного соглашения № 1 от 27.12.2016г к договору на водоснабжение и водоотведение № 232-В/16 от 01.01.2016г.

3. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства по признакам нарушения статьи 14.31 КоАП РФ

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        <…>                                                      

 

Члены Комиссии:                                                                                                                 

                                                                                                           <…>

 

                                                                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны