Решение б/н Решение № 59/01-47/17 и предписание №29/01-42/17 в отношении... от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 59/01-47/17

06 июня 2017 г. г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии;

Члены Комиссии,

в присутствии представителей Заявителя:

- «...» по доверенности № «...»,

в присутствии представителей Заказчика:

- «...» по доверенности № «...»,

рассмотрев жалобу ООО ПКП «ТЕМП» (далее – Заявитель) на действия ОАО «Шахта «Угольная» (далее – Организатор торгов, Заказчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки 3300 м³ лесоматериала круглого, хвойных пород для распиловки, извещение № 31705123911 (далее – Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 29.05.2017г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что 18 мая 2017 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 31705123911 о проведении запроса предложений на право заключения договора по поставке 3300 м³ лесоматериала круглого, хвойных пород для распиловки.

25 мая 2017 года заказчик подал заявку на участие в запросе предложений, в соответствии с требованиями закупочной документации. Вскрытие конвертов с заявками претендентов произведено в автоматическом режиме 25.05.2017г. на электронной торговой площадке www.fabrikant.ru.

Допущены следующие юридические лица с ценовыми предложениями:

1. ООО «ЭКСПОСТРОЙ» цена предложения 56 430 000, 00 руб.

2. ООО «САНКОРЕКС-М» цена предложения 57 494 910, 00 руб.

3. ООО ПКП «ТЕМП» цена предложения 48 250 000, 00 руб.

4. ООО «ГРАНТОП-ЭКСПОРТ» цена предложения 49 064 400, 00 руб.

При оценке и сопоставлении заявок допущенных участников, комиссия уклонилась от определения победителя, мотивируя свои действия на отсутствие опыта выполнения аналогичных работ у всех участников запроса предложений.

В своем отзыве по жалобе Заказчик пояснил, что считает жалобу Заявителя необоснованной.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, документации. В соответствии с п. 8.5.3 Положения о закупках Заявитель вправе направить в письменной форме Заказчику, организатору закупки запрос о даче разъяснений положений документации, данным правом Заявитель не воспользовался.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

При этом частью 10 этой же статьи предусмотрено, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Довод Организатора торгов, о том, что при наличии жалобы участника запроса предложений антимонопольный орган должен принимать во внимание исключительно норму, содержащуюся в части 10 статьи 3 Закона о закупках, не может быть признан обоснованным по следующим причинам.

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Следовательно, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг как в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, так и в иных случаях нарушения антимонопольного законодательства.

Иными словами, антимонопольный орган вправе рассматривать жалобы и в тех случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушении организатором закупки требований антимонопольного законодательства.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

Предприятием 11.05.2016 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Шахта «Угольная» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как запрос предложений.

18 мая 2017 года в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение, а также документация о проведении запроса предложений.

В протоколе подведения итогов запроса предложений № 13/ЗП-1р от 26.05.2017 г указано, что запрос предложений признан не состоявшимся в связи с отсутствием аналогичных договоров на поставку лесоматериалов в районы Крайнего Севера с ограниченным сроком навигации у всех участников процедуры.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 2.8.1 ж) Документации установлено, что Участник запроса предложений должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие вышеуказанным требованиям: Справку о выполнении аналогичных по характеру и объему работ договоров по установленной в Документации о закупке форме — (справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров (форма7).

В ходе анализа представленной на заседание комиссии заявки Комиссией установлено, что заявки Заявителя в подтверждение опыта выполнения аналогичных договоров представлены следующие документы: Справка о перечне и годовых объемах выполнения аналогичных договоров, выполненная по форме, установленной документацией о запросе предложений. Данная справка содержит указание на договор поставки стройматериалов: домокомплектов (бруса).

Из документации о запросе предложений не представляется возможным определить, какими именно профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, ресурсными возможностями должен обладать участник данной закупки, чтобы претендовать на победу в запросе предложений, опыт выполнения каких работ будет приниматься Заказчиком в качестве аналогичных предмету запроса предложений.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом доводов сторон, проведя анализ документации о закупке, Комиссия пришла к выводу том, что установление такого узкого подкритерия опыта работ, со ссылкой на конкретные годы, объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам закупки, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, поскольку участники, имеющие опыт аналогичной работы в иные годы, а также обладающие необходимым техническим ресурсом для исполнения договора, а также участники, не имеющие опыта перевозки именно лесоматериалов круглых хвойных прод для распиливания, фактически лишены возможности победить в запросе предложений.

Таким образом, довод Заявителя обоснован.

При рассмотрении жалобы в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

1. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Извещение о Запросе предложений размещено Организатором торгов 18.05.2017 года.

Согласно извещению дата и время окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений: 25.05.2017г в 15.00 (по местному времени).

Дата и время вскрытия конвертов с заявками — 25.05.2017г в 15-05 (по местному времени).

Однако согласно пункту 8.4.1 Положения о закупках установлены требования к извещению - не менее чем за 5 рабочих дня до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке заказчик, организатор закупки на официальном сайте размещает извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке. При этом день размещения извещения и день вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке не входят в указанные в настоящем пункте 5 рабочих дня.

По мнению Комиссии Чукотского УФАС России, сокращение Организатором торгов сроков приема заявок, ограничивают права потенциальных участников запроса предложений подать заявки для участия в нем, что влечет за собой ограничение количества участников Запроса предложений.

2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 8.5.3 Положения о закупках установлено, что участник закупки вправе направить в письменной форме заказчику, организатору закупки запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая документация о Запросе предложений не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока о предоставлении участником закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Согласно разделу 2 Положения о закупках запрос предложений - способ закупки, не являющийся торгами, с выбором победителем закупки участника закупки, предложившего лучшие условия исполнения договора.

Порядок проведения открытых запросов предложений определен разделом 8 Положения о закупках.

В пункте 1.4.4 документации проводимого Запроса предложений Заказчик указал, что в соответствии с Извещением о закупке, Организатор запроса предложений имеет право отказаться от проведения запроса предложений в любое время, не неся никакой ответственности перед Участниками запроса предложений или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки. Организатор запроса предложений незамедлительно уведомляет всех Участников запроса предложений об отказе от проведения запроса предложений с помощью ТП «Фабрикант», а также посредством размещения информации на Официальном сайте.

Однако при анализе раздела 8 Положения о закупках Комиссией установлено, что Положение о закупках не содержит требование об отказе от проведения запроса предложений в любое время.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия установила, что Положение о закупках не содержит требования об отказе от проведения запроса предложений, а документация о Запросе предложений в электронной форме не содержат исчерпывающего перечня случаев, при которых заказчик вправе отменить Запрос предложений и отказаться от заключения договора.

Таким образом ОАО «Шахта «Угольная» нарушены принципы, установленные в части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку такой отказ при отсутствии установленных законодательством оснований может носить субъективный дискриминационный характер и привести к злоупотреблениям со стороны Организатора закупки.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО ПКП «ТЕМП» на действия ОАО «Шахта «Угольная», при проведении запроса предложений на право заключения договора поставки 3300 м³ лесоматериала круглого, хвойных пород для распиловки, извещение № 31705123911, обоснованной.

      2. Признать в действиях ОАО «Шахта «Угольная» нарушения части 5 статьи 4, пункта 10 части 10 статьи 4, части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать ОАО «Шахта «Угольная» обязательное для исполнения предписание, об аннулировании (отмене) запроса предложений на право заключения договора поставки 3300 м³ лесоматериала круглого, хвойных пород для распиловки, извещение № 31705123911.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 29/01-42/17

 

06 июня 2017 года г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии; члены Комиссии, на основании Решения № 59/01-47/17 от 06.06.2017 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Шахта «Угольная» (689501, Чукотский автономный округ, пгт. Угольные Копи, ул. Угольная, д. 1, ИНН 8701003195) в срок до 21 июня 2017 года включительно:

Аннулировать (отменить) запрос предложений на право заключения договора поставки 3300 м³ лесоматериала круглого, хвойных пород для распиловки, извещение № 31705123911.

 

Оператору электронной площадки:

 

    1. Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

 

 

 

    1. О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны