Решение № 61/01-47/17 и предписание № 36/01-42/17 в отношении АО "Чукотэнерго"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
23.06.2017
Управление:
Чукотское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 61/01-47/17

РЕШЕНИЕ № 61/01-47/17

19 июня 2017 г. г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии;

Члены Комиссии, в отсутствии представителей Заявителя,

в присутствии представителей Заказчика:

«...» по доверенности № «...»,

«...» по доверенности № «...»,

рассмотрев жалобу ООО «ЧСБК» (далее – Заявитель) на действия ОА «Чукотэнерго» (далее – Организатор торгов, Заказчик), при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по отсыпке гребня верхнего и низового откосов плотины ГТС АТЭЦ, извещение № 31705159814 (далее – Запрос предложений), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 08.06.2017г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

В жалобе Заявитель указывает, что 18 мая 2017 года Заказчиком было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 31705159814 о проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по отсыпке гребня верхнего и низового откосов плотины ГТС АТЭЦ. Начальная (максимальная) цена договора — 3 220 350,00 рублей.

Из содержания раздела 2 и 3 Приложения № 1 «Техническое задание» следует, что места отсыпки указываются Заказчиком, а место выполнение работ не конкретизировано и обозначено, как г. Анадырь.

В пункте 7.2 Приложения № 1 «Техническое задание» указанно, что оплата выполненных Подрядчиком Работ осуществляется в срок, не менее чем 60 (шестьдесят) календарных дней с даты подписания сторонами Акта о приемке выполненных Работ по Форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ и затрат по Форме КС-3 на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры. Тогда как из пункта 6.1 Приложения № 2 «Проект договора» следует, что оплата выполненных Подрядчиком Работ осуществляется в срок, не менее чем 60 (шестьдесят) календарных дней с даты подписания сторонами Акта сдачи - приемки на основании выставленного Подрядчиком счета-фактуры. Кроме того не согласован сам порядок сдачи выполненных работ. В пункте 10.6 Приложения № 1 «Техническое задание» и пункте 10.7 Приложения № 2 «Проект договора» указаны разные сроки, в которые подрядчик обязан направлять заказчику акт сдачи-приемки. В пункте 10.4. Приложения № 2 «Проект договора» указанно, что подрядчик обязан выполнять подрядные работы в соответствии с проектной документацией, технологическими регламентами, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая замечания этой экспертизы. Однако организатором торгов в составе Документации о закупке не размещена проектно-сметная документация. В пункте 2.8.2. Документации о закупке обозначено, что отбор заявок осуществляется по критериям, указанным в Разделе 8 Документации о закупке (Приложение № 3 - Отборочные критерии оценки заявок Участников запроса предложений). Согласно пункту 27 Приложения № 3 «Отборочные критерии оценки заявок Участников запроса предложений» участник должен обладать опытом выполнения аналогичных работ, соответствующих профилю лота по виду, сумме, объему работ в соответствии с условиями документации о закупке. В пункте 30.4. Приложения № 3 «Отборочные критерии оценки заявок Участников запроса предложений» участник закупки не должен являться аффилированным по отношению к одному и более другим участникам, в соответствии с требованиями документации о закупке. В разделе 4 Приложения №5 «Методика оценки дел репутации и финансового состояния» участник, не соответствующий хотя бы одному из отборочных критериев, должен быть рекомендован к отклонению.В подпункте 4 пункта 4.2 Приложения №5 «Методика оценки дел репутации и финансового состояния» обозначено, что у участника должна отсутствовать аффилированность по отношению к одному и более другим Участникам. Отказ в допуске на основании вышеуказанного требования противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Выше перечисленные пункты содержащиеся в жалобе Заявителя , ограничивают его участие в запросе предложений по расмотриваемой закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В силу пункта 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлено, что Документация должна содержать, в том числе сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено требование к опубликованию в единой информационной системе предусмотренных Законом о закупках сведений, в том числе, документации о закупках.

При этом, в силу части 14 статьи 4 Закона о закупках, размещенная в единой информационной системе информация о закупке, в том числе документация, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Таким образом, при размещении извещений о проведении Конкурсов на услуги по строительству капитальных объектов, в единой информационной системе должна быть размещена документация, включающая, в том числе, смету на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктами 20-22 Приложения 3 «Отборочные критерии оценки заявок Участников запроса предложений» следует, что одним из критериев отбора заявки является:

  • Наличие писем от имени каждого субподрядчика (оригинал; составляется в произвольной форме), подтверждающего его согласие на привлечение в качестве субподрядчика, с указанием объема и стоимости возлагаемых на него работ, а также сроков выполнения работ/поставок/услуг.

  • Сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям документации о закупке.

  • Сведения о распределении объемов работ между генеральным подрядчиком и субподрядчиками по установленной в документации о закупке форме.

Согласно форме 8 Документации участнику закупки необходимо указать сведения о наименовании привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей, сопоставщиков) 1-го уровня - субъектов малого/среднего предпринимательства.

Вместе с тем, привлечение субподрядчиков предполагается в процессе исполнения договора, в связи с чем требование о представлении в составе заявки информации о привлекаемых к исполнению обязательств по договору субподрядчиков/соисполнителей является избыточным, так как на момент подачи заявки участник закупки может не обладать однозначно всем перечнем необходимых к привлечению субподрядных организации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанные требование являются избыточными, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, статьи 2 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям пункт 9.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Комиссия установила, что в пункте 12.1 Приложение № 1 «Техническое задание» Подрядчик должен иметь, соответствующий выполняемым работам, профессиональный уровень, подтвержденный документами, опыт выполнения аналогичных договоров не менее 3-х лет.

Указанное требование ставит в неравное положение участников закупки, зарегистрированных менее трех лет предложений и ограничивает возможность их участия в Запросе предложений, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения документации, содержащей требования к участникам закупки и к составу документов, предоставляемых участниками закупки в заявке не соответствующие Положению и пункту 2 части 1 статьи 3 Закону о закупках.

Комиссия считает, что заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены вышеуказанные требования, так как Законом о закупках не предусмотрено ограничение участия в закупочной процедуре лиц, аффилированных с иными участниками закупки.

Кроме того, наличие у участника закупки аффилированности с иным участником закупки, однозначно не свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязательств по договору и недобросовестности такого участника закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление в Документации данного требования в качестве обязательного к участникам Конкурса, а также отказ в допуске на основании вышеуказанного требования противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На заседание Комиссии Заказчик признал допущенные нарушения в документации по запросу предложений.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

      1. Признать жалобу ООО «ЧСБК» на действия АО «Чукотэнерго», при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по отсыпке гребня верхнего и низового откосов плотины ГТС АТЭЦ, извещение № 31705159814, обоснованной.

      2. Признать в действиях АО «Чукотэнерго» нарушения пункта 4 части 10, пункта 6 части 10, части 5, части 14 статьи 4 и пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      3. Выдать АО «Чукотэнерго» обязательное для исполнения предписание, об аннулировании (отмене) запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по отсыпке гребня верхнего и низового откосов плотины ГТС АТЭЦ, извещение № 31705159814.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36/01-42/17

 

19 июня 2017 года г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии;

Члены Комиссии, на основании Решения № 61/01-47/17 от 19.06.2017 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Чукотэнерго» (689000, г. Анадырь, ул. Рультытегина, д. 35-а, ИНН 870000339) в срок до 03 июля 2017 года включительно:

Аннулировать (отменить) запрос предложений на право заключения договора на выполнение работ по отсыпке гребня верхнего и низового откосов плотины ГТС АТЭЦ, извещение № 31705159814.

Оператору электронной площадки:

 

    1. Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

      О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.