Определение б/н Определение Управления об отложении дела в отношении АО «Газ... от 6 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА № 4/04-АМЗ-2018 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

31 мая 2018 года                                                                                           г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 4/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

При участии представителей:

заявителя – председателя ТСЖ «Звездочка» «…» – протокол заседания правления ТСЖ «Звездочка» от 21.11.2017;

ответчика -  АО  «Газпром газораспределение Чебоксары»:

- «…»  - по доверенности от 28.05.2018 №154 (доверенность выдана сроком на три года);

- «…» – по доверенности от 28.05.2018 №155 (доверенность выдана на срок по 31.12.2018)

         по признакам  нарушения АО «Газпром газораспределение Чебоксары»                  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном увеличении цены на услуги, предоставляемые в рамках заключаемых  договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового  оборудования на территории Чувашской Республики

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России)  24.01.2018                (вх.04-05/399) из ФАС России поступило обращение товарищества собственников жилья  (далее - ТСЖ «Звездочка») в части завышения  АО «Газпром газораспределение Чебоксары» стоимости услуг технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования (далее – ВДГО).

Обращение обусловлено следующим.

 ТСЖ «Звездочка» с 2012  с ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары», заключен договор на обслуживание внутридомового газового оборудования, согласно которому ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»   обязан  4 раза в год  проводить обход и осмотр трассы уличного газопровода.

Стоимость услуги составляла 1543 руб. в год.

В 2015 ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары» перестало исполнять условия договора  и  предложило заключить с ними новый договор  (дата уведомления и направления договора не указана) на необоснованно  завышенных тарифах  в размере 18 944 руб., при этом количество  осмотров трассы уличного газопровода уменьшилось до трех раз.

 ТСЖ «Звездочка» отказалось от заключения договора ввиду следующего: данное предложение: ухудшает решение вопроса обеспечения безопасного использования природного газа; необоснованно повышает тарифы на содержание жилья.

 Заявитель указывает, что по условиям договора исполнитель не несет никаких материальных затрат. Покраска труб, ремонт оборудования — за счет управляющей организации.

По результатам исследования нормативно – правовой базы установлено следующее.

В соответствии с п. 16  Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению») (далее – Правила №410) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

Следуя нормам п. 2 Правил №410 внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

В соответствии с п. 2 Правил №410 заказчиком  в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги).

 Согласно п. 2 Правил №410 исполнителем в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Специализированная организация, осуществляющая техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должна соответствовать  национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ 54961-2012, «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утвержден приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст), а именно газовые службы предприятий должны иметь квалифицированный персонал, а также достаточные для выполнения производственных процессов материально- технические и топливно-энергетические ресурсы; руководители и специалисты газовых служб предприятий должны быть аттестованы в области промышленной безопасности; рабочие газовых служб  предприятий и обсуживающий дежурный персонал  должны проходить  проверку знаний безопасных методов и приемов выполняемых работ  в объеме соответствующих производственных инструкций; персонал газовой службы предприятия, осуществляющий обслуживание  и ремонт электроустановок, должен пройти обучение и проверку знаний правил устройства, технической эксплуатации и правил  безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в пределах требований, предъявляемых к должности  или профессии, с присвоением соответствующей группы по электробезопасности. Подготовка и допуск персонал к самостоятельной работе должны осуществляться в соответствии с требованиями.

Исходя из п. 6 указанных Правил №410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

Положениями п. 17 Правил №410 установлены следующие категории заказчиков: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений; б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения; в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование. От имени собственника (пользователя) помещения договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования может быть подписан: лицом из числа собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченным на подписание договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования от их имени решением общего собрания собственников многоквартирного дома, что подтверждается надлежаще оформленной доверенностью; управляющей организацией на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о том, что указанный договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования подписывается управляющей организацией в интересах каждого из собственников помещений в многоквартирном доме, проголосовавших за такое решение; товариществом или кооперативом на основании протокола общего собрания членов товарищества или кооператива, на котором принято решение о том, что указанный договор подписывает товарищество или кооператив в интересах каждого из своих членов, проголосовавших за такое решение; управляющей организацией, товариществом или кооперативом, действующими в качестве агентов собственников помещений в многоквартирном доме на основании агентского договора.

В соответствии с п. 30 Правил №410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного со стороны специализированной организации.

На основании п. 31 Правил №410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора, товариществом собственников жилья, согласно ст. 135 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

 Следуя нормам п. 2 Правил №410 внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

В соответствии со ст. 138 ЖК РФ Товарищество собственников жилья обязано: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.

Исходя из п. 43 Правил №410 Исполнитель (специализированная организация) обязана: а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год; приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года; б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам.

Пунктом 3 Постановления №410, утверждены Методические рекомендации о правилах расчёта стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №269-э/8 (далее – Рекомендации №269-3/8).

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 По результатам проведённого Чувашским УФАС России анализа рынка услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Чувашской Республике, установлено, что  в 2017 году на вышеназванном товарном рынке осуществляли деятельность оказывали 2 хозяйствующих субъекта: АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и ООО «Калита».

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» на предмет увеличения стоимости услуг ВДГО представляет ниженазванную информацию.

В соответствии с  Рекомендациями №269-3/8 АО «Газпром газораспределение Чебоксары» 01.01.2015 привело Прейскурант на услуги по ВДГО в соответствии с вышеназванной рекомендацией.

 В результате пересмотра Прейскуранта в него был внесен ряд новых услуг, изменены составы работ, составы и разряды исполнителей, нормы времени на обслуживание, периодичность обслуживания, часть услуг из прейскуранта исключена.

Изменения  не коснулись услуг соответствующих  Рекомендациям №269-3/8.

Цены Прейскуранта АО «Газпром газораспределение Чебоксары» рассчитаны на основании  на базового прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанного головным научно-исследовательским и проектным институтом газовой промышленности ОАО «Гипрониигаз» и Рекомендаций №269-3/8, пересматриваются 1 раз в год.

 На предмет заключения договора с ТСЖ «Звездочка»   АО «Газпром газораспределение Чебоксары» пояснило следующее.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в 2015, 2017, 2018 гг. в адрес ТСЖ «Звёздочка» направляло дополнительные соглашения к договору от 01.02.2012 №09-1256/20 о техническом обслуживании внутренних устройств газоснабжения общего пользования в многоквартирных жилых домах (далее - Договор) для приведения его в соответствие с действующим законодательством, которые не были подписаны ТСЖ «Звёздочка».

В новом проекте Дополнительного соглашения к Договору, направленном в ТСЖ «Звёздочка» письмом 09.02.2018г. № 09-20/131, из действующего Договора исключен ряд следующих  работ (услуг):

- проверка исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм;

-  смазка газового крана диаметром до 50 мм; проверка исправности изолирующего фланцевого соединения на вводах с выдачей заключения.

Взамен введены следующие  работы (услуги);

- техническое обслуживание внутридомового газопровода;

- проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание.

Изменения обусловлены, тем, что Договор от 01.02.2012 года не может продолжать действовать по старой форме и по существовавшим на момент его заключения условиях, ввиду многочисленных изменений в законодательные и нормативные акты пересмотром  Прейскуранта на оказываемые услуги.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» указывает, что виды работ, включённые в Приложение №3 Дополнительного соглашения, в полном объеме соответствуют Минимальному перечню выполняемых работ по ВДГО,  утверждённому Постановлением №410.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары»,  представило информацию по изменению общей стоимости ВДГО, находящегося на обслуживании ТСЖ «Звёздочка» (жилой многоквартирный дом №6 корп. 2 по ул. Грасиса,                             г. Чебоксары), изменения приведены в таблице 1, по проекту дополнительного соглашения от 2018 г. №4 в таблице 2.

Таблица 1

№ п.п.

Наименование работ и газового оборудования

Ед.

изм.

Стоимость с НДС (руб.)

Коли-

чество

Периодич-

ность

обслужи-

ваний

Общая стоимость обслуживания (руб.)

По ранее заключённому договору от 01.02.2012 №09-1 (с учётом дополнительного соглашения №2 от 01.07.2013)

256/20 013 г.)

9.1.45.

Проверка исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм

100 м

166

4,66

1 раз в год

773,56

5.1.2.

Обход и осмотр трассы надземного уличного газопровода

км

215

0,238

4 раза в год

204,68

9.2.227.

Смазка газового крана диаметром 50 мм

кран

58

12

1 раз в год

696,00

6.2.7.

Проверка исправности изолирующего фланцевого соединения на вводах с выдачей заключения

фланец

268

1

1 раз в год

268,00

 

Итого с НДС в год

 

 

 

 

1 942,24

 

 

               

 

Таблица 2

По проекту Дополнительного соглашения №4 от 2018 г.

9.1.6.

Обход и осмотр трассы наружного (подземного, надземного) газопровода

км

240

0,238

1 раз в год

57,12

9.1.10.

Техническое обслуживание внутридомового газопровода

1 п.м.

45

185

1 раз в год

8 325,00

9.1.11.

Проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание

1 кран

117

12

1 раз в год

1 404,00

 

Итого с НДС в год

 

 

 

 

9 786,12

 

 

 

Из вышеприведенных данных следует, что общий рост стоимости технического обслуживания и ремонта ВДГО составляет 7843,88 руб., за счет оказания дополнительных услуг.

АО «Газпром газораспределение указывает, что если «проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание» практически заменяет ранее производимые и исключённые из Прейскуранта услуги «проверку исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм» и «смазку газового крана диаметром до 50 мм», техническая услуга «техническое обслуживание внутридомового газопровода» является нововведенной услугой, производимой в соответствии с пунктом 43 Правил №410, раздела 7.1 ГОСТ Р 54961-2012 в отношении внутренних газопроводов общего пользования до первого отключающего устройства (запорного крана), установленного в квартирах многоквартирного дома.

Введение данного вида работы обусловлено тем, что при его осуществлении будет одновременно проводиться инвентаризация и мониторинг состояния газопроводов общего пользования, в том числе проложенных в футлярах через плиты перекрытия, выполняться оценка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, проводиться техническое обслуживание первого отключающего устройства, установленного на газопроводе общего пользования в квартире.

Периодичность проведения работ в течение календарного года в новом дополнительном соглашении к договору приведена в соответствие с требованиями нормативных документов, иначе 1 раз в год.

Предложение о заключении договора, направленное АО «Газпром газораспределение Чебоксары» осуществлено в порядке п. 30 Правил №410 и не противоречит им.

ТСЖ «Звездочка» указывает, что АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в рамках договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования предлагает проводить осмотр трассы уличного газопровода 1 раз в три года.

Вышеназванное обусловлено п. 7.1.1 ГОСТ Р 45961-2012 согласно которому техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий должно проводиться не реже одного раза в три года.

В ходе анализа приложения №3 к дополнительному соглашению №4 к договору от 01.02.2013 №09-1256/20 «Периодичность и стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, выполняемого Исполнителем по договору с заказчиком на 2018-2020 гг. (ТСЖ «Звездочка») установлено, что перечень  и  периодичность выполняемых работ соответствует п. 43 Постановления №410.

 Несмотря на изложенное, АО «Газпром газораспределение Чебоксары» не представлено конкретное обоснование стоимости, предлагаемой в проекте договора ТСЖ «Звездочка», указывая, что названное увеличение обусловлено оказанием дополнительных услуг, без конкретизации обоснования состава стоимости услуг.

 В соответствии  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006                  «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

По результатам проведённого Чувашским УФАС России анализа рынка услуг по техническому  обслуживанию внутридомового  (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Чувашской Республике, установлено, что  в 2017 году на вышеназванном товарном рынке осуществляли деятельность оказывали 2 хозяйствующих субъекта:   АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и ООО «Калита».

Исходя из Определения Верховного суда Российской Федерации                               № 310-КГ17-12130 от 20.12.2017 следует, что из взаимосвязанных положений пункта 1 ч. 1 ст. 1, ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе – они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, 6 антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим. Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12). Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в ч. 1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений ч. 1 п. 2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пункта 3 – 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В последнем случае, исходя из разъяснений, данных в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного 7 законодательства», оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Следовательно, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции после 05.01.2016) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Принимая во внимание изложенное, в действиях АО «Газпром газораспределение», выраженных в необоснованном увеличении цены на услуги, предоставляемые в рамках  договора на внутридомовое и (или) внутриквартирное оборудование содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе заседания Комиссии председатель ТСЖ «Звездочка» «…» – поддержал требования, изложенные в обращении в полном объеме.

 Дополнительно указал, что по настоящее время расшифровка стоимости услуг ВДГО АО «Газпром газораспределение Чебоксары» не представлено.

 Представители АО «Газпром газораспредление Чебоксары»   «..» также поддержали позицию, изложенную в письмах, направленных Чувашскому УФАС России в ходе рассмотрения обращений содержание которых приведено выше.

 Дополнительно указали, что стоимость ВДГО рассчитывается исходя из указанных в  Прейскуранте АО «Газпром газораспределение Чебоксары» цен.

Исходя из названного расчета, стоимость работ (услуг) рассчитывается исходя из себестоимости единицы работ и принятого уровня рентабельности в размере 8 %. При этом необходимый уровень рентабельности для выполнения экономически обоснованных обязательств АО «Газпром газораспределение Чебоксары» составляет 20 %.

В ходе заседания Комиссии по делу 4/04-АМЗ-2018 установлено, что стоимость услуг по договору ВГДО, заключенного с ТСЖ «Звездочка» обусловлено введением такой услуги как – техническое обслуживание внутридомового газопровода 1 раз в год, стоимость услуги равна 8 325, 000 руб.

По результатам заседания, Комиссия приходит к выводу о необходимости отложения рассмотрения настоящего дела для истребования дополнительной информации.

Руководствуясь частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006                   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.  Рассмотрение дела № 4/04-АМЗ-2018 в отношении АО «Газпром газораспределение Чебоксары» отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 4/04-АМЗ-2018 на 14 июня 2018 года в 09 час. 00 мин. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., д. 2, каб. 106.

3. Ответчику АО «Газпром газораспределение Чебоксары» обеспечить явку технического специалиста для предоставления пояснений по рассматриваемому вопросу.

4.  Ответчику АО «Газпром газораспределение Чебоксары» представить:

- мотивированные пояснения на предмет установления стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газопровода 1 раз в год, в размере              8 325, 000 руб. с приложением расчета, подтверждающего его обоснованность и подтверждающие копии документов, заверенные надлежащим образом.

 

 

Явка сторон по делу или их уполномоченных представителей обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

                                                                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны