Решение №04-05/610 Решение Управления в отношении АО «Газпром газораспределение... от 1 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу 4/04-АМЗ-2018

 

Резолютивная часть оглашена 15 января 2019

Решение изготовлено в  полном объеме 29 января 2019 года        г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 4/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

При участии представителей:

заявителя – председателя ТСЖ «Звездочка» «…»

ответчика -  АО  «Газпром газораспределение Чебоксары»:

«…»  - по доверенности от 11.12.2018 №249 (доверенность выдана сроком по 10.12.2019);

- «…»– по доверенности от 09.01.2019 №77 (доверенность выдана на срок по 31.12.2019);

- «…» – по доверенности от 09.01.2019 №15 (доверенность выдана сроком по 31.12.2019);

- «…» - по доверенности от 09.01.2019 №77 (доверенность выдана на срок по 31.12.2019)

 

         по признакам нарушения АО «Газпром газораспределение Чебоксары»                  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном увеличении цены на услуги, предоставляемые в рамках заключаемых  договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового  оборудования на территории Чувашской Республики,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России) 24.01.2018                (вх.04-05/399) из ФАС России поступило обращение товарищества собственников жилья «Звездочка» (далее - ТСЖ «Звездочка») о необоснованном завышения АО «Газпром газораспределение Чебоксары» стоимости услуг технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования газового оборудования (далее – ВДГО).

Заявитель - ТСЖ «Звездочка» сообщает, что с 2012 года состояло в договорных отношениях с ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары». Предметом договора являлось обслуживание внутридомового газового оборудования, согласно которому в обязанности ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары» входило проведение обхода и осмотра трассы уличного газопровода 4 раза в год. Стоимость услуги определена была в размере 1543 руб. в год.

В 2015 ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары» перестало исполнять условия договора и предложило ТСЖ заключить новый договор   (дата уведомления и направления договора не указана) стоимостью в размере 18 944 руб. ТСЖ «Звездочка» посчитало предложенную цену договора необоснованно завышенной, принимая во внимание то, что количество  осмотров трассы уличного газопровода уменьшилось до трех раз.

 ТСЖ «Звездочка» с названными условиями не согласилось и отказалось от заключения договора, поскольку: данное предложение, по его мнению, ухудшает содержание газового оборудования и не обеспечивает его безопасное использование, а также необоснованно повышает размер платы за   содержание жилья.

 Заявитель считает, что по условиям договора исполнитель не несет таких материальных затрат, которые бы соответствовали цене договора в размере 18 994 руб., так как работы по покраске труб, ремонту оборудования осуществляются за счет управляющей организации.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» увеличение стоимости услуг ВДГО пояснило следующим образом.

В соответствии с Методическими рекомендациями о правилах расчёта стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждёнными приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8 (далее – Методические рекомендации) АО «Газпром газораспределение Чебоксары» 01.01.2015 привело Прейскурант цен на услуги по техническому обслуживанию ВДГО в соответствии с вышеназванными рекомендациями.

В результате пересмотра Прейскуранта цен на услуги по проектированию, строительству, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту  систем газораспределения и газопотребления, утвержденного приказом общества от 14.11.2016 № 792-П (далее – Прейскурант цен), по услуге технического обслуживания ВДГО предусмотрены новые услуги, а также изменены составы работ по техническому обслуживанию ВДГО, составы и разряды исполнителей этих работ, нормы времени на обслуживание, периодичность обслуживания, вместе с тем, часть услуг из прейскуранта цен исключена.

Цены Прейскуранта по техническому обслуживанию ВДГО АО «Газпром газораспределение Чебоксары» рассчитаны на основании базового прейскуранта на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, разработанного головным научно-исследовательским и проектным институтом газовой промышленности ОАО «Гипрониигаз» и Методических рекомендаций, предусматривающих изменение состава услуг по техническому обслуживанию ВДГО, которые должны осуществляться 1 раз в год.

Наряду с этим, относительно заключения договора с ТСЖ «Звездочка»      АО «Газпром газораспределение Чебоксары», пояснило следующее.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в 2015, 2017, 2018 гг. в адрес ТСЖ «Звёздочка» направляло дополнительные соглашения к договору от 01.02.2012 № 09-1256/20 о техническом обслуживании внутренних устройств газоснабжения общего пользования в многоквартирных жилых домах (далее - Договор) для приведения его в соответствие с действующим законодательством, которые ТСЖ «Звёздочка» не были приняты и не подписаны.

В новом проекте дополнительного соглашения к Договору, направленного ТСЖ «Звёздочка» (письмо 09.02.2018г. № 09-20/131), из действующего Договора исключены ряд работ (услуг):

- проверка исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм;

-  смазка газового крана диаметром до 50 мм; проверка исправности изолирующего фланцевого соединения на вводах с выдачей заключения.

Вместе с тем, включены новые составы работы (услуги);

- техническое обслуживание внутридомового газопровода;

- проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание.

Изменения условий Договора от 01.02.2012 г. обусловлены многочисленными изменениями, внесенными в законодательные и нормативные акты, в связи с чем, Прейскурант цен на оказываемые услуги был пересмотрен.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» указывает, что виды работ, включённые в Приложение № 3 Дополнительного соглашения, в полном объеме соответствуют минимально необходимому перечню работ по техническому обслуживанию ВДГО, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (вместе с «Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению») (далее – Правила № 410).

 АО «Газпром газораспределение Чебоксары» представило информацию по изменению общей стоимости по техническому обслуживанию ВДГО, обслуживаемого ТСЖ «Звёздочка» (жилой многоквартирный дом №6 корп. 2 по ул. Грасиса, г. Чебоксары), изменения приведены в таблице 1, по проекту дополнительного соглашения от 2018 г. № 4 в таблице 2.

 

Таблица 1

№ п.п.

Наименование работ и газового оборудования

Ед.

изм.

Стоимость с НДС (руб.)

Коли-

чество

Периодич-

ность

обслужи-

ваний

Общая стоимость обслуживания (руб.)

По ранее заключённому договору от 01.02.2012 № 09-1 (с учётом дополнительного соглашения № 2 от 01.07.2013)

256/20 013 г.)

9.1.45.

Проверка исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм

100 м

166

4,66

1 раз в год

773,56

5.1.2.

Обход и осмотр трассы надземного уличного газопровода

км

215

0,238

4 раза в год

204,68

9.2.227.

Смазка газового крана диаметром 50 мм

кран

58

12

1 раз в год

696,00

6.2.7.

Проверка исправности изолирующего фланцевого соединения на вводах с выдачей заключения

фланец

268

1

1 раз в год

268,00

 

Итого с НДС в год

 

 

 

 

1 942,24

 

 

               

Таблица 2

По проекту Дополнительного соглашения №4 от 2018 г.

9.1.6.

Обход и осмотр трассы наружного (подземного, надземного) газопровода

км

240

0,238

1 раз в год

57,12

9.1.10.

Техническое обслуживание внутридомового газопровода

1 п.м.

45

185

1 раз в год

8 325,00

9.1.11.

Проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание

1 кран

117

12

1 раз в год

1 404,00

 

Итого с НДС в год

 

 

 

 

9 786,12

 

 

 

 

                                                                                                                                                                         Из вышеприведенных данных следует, что общий рост стоимости  технического обслуживания и ремонта ВДГО составляет 7843,88 руб., который обусловлен необходимостью оказания иных дополнительных видов услуг, связанных с иными видами технического обслуживания, установленных Правилами № 410.

АО «Газпром газораспределение» указывает, что работы по проверке исправности и смазке при необходимости запорной арматуры на вводе в здание фактически заменяют ранее производимые и исключённые из Прейскуранта цен работы по проверке исправности и надёжности крепления газопроводов диаметром до 50 мм и смазке газового крана диаметром до 50 мм; техническая услуга по техническому обслуживанию внутридомового газопровода является вновь введенной услугой, производимой в соответствии с пунктом 43 Правил № 410, разделом 7.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» в отношении наружных и внутренних газопроводов общего пользования до первого отключающего устройства (запорного крана), установленного в квартирах многоквартирного дома.

Введение данного вида работы обусловлено тем, что при ее осуществлении должны одновременно проводиться инвентаризация и мониторинг состояния газопроводов общего пользования, в том числе проложенных в футлярах через плиты перекрытия и выполняться оценка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах, а также проводиться техническое обслуживание первого отключающего устройства, установленного на газопроводе общего пользования в квартире.

Периодичность проведения работ в течение календарного года в новом дополнительном соглашении № 4 к договору приведена в соответствие с требованиями Правилами № 410 и определена к проведению не реже 1 раза в год.

Предложение АО «Газпром газораспределение Чебоксары» о заключении договора, направленное ТСЖ «Звездочка» осуществлено в порядке пункта 30 Правил № 410.

ТСЖ «Звездочка» указывает, что АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в рамках измененного договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обязывается проводить осмотр трассы уличного газопровода не реже 1 раза в три года, вместо не реже 1 раза в год.

Указанная периодичность предусмотрена пунктом 7.1.1 ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», согласно которому техническое обслуживание наружных и внутренних газопроводов жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий должно проводиться не реже одного раза в три года.

Вместе с тем, пунктом 43 Правил № 410 предусмотрено, что Исполнитель обязан:

а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции:

обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год;

приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года;

б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Таким образом, обход трасс надземных газопроводов и приборное обследование технического состояния газопроводов относится к разным видам работ с разной периодичностью их проведения.

При анализе приложения № 3 к дополнительному соглашению № 4 к договору от 01.02.2013 № 09-1256/20 «Периодичность и стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования, расположенного в многоквартирном доме, выполняемого Исполнителем по договору с заказчиком на 2018-2020 гг. ТСЖ «Звездочка» установлено, что перечень и периодичность выполняемых работ соответствует пункту 43 Постановления № 410.

В ходе заседания Комиссии председатель ТСЖ «Звездочка» Аркадьев В.И. поддержал требования, изложенные в заявлении в полном объеме.

 Дополнительно указал, что АО «Газпром газораспределение Чебоксары» информацию о стоимости видов работ, включенных в услугу по техническому обслуживанию ВДГО ТСЖ «Звездочка» не представило.

 Представители АО «Газпром газораспредление Чебоксары» указали, что стоимость услуги по техническому обслуживанию ВДГО определена в Прейскуранте цен и рассчитана для каждого вида работ. Стоимость каждого вида работ (услуг) рассчитана, исходя из себестоимости единицы работы и принятого расчетного уровня рентабельности в размере 8 %. При этом необходимый уровень рентабельности для возмещения экономически обоснованных затрат АО «Газпром газораспределение Чебоксары» составляет 20 %.

 

Изучив представленные документы и сведения, заслушав представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России   приходит к следующему.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений, которые проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (части 6, 8).

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определяет систему, предназначенную для выполнения функций газоснабжения здания или сооружения, как систему инженерно-технического обеспечения и устанавливает, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 21 статьи 2, пункт 1 статьи 36).

По смыслу приведенных законоположений, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, обеспечивающей его безопасность. Техническое обслуживание и текущий ремонт объединены единой целью, направленной на обеспечение надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, в том числе поддержание исправности систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, что предполагает комплексное урегулирование проблем, относящихся к техническому обслуживанию этих систем и их элементов, и тем самым позволяет решать различные по характеру вопросы в необходимом единстве и взаимосвязи. Такое правовое регулирование допускает заключение одного комплексного договора, являющегося основанием возникновения двух и более обязательств с единой хозяйственной целью.

Кроме того, в силу части 10 статьи 55.24 названного кодекса эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства.

Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2 и 5).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, устанавливают, что газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, а также допускают приостановление подачи газа потребителям ввиду отсутствия действующих договоров о техническом обслуживании и ремонте (пункты 131 и 132).

Таким образом, нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.

В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 2 Правил №  410 заказчиком  в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги). Исполнителем в договоре о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Специализированная организация" - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX Правил № 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ГОСТ 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст эксплуатационные организация, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонт сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах должны иметь квалифицированный персонал, достаточные для выполнения производственных процессов материально-технические ресурсы, а также собственные ремонтно-механические мастерские.

Исходя из пункта 6 Правил № 410 работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

В соответствии с пунктом 30 Правил № 410 специализированная организация вправе по собственной инициативе направить заявку (оферту) заявителю о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного со стороны специализированной организации.

На основании пункта 31 Правил № 410 в случае если сторона, направившая заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения этой заявки (оферты) другой стороной не получила от нее ответа о согласии заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на предложенных условиях либо иных условиях, соответствующих гражданскому законодательству Российской Федерации и настоящим Правилам, или об отказе от заключения указанного договора по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения указанного договора по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение этого договора является обязательным, к заключению договора.

В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано: осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

 Исходя из пункта 43 Правил № 410 Исполнитель (специализированная организация) обязана: а) осуществлять техническое обслуживание наружных газопроводов, входящих в состав внутридомового газового оборудования, и производить следующие операции: обход трасс надземных и (или) подземных газопроводов - не реже 1 раза в год; приборное обследование технического состояния газопроводов - не реже 1 раза в 3 года; б) осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного настоящими Правилам.

В соответствии с пунктом 40 Правил цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями "О правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

На основании пункта 3 Постановления № 410 приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчёта стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее – Методические рекомендации).

 Пунктом 4 Методических рекомендаций предусмотрено, что стоимость технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования определяется исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги) (далее - исполнитель), планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для:

- возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов;

- уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно Прейскуранту цен АО «Газпром газораспределение Чебоксары» на услуги по проектированию, строительству, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем газораспределения и газопотребления, утвержденного приказом Общества от 14.11.2016 №792-П, по договору о техническом обслуживании внутренних устройств газоснабжения общего пользовании в многоквартирных жилых домах Обществом выполняются следующие виды работ:

- обход и осмотр трассы наружного (подземного, надземного) газопровода – 240 руб./км;

- техническое обслуживание внутридомового газопровода – 45 руб./п.м.;

- проверка исправности и смазка при необходимости запорной арматуры на вводе в здание – 117 руб./ 1 кран.

 Пунктом 14 Методических рекомендаций определено, что расходы, относимые на деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) по ремонту и техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, определяются как сумма следующих элементов:  

 - материальные затраты;

 - затраты на оплату труда основных работников;

         - отчисления на страховые взносы от заработной платы основных работников;

- амортизационные отчисления на восстановление основных средств, необходимых непосредственно для оказания услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;

- прочие затраты.

Расчет стоимости на техническое обслуживание внутридомового газопровода Обществом определен следующим составом работ

№№

Наименование

Значение,

рубли

1

Фонд оплаты труда

21,63

2

Страховые взносы в фонды (30,2%)

6,53

3

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы

6,49

4

Материальные затраты

0,67

5

Себестоимость

35,32

6

Рентабельность – 8%

2,82

7

НДС – 18%

6,86

8

Итого с НДС

45,00

 

В соответствии с Учетной политикой Общества на 2017 год, утвержденной приказом Общества от 31.12.2016 №909-П Общество ведет бухгалтерский учет затрат по техническому обслуживанию и ремонту ВГДО на счете бухгалтерского учета 20 «Основное производство» по номенклатурным группам (видам деятельности) (п. 9.2 Учетной политики).  Выручка от выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ВГДО определяется исходя из цен на работы и услуги, предусмотренные условиями договора между Обществом и заказчиком.

Финансовый результат от реализации выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту ВГДО определяется на счете 90 «Продажи».

Согласно представленным Обществом в материалы документам расчет затрат на оплату труда основных (производственных) работников, учитываемых при расчете тарифов на услуги по техническому обслуживанию внутриквартирного и внутридомового газового оборудования производился с использованием следующих показателей:

- состав исполнителей отдельных видов работ;

- часовые ставки оплаты труда работников;

- нормы времени на выполнение отдельных видов работ.

В состав затрат на оплату труда включены: заработная плата за выполняемую работу, исчисленную исходя из тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми в Обществе формами и системами оплаты труда; выплаты стимулирующего характера: премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам за выслугу лет, за профессиональное мастерство, выплачиваемые за счет себестоимости оказываемых услуг; выплаты компенсационного характера, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачиваемые за счет себестоимости оказываемых услуг; дополнительная заработная плата (оплата очередных и дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством).

По данным расчета установлено, что техническое обслуживание внутридомового газопровода осуществляется слесарем по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования 4 разряда, обход и осмотр трассы наружного (подземного, надземного) газопровода - слесарь по эксплуатации и ремонту подземных газопроводов 3 разряда.

Коллективным договором на 2015-2018 годы, согласованным Решением единственного акционера Общества от 28.07.2015 №1/2015 утверждено   Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников Общества.

Согласно штатному расписанию с 01.01.2017 количество штатных единиц   - слесарь по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования 4 разряда составляет 57 единиц, которые в соответствии с Положением об оплате труда находятся на повременно-премиальной системе оплаты труда.

 Месячная тарифная ставка (оклад) одного слесаря по эксплуатации и ремонту внутридомового газового оборудования 4 разряда составляет 13 470 рублей.

В соответствии с производственным календарем среднее значение рабочих часов в месяц определено 164,4 час., т.е. часовая тарифная ставка определяется в размере 81,93 руб./час.

При расчете фонда оплаты труда учтены трудозатраты, связанные с оказанием услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и норма времени на выполнение технического обслуживания единицы и оплата труда работников, исходя из действующего Положения об оплате труда и материального стимулирования работников, штатного расписания.

При этом расчетный размер заработной платы слесаря 4 разряда составляет 144,22 руб./час., слесаря 3 разряда – 129, 34руб./час.

Из указанных выше показателей расчёт страховых взносов в фонды (30,2 %) произведён исходя из тарифов страховых взносов, установленных статьей 326 Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии с уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Общепроизводственные расходы определены в размере 6,49 руб., рассчитанные в соответствии с пунктом 22 Методических рекомендаций и исчислены пропорционально заработной плате основных работников, которые составляют 30% от фонда оплаты труда.

В составе материальных затрат учтены расходы на обеспечение работников спецодеждой, согласно Положению об оплате труда, а также затраты на приобретение вспомогательных материалов, используемых при проведении технического обслуживания, которые составляют 0,67 руб.

Расчетный плановый уровень рентабельности определен в размере 8%, что составляет 2,82 руб., НДС рассчитан согласно статье 154 и статье 162 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, примененный АО «Газпром газораспределение Чебоксары» расчет стоимости услуги по техническому обслуживанию ВДГО, который установлен в размере 9 786,12 руб. соответствует основным положениям по определению стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12. 2013 г. № 269-э/8

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г.   «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30 указано, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных                 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

По результатам проведённого Чувашским УФАС России анализа рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Чувашской Республике, установлено, что в 2017 году на вышеназванном товарном рынке осуществляли деятельность 2 хозяйствующих субъекта: АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и ООО «Калита».

Из Определения Верховного суда Российской Федерации                               № 310-КГ17-12130 от 20.12.2017 следует, что из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе – они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, 6 антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

С учетом положений части 1 пункта 2 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», пунктов 3 – 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

Исходя из анализа рынка услуг по техническому обслуживанию внутридомового (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Чувашской Республике, АО «Газпром газораспределение Чебоксары» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг ВГДО.

Из проанализированного размера платы за услугу по техническому обслуживанию и ремонту систем ВДГО следует, что выполненный в 2018г. АО «Газпром газораспределение Чебоксары» расчет данной платы осуществлен в соответствии с Методическими рекомендациями № 269-э/8.

 Вместе с тем, установлено, что изначально представленная АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в договоре ТСЖ «Звездочка» цена услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВГДО в размере 18 994 руб. (указанном заявителем в обращении) является необоснованной, которая, как указывает АО «Газпром газораспределение Чебоксары» выполнена ошибочно, с применением большего размера по длине газопровода данного дома.

Вместе с тем, пунктом 6 Методических рекомендаций определено, что расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).

 Произведенный АО «Газпром газораспределение Чебоксары», после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, перерасчет стоимости услуги ВГДО для ТСЖ «Звездочка» определен в размере 9 786 руб., представленный к дополнительному соглашению № 4 к договору от 01.02.2012г. № 09-1256/20 в 2018г. Ранее при расчете стоимости услуги по техническому обслуживанию внутридомового газопровода к расчету принималась длина внутридомового газопровода 257 погонных метров, вместо 185 погонных метров, подлежащего техническому обслуживанию.

Следовательно, первоначально выполненный АО «Газпром газораспределение Чебоксары» расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществлен с нарушением единиц измерения объема оказания такого вида работ, как техническое обслуживание внутридомового газопровода.

         Изменение цены договора по техническому обслуживанию ВГДО заявителем подтверждено, и не оспаривается.

В силу изложенного, Комиссией Чувашского УФАС по делу 4/04-АМЗ-2018 от 28.12.2018 в порядке статьи 48.1 Федерального Закона №135 «О защите конкуренции» принято заключение об обстоятельствах дела, согласно которому в действиях АО «Газпром газораспределение», отражено необоснованное завышение стоимости цены договора на техническое   обслуживание внутридомового газового оборудование, в чем усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 10   Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На заседание Комиссии, состоявшимся 15.01.2019 представитель ТСЖ «Звездочка» - председатель «…» согласился с заключением об обстоятельствах дела.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары», представлены письменные возражения (№09/29 от 15.01.2019) на заключение об обстоятельствах дела.

АО «Газпром газораспределение Чебоксары» в возражениях не соглашается с нарушением, полагая, что рассматриваемые действия не подпадают под действие части 1 статьи 10 Федерального Закона №135 «О защите конкуренции», в связи с тем, что не предполагается наличие предпринимательской деятельности и представляет из себя единичный случай.

Указанный довод не обоснован в силу того, что в данном случае товарищество собственников жилья выступает от имени собственников многоквартирного жилого дома, права и интересы которых данными действиями ущемляются.

Судебная Коллегия  по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации в определении по делу № 310-КГ17-12130 от 20.12.2017 указывает, что из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Федерального Закона №135 «О защите конкуренции» следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство, также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

2. В возражениях АО «Газпром газораспределение Чебоксары» также указывает на необоснованность указания суммы спорного договора в размере 18 994 руб., в связи с отсутствием в материалах дела, подтверждающих документов.

Определение стоимости рассматриваемой услуги в размере 18 994 руб. сообщалось в заявлении и не опровергалось ответчиком при рассмотрении дела, на данное обстоятельство АО «Газпром газораспределение Чебоксары» давались пояснения.

Согласно статье 41.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.

Доводы АО «Газпром газораспределение Чебоксары» на предмет отсутствия оснований рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием гражданско- правового спора, связанного с изменениями к заключенному договору по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного оборудования и возможной квалификации нарушения по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» опровергается тем, что заявитель обратился по вопросу установления завышенной стоимости услуги в направленном проекте дополнительного соглашения к договору.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что в действиях ООО «Газпром газораспределение Чебоксары» содержится нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции». выразившегося в необоснованном увеличении цены на услугу, предоставляемой в рамках договора на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ТСЖ «Звездочка», обязательного к заключению.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения настоящего дела в адрес ТСЖ «Звездочка» направлен проект дополнительного соглашения по цене технического обслуживания внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в размере 9 786 руб., удовлетворяющей заявителя, необходимости в выдаче ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не имеется.

 

Руководствуясь статьями 23, 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

1.  Признать в действиях АО «Газпром газораспределение Чебоксары»    нарушение части 1  статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель Комиссии                                                                 «…»

 

Члены Комиссии                                                                         

 

       

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны