Решение №04-05/7371 Решение и предписание Управления в отношении ООО «Алатырская... от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу

№ 06/04-АМЗ-2018 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2018 года                                         Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года              г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 6/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

При участии представителей:

заявителей:

 - АО «Чувашская автотранспортная компания»  - «…» по доверенности от 04.06.2018 № 16-06-364 (доверенность выдана сроком на 1 год);

- ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» -  «…» по доверенности от 13.09.2016 №Д/16-370 (доверенность выдана сроком на 3 год);

ответчика ООО «Алатырская бумажная фабрика»:

 - «…» по доверенности  от 16.07.2018 №16-06-364 (доверенность выдана сроком по 31.12.2018 год);

- «…»  - по доверенности от 05.06.2018 б/н (доверенность выдана сроком по 31.12.2018);

 в отсутствии третьих лиц:

- администрации г. Алатырь;

- Приволжского Управления Ростехнадзора;

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения   ООО «Алатырская бумажная фабрика»  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в угрозе расторжения   договора теплоснабжения в горячей воде  №ДПР-144/16/1628-000197 от  04.10.2016 заключенного с                        АО «Чувашская автотранспортная компания», и договора  от 16.10.2012 №МР6/122-19-11-1430 заключенного с ПАО «МРК-Волги»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Чувашское УФАС России, Управление) 20.04.2018 (вх. 04-05/2544) поступило обращение  АО «Чувашская автотранспортная компания» в части расторжения   ООО «Алатырская бумажная фабрика» договора теплоснабжения в горячей воде  №ДПР-144/16/1628-000197 от  04.10.2016.

Позднее, 04.06.2018 (вх. 04-05/3368) в Чувашское УФАС России  поступило аналогичное обращение ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» в части расторжения                           ООО «Алатырская бумажная фабрика» договора теплоснабжения в горячей воде  №МР6/122-19-11/1430 от 10.10.2012.

В соответствии с п. 3.99 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339             ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» привлечено к настоящему делу в качестве заявителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Между АО «Чувашская автотранспортная компания» и ООО «Алатырская бумажная фабрика» 04.10.2016 заключен договор №ДПР -144/16/1628-000197 снабжения тепловой энергией в горячей воде, согласно которому источником теплоснабжения АО «Чувашская автотранспортная компания» является  производственная котельная ООО «Алатырская бумажная фабрика».

Срок действия договора установлен до 01.07.2017 . Договор считается продленным на каждый последующий календарный год на тех же условиях, если менее чем за месяц  до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении договора или заключении нового договора.

Письмом от 05.04.2018 №1217 ООО «Алатырская бумажная фабрика» уведомило АО «Чувашская автотранспортная компания»,  что с 01.07.2018 истекает срок действия договора снабжения тепловой энергией объектов АО «Чувашская автотранспортная компания», расположенных по адресу: г. Алатырь, ул. Гагарина 19.

ООО «Алатырская бумажная фабрика» указала, что не имеет технической возможности для пролонгации указанного договора, поскольку  в настоящее время  проводится модернизация производства,  в связи с увеличением выпуска продукции, что повлекло за собой увеличение потребления тепловой энергии для внутренних нужд Общества.

Вся выработанная тепловая энергия будет использована для внутреннего потребления. Увеличение объемов  выработки тепловой энергии  в связи с изношенностью оборудования котельной не представляется возможным.

Таким образом, у общества отсутствует техническая возможность для продления договора снабжения тепловой энергией в горячей воде на новый отопительный сезон 2018-2019 гг.

Письмом от 09.04.2018 №1236 ООО «Алатырская бумажная фабрика» направило АО «Чувашская автотранспортная компания» уведомление о расторжении договора снабжения тепловой энергией.

Между ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» и ООО «Алатырская бумажная фабрика» заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде от 16.12.2012 №МР6/122-19-11/1430, предметом которого является теплоснабжение здания расположенного по адресу: г. Алатырь, ул. Гагарина д. 19, принадлежащего ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго».

В адрес ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» ООО «Алатырская бумажная фабрика» направило уведомления от 05.04.2018 №1216 и от 09.04.2018 №1235 о расторжении с 15.05.2018 договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 16.12.2012 №МР6/122-19-11/1430 с предложением принять меры по обеспечению теплоснабжения теплопотребляющих установок Общества от иного источника тепловой энергии.

 Исходя из пояснений  ООО «Алатырская бумажная фабрика», данных в ходе рассмотрения настоящего дела, прекращение указанных выше договоров теплоснабжения влечет за собой прекращение поставки тепловой энергии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления поселений,  городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация определена, как  организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

  Согласно пункту 50 приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» теплоснабжающая организация обязана:

- обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование системы теплоснабжения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между абонентом и теплоснабжающей организацией;

- выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системе коммунального теплоснабжения;

- заключать с абонентом (заказчиком) договор теплоснабжения и обеспечивать выполнение его условий и требований законодательства и иных правовых актов;

- подавать абоненту теплоносители в количестве и с показателями качества в соответствии с договором теплоснабжения;

- поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором;

- поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха;

- поддерживать давление сетевой воды в подводящем и отводящем (в том числе статическое) трубопроводах на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с договором при условии непревышения абонентом установленных договором расхода сетевой воды в подводящем трубопроводе, нормированных значений утечек и сливов из сетей и систем теплопотребления, величины водоразбора из сети при открытой системе теплоснабжения;

- разрабатывать гидравлические и тепловые режимы системы централизованного теплоснабжения до границ эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентами, обеспечивающих нормальное функционирование систем теплопотребления абонентов с расчетными параметрами в соответствии с техническими условиями на присоединение;

- обеспечивать качество пара в соответствии с договором, качество сетевой воды и воды для подпитки тепловых сетей - в пределах, установленных действующими правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, и нести экономическую ответственность за отклонения от указанных показателей, если это (при соблюдении абонентом договорных расходов сетевой воды на нужды горячего водоснабжения при открытой схеме и норм утечки, а также недопущении им несанкционированного разбора сетевой воды из тепловых сетей и систем теплопотребления) послужило причиной повреждений или преждевременного выхода из строя тепловых сетей и систем теплопотребления абонентов; факты повреждений и преждевременного выхода из строя определяются совместной комиссией с привлечением в необходимых случаях независимых экспертов;

- участвовать в приемке в эксплуатацию устройств и сооружений, присоединяемых к тепловым сетям, а также узлов учета;

- оперативно извещать абонента о нарушениях, вызывающих перерывы или ограничения теплоснабжения, их причинах и сроках восстановления нормального режима;

- предупреждать абонентов, органы местного самоуправления и соответствующие органы государственного надзора о прекращении (ограничении) отпуска тепловой энергии и (или) теплоносителей в порядке и случаях, предусмотренных законодательством, иными правовыми актами и настоящими Рекомендациями.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 4 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 (далее – Правила №808) в проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

В случае если на территории поселения, городского округа существуют несколько систем теплоснабжения, уполномоченные органы вправе:

- определить единую теплоснабжающую организацию (организации) в каждой из систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа;

- определить на несколько систем теплоснабжения единую теплоснабжающую организацию.

Согласно пункту 3 Правил №808, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

В проекте схемы теплоснабжения должны быть определены границы зон деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы теплоснабжения.

В соответствии с пунктами 5-10 Правил №808 организации теплоснабжения в Российской Федерации присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа производится лицам, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения, на основании соответствующей заявки такого лица.

 Пунктом 11 Правил №808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.

Письмом от 14.06.2018 №1948 Администрация г. Алатырь указала, что  согласно постановлению администрации г. Алатырь от 23.07.2013 №751 «Об утверждении схемы теплоснабжения на территории г. Алатырь» МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей»  наделено статусом единой теплоснабжающей организации г. Алатырь.

Принадлежащие ООО «Алатырская бумажная фабрика»  производственная котельная и тепловые сети, расположенные по ул. Гагарина в г. Алатырь не входят в границы зоны деятельности МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей»   как единой теплоснабжающей организации г. Алатырь. Подача тепловой энергии, вырабатываемой указанной производственной котельной для теплоснабжения жилого фонда и объектов социальной сферы города не осуществляется.

Документов, подтверждающих, исполнение процедуры принятия решения об утрате статуса единой теплоснабжающей организации порядке п.2, п.п.13 Правил  №808 не представлено.

Письмом от 09.08.2018 №2620 Администрация г. Алатыря указала, что в соответствии со схемой теплоснабжения города Алатыря Чувашской Республики (утв. постановлением администрации города Алатыря Чувашской Республики от 23.07.2013 №751), разработанной исходя из расчетных тепловых нагрузок источников тепловой энергии единой теплоснабжающей организации, радиуса эффективного теплоснабжения, расчетных температурных графиков сетевой воды в подающем и обратном трубопроводе, отсутствует возможность подключения к тепловым сетям единой теплоснабжающей организации объектов АО «Чувашская автотранспортная компания» и ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», расположенных по адресу:  г. Алатырь, ул. Гагарина, д. 19. Указанные объекты в границы зон деятельности МУП «Алатырское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей» не входят.

В соответствии с Таблицей 2.4 «Перспективные балансы тепловой мощности и тепловой нагрузки в перспективных зонах действия источников тепловой энергии» Раздела 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» Схемы теплоснабжения города Алатыря Чувашской Республики, присоединенная тепловая нагрузка (с учетом тепловых потерь в тепловых сетях) котельной №17 (ближайшей из всех источников тепловой энергии МУП «Алатырское ПОК и ТС» по отношению к объектам заявителей) составляет 2,165 Гкал/ч при тепловой мощности источника тепловой энергии нетто - 1,434 Гкал/ч, таким образом, дефицит тепловой мощности источников тепловой энергии котельной №17 составляет 0,731 Гкал/ч.

Информация об отсутствии технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам (отсутствии резерва мощности системы теплоснабжения котельной №17) размещена также на сайте МУП «Алатырское ПОК и ТС» в сети Интернет (www.pokits.ru).

Администрация города Алатыря Чувашской Республики сведениями о принадлежности отрезка тепловых сетей от ООО «Алатырская бумажная фабрика» до объектов АО «Чувашская автотранспортная компания»,   ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго» не обладает.

В реестре муниципальной собственности муниципального образования город Алатырь указанный объект не значится.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства заявители указали, что ремонт указанного выше отрезка сетей осуществляется ими самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как указано в пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Направление ООО «Алатырская бумажная фабрика» уведомления в адрес ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» и ООО «Чувашская автотранспортная компания» о расторжении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде и прекращении поставки ресурса, в то время как технологическое присоединение к иным источникам теплоснабжения у данных потребителей отсутствует, могут привести к ущемлению интересов ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» и                      ООО «Чувашская автотранспортная копания».

 Довод ООО «Алатырская бумажная фабрика» на предмет того, что исходя из режимной карты парового котла типа ДЕ-25-14 ГМ теплопроизводительность равна 13,52 Гкал/час, что является недостаточным для отопления иных потребителей с учетом модернизации производства необоснован.

Как следует, из письма Приволжского управления Ростехнадзора от 25.07.2018 №23512/14 максимальная мощность котельной ООО «Алатырская бумажная фабрика» составляет 19 Гкал/час, в то время как выработанная мощность за июнь 2018 равна 5,88 Гкал/час.

 В пояснительной записке  от 2409 от 30.07.2018 ООО «Алатырская бумажная фабрика» приводит расчеты, указывающие, что при модернизации производства в ноябре 2018 года нормативный расход на единицу пара готовой продукции установлен в 1,67 Гкал, суммарное потребление пара в сутки составит  16,7 Гкал, в то время как производительности существующего котла на перспективу недостаточно, а режим бумагоделательных машин придется регулировать по часовой нагрузке производственной котельной.

ООО «Алатырская бумажная фабрика» указывает, что в  осенне-зимний период производится отопление производственных и административных зданий предприятия.

Установленные нормативы по пару в данный вид нужд на 1 квартал 2019 года составляет 1800 гКал, в среднем на сутки – 20 Гкал, в час 0,833 Гкал, отсюда следует, что нагрузка на котел без учета потерь тепла на транспортировку – 12,383 Гкал/час.

 Из указанных расчетов следует, что даже при модернизации производства ООО «Алатырская бумажная фабрика» имеет мощность для отопления объектов ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» и ООО «Чувашская автотранспортная компания».

Для признания действий субъектов, нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

ООО «Алатырская бумажная фабрика» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению  в пределах границы Котельная (г. Алатырь,               ул. Гагарина, д. 19) до точек поставки: г. Алатырь, ул. Гагарина, д. 19. согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению  в Чувашской Республике за 2017 год.

Доводы, изложенные в Пояснениях ООО «Алатырская бумажная фабрика» на заключение об обстоятельствах дела, не находят своего подтверждения в силу обстоятельств, изложенных ранее в настоящем решении.

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что  рассматриваемые действия ООО «Алатырская бумажная фабрика», выразившиеся в направлении уведомлений  в адрес ПАО «МРК-Волги» - «Чувашэнерго» и ООО «Чувашская автотранспортная компания» о расторжении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде и прекращении поставки ресурса, нарушают антимонопольное законодательство, а именно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Федерального закона№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

 

С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает необходимым выдать ООО «Алатырская бумажная фабрика» предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

На основании ст. 23, ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

 1.  Признать в действиях ООО «Алатырская бумажная фабрика» нарушение            п. 4 ч. 1  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

         2. Выдать ООО «Алатырская бумажная фабрика» предписание.

 

Председатель Комиссии    

«…»

 

Члены Комиссии:                                                                          

 

 

 

 

04-05/7372 от 11.10.2018

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу№06/04-АМЗ-2018 

 

 

11 октября 2018 года                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  06/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

на основании решения от 11 октября  2018 года о признании факта нарушения  ООО «Алатырская бумажная фабрика»  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и на основании статьи 23, части 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Алатырская бумажная фабрика»  в срок до 20 октября 2018 года прекратить нарушение п. 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

-  отзыва писем, направленных в адрес АО «Чувашская автотранспортная компания» №1217 от 05.04.2018, №1236 от 09.04.2018, ПАО «МРСК-Волги»  №1216 от 05.04.2018, №1235 от 09.04.2018;

-  восстановить теплоснабжение объектов  АО «Чувашская автотранспортная компания»  и   ПАО «МРСК Волги» - «Чувашэнерго», расположенных по адресу:   г. Алатырь, ул. Гагарина 19.

2.Информацию об исполнении предписания с приложением копии подтверждающих документов представить в Чувашское УФАС России до  01 ноября  2018 года.

 

 

Председатель Комиссии

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны