Решение №04-05/9336 Решение Управления в отношении ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» от 12 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 10/04-АМЗ-2017

 

«12» декабря 2017 г.                                                                           г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 ноября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 12 декабря 2017 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

-

<…> (председатель Комиссии);

<…>

<…>

-

-

<…> (член Комиссии);

<…> (член Комиссии),

 

в присутствии на заседании представителей:

ответчика по делу ООО «ИНСОЦ» - <…>, по доверенности от 15.09.2017 б/н,

в отсутствии:

ответчика по делу ООО «Алькона», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

рассмотрев дело № 10/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения ООО «ИНСОЦ» (ИНН 2130042453, КПП 213001001, Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксары г., Академика Королева, д. 3,оф. (кв.) пом.8а), ООО «Алькона» (ИНН: 2130065683, КПП:213001001, Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксары г., Эльгера ул., 15А)  пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашским УФАС России проведен мониторинг аукционов в электронной форме. В результате проведенного Чувашским УФАС России анализа экономического поведения хозяйствующих субъектов ООО «ИНСОЦ» (ИНН 2130042453), ООО «Алькона» (ИНН: 2130065683) выявлены признаки заключения хозяйствующими субъектами антиконкурентного соглашения (далее - Соглашение) с целью поддержания цен  на торгах при участии в открытых аукционах  в электронной форме (далее – ОАЭФ, электронный аукцион).

В целях всестороннего исследования обстоятельств участия хозяйствующих субъектов в  электронных аукционах Чувашским УФАС России направлен запрос на электронную торговую площадку (далее — ЭТП, электронная площадка)[1]; проведен анализ информации и документов, находящихся в открытом доступе, на официальном сайте закупок http://zakupki.gov.ru.

На основании информации, полученной от АО «ЕЭТП» установлено, что в рамках рассматриваемых аукционов (Приложение № 1):

1. Участники аукционов ООО «Алькона» и ООО «ИНСОЦ» создавали лишь видимость торгов и конкуренции, снижение начальной максимальной цены контракта (далее — НМЦК) в аукционах составляет от 0,5 до 2,5%.

2. В ходе торговой сессии ООО «Алькона» и ООО «ИНСОЦ» отказались от самостоятельных действий и конкурентной борьбы с тем, чтобы получить право заключения контрактов по максимальным ценам.

3. Последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ» или ООО «Алькона, в зависимости от договоренности обществ, в дополнительное время аукциона,  равное ценовому предложению другого участника.

4. Для подачи заявок, ценовых предложений организации постоянно использовали один IP-адрес.

5. Использование ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» единой инфраструктуры при участии в торгах.

Приказом Чувашского УФАС России от 31.08.2017 № 160 возбуждено дело № 10/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения ООО «ИНСОЦ», ООО «Алькона» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (далее также - дело о нарушении антимонопольного законодательства, антимонопольное дело).

Определением Чувашского УФАС России от 04.09.2017 № 04-05/6602 дело № 10/04-АМЗ-2017 было назначено к рассмотрению на 18.09.2017 года в 10 часов 00 минут.

К рассмотрению дела № 10/04-АМЗ-2017 определением Чувашского УФАС России от 04.09.2017 № 04-05/6602 в качестве ответчиков по делу привлечены ООО «ИНСОЦ» (ИНН 2130042453, КПП 213001001, Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксары г., Академика Королева, д. 3,оф. (кв.) пом.8а), ООО «Алькона» (ИНН: 2130065683, КПП:213001001, Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксары г., Эльгера ул., 15А).

18.09.2017, Определением Чувашского УФАС России от 20.09.2017 № 04-05/7080 рассмотрение дела № 10/04-АМЗ-2017 было отложено на 29.09.2017 года в 09 часов 00 минут.   

29.09.2017, Определением Чувашского УФАС России от 04.10.2017 № 04-05/7385  рассмотрение дела № 10/04-АМЗ-2017 отложено на 31.10.2017 года в 09 часов 15 минут.

31.10.2017, Определением Чувашского УФАС России от 03.11.2017 № 04-05/8209 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 10/04-АМЗ-2017 отложено на 28.11.2017 года в 09 часов 15 минут.

Определениями Чувашского УФАС России (от 04.09.2017 № 04-05/6602, от 20.09.2017 № 04-05/7080, от 04.10.2017 № 04-05/7385) у ответчиков была запрошена информация, иные имеющиеся документы относительно предмета спора, включая всю имеющуюся переписку по рассматриваемому вопросу, приобщенная к материалам дела № 10/04-АМЗ-2017.

 

На заседании Комиссии 29.09.2017 представители ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» пояснили, что в адрес Чувашского УФАС России, направлены письма исх. №480-17 от 27.09.2017, исх. №219 от 27.09.2017, зарегистрированные Чувашским УФАС России вх. № 04-05/6675 от 28.09.2017, вх. № 04-05/6678 от 28.09.2017, с представлением дополнительной информации по участию в открытых аукционах в электронной форме и письменных пояснений относительно рассматриваемого вопроса.

В связи с тем, что информация, указанная в письмах ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» расценена ответчиками по делу, как конфиденциальная и распространению, разглашению или публикации, в том числе предоставлению любым третьим лицам не подлежит, стороны по делу обезличены – Сторона 1, Сторона 2.    

Сторона 1 по делу в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ информировала Чувашское УФАС России, что на основании устной договоренности со Стороной 2 по аналогии с вышеуказанной схемой принималось участие в электронном аукционе на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий № 0375200030016000136 от 12.09.2016 г. «Выполнение работ по технической поддержке и доработке «Системы электронной очереди «АЙРИС» для ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».  

28.09.2017 в Чувашское УФАС России вх. № 04-05/6675 Стороной 1 по делу направлен пакет документов, подтверждающий вышеуказанный факт: заявка на участие в электронном аукционе, документация об аукционе на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий № 0375200030016000136 от 12.09.2016 г.

Также, Сторона 1 довела до сведения Чувашское УФАС России, что отказалось от дальнейшего участия в устном соглашении, а также от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий со Стороной 2 по делу и готово оказать всю необходимую помощь и представить все необходимые материалы и документы для всестороннего расследования.

Стороной 2 по делу в Чувашское УФАС России, направлены пояснения, что в 2016 г. по устной договоренности со Стороной 1, участвовало в некоторых электронных аукционах на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий для различных государственных органов, в настоящее время отказалось от практики договоренностей с иными юридическими лицами и готово оказать помощь Чувашскому УФАС России для всестороннего расследования.

Изложенная в письмах Стороной 1 и Стороной 2 информация (зарегистрированная Чувашским УФАС России вх. № 04-05/6675 от 28.09.2017, вх. № 04-05/6678 от 28.09.2017), свидетельствует о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем участия в устном соглашении, а также осуществлении согласованных действий в электронных аукционах на закупку товаров, работ, услуг и приобщена к материалам дела № 10/04-АМЗ-2017.

В письменной информации Стороны по делу также поясняют, что основной целью участия в вышеуказанных аукционах было приобретение опыта участия в торгах, повышение собственного рейтинга в аналитических системах учитывающих опыт участия в торгах, для последующего участия в торгах с более высокой позицией с учетом собственной специализации, ускорение процедуры заключения контракта с организацией победителем, ввиду особенностей и длительностью процедуры заключения контракта по результатам аукциона признанного несостоявшимся, что в свою очередь способствовало сокращению сроков начала выполнения работ/оказания услуг.

Стороны по делу считают, что их деятельность не приводила и не могла привести к недобросовестной конкуренции либо ограничению конкуренции, так как какие-либо препятствия к участию в аукционах для иных организаций не создавались, не причинен ущерб государственным заказчикам, работы/услуги выполнены/оказаны в полном объеме и надлежащего качества, что подтверждается соответствующими актами.

На заседании Комиссии 31.10.2017 представители ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» поддержали ранее заявленные доводы, направленные письмами в Чувашское УФАС России, исх. №480-17 от 27.09.2017, исх. №219 от 27.09.2017 (зарегистрированные Чувашским УФАС России вх. № 04-05/6675 от 28.09.2017, вх. № 04-05/6678 от 28.09.2017).

 

В целях полного и всестороннего рассмотрения данного дела, Комиссией Чувашского УФАС России была установлена необходимость получения дополнительных доказательств, информации по делу, в связи, с чем  Чувашским УФАС России направлены запросы в адрес заказчика Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, на электронную торговую площадку ОАО «ЕЭТП»,  в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, провайдеру ЗАО «Инфонет», ООО «Орионет», в ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст», ИФНС России по г. Чебоксары,  в банки Нижегородский филиал ПАО АКБ «Связь-Банк», АКБ «Чувашкредитпромбанк», филиал «Нижегородский» АО «Альфа-Банк» (Нижегородский), филиал банка ГПБ (АО) в г. Нижнем Новгороде.

Чувашским УФАС России был подготовлен аналитический отчет по результатам исследования состояния конкуренции на открытых аукционах в электронной форме на оказание услуг в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики в 2014 – 2017 гг. Аналитический отчет приобщен к материалам дела.

По результатам аналитического исследования Чувашским УФАС России в совокупности выявлено 9 ОАЭФ, проведенных в 2014-2017 гг. с признаками антиконкурентного соглашения — картеля, целью которого являлось поддержание цен на торгах.

По результатам исследования состояния конкуренции при проведении 9 открытых аукционов в электронной форме установлено:

1. Временной интервал исследования определен с даты опубликования извещения до даты проведения исследования, т.е. с 17.12.2014 по 25.07.2017, соответственно, общий период исследования определен с 17.12.2014 по 25.07.2017.

2. Предмет торгов: оказание услуг в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

3. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах: в состав участников по каждому из рассматриваемых ОАЭФ, входили признанные соответствующими требованиям к участникам аукциона, хозяйствующие субъекты. Все участники каждого из исследованных аукционов являлись друг другу конкурентами на право заключения государственного контракта. Состав хозяйствующих субъектов участников-конкурентов по каждому из аукционов приведен в Приложении № 1 к отчету.

Анализ проведен в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при участии в  открытых аукционах в электронной форме на оказание услуг в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики в 2014 – 2017 гг.

Перечень рассматриваемых электронных аукционов представлен в Приложении №1.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ директором и учредителем ООО «ИНСОЦ» является «…».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, генеральным директором ООО «Алькона» является «…». Учредителем ООО «Алькона» выступает «…» (на дату возбуждения дела - 31.08.2017).

«…» (учредитель ООО «Алькона») выступал учредителем ООО «ИНСОЦ» (выход из состава учредителей 15.10.2014 года).

Таким образом, условия о допустимости антиконкурентных соглашений, установленных в части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не распространяются на ООО «ИНСОЦ», ООО «Алькона» и при осуществлении своей деятельности они должны были соблюдать требование пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в деле № 10/04-АМЗ-2017, Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о контрактной системе – бюджетное учреждение, осуществляющее закупки.

ООО «ИНСОЦ» (ИНН: 2130042453, КПП 213001001, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Академика Королева, д. 3, пом. 8А, 428023).

ООО «ИНСОЦ» действует в организационно-правовой форме «Общество с ограниченной ответственностью» является в соответствии со статьей 50 ГК РФ коммерческой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2008 г., ОГРН 1082130009312, ИНН 2130042453, КПП 213001001, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «ИНСОЦ» является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность (63.11). Дополнительными видами деятельности являются: торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (47.41); деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая (62.09); деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1); предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхования и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки (64.99); управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (68.32.2); деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета (69.20.2); ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (95.11).

ООО «Алькона» (ИНН: 2130065683, КПП 213001001, Чувашская Республика, ул. Эльгера, д. 15А, 428025). ООО «Алькона» действует в организационно-правовой форме «Общество с ограниченной ответственностью» является в соответствии со статьей 50 ГК РФ коммерческой организацией, зарегистрировано в качестве юридического лица 04.12.2009 г., ОГРН 109213001305, ИНН 2130065683, КПП 213001001, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Алькона» является деятельность по разработке компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги (62.0). Дополнительными видами деятельности являются: монтаж промышленных машин и оборудования (33.20); деятельность агентов по оптовой торговле радио- и телеаппаратурой, техническими носителями информации (46.15.4); торговля оптовая бытовыми электротоварами (46.43); торговля оптовая компьютерами, периферийными устройствами к компьютерам и программным обеспечением (46.51); торговля розничная компьютерами, периферийными устройствами к ним и программным обеспечением в специализированных магазинах (47.41); торговля офисными машинами и оборудованием в специализированных магазинах (47.41.4); торговля розничная аудио- и видеотехникой в специализированных магазинах (47.43); торговля розничная мебелью в специализированных магазинах (47.59.1); торговля розничная музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами в специализированных магазинах (47.63.1); торговля розничная лентами и дисками без записей в специализированных магазинах (47.63.2); торговля розничная фотоаппаратурой, оптическими приборами и средствами измерений, кроме очков, в специализированных магазинах (47.78.1); торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет (47.91.2); торговля розничная через Интернет-аукционы (47.91.3); торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи телевидения, радио, телефона (47.91.4); деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02); деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (62.09); деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет (63.1); деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1); деятельность в оказании услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию (69.20); консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (70.22); деятельность в области архитектуры, связанная со зданиями и сооружениями; ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования (95.1).

Так участники ОАЭФ осуществляют деятельность в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем.

Таким образом, ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» в период участия в рассматриваемых ОЭАФ являлись конкурентами[2].

В ходе изучения информации, представленной ЭТП (вх. № 04-05/4352 от 21.06.2017) установлено, что ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» осуществляли вход на электронную площадку, осуществление действий по аукционам при участии в аукционах с одного IP-адреса, используя IP-адрес: 94.232.56.133.

Согласно сведениям, полученным от ЗАО «Инфанет» (вх. № 04-05/5010 от 14.07.2017) IP-адрес: 94.232.56.133 предоставлен ООО «ИТ-Консалтинг», адрес подключения: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Академика А.Н. Крылова, д. 13, тип подключения: проводной. По сведениям ООО «Орионет» (вх. № 04-05/6556 от 25.09.2017), между ООО «Орионет» и ООО «ИТ-Консалтинг» заключен договор № ОР 6262-2016 от 01.04.2014 на оказание телематических услуг связи, дополнительное соглашение от 26.04.2017.

По информации предоставленной  ПАО АКБ «АВАНГАРД» (вх. № 04-05/7095 от 19.10.2017) в составе документов (информации), в отношении клиента банка – ООО «ИТ-Консалтинг», касающиеся использования клиентом дистанционного банковского обслуживания системы «Клиент-банк», предоставлен договор аренды нежилого помещения б/н от 01.06.2016 г., акт приема-передачи, согласно которым гражданин Лидерман Виктор Арнольдович именуемый «Арендодатель» предоставляет «Арендатору» ООО «ИТ-Консалтинг» во временное пользование за плату нежилое помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, 428018, г. Чебоксары, ул. Академика  Крылова, д. 13, помещение № 4. Помещение оборудовано системами коммунальной инфраструктуры, обеспечено телефонной линией.

По информации Филиала Банка ГПБ (АО) «Приволжский» (вх. № 04-05/6661 от 28.09.2017), АО «АЛЬФА-БАНК» (вх. № 04-05/6749 от 03.10.2017), АКБ «ЧУВАШКРЕДИТПРОМБАНК» ПАО (вх. № 04-05/6833 от 06.10.2017), ПАО АКБ «Связь-Банк» (вх. № 04-05/6895 от 09.10.2017) сведения по IP-адресу, с которого клиентом осуществляется доступ к системе «Клиент-Банк», установлено что ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона», также использовали единую инфраструктуру, один IP-адрес: 94.232.56.133 для соединения с банком при осуществлении финансовых операций. 

В результате анализа рассматриваемых аукционов установлено, что ООО «ИНСОЦ», ООО «Алькона» совершали юридически значимые действия  такие, как подача заявок, подача ценовых предложений и подписание контрактов, используя единую инфраструктуру, принадлежащую ООО «ИТ-Консалтинг». Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры и совместная подготовка к торгам возможны только в случае предварительной договоренности, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не могут действовать в интересах друг друга. Следовательно, такие действия со стороны ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» возможны исключительно в ходе реализации достигнутой договоренности.

Факты осуществления указанных действий с одних IP-адресов указывают на то, что действия по подаче заявок и ценовых предложений на торгах, а также действия при осуществлении финансовых операций, осуществлялись одним лицом, что свидетельствует об отсутствии конкуренции между данными хозяйствующими субъектами при их участии в аукционах.

Чувашским УФАС России, в связи с осуществлением контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при проведении торгов направлен запрос в ИФНС России по г. Чебоксары по предоставлению информации обо всех открытых (закрытых) счетах участников аукциона находящихся на территории Российской Федерации и о совокупной сумме выручки хозяйствующих субъектов.

 По информации, предоставленной ИФНС России по г. Чебоксары (вх. № 04-05/4816 от 10.07.2017) Чувашским УФАС России направлены запросы в кредитные учреждения по предоставлению информации по движению денежных средств по всем открытым (закрытым) счетам участников аукционов.

По результатам анализа информации, полученной от кредитных учреждений и выписок по расчетным счетам ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» установлено, что между ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» совершались операции друг с другом. В частности 24.12.2015 ООО «ИНСОЦ» получило от ООО «Альконы» беспроцентный займ по договору беспроцентного займа № 193 от 24.12.2015 в сумме 1 500 000 рублей, без налога НДС. Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядок. Таким образом, вышеизложенное не характерно для хозяйствующих субъектов - конкурентов, поскольку договор беспроцентного займа не связан с осуществлением предпринимательской деятельности хотя бы одной из сторон.

По результатам анализа информации и документов, ответов на запросы Чувашского УФАС России и иной информации, собранной антимонопольным органом, выявлено 9 электронных аукциона, результаты которых свидетельствуют о заключении ООО «ИНСОЦ», ООО «Алькона» антиконкурентного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах.

Как следует из совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела, участники рассматриваемых аукционов вступили в устное   антиконкурентное соглашение, целью которого было поддержание цен и обеспечение победы на торгах участников картеля. Реализация Соглашения происходила в 2014-2017 гг., в том числе путем совместного и согласованного участия в исследованных аукционах.

О наличии использования ООО «ИНСОЦ», ООО «Алькона» единой инфраструктуры свидетельствуют также следующие факты: по информации, предоставленной от удостоверяющего центра ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст» (вх. № 04-05/6732 от 02.10.2017), в заявлениях ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» на предоставление услуг по изготовлению сертификата ключа проверки электронной подписи указан один контактный номер телефона: + 7 (8352) 23-03-00. 

Совпадения в заявлениях самостоятельными субъектами гражданского оборота контактного телефона возможно только в случае реализации достигнутых договоренностей. Следовательно, такие действия со стороны ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» указывают на признаки их сговора.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться, в том числе информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Из полученной в рамках рассмотрения дела № 10/04-АМЗ-2017 информации (вх. № 04-05/6699 от 29.09.2017), в частности по аукциону реестровый номер <...> на право заключить контракт на оказание услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской   Республики следует, что в рассматриваемом аукционе заказчик Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики при формировании НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен путем запроса коммерческих предложений.

НМЦК на оказание услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской   Республики формируется под влиянием достигнутой между участниками картеля договоренности (НМЦК была сформирована на основании трех коммерческих предложений, два из которых получены от ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»).

В результате достижения антиконкурентного соглашения ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» совместно реализовали единую стратегию поведения, целью которой явилась не конкуренция между ними в ходе торгов, а достижение результата – победы в конкретных аукционах ООО «Алькона» или ООО «ИНСОЦ», в зависимости от договоренности обществ, с ценой контракта близкой к начальной цене, при этом ООО «ИНСОЦ» или ООО «Алькона» в рассматриваемых аукционах подавали последнее ценовое предложение, в дополнительное время аукциона, в 10-ти минутный период, равное ценовому предложению другого участника, избегая процедуру согласования закупки с единственным поставщиком.

В подтверждение данной схемы следует электронный аукцион № 0115200001115003512. Участниками данного аукциона стали ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона», НМЦК составила 1 870 000 рублей. ООО «ИНСОЦ» признано победителем с ценой контракта 1 832 600 рублей. По итогам ОАЭФ с заказчиком Территориальным фондом обязательного медицинского страхования был заключен государственный контракт № 0115200001115003512_84072/1-ГК от 13.01.2016 на право заключить контракт на оказание услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской   Республики.

Для поведения участников рассматриваемых аукционов характерны следующие особенности: в ходе одновременного участия в торгах ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» торги завершились со снижением начальной максимальной цены контракта в аукционах от 0,5 до 2,5%, при этом заранее определенный участник ОАЭФ от конкурентной борьбы отказывался, подавал ценовые предложения, равное ценовому предложению, реализуя достигнутое соглашение.

Для исследованных Комиссией Чувашского УФАС России ОАЭФ характерны следующие признаки и обстоятельства:

1. Для участия в торгах, ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» постоянно использовали единую инфраструктуру, включающую одинаковые IP-адреса.

2. Файлы, содержащиеся в составе первых и вторых частей заявок ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» в большинстве случаев созданы и изменены одновременно, либо в течение небольшого промежутка времени, под одной учетной записью и имеют идентичный размер, направлены на торговую площадку одновременно, или в течение небольшого промежутка времени.

3. ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» имеют устойчивые связи (характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу).

4. Участники аукционов ООО «Алькона» и ООО «ИНСОЦ» создавали лишь видимость торгов и конкуренции, снижение НМЦК в аукционах составляет от 0,5 до 2,5%;

5. Аукционы проходили в разные периоды времени, отличались друг от друга начальной (максимальной) ценой и рядом других обстоятельств, однако, описанная выше модель поведения, состоящая из повторяющихся (аналогичных действий), однозначно прослеживается в каждом их перечисленных аукционов.

При таких обстоятельствах в действиях Ответчиков усматриваются признаки нарушения, запрещённого пунктом 2 частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в поддержании цен на торгах на оказание услуг в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в 2014-2017 гг.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются:

- анализом документов (информации), представленных ЭТП;

- косвенными доказательствами, полученными в ходе изучения представленных материалов;

- документами (информацией), представленными по запросам Чувашского УФАС России при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

- результатами проведенного анализа состояния конкуренции;

- информацией, указанной в письмах ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» (вх. № 04-05/6675 от 28.09.2017, вх. № 04-05/6678 от 28.09.2017) о представлении дополнительной информации по участию в открытых аукционах в электронной форме и письменных пояснений относительно рассматриваемого вопроса.

Фактические действия участников Соглашения подтверждаются их поведением в ходе подготовки и участия в исследованных аукционах и дальнейшим исполнением государственных контрактов, описание которых приводится далее.

Аукцион от 15.12.2015 г. № 0115200001115003512:

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования проведен ОАЭФ среди субъектов малого предпринимательства, социально   ориентированных некоммерческих организаций   на   право заключить контракт на оказание   услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской   Республики, с НМЦК, составляющей 1 870 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «ИНСОЦ» признано победителем с ценой контракта 1 832 600 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2015;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 2 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) поступили на торговую площадку с разницей 13 минут (Приложение № 3);

- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» одним и тем же лицом;

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов и объемов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, созданные в виде электронных файлов в формате Microsoft Word (.doc), поименованного в свойствах данных документов как «Попчеко Дмитрий», «Ольга Тихонова», автора изменившего документы «Яна Иванова» свидетельствует о совместной подготовке ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» к участию в аукционе;  

- сходство в оформлении заявок ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона», так файл ООО «Алькона» с наименованием «Согласие», абсолютно идентичен файлу «Согласие» участника ООО «ИНСОЦ» по форме заявки, содержанию, количеству слов, пунктуации. Шрифт используемый ООО «Алькона» Times New Roman12, шрифт заголовка Times New Roman13, ООО «ИНСОЦ» - Calibri (Основной текст)12, шрифт заголовка - Calibri (Основной текст)13;

- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

- отсутствие рационального объяснения расходов ООО «Алькона» по внесению обеспечения заявок для участия в аукционе при реальном отсутствии цели заключения контракта по итогам торгов, кроме того объясняется, что такое поведение имеет иную мотивацию и является результатом реализации группового «стратегического» поведения, направленного на предоставление преимуществ иному определенному участнику торгов. При этом согласно части 1 статьи 2 ГК РФ установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядок. Таким образом, финансовые затраты на участие в аукционе экономически нецелесообразны и могут быть выгодны только в случае наличия намерения участника заключить по его итогам договор; 

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), ценовое предложение от ООО «Алькона», подавалось в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». В ходе торговой сессии ООО «Алькона» и ООО «ИНСОЦ» вели себя следующим образом:

- участник № 1 ООО «Алькона» подал ценовые предложения со временем подачи:

Время: 2015-12-28 15:18:32, Цена: 1 860 650 рублей;

Время: 2015-12-28 15:34:37, Цена: 1 841 950 рублей;

Время: 2015-12-28 15:56:19, Цена: 1 832 600 рублей,  со снижением от начальной цены на 2%, в дополнительное время аукциона, в 10-ти минутный период, при этом ООО «Алькона» подало ценовое предложение, равное цене, предложенной ООО «ИНСОЦ» (второе место по времени подачи);

- участник № 2 ООО «ИНСОЦ» подал ценовые предложения со временем подачи:

Время: 2015-12-28 15:26:16, Цена: 1 851 300 рублей;

Время: 2015-12-28 15:42:12, Цена: 1 832 600 рублей, снижением начальной цены на 2%, после чего прекратил подачу ценовых предложений.

Компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения;

- поведение участников при проведении закупки ограничили состязательность между собой в установлении конкурентной цены на привлекательном для компании победителя уровне и создали положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств;

- аналогичное, однотипное поведение указанных хозяйствующих субъектов в аукционах от 17.12.2014 № 0115200001114005176, от 23.03.2015 № 0115200001115000646, от 17.11.2015 № 0115200001115002944, от 25.11.2015 № 0115200001115003134, от 10.12.2015 № 0115200001115003450, от 05.10.2016 № 0115200001116002791, от 05.10.2016 № 0115200001116003443, от 20.04.2017 № 0115200001117001005.

Аукцион от 17.12.2014 № 0115200001114005176:

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на право заключить контракт на оказание услуг по сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, с НМЦК, составляющей 1 870 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 1 832 600 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2014;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 2 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) поступили на торговую площадку с разницей 8 минут (Приложение № 3);

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе;

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 2%;

- аналогичное поведение участников ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» в аукционе № 0115200001115003512, компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 23.03.2015 № 0115200001115000646:

Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг по модернизации и сопровождению подсистемы «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» Республиканской медицинской информационной системы, с НМЦК, составляющей 360 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 356 400 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.04.2014;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 1 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов и объемов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе;

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 1%;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 17.11.2015 № 0115200001115002944:

Казенным учреждением Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг по развитию компонентов республиканской медицинской информационной системы, с НМЦК, составляющей 523 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 515 000 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 03.12.2015;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 1,5 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) поступили на торговую площадку с разницей 19 минут (Приложение № 3);

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов и объемов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе;

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 1,5%;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 25.11.2015 № 0115200001115003134:

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг в сфере информационных технологий по теме: «Разработка личного кабинета застрахованного лица», с НМЦК, составляющей 350 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «ИНСОЦ» признано победителем с ценой контракта 345 000 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2015;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 1,5 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) поступили на торговую площадку с разницей 19 минут (Приложение № 3);

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов и объемов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе;

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «Алькона», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «ИНСОЦ». Снижение НМЦК составило 1,5%;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 10.12.2015 № 0115200001115003450:

Бюджетным учреждением «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, проведен ОАЭФ оказание услуг по обновлению информационных подсистем «Мониторинг состояния здоровья беременных женщин» и «Персонифицированный учет лекарственных препаратов» Республиканской медицинской информационной системы для БУ ЧР «Городская клиническая больница №1» Минздравсоцразвития Чувашии, с НМЦК, составляющей 495 333,33 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «ИНСОЦ» признано победителем с ценой контракта 482 949,98 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2015;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 2,5 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- файлы, содержащиеся в составе заявок участников ОАЭФ (первые части заявок) поступили на торговую площадку с разницей 40 минут (Приложение № 3);

-  использование одних учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, одного наименования файлов и объемов, наличие единого автора, сформировавшего документы первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе;

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «Алькона», в дополнительное время аукциона. Снижение НМЦК составило 2,5%;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 05.10.2016 № 0115200001116002791:

Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Медицинский информационно-аналитический центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг по модернизации и сопровождению подсистемы «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами» Республиканской медицинской информационной системы, с НМЦК, составляющей 360 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 358 200 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 18.10.2016;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 0,5 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 0,5%;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 05.10.2016 № 0115200001116003443:

Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Канашский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг по внедрению электронной системы управления очередью, с НМЦК, составляющей 670 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 663 300 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.12.2016;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 1 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 1 %;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Аукцион от 20.04.2017 № 0115200001117001005:

Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, проведен ОАЭФ на оказание услуг по модернизации автоматизированной информационной системы «Информационное сопровождение застрахованных лиц» Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, с НМЦК, составляющей 950 000 рублей (Приложение № 1), в ходе которого установлено следующее:

- в состав участников электронного аукциона вошли ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»;

- ООО «Алькона» признано победителем с ценой контракта 940 500 рублей согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2017;

- в результате подачи ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» ценовых предложений, НМЦК была снижена на 1 %;

- вход на электронную площадку, осуществление действий по аукциону при участии в аукционе осуществлялся ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» с одного и того же IP-адреса: 94.232.56.133 (Приложение № 2);

- способом реализации антиконкурентного соглашения был фактический отказ от конкурентной борьбы на торгах. Так, согласно достигнутым договоренностям (заключенному антиконкурентному соглашению), последнее ценовое предложение подавалось ООО «ИНСОЦ», в дополнительное время аукциона не ниже цены (равное цене) компании-победителя ООО «Алькона». Снижение НМЦК составило 1 %;

- компания-победитель заранее определялась участниками антиконкурентного соглашения.

Комиссией Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 10/04-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, установлено наличие ряда доказательств заключения антиконкурентного соглашения между ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона»:

- совместная подготовка ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» заявок на участие в торгах;

- подача заявок и ценовых предложений при участии в Аукционах с одного IP-адреса;

- использование ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» единой инфраструктуры при участии в торгах;

- использование Ответчиками определённой модели поведения на торгах при проведении Аукционов;

- ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» имеют устойчивые связи (характер которых, однако, исключает их юридическую подконтрольность одному лицу), в том числе факт, совершения банковских операции друг с другом.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Для применения запрета, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления, нарушение указанной нормы не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах.  

В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 3 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», отмечено, что согласованность действий хозяйствующих субъектов может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действия может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно однообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Подход, заключающийся в оценке картины аукциона и поведения его участников, применяется также при доказывании антиконкурентных соглашений.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправного соглашения по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом, для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели, причинно-следственной связи между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом правовое значение придается также взаимной обусловленности действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов («Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной форме», утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 16.03.2016).

Как было отмечено ранее, для применения запрета, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не требуется доказательства негативного влияния на конкуренцию конкретного вида злоупотребления, нарушение указанной нормы не может быть разрешено антимонопольным органом или судом ни при каких обстоятельствах.  

Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым отметить негативное влияние на конкуренцию в результате совершенных действий.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Электронный аукцион представляет собой разновидность торгов, то есть конкурентной процедуры, предполагающей состязание участников с тем, чтобы получить право заключения контракта посредством предложения наиболее выгодных для заказчика условий.

Конкурирующие хозяйствующие субъекты обязаны вести самостоятельную и независимую борьбу за потребителя поставляемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а попытки любого рода кооперации в этом вопросе нарушают запреты антимонопольного законодательства.

ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона», являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, во исполнение заключенного устного антиконкурентного соглашения в ходе 9 аукционов отказались от самостоятельных действий и конкурентной борьбы с тем, чтобы получить право заключения контрактов по максимальным ценам, тем самым ограничили конкуренцию.

Поведение участников ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» при проведении аукционов ограничили состязательность между собой в установлении конкурентной цены на привлекательном для компании победителя уровне и создали положение, влекущее недостаточную экономию бюджетных средств.

На основании изложенных обстоятельств, информации, указанной в письмах ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» исх. №480-17 от 27.09.2017, исх. №219 от 27.09.2017, зарегистрированные Чувашским УФАС России вх. № 04-05/6675 от 28.09.2017, вх. № 04-05/6678 от 28.09.2017, Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 10/04-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, установила, что  в действиях ООО «ИНСОЦ» и ООО «Алькона» усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен в 10 аукционах от  17.12.2014 № 0115200001114005176, от 23.03.2015 № 0115200001115000646, от 17.11.2015 № 0115200001115002944, от 25.11.2015 № 0115200001115003134, от 10.12.2015 № 0115200001115003450, от 15.12.1015 № 0115200001115003512, от 05.10.2016 № 0115200001116002791, от 05.10.2016 № 0115200001116003443, от 20.04.2017 № 0115200001117001005, от 12.09.2016 № 0375200030016000136.

Соглашение было заключено его участниками в период проведения открытых аукционов в электронной форме на оказание услуг в сфере информационных технологий, а именно – оказание услуг по внедрению, модернизации, сопровождению и обновлению автоматизированных информационных систем для нужд Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, государственных и медицинских учреждений Министерства здравоохранения Чувашской Республики с 17.12.2014 по 25.07.2017 и реализовывалось в 2014 – 2017 годах.

Основания для выдачи ответчикам предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения антиконкурентного соглашения и участия в нем отсутствуют в связи с завершением реализации Соглашения.

 

руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции), Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ИНСОЦ» (ИНН 2130042453, КПП 213001001, Чувашская Республика - Чувашия. Чебоксары г., Академика Королева, д. 3,оф. (кв.) пом.8а) и ООО «Алькона» (ИНН: 2130065683, КПП:213001001, Чувашская Республика – Чувашия, Чебоксары г., Эльгера ул., 15А) нарушившими пункт  2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме от 17.12.2014 № 0115200001114005176, от 23.03.2015 № 0115200001115000646, от 17.11.2015 № 0115200001115002944, от 25.11.2015 № 0115200001115003134, от 10.12.2015 № 0115200001115003450, от 15.12.1015 № 0115200001115003512, от 05.10.2016 № 0115200001116002791, от 05.10.2016 № 0115200001116003443, от 20.04.2017 № 0115200001117001005, от 12.09.2016 № 0375200030016000136.

 

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации запрещённого соглашения Ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии     

 

_____________<…>

 

Члены Комиссии                                                                                         

_____________<…>

 

_____________<…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[1]           Электронные торговые площадки, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26.10.2009 № 428 «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» и приказом Минэкономразвития России и ФАС России от 14.11.2009 № 466/763 «О проведении отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме».

[2] Факт состояния Ответчиков в конкурентных отношениях подтверждается результатом исследования состояния конкуренции, проведенного Чувашским УФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны