Определение Управления об отложнии дела в отношении АО «Чувашская энергосбытовая компания»

Тип документа:
Определения
Дата публикации:
29.12.2017
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ 04-05/9689
Номер дела:

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА № 18/04-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

18 декабря 2017 года                                                                                       г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 18/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

При участии представителя ответчика АО «Чувашская энергосбытовая компания»:

«…»

в отсутствии представителей:

заявителя - Прокуратуры Чувашской Республики;

- третьего лица – ООО «Водоканал» надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрела материалы дела № 18/04-АМЗ-2017, возбужденного в отношении акционерного общества «Чувашская Энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания», по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.10.2017 (вх. 05/04-6852) поступило обращение Прокуратуры Чувашской Республики о необходимости выделения специалиста для проведения проверки по доводам обращения «…» в части нарушения  жилищного законодательства.

 

Обращение обусловлено следующим.

АО «ЧЭСК» введено ограничение режима потребления электроэнергии на насосных станциях ООО «Водоканал», что нарушает права неопределенного круга жителей города Канаш , потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению.

По имеющейся информации у Чувашского УФАС России, проведена  проверка информации о введении АО «ЧЭСК» ограничения режима подачи электроэнергии  ООО «Водоканал».

По результатам рассмотрения представленных документов и пояснений установлено следующее.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).

В ст. 5, 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Одним из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике предусматривается обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 35-ФЗ).

В соответствии с действующим законодательством лишь статус сетевой организации либо энергосбытовой организации позволяет производить по какой-либо причине ограничение энергоснабжения объектов потребителей.

         В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Указанным постановлением также утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии  (далее – Правила ограничения). 

В соответствии с п. 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении определенных обстоятельств, в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Пунктом 5 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с пунктом 6 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указан уровень технологической брони, и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 10 Правил ограничения инициатор ограничения обязан одновременно с направлением уведомления потребителю направить информацию о введении ограничения режима потребления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, если ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении указанных устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони, и (или) потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

 

Между АО «ЧЭСК» и ООО «Водоканал» заключены договора энергоснабжения №23/01/815-2144 01.01.2016 и №23/01/814-2060.

ООО «Водоканал» и ОАО «МРСК ВОЛГИ» 30.12.2013 подписаны акты согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителей электрической энергии (мощности):

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической  и аварийной брони- ВНС «Бахтирово-//» ВЛ-35кВ, л. «Бахтирово» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ; ВЛ-35кВ, л. «Лесаня-Янтиково» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ.

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической  брони- ВНС «Бахтирово-//» ВЛ-10кВ, л. «Янтиково» от ПС «Лесная» 110/35/10кВ;

-перечень энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам аварийной  брони -  ВЛ-6кВ, л. «Насосная» яч. №10 от ПС «Восточная» 110/6кВ.

АО «ЧЭСК» 15.08.2017 направило в адрес ООО «Водоканал» уведомление №23/01-311, №23/01-312 о введении ограничения режима потребления  до уровня  технической и аварийной брони  в соответствии с актами технологической и аварийной брони.

Также 15.08.2017 АО «ЧЭСК» проинформировала о планируемом введении ограничения Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Приволжское управления Ростехнадзора по Чувашской Республике (письмо от 15.08.2017 №23/01-3093, 23/01-3094).

28 августа 2017 года сторонами подписан акты №21.22 ограничения режима потребления электрической энергии по указанным энергопринимающим устройствам.

Сторонами подписан акт №23 от 30.08.2017 о возобновлении режима потребления  электрической энергии (мощности).

Письмом от 12.09.2017 №08/29-3574 АО «ЧЭСК» сообщило, что третьи лица, запитанные от ООО «Водоканал», имеющие договоры энергоснабжения (купли-продажи) с АО «ЧЭСК» отсутствуют.

Учитывая изложенное при введении ограничения режима потребления                  АО «ЧЭСК» соблюдены требования Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

На запрос Чувашского УФАС России ООО «Водоканал» (письмо №1409 от 25.10.2017) указывает на наличие потребителей, добросовестно выполняющих обязательства по оплате коммунальной услуги за период 2017 года, составляющих 90% населения.

Также, в письме (1061 от 18.08.2017) ООО «Водоканал» указывает, что не имеет возможности оплачивать текущую задолженность по электроэнергии до результатов рассмотрения жалобы УФНС России по ЧР к внешнему управляющему, а также  заявления ООО «Водоканал» о разрешении разногласий по порядку и очередности уплаты текущих платежей за электрическую энергию.

 Основанием для возбуждения производства по делу в Арбитражном суде Чувашской Республики послужило обращение ИФНС по ЧР о ненадлежащем исполнении обязанностей, внешним управляющим ООО «Водоканал», выразившихся в неправомерном отнесении текущих расходов за потребленную электрическую энергию, полученную от АО «Чувашская энергосбытовая компания», к текущим платежам четвертой очередности  и повлекшее за собой нарушение очередности по текущим платежам, также налоговый орган ходатайствовал о принятии судом обеспечительных мер  в виде запрета внешнему управляющему производить текущие расходы с   АО «Чувашская энергосбытовая компания» за потребленную электрическую энергию.

По мнению налогового органа, названные платежи относятся к пятой очереди текущих платежей.

Кроме того, ООО «Водоканал» в названном письме пояснено, что в случае введения ограничения (отключения) режима потребления электрической энергии объектов ООО «Водоканал» может привести к нарушению водоснабжения всех групп  потребителей г. Канаш, ввиду того, что введение ограничение приведет к сокращению объемов подачи холодной воды, в последующем – горячей, а также снижению давления в централизованной системе холодного водоснабжения                        г. Канаш.

Из изложенного следует, что, ограничение режима потребления электроэнергии  ООО «Водоканал», и как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подачи воды, уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги водоснабжения надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

Спор хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

ООО «Водоканал» является единственной ресурсоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком в г. Канаш по добыче подземных вод и их распределению.

Вопреки изложенному АО «Чувашская энергосбытовая компания»  ограничил поставку электроэнергии на объекты ООО «Водоканал», игнорируя интересы добросовестных абонентов.

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 В ходе заседания Комиссии представитель АО «Чувашская энергосбытовая компания» «…» пояснил, что введение ограничения режима

 

 

потребления электроэнергии осуществлено в соответствии с действующим законодательством.

У Общества отсутствует информация о добросовестных плательщиках за электрическую энергию, в адрес Общества данная информация предприятием не направлялась.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе  экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Ввиду того, что действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» выражены во введении ограничения потребления электрической  ООО «Водоканал», и как следствие, лишением данной организации возможности осуществления подачи воды, в точи числе и добросовестным потребителям (более 90%), Комиссия считает, действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» имеют признаки нарушения                  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Чувашского УФАС России принято решение о переквалификации признаков нарушения, установленных в действиях                        АО «Чувашская энергосбытовая компания» с ч. 1 ст. 10 Федерального закона                      № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

На основании изложенного, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 и  ч. 2 ст. 47 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1 Переквалифицировать действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» с ч. 1 ст. 10  на п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

2. Отложить рассмотрение дела № 18/04-АМЗ-2017.

3. Назначить рассмотрение дела 18//04-АМЗ-2017 на 30 января 2018 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., д. 2, каб. 106.

4. Прокуратуре Чувашской Республики представить матированное пояснение по рассматриваемому вопросу.

5. ООО «Водоканал» представить мотивированное пояснение по указанному вопросу.

 

 

Явка сторон по делу или их уполномоченных представителей обязательна.

 

 

 

Председатель комиссии

«…»

 

Члены Комиссии                

      

«…»