Решение Управления в отношении физического лица

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.11.2017
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ 04-10/8262
Номер дела:
№ 42-Р-2017
Теги:

РЕШЕНИЕ

по делу № 42-Р-2017

 

 

07ноября  2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  07.11.2017

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 43-Р-2017 в отношении гражданина «…» по признакам нарушения требований, определенных ч.1, ч.14 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в связи распространением рекламы услуг в получении кредита без содержания наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, а также в связи с  распространением рекламы услуг в получении кредита лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг, 

         в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - гражданина «…»

        в отсутствии Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

         в отсутствии заинтересованного лица - ИП Кононова С.Ю. в соответствии с представленным ходатайством от 21.09.2017 (вх. № 04-105/6516) о рассмотрении дела в его отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

           02.08.2017 (вх.№ 04-21/5415) в адрес Чувашского УФАС Росси поступило заявление гражданина «…» (далее – Заявитель) по факту размещения рекламной информации об оказании финансовых услуг, размещенной  в выпуске газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017 № 28 (358), без указания лица, в том числе  организационно - правовой формы организации, предоставляющей потребителям рекламы услуги в получении займа.

           Из заявления следует, что рекламная информация, размещенная  на 13 странице, в левом нижнем углу вышеуказанного выпуска газеты, не содержит требования, установленные Законом о рекламе, а именно: наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.

           При этом указанная реклама содержит следующий текст.      

           "ПОМОЩЬ в получении кредита «…»".

           В результате рассмотрения заявления установлено.

            Факт размещения указанной рекламной информации Заявитель подтвердил приложенной к заявлению копией листа газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017 № 28 (358),   содержащей вышеуказанный текст.

         С точки зрения пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).                    

        Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                               

        Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.

         С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.                                                                                                                

Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги, на нее распространяется требование нормы  статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части  1  статьи 28  Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

  В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению кредита, что указывает на   наличие признаков нарушения требований части 1 статьи 28 Закона рекламе.

Из информации ПАО "ВымпелКом", представленной в рамках рассмотрения заявления, следует, что абонентский номер телефона, указанный в тексте рекламы, закреплен за физическим лицом – «…» на основании договора об оказании услуг связи "Билайн" от 09.06.2017 № 656595089.

Из документов и материалов, представленных газетой «PRO город Чебоксары» следует.

 Согласно договору купли-продажи печатных площадей (полос), заключенного между«PRO город Чебоксары»  и ИП Кононовым С. Ю.(ИНН 434600128176), печатные площади в газете «PRO город Чебоксары» выкупает ИП Кононов С.Ю. и использует их по своему усмотрению.

Реклама, содержащая текст "ПОМОЩЬ в получении кредита «…»" была осуществлена в соответствии с договором от 19.07.2017 б/н, заключенным между ИП Кононовым С.Ю. и физическим лицом «…».

Из пункта 1.1. договора следует, что Исполнитель (ИП Кононов С.Ю.) по заданию Заказчика («…») выполняет работы и/или услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов в СМИ - газете «PRO город Чебоксары».

Согласно пункту 4.2 договора Заказчик («…») несет ответственность за нарушение законодательство РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Из представленной заявки на производство и размещение рекламных материалов от 19.07.2017 № 1 следует, что размещение рассматриваемого рекламного модуля было осуществлено  в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017, 29.07.2017, 03.08.2017, 12.08.2017,19.08.2017.

  По итогам рассмотрения заявления,  с учетом установленных обстоятельств, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Кононов С.Ю.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, заинтересованное в продвижении указанной в рекламе финансовой услуги,  является  гражданин «…»

Ответственность за нарушение требований, части 1 статьи  28,  Закона о рекламе возложена на рекламодателя и рекламораспространителя  (часть 6 , часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

  В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст.3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Закона о рекламе).

  Таким образом, в связи с тем, что в действиях «…» усматриваются признаки  нарушения Закона о рекламе        Чувашским УФАС России возбуждено дело в отношении гражданина «…»

В рамках рассмотрения дела установлено.

Указание правильных реквизитов организации (лица), предоставляющей услуги в предоставлении кредита (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.                                                         Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации (лице), которая рекламирует заманчивое предложение о выдаче кредита.

  В рассматриваемой рекламе финансовых услуг не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем финансовые услуги.

Из письменных пояснений ИП Кононова С.Ю. (вх. от 20.09.2017 № 04-10/6475) следует, что Заказчик («…») утверждал при заключении договора, что осуществляет оказание консультационных услуг. В связи с чем в рекламе указывается слово  "ПОМОЩЬ".

       В  заседание Комиссии «…» не представил запрашиваемые пояснения.

       Согласно отчету почтового идентификатора «…» не получил надлежащим образом направленное в его адрес определение о возбуждении и об отложении дела ("неудачная попытка вручения").

       Учитывая вышеуказанную информацию, Комиссия пришла к выводу о рассмотрении данного дела без участия «…», исходя из установленных обстоятельств и представленных пояснений ИП Кононова С.Ю.                                            В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламодателем спорной рекламной информации является гр. «…»

          При этом,  гр. «…». разместил рекламу оказания финансовых услуг - помощь в получении кредита.

       

         

          

           Поскольку Комиссия не располагает сведениями об оказании услуг в сфере финансовой деятельности гр. «…», в связи с непредставлением последним информации, Комиссия посчитала рассматривать и распознавать данную рекламу именно как рекламу непосредственно в момент ее представления, с точки зрения потребителя, независимо от специальных знаний.

           Информация, представленная в рекламе, должна быть доведена до потребителя и восприниматься им однозначно.  Из содержания рекламы следует "ПОМОЩЬ в получении кредита «…»".

        В рассматриваемой рекламе, предлагающей  финансовые услуги, не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги, что вводит в заблуждение потребителей рекламы.

          Потребительский кредит - финансовая услуга, в рамках которой банк или иная кредитная организация предоставляет денежные средства (кредит) заемщику на условиях возмездности и возвратности.                                                                                 В рассматриваемой рекламе не содержится указания на лицо, предлагающее финансовые услуги в получении кредита.

        В рамках дела установлено, что рекламодателем данной рекламы является  гр. «…»                                                                                                        При этом гр. «…» в силу ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе не может осуществлять рекламу финансовых услуг, поскольку оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

        Таким образом, в рекламе была также нарушена ч. 14 ст. 28 Закона о рекламе.

        В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч.1, 14 ст.28  Закона о рекламе, несет рекламодатель.

        Гр. «…»., являясь рекламодателем рассматриваемой спорной рекламы, нарушил требования рекламного законодательства в результате размещения рассматриваемой рекламы.

  В рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы, осуществлялось в определенный период времени, согласно заявке на производство и размещение рекламных материалов от 19.07.2017 № 1: в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017, 29.07.2017, 03.08.2017, 12.08.2017,19.08.2017, и не распространении в настоящее время гр. «…» рассматриваемой рекламы. 

        Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        В связи с тем, что в рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы не осуществляется, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи гр. «…»  предписания о прекращении нарушения ч.1, 14 ст.28 Закона о рекламе по рассматриваемому факту.

        Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

 

                                                                                                                                                                                                                                                         

Р Е Ш И Л А:

 

        1. Признать гр. «…» нарушившим требования, определенные частями 1, 14 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в распространении в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017, 29.07.2017, 03.08.2017, 12.08.2017,19.08.2017 рекламы с содержанием следующего текста: "ПОМОЩЬ в получении кредита 89600964766".

        2. Не выдавать гр. «…» предписание о прекращении нарушения  Закона о рекламе в связи с прекращением распространения рекламы   .                                     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гр. «…»

        Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»                   

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»