Решение Управления в отношении ИП Кононова

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
14.11.2017
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ 04-10/8265
Номер дела:
№ 45-Р-2017
Теги:

РЕШЕНИЕ

по делу № 45-Р-2017

 

 

07ноября  2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 24.10.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  07.11.2017

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 45-Р-2017 в отношении ИП Кононова С.Ю. по признакам нарушения требований, определенных ч. 13 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в связи с распространением рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицом, не осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе), 

         в отсутствии лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - ИП Кононова С.Ю. в соответствии с представленным ходатайством от 21.09.2017 (вх. № 04-10/6514) о рассмотрении дела в его отсутствие;

        в отсутствии Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

         в отсутствии заинтересованного лица - гражданина «…» надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

 

 

УСТАНОВИЛА:

                  

         02.08.2017 (вх.№ 04-21/5415) в адрес Чувашского УФАС Росси поступило заявление гражданина «…» (далее – Заявитель) по факту размещения рекламной информации об оказании финансовых услуг, размещенной  в выпуске газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017 № 28 (358), без указания лица, в том числе  организационно - правовой формы организации, предоставляющей потребителям рекламы услуги в получении займа.

         Из заявления следует, что рекламная информация, размещенная  на 13 странице, в левом нижнем углу вышеуказанного выпуска газеты, не содержит требования, установленные Законом о рекламе, а именно: наименование или имя лица, оказывающего финансовые услуги.

           При этом, указанные рекламы содержит следующий текст.

 

           "ПОМОЩЬ  в получении займа от 60 тыс. под залог Вашего имущества"

           низкий процент;

           нотариальное оформление;

           оформление на длительный срок

           8 967 470 32 37

           8 (8352) 36 32 37".

 

           Согласно заявлению, Заявителем произведен телефонный звонок на указанный в рекламе номер телефона. В связи с чем, ему было предложено оформить займ денежных средств у физического лица.

           Заявитель считает вышеуказанное обстоятельство является нарушением норм законодательства в связи с отсутствием в рекламе финансовых услуг наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

         В результате рассмотрения заявления установлено.

        Факт размещения указанной рекламной информации Заявитель подтвердил приложенной к заявлению копией листа газеты «PRO город Чебоксары» от 22.07.2017 № 28 (358),   содержащей вышеуказанный текст.

         С точки зрения пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).                    

        Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                               

        Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.

         С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.                                                                                                                

Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги, на нее распространяется требование нормы части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно части  1  статьи 28  Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

  В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займа, что указывает на наличие признаков нарушения требований части 1 статьи 28 Закона рекламе.

Ответственность за нарушение требований, части 1 статьи  28,  Закона о рекламе возложена на рекламодателя и рекламораспространителя  (часть 6 , часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

  В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст.3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ст. 3 Закона о рекламе).

Из документов и материалов, представленных газетой «PRO город Чебоксары» следует.

 Согласно договору купли-продажи печатных площадей (полос), заключенного между«PRO город Чебоксары»  и ИП Кононовым С. Ю.(ИНН 434600128176), печатные площади в газете «PRO город Чебоксары» выкупает ИП Кононов С.Ю. и использует их по своему усмотрению.

Реклама, содержащая текст "ПОМОЩЬ  в получении займа от 60 тыс. под залог Вашего имущества"

  низкий процент;

  нотариальное оформление;

  оформление на длительный срок

  8 967 470 32 37

  8 (8352) 36 32 37" была осуществлена в соответствии с договором от 03.07.2017 № 1030, заключенным между ИП Кононовым С.Ю. и физическим лицом «…»

Из представленной заявки на производство и размещение рекламных материалов от 03.07.2017 № 1 следует, что размещение рассматриваемого рекламного модуля было осуществлено  в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 08.07.2017, 22.07.2017, 05.08.2017.

Согласно пункту 1.1. договора следует, что Исполнитель (ИП Кононов С.Ю.) по заданию Заказчика («...») выполняет работы и/или услуги по производству и размещению рекламных и/или информационных материалов в СМИ - газете «PRO город Чебоксары».

Согласно пункту 2.1.2 договора следует, что Исполнитель (ИП Кононов С.Ю.) не вправе без согласия Заказчика («....)) вносить изменения в представленный последним для размещения "материал", за исключением случаев орфографических и пунктуационных ошибок.

По итогам рассмотрения заявления, с учетом установленных обстоятельств, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Кононов С.Ю.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, заинтересованное в продвижении указанной в рекламе финансовой услуги,  является  гражданин «…»

  Таким образом, в связи с тем, что в действиях ИП Кононова С.Ю. усматриваются признаки  нарушения Закона о рекламе          Чувашским УФАС России возбуждено дело в отношении ИП Кононова С.Ю.

В рамках рассмотрения дела установлено.

Указание правильных реквизитов организации (лица), предоставляющей услуги в предоставлении займа (финансовой услуги), является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.                                                         Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации (лице), которая рекламирует заманчивое предложение о выдаче займа.

  В рассматриваемой рекламе финансовых услуг не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем финансовые услуги.

Из письменных пояснений ИП Кононова С.Ю. (вх. от 20.09.2017 № 04-10/6474) следует об отсутствии в спорной рекламе признаков нарушения ст.28 Закона о рекламе, поскольку данная реклама не предполагала указание на предоставление финансовых услуг. 

Как указывает ИП Кононов С.Ю.,  в тексте рассматриваемой рекламы крупным шрифтом значится слово "ПОМОЩЬ", что  предполагает оказание консультационных/посреднических услуг и не направлено на рекламу выдачи займов. При этом, Заказчик (гр. «…») утверждал, что оказывает именно консультационные услуги.                                                                                  Указанные доводы Комиссия не может принять во внимание ввиду следующего.

          В заседании Комиссии, а также из представленных письменных пояснений гр. «…» следует, что последний обратился в СМИ - газету «PRO город Чебоксары» с целью размещения рекламы  оказания финансовой услуги -в предоставлении займа, на условиях, указанных в рассматриваемом рекламном объявлении.

        При этом,  гр. «…» не предполагал, что нарушает Закон о рекламе, в связи с неуказанием обязательных требований  части  1  статьи 28  Закона о рекламе  - указание наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, поскольку в качестве лица, оказывающего данный вид услуги, он выступал впервые.

          В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламораспространителем рекламной информации о предоставлении финансовой услуги является ИП Кононов С.Ю.

        Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» под финансовой услугой понимается услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, а финансовая организация - это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги.

         В силу части 13 статьи 28 Закона о рекламе, реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

         Порядок деятельности финансовых организаций установлен Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", Федеральным законом от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

        В случае выявления рекламы услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, такая реклама подлежит пресечению.

        Поскольку Заказчик (гр. «…»)  не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, он не вправе рекламировать и осуществлять финансовые услуги - предоставление потребительского займа.

        В данном случае ИП Кононов С.Ю., как самостоятельное лицо газеты «PRO город Чебоксары», является ответственным лицом за подготовку информационного материала, поскольку осуществляет приведение информации в готовую в виде рекламы форму для распространения в СМИ «PRO город Чебоксары»,  а также ответственным лицом за соблюдение законодательства.

        Согласно письменным пояснениям гр. «…» следует, что на этапе оформления заявки и предоставления рекламного материала в рамках заключенного договора по производству и размещению рекламных материалов, ИП Кононовым С.Ю., являющегося представителем  газеты «PRO город Чебоксары»,  с целью избежания нарушения Закона о рекламе, текст рекламного объявления не корректировался.  

         Таким образом, ИП  Кононов С.Ю. является рекламораспространителем, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе.

        ИП Кононов С.Ю., без надлежащего контроля при производстве и подготовки рекламного продукта к размещению,  выполнил работу по заданию Заказчика - осуществил размещение рекламных материалов о предоставлении финансовых услуг - потребительского займа  в СМИ«PRO город Чебоксары».    

        Ответственность за нарушение требований части  13 статьи  28  Закона о рекламе возложена на рекламодателя и рекламораспространителя  (часть 6 , часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).

        Таким образом, ИП Кононов С.Ю., являясь рекламораспространителем рассматриваемой спорной рекламы, нарушил требования рекламного законодательства в результате размещения рекламы предоставления займа.

       

  В рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы, осуществлялось в определенный период времени, согласно заявке на производство и размещение рекламных материалов от 03.07.2017 № 1, в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 08.07.2017, 22.07.2017, 05.08.2017, и не распространении в настоящее время рассматриваемой рекламы. 

 

        Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        В связи с тем, что в рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы не осуществляется, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ИП Кононову С.Ю. предписания о прекращении нарушения ч. 13 ст.28 Закона о рекламе по рассматриваемому факту.

        Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Р Е Ш И Л А:

 

        1. Признать ИП Кононова С.Ю. нарушившим требования, определенные частью 13 статьи 28 Закона о рекламе, выразившиеся в размещении в выпусках газеты «PRO город Чебоксары» от 08.07.2017, 22.07.2017, 05.08.2017 рекламы с содержанием следующего текста:

"ПОМОЩЬ  в получении займа от 60 тыс. под залог Вашего имущества"

        низкий процент;

        нотариальное оформление;

        оформление на длительный срок

        8 967 470 32 37

        8 (8352) 36 32 37".

        2. Не выдавать ИП Кононову С.Ю. предписание о прекращении нарушения  Закона о рекламе в связи с прекращением распространения рекламы     .                                     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Кононова С.Ю.

        Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»                   

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»