Решение №04-10/8692 Решение Управления в отношении филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чув... от 28 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 50-Р-2017

 

22 ноября  2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

                  

Резолютивная часть решения оглашена 09 ноября 2017 года.

                 Решение в полном объеме изготовлено 22 ноября 2017 года.

 

        Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

        «…»

         члены Комиссии:                                                                                                                «…» Чувашского УФАС России, рассмотрев дело № 50-Р-2017 в отношении Филиала федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания " "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Чувашия" ГТРК "Чувашия" (далее -   Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия») по признакам нарушения требований, определенных ч. 1  ст.14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), согласно которой установлено, что прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой,

          в присутствии:

          лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - представителя Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» по доверенности от 16.03.2017 №111 - Казаковой Н.В.,  

        в отсутствии заявителя, извещенного о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         04.10.2017 в адрес Чувашского УФАС России поступило заявление (вх. № 04-10/6786) гражданина «…» (далее - Заявитель), в котором указывается на нарушение рекламного законодательства Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» при трансляции 12.07.2017 рекламного сюжета под названием " Новое - хорошо забытое старое ".                                                             Из заявления следует, что рекламная информация, распространяемая в телепрограммах, в силу требования Закона о рекламе,  должна сопровождаться титрами "на правах рекламы".     

         При этом Заявителем обнаружено, что 12.07.2017 в репортаже под названием "Новое - хорошо забытое старое", транслирующего телеканалом Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия»,  при информировании о хорошем урожае зерна в стране по итогам года, в отсутствие предварительного сообщения о трансляции рекламы, представлена реклама хлебозавода № 1 г.Чебоксары.

         Таким образом, в связи с отсутствием указания на предварительную трансляцию рекламы, Заявитель просит дать правовую оценку указанному обстоятельству.

         В ходе рассмотрения заявления установлено.

         Согласно заявлению, текст записи эфира, с репортажем данной рекламы, размещен в социальной сети Интернет.

         Таким образом, в результате просмотра информационного материала по адресу http://chgtrk.ru/news/16414, установлено, что 12.07.2017 в 18 час.35 мин. в блоке "Вести Чебоксары" рубрики "Россия - 24 " эфира телеканала Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия»,  транслировался сюжет с названием  " Новое - хорошо забытое старое ", содержащий следующий текст.

 

          "Новое – хорошо забытое старое: хлеб на жидких заквасках вновь обретает популярность

 

         Несмотря на неблагоприятные погодные условия, урожай зерна в стране по итогам года может превысить 100 миллионов тонн. По данным Министерства сельского хозяйства России, этого объема хватит, чтобы обеспечить и внутренний рынок, и даже отправить на экспорт. Цены на главный продукт в потребительской корзине в Чувашии остаются одними из самых низких в Приволжском округе. Более того, хлебопеки стремятся сохранить традиции и улучшить качество продукции.

 

         Известное выражение, что «новое – это хорошо забытое старое» опять нашло свое подтверждение. Хлеб на жидких заквасках снова на пике популярности. Хотя до начала промышленного производства дрожжей не одно тысячелетие самый главный продукт выпекали именно таким способом. Сердце Чебоксарского хлебозавода №1 – цех, где строго соблюдаются все режимы, бережно растят собственную закваску, которую затем добавляют в тесто.

 

         В отделении по производству жидких полуфабрикатов происходит процесс брожения и размножения жидких заквасок из муки, воды и чистых культур, которые мы ежегодно обновляем, закупая их в институте хлебопечения, - говорит начальник лаборатории ООО «ЧХЗ №1» Ирина Сидорова.

 

         Естественный процесс брожения теста, добавление заварного ржаного солода позволяет хлебу сохранить свои полезные свойства и оставаться свежим на протяжении нескольких дней. С самого начала работы хлебозавода №1 главной задачей стало производство подового хлеба.

 

          Ежедневно выпускаем десятки тонн этого хлеба и отправляем более 100 предприятий розничной торговли. Хлеб «Дарницкий» подовый вырабатывается с использованием жидких ржаных заквасок на заварке, который способствует снижению кислотности в хлебе, - рассказывает коммерческий директор ООО «ЧХЗ №1» Галина Иванова.

 

         Используя старые традиции и внедряя новые технологии, на хлебозаводе приступили к производству без дрожжевого хлеба на собственных заквасках. Он пополнило список полезных продуктов, выпускаемых в рамках федеральной программы «Здоровье через хлеб». Чебоксарский хлебозавод №1 ежедневно отправляет в магазины более 230 наименований хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, свыше 100 из них содержат полезные вещества".

         (Источник: http://www.chgtrk.ru/news/16414).

 

         В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

         Пунктом 3 этой же статьи определено, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.                                           

         В рассматриваемом случае сюжет посвящен использованию старых традиций и внедрению новых технологий в производстве бездрожжевого хлеба, благодаря которым хлеб сохраняет свои полезные свойства и остается свежим на протяжении нескольких дней.                                                                                                        При этом, о производстве указанного бездрожжевого хлеба, с использованием собственных заквасок, а также о технологии выпекания хлебобулочных изделий и их последующей реализации в магазины, рассказывают работники ООО "Чебоксарский Хлебозавод № 1".

       Работники указанного хлебозавода в сюжете в первую очередь делятся своим опытом и описывают процесс производства хлеба на жидких заквасках в цехе Чебоксарского Хлебозавода № 1.

       В сюжете упоминается о том, что с самого начала работы хлебозавода №1 главной задачей стало производство подового хлеба. Далее говорит работник хлебозавода:  «Ежедневно выпускаем десятки тонн этого хлеба и отправляем более 100 предприятий розничной торговли».

         При этом, "Чебоксарский хлебозавод №1 ежедневно отправляет в магазины более 230 наименований хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, свыше 100 из них содержат полезные вещества".

         Из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок.

         С учетом изложенного, все предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе признаки рекламы содержатся в информации рассматриваемого  сюжета.

         Размещение реклама в телепрограммах и телепередачах регулируется требованиями ст.14 Закона о рекламе.

         В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о рекламе прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

         В рассматриваемом случае передача с сюжетом под названием  " Новое - хорошо забытое старое", являясь рекламой, не содержит предваряющей информации о рекламе, что указывает на признаки нарушения требований, установленных  частью 1 статьи 14 Закона о рекламе.

         В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1  статьи 14 Закона о рекламе несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.  

         Телевизионное вещание блока "Вести Чебоксары" рубрики "Россия - 24" на телеканале  ФГУП ВГТРК осуществляет Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия».

         Согласно выписке ЕГРЮЛ официального сайта ИФНС России Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» (ИНН 2128001675, адрес: 428020, г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева А.Г., д.10) основным видом деятельности представляет деятельность в области радиовещания и телевидения (код ОКВЭД 92.20).

         В данном случае Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» явился рекламораспространителем - лицом, осуществившим фактическое доведение объекта рекламирования до сведения потребителя.    

        

         Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что в действиях Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» усматриваются признаки  нарушения Закона о рекламе, Чувашское УФАС России определением от 27.10.2017 (исх.№ 04-10/8049) возбудило дело в отношении Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» по части 1 статьи 14 Закона о рекламе.

   В заседании Комиссии, а также из письменных пояснений Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» (вх. от 10.11.2017 №  04-10/7540) следует, что данный сюжет был изготовлен и размещен в телевизионном эфире силами и по инициативе редакторского состава ГТРК «Чувашия» и за счёт средств ГТРК «Чувашия».

       При этом Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» прокомментировало данную информацию следующим образом.

       Сюжет с названием «Новое - хорошо забытое старое», размещенный 12.07.2017 в телепрограмме «Вести-Чебоксары» не является рекламой, поскольку носил информационный характер.

       К тому же в сюжете не указаны наименование товаров, средства их индивидуализации, предназначенные для реализации в местах торговли.

       Размещение вышеуказанного материала имело цель рассказать на примере чувашского производителя хлеба ООО «Чебоксарский хлебозавод № 1» опыт внедрения программы «Здоровье через хлеб» в Чувашской Республике и использования в производстве давно забытых старинных рецептов выпекания хлеба.

 

       Довод Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» об отсутствии в действиях предприятия нарушения Закона о рекламе, поскольку рассматриваемый материал, вышедший в эфире телеканала Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия»  носил исключительно информационный характер, Комиссия считает необоснованным.

       Информация о производителе хлеба ООО «Чебоксарский хлебозавод № 1», которая распространялась 12.07.2017 в 18 час.35 мин. телеканалом Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» в блоке "Вести Чебоксары" рубрики "Россия - 24" в сюжете  под названием  " Новое - хорошо забытое старое" отвечает понятию рекламы, т.к. обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы.

 

       Изучив видеозапись вышеуказанного сюжета, Комиссия установила, что  информационным поводом данного сюжета явилась деятельность чувашского производителя хлеба ООО «Чебоксарский хлебозавод № 1», приступившего к производству бездрожжевого хлеба на собственных заквасках в рамках федеральной программы «Здоровье через хлеб», одобренной правительством Москвы, Минздравсоцразвития России, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, Российской академией медицинских наук, Московской медицинской академией им. И. М. Сеченова и принятой к исполнению с 2006 года.

         При этом, телевизионный сюжет произведен и распространен не только с целью доведения до потребителей справочной информации о стремлении  хлебопеков сохранить традиции и улучшить качество продукции в рамках федеральной программы «Здоровье через хлеб», но и для привлечения внимания к конкретному продукту, с акцентом на конкретную хлебобулочную продукцию, производимую ООО "Чебоксарский Хлебозавод № 1".                                                Указанное обстоятельство свидетельствует о направленности информации на продвижение на рынке конкретного объекта рекламирования.                  

  В данном случае - хлебобулочной продукции ООО "Чебоксарский Хлебозавод № 1".

         При этом, Комиссией установлено, что данная  передача, являясь рекламой, не содержит предваряющей информации о рекламе, что указывает на признаки нарушения требований, установленных  частью 1 статьи 14 Закона о рекламе.

         В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1  статьи 14 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.       

         В рамках дела установлено, что  рекламораспространителем рассматриваемой рекламной информации является Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия».

 

         Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        В связи с тем, что  Комиссия не располагает сведениями  о распространении  в настоящее время  рассматриваемой рекламы,  Комиссия не  считает необходимым выдать предписание Филиалу ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» о прекращении нарушения Закона о рекламе.

            Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

          

        1. Признать сюжет под названием "Новое - хорошо забытое старое", транслирующийся 12.07.2017 в 18 час.35 мин в эфире телеканала Филиала ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» в блоке "Вести Чебоксары" рубрики "Россия - 24",  в связи с отсутствием предваряющей информации о рекламе,  нарушающим требования ч. 1 ст.14 Закона о рекламе.

        2. Признать Филиал ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» нарушившим требования ч. 1 ст.14 Закона о рекламе.

        3. Не выдавать Филиалу ФГУП ВГТРК «ГТРК «Чувашия» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе, в связи с прекращением распространения рекламы.

        4. Передать материалы дела уполномоченному должностному Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

        Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                               «…»

 

Члены Комиссии                                                                                   

                                                                                                               «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны