Решение №05-04/2492 Решение Управления в отношении администрации Канашского райо... от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 14/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

07 апреля 2017 года                                                                                                   г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 14/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- администрации Канашского района Чувашской Республики:

«…»

 

рассмотрев материалы дела № 14/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Канашского района Чувашской Республики по  признакам   нарушения пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239               «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление № 239) утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее — Перечень), согласно которому в том числе было предусмотрено право на установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) (абзац третий Перечня).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2017 № 71 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо — сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» (далее — Постановление № 71) абзац третий Перечня исключен.

Таким образом, согласно Постановлению № 71, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишаются права государственного регулирования тарифов и надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

До настоящего времени федеральные законы, предусматривающие государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), не приняты.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (далее — Указ Президента Российской Федерации № 763), акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации № 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997                      № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Учитывая изложенное, государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, ранее установленное нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, согласно абзацу три Перечня, не имеет юридической силы и подлежит отмене после вступления в силу Постановления № 71.

Вместе с тем, предоставленное абзацем первым Перечня право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, оставлено без изменений.

Постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 16 декабря 2004 г. N 597 «О мерах по совершенствованию регулирования тарифов» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров ЧР, в т. ч. торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) (п. 10).

Согласно пункту 3  статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Pecпублике - Чувашии (далее - Чувашское УФАС России) по признакам нарушения пункта 3 статьи Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного peгулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) выразившегося в осуществлении государственного регулирования торговых надбавок ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. № 71 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаци            й, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок», возбуждено дело № 14/05-AM3-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Канашского района Чувашской Республики (приказ от 15.03.2017 № 36).

Представители администрации Канашского района Чувашской Республики  нарушения не признали. Сообщили, что постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики  от 06.02.2014 № 68 «О признании утратившими силу постановления главы администрации Канашского района  Чувашской Республики от 16.12.2004 № 597» признано утратившим силу постановление администрации Канашского района от 16.12.2014 № 597 «О мерах по совершенствованию регулирования тарифов».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российский Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона № 381-ФЗ в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Государственное регулирование цен на продовольственные товары в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Указ № 221).

Во исполнение Указа № 221 постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень), в который были включены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

 

3. Предельные размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) при их реализации для хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 октября 2004 г. № 247 «О дополнительных мерах государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - постановление № 247).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2017 г. № 71 «О внесении изменения в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок» (далее - постановление № 71), вступившим в законную силу 4 февраля 2017 г., право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление государственного регулирования торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) отменено: торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) исключены из Перечня.

Согласно редакциям постановлений Кабинета Министров Чувашской Pecпублики от 29 июля 2004 г. № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - постановление № 174) и от 13 августа 2009 г. № 265 «Вопросы Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам» (далее - постановление № 265), действовавшим до 3 апреля 2017 г., в полномочия Кабинета Министров Чувашской Республики входит установление по предложению Госслужбы торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.

Из анализа положений действующего законодательства следует, что срок приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случае внесения изменений в последние, не установлен. Постановлением № 71 срок приведения в соответствие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации также не определен.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 184-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 5 марта 2010 г. № 61-р установлено, что в целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по приведению правовых актов Чувашской Республики в соответствие с законодательством Российской Федерации руководители органов исполнительной власти Чувашской Республики должны обеспечить разработку проектов правовых актов Чувашской Республики по направлениям деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики в целях их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок после принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации. После этого проекты нормативных правовых актов Чувашской Республики в течение 3 рабочих дней со дня их визирования руководителем органа исполнительной власти Чувашской Республики направляются в Прокуратуру Чувашской Республики.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 марта 2017 г. № 95 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики» нормативные правовые акты приведены в соответствие.

Учитывая изложенное, государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, ранее установленное нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации согласно абзацу три Перечня (включая постановление № 247), с момента вступления в силу постановления № 71 не имеет юридической силы и не подлежит применению.

 

4. Постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики от 16 декабря 2004 г. N 597 «О мерах по совершенствованию регулирования тарифов» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное  регулирование цен (тарифов, ставок), надбавок и наценок осуществляется Кабинетом Министров ЧР, в т. ч. торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) (п. 10).

Между тем, постановлением администрации Канашского района Чувашской Республики  от 06.02.2014 № 68 «О признании утратившими силу постановления главы администрации Канашского района  Чувашской Республики от 16.12.2004 № 597» признано утратившим силу постановление администрации Канашского района от 16.12.2014 № 597 «О мерах по совершенствованию регулирования тарифов».

 

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации Канашского района Чувашской Респцублики отсутствует нарушение пункта 3 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 14/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                    «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                    «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны