Определение №05-04/3557 Определение об отложении дела в отношении Кабинета Министров... от 24 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 52/05-АМЗ-2014

о нарушении антимонопольного законодательства

 

24 мая 2016 года                                                                                       г. Чебоксары

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«…»

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Чувашской Республики;

при участии на заседании Комиссии ответчика-  Кабинета Министров Чувашской Республики:

    «…» (распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 23.01.2015 № 29-р),

при участии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств-  Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:

- «…»

 

рассмотрев дело № 52/05-АМЗ-2014, возбужденное по признакам нарушения Кабинетом Министров Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не размещении государственного заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по завершению строительства административного здания республиканских органов исполнительной власти по адресу: Президентский бульвар, д.10, а также по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделении распоряжением от 14.06.2012 Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики функциями государственного заказчика,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 23.10.2014 поступили материалы проверки Прокуратуры Чувашской Республики (далее – заявитель), проведенной в отношении Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР «РУКС»), на предмет законности определения подрядчика для выполнения работ по строительству сауны в помещении, расположенном по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10.

Материалами указанной проверки установлено следующее.

Строительство административного здания республиканских органов власти по адресу: г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10 осуществлялось в 2 этапа:

1этап - строительство первой очереди блок «А» ООО «Монолитное строительство» на основании государственного контракта №04-40/1 от 29.01.2004, заключенного между Минстроем Чувашии, ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии и ООО «Монолитное строительство» (введен в эксплуатацию в 2006 году);

2 этап - строительство второй очереди блок «Б» и достройка блока «А» ООО«Алза» на основании договора без номера от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему от 01.10.2012 и 14.01.2013, заключенных между  ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии и ООО «Алза» (введен в эксплуатацию в 2013 году).

Строительство и обустройство физкультурно-спортивных сооружений, в том числе тренажерного зала, сауны, душевых осуществлялось ООО «Алза» в рамках договора от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему, заключенных без проведения торгов и оплачиваемых ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии за счет собственных, а также кредитных средств, привлекаемых в Чувашском отделении ОАО «Сбербанк России».

Возникновению указанных обстоятельств предшествовало распоряжение Кабинета Министров от 14.06.2012 №272-р, согласно которому в целях обеспечения завершения строительства административного здания органов исполнительной власти Чувашской Республики, расположенного по Президентскому бульвару, д.10, ГУП ЧР «РУКС» рекомендовано обеспечить осуществление необходимых мероприятий для завершения строительства административного здания за счет кредитов, привлекаемых в установленном порядке в кредитных организациях, с учетом объемов незавершенного строительства административного здания, находящихся на балансе ГУП ЧР «РУКС».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 26.2 вышеуказанного закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Административное здание, расположенное по Президентскому бульвару, д.10, находится в собственности Чувашской Республике и его строительство осуществлялось за счет заемных средств, погашаемых из бюджета Чувашской Республики.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшим до 01.01.2014, обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков являются государственными нуждами.

Статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливалось, что определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом  (путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

При этом согласно письму ГУП ЧР «РУКС» от 17.10.2014 №1452/01 предприятию из республиканского бюджета выделены финансовые средства для погашения кредита в сумме 101 917 307, 10 руб. и процентов в сумме 36 268 935, 63 руб.

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики во исполнение поручения Кабинета Министров Чувашской Республики письмом от 23.01.2015 сообщило следующее.

В силу части 2 статьи 209 и статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным образом, в том числе улучшать указанное имущество.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 214 и 294 ГК РФ.

Согласно указанным нормам собственник государственного (республиканского) имущества вправе передать в хозяйственное ведение созданного им государственного унитарного предприятия (далее – унитарное предприятие) любое движимое или недвижимое имущество, за исключением случаев, когда на такую передачу установлен императивный запрет федеральным законом.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 19 Федерального закона № 135-ФЗ закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией.

При этом передача имущества унитарному предприятию регулируется специальным корпоративным законодательством (пункт 1 статьи 2 ГК РФ) и на нее не распространялась конкурсная процедура, которая была установлена Федеральным законом № 94-ФЗ.

Федеральным законодательством запрет на передачу в хозяйственное ведение недвижимого имущества – зданий, занимаемых органами государственной власти, не установлен.

Ввиду изложенного передача административного здания в хозяйственное ведение ГУП «РУКС» является допустимой, законной и обоснованной.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ у ГУП «РУКС» как законного владельца имущества возникло бремя содержания административного здания от своего имени, что обязывает его нести расходы по его содержанию и поддержанию в надлежащем состоянии, по его ремонту и созданию условий для безвозмездной эксплуатации неопределенным кругом лиц.

Такая деятельность может производиться как самим ГУП «РУКС» так и с привлечением третьих лиц. При этом возникшие убытки и понесенные расходы, связанные с содержанием имущества, правомерно компенсируются собственником – Чувашской Республикой.

При этом министерство отмечает, что в 2011 году не была предусмотрена обязанность по расходованию собственных и заемных средств государственными унитарными предприятиями на основании конкурсных процедур (указанная обязанность была введена с 1.01.2012 Федеральным законом № 223-ФЗ). В связи с отсутствием необходимости проведения государственными унитарными предприятиями в 2011 году конкурсных процедур, 17.06.2011 был заключен договор между государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» и Обществом с ограниченной ответственностью «Алза» на выполнение отдельных видов строительно-монтажных и других необходимых работ на незавершенных строительством частях объекта.

Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

Так, формы расходования бюджетных средств установлены в статье 69 БК РФ, в которой в качестве самостоятельных видов бюджетных ассигнований выделяют как оказание государственных (муниципальных) нужд, так и предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Порядок предоставления субсидий установлен статьей 78 БК РФ: субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу самостоятельности определения публично-правовыми образованиями порядка предоставления субсидии, с учетом их индивидуального характера субсидии не могли выделяться с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ.

В связи с особенностями и назначением имущества предприятие (ГУП «РУКС») не может извлекать прибыль от его использования, поэтому ГУП «РУКС» несет убытки от осуществления деятельности, связанной с содержанием вышеуказанного имущества, поддержанием его в надлежащем состоянии и улучшением, право на возмещение которых было предусмотрено законами Чувашской Республики, утверждающими республиканский бюджет Чувашской Республики на 2012, 2013, 2014 годы и Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики уполномоченным организациям на возмещение расходов, связанных с привлечением кредитных ресурсов, и затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях на строительство административного здания органов исполнительной власти Чувашской Республики (блок «Б»), на осуществление ремонтно-реставрационных работ и приспособление под современное использование административного здания «Дом Правительства» (объект культурного наследия (памятник истории и культуры федерального значения «Здание Дома Советов»), расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.10.2012 № 428.

Кроме вышеизложенного, положения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ не распространялись на регулируемые распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2012 № 272-р отношения, в том числе с учетом следующего.

В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ государственными заказчиками (далее также – заказчики) могли выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами и иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Иными получателями бюджетных средств в соответствии со статьей 6 БК РФ являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, находящееся в ведении главного распорядителя(распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, исходя из совокупности положений статьи 4 Федерального закона № 94-ФЗ и статьи 6 БК РФ унитарные предприятия не осуществляют функции государственных заказчиков.

На основании изложенного, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики считает, что принятие распоряжения Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2012 № 272-р относится к компетенции Кабинета Министров Чувашской Республике, издано в соответствии с требованиями гражданского и бюджетного законодательства, не нарушает требований Федерального закона № 135-ФЗ, в том числе частей 1 и 3 статьи 15 данного закона и не наделяет ГУП «РУКС» функциями государственного заказчика.

В заседании Комиссии представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в письменном виде.

Представители ГУП ЧР «РУКС» полагают, что рассматриваемые действия Кабинета Министров Чувашской Республики осуществлены в рамках действующего законодательства.

 

 

Руководствуясь  статьей 39.1,  частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»  Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Выдать Кабинету Министров Чувашской Республики предупреждение о прекращение нарушения  антимонопольного законодательства, предусмотренного  частями 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции».

2. Отложить рассмотрение дела № 52/05-АМЗ-2014.

        3. Назначить рассмотрение дела № 52/05-АМЗ-2014  на 22 июня 2016 г. в 09.30 часов.

4. Участникам по делу обеспечить явку представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела).

 

Примечания:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 58-68-18.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «…»     

 

 

Члены Комиссии:                                                                          «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны