Определение №05-04/4312 Определение Управления о прекращении дела в отношении Минист... от 23 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 53/05-АМЗ-2014 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

22 июня 2016 года                                                                                       г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 53/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Чувашской Республики;

при участии на заседании Комиссии ответчиков:

- Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:

«…»

- Министерства строительства, архитектуры ит жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:

«…»

- Государственного комитета Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям:

«…»

- Министерства финансов Чувашской Республики:

«…»

при присутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

ПАО «Сбербанк»:

«…»

ООО «Алза»:

- «…»

 

рассмотрев дело № 53/05-АМЗ-2014, возбужденное по признакам нарушения Министерством имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерством финансов Чувашской Республики, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении возможности завершения строительства административного здания по адресу: Президентский бульвар, д.10 с привлечением подрядных организаций и за счет кредитных средств с последующим погашением кредита из республиканского бюджета, в отсутствие процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 23.10.2014 поступили материалы проверки Прокуратуры Чувашской Республики (далее – заявитель), проведенной в отношении Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР «РУКС»), на предмет законности определения подрядчика для выполнения работ по строительству сауны в помещении, расположенном по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10.

Материалами указанной проверки установлено следующее. Строительство административного здания республиканских органов власти по адресу: г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10 осуществлялось в 2 этапа:

1этап - строительство первой очереди блок «А» ООО «Монолитное строительство» на основании государственного контракта №04-40/1 от 29.01.2004, заключенного с Минстроем Чувашии и ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии (введен в эксплуатацию в 2006 году);

2 этап - строительство второй очереди блок «Б» и достройка блока «А» ООО«Алза» на основании договора без номера от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему от 01.10.2012 и 14.01.2013, заключенных с ООО «Алза» (введен в эксплуатацию в 2013 году).

Строительство и обустройство физкультурно-спортивных сооружений, в том числе тренажерного зала, сауны, душевых осуществлялось ООО «Алза» в рамках договора от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему, заключенных без проведения торгов и оплачиваемых ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии за счет собственных, а также кредитных средств, привлекаемых в Чувашском отделении Сбербанка России.

Возникновению указанных обстоятельств предшествовало распоряжение Кабинета Министров от 14.06.2012 №272-р, согласно которому в целях обеспечения завершения строительства административного здания органов исполнительной власти Чувашской Республики, расположенного по Президентскому бульвару, д.10, ГУП ЧР «РУКС» рекомендовано обеспечить осуществление необходимых мероприятий для завершения строительства административного здания за счет кредитов, привлекаемых в установленном порядке в кредитных организациях, с учетом объемов незавершенного строительства административного здания, находящихся на балансе ГУП ЧР «РУКС».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 26.2 вышеуказанного закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 26.3 данного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относит и решение вопросов привлечения субъектом Российской Федерации заемных средств.

Административное здание, расположенное по Президентскому бульвару, д.10, находится в собственности Чувашской Республике и его строительство осуществлялось за счет заемных средств, погашаемых из бюджета Чувашской Республики.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшим до 01.01.2014, обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков являются государственными нуждами.

Статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливалось, что определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом  (путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме или без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Кроме того, распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.06.2012 №272-р  Министерству имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики поручено осуществить необходимые организационно-правовые действия по исполнению настоящего распоряжения.

В соответствии с письмом от 20.09.2012 №08/51-12197 Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в ответ на обращение ГУП ЧР «РУКС» не возражало в открытии предприятием невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) в ОАО «Сбербанк России» сроком до 1095 дней с лимитом кредитования 246000000 рублей для пополнения оборотных средств, в том числе финансирования работ по  завершению строительства административного здания республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики, расположенного по адресу: г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10.

Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений от 24.09.2012 им при согласовании Министерством финансов Чувашской Республики с целью расчетов с подрядными и субподрядными организациями по строительству рассматриваемого административного здания согласовано открытие в ОАО «Сбербанк России» невозобновляемой кредитной линии под залог солидарно обеспечивающих исполнение обязательств по договору с ОАО «Сбербанк России» помещений, принадлежащих Чувашской Республике.

Министерство финансов Чувашской Республики письмом от 26.09.2012 №14-35/5348 также согласовало ГУП ЧР «РУКС» заключение с Чувашским отделением №8613 ОАО «Сбербанк России» договора об открытии предприятием невозобновляемой кредитной линии в сумме 246000000 рублей для пополнения оборотных средств, в том числе финансирования работ по  завершению строительства административного здания республиканских органов исполнительной власти Чувашской Республики, расположенного по адресу: г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10, и /или приобретения векселей ОАО «Сбербанк России» с целью расчетов с подрядными и субподрядными организациями.

При этом согласно письму ГУП ЧР «РУКС» от 17.10.2014 №1452/01 предприятию из республиканского бюджета выделены финансовые средства для погашения кредита в сумме 101 917 307, 10 руб. и процентов в сумме 36 268 935, 63 руб.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 10.12.2014 № 323 возбуждено дело № 53/05-АМЗ-2014 в отношении Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

На основании изложенного, Комиссия в рамках рассмотрения настоящего дела, определением от 26.05.2016 № 05-04/3672  определила выдать Государственному комитету Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям, Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предупреждения о прекращение нарушения  антимонопольного законодательства, предусмотренного  частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите  конкуренции».

Так, согласно предупреждению антимонопольного органа от 26.05.2016 № 05-04/3668 Министерству финансов Чувашской Республики, в  связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении возможности завершения строительства административного здания по адресу: Президентский бульвар, д.10 с привлечением подрядных организаций и за счет кредитных средств с последующим погашением кредита из республиканского бюджета, в отсутствие процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», необходимо было в срок до 16 июня 2016 года принять меры по соблюдению требований действующего законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случае привлечения на новых условиях и по иной цене договора организации к строительству (при заключении дополнительных соглашений).

Согласно предупреждению антимонопольного органа от 26.05.2016 № 05-04/3671 Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в  связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении возможности завершения строительства административного здания по адресу: Президентский бульвар, д.10 с привлечением подрядных организаций и за счет кредитных средств с последующим погашением кредита из республиканского бюджета, в отсутствие процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», необходимо было в срок до 16 июня 2016 года принять меры по соблюдению требований действующего законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случае привлечения на новых условиях и по иной цене договора организации к строительству (при заключении дополнительных соглашений).

Согласно предупреждению антимонопольного органа от 26.05.2016 № 05-04/3669 Государственному комитету Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям, в  связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении возможности завершения строительства административного здания по адресу: Президентский бульвар, д.10 с привлечением подрядных организаций и за счет кредитных средств с последующим погашением кредита из республиканского бюджета, в отсутствие процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», необходимо было в срок до 16 июня 2016 года принять меры по соблюдению требований действующего законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случае привлечения на новых условиях и по иной цене договора организации к строительству (при заключении дополнительных соглашений).

Согласно предупреждению антимонопольного органа от 26.05.2016 № 05-04/3670 Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в  связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении возможности завершения строительства административного здания по адресу: Президентский бульвар, д.10 с привлечением подрядных организаций и за счет кредитных средств с последующим погашением кредита из республиканского бюджета, в отсутствие процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», необходимо было в срок до 16 июня 2016 года принять меры по соблюдению требований действующего законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случае привлечения на новых условиях и по иной цене договора организации к строительству (при заключении дополнительных соглашений).

В рамках исполнения выданных предупреждений:

- письмом от 03.06.2016 № 10/11-3353 (вх. Управления от 03.06.2016 № 05-04/3518)  Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сообщило о том, что в целях принятия мер по соблюдению требований действующего законодательства  при размещении заказов на поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Чувашской Республики приняты следующие нормативные правовые акты:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.12.2013 № 563 «Об организации взаимодействия уполномоченного органа исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченного учреждения Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чувашской Республики, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, с заказчиками Чувашской Республики;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.10.2014 № 339 «Об установлении случая и  порядка проведения  обязательного общественного обсуждения  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики»;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.12.2014 № 460 «Об определении случаев осуществления  банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики»;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2014 № 154 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики»;

- постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2014 № 156 «Об утверждении порядка  осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики;

постановление Кабинета министров Чувашской Республики от 09.09.2015 № 328 «Об утверждении порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики».

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.08.2009 № 265 в Чувашской республике определен уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Чувашской Республики, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской республики- Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

В дальнейшем планируется продолжить работу по соблюдению требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Чувашской Республики;

- письмом от 07.06.2016 № 09/09-10529 (вх. Управления от 08.06.2016 № 05-04/3634) Государственный комитет Чувашской Республики по имущественным и земельным отношениям сообщил о том, что в целях  соблюдения  действующего законодательства размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- письмом от 15.06.2016 № 05/14-3406 (вх. Управления от 17.06.2016 № 05-04/3800)  Министерство финансов Чувашской Республики сообщило о том, что министерством принимаются все необходимые меры по соблюдению требований действующего законодательства при размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- письмом от 17.06.2016 № 726/03 (вх. Управления от 17.06.2016 № 05-05/3771) Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сообщило о том, что в установленный  срок до 16 июня 2016 года ГУП ЧР «РУКС»  провело совещание о выполнении вышеуказанного предупреждения (протокол от 27 мая 2016 года) и прекратило действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по соблюдению требований  Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В дальнейшем планируется продолжить работу по соблюдению требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь п.7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 53/05-АМЗ-2014 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                               «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны