Определение №05-04/4329 Определение Управления о прекращении дела в отношении ГУП ЧР... от 23 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 51/05-АМЗ-2014 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
22 июня 2016 года г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 51/05-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
«…» |
|
|
|
|
|
при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Чувашской Республики;
при участии на заседании Комиссии ответчика- Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:
«…»
при участии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:
- ООО «Алза»:
«…»
- Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики:
- «…»
при присутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств- ПАО «Сбербанк»:
- «…»
рассмотрев дело № 51/05-АМЗ-2014, возбужденное по признакам нарушения Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в привлечении в 2012, 2013 г.г. на новых условиях о цене договора ООО «Алза» к строительству второй очереди блока «Б» и достройке блока «А» здания по Президентскому бульвару, д.10 без соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании преимущественных условий участия в запросе ценовых котировок на открытие невозобновляемой кредитной линии для пополнения оборотных средств и /или для приобретения векселей ОАО «Сбербанк России» отдельному хозяйствующему субъекту – ОАО «Сбербанк России»,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 23.10.2014 поступили материалы проверки Прокуратуры Чувашской Республики (далее – заявитель), проведенной в отношении Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР «РУКС»), на предмет законности определения подрядчика для выполнения работ по строительству сауны в помещении, расположенном по адресу: г. Чебоксары, Президентский бульвар, д.10.
Материалами указанной проверки установлено, что строительство административного здания республиканских органов власти по адресу: г.Чебоксары, Президентский бульвар, д.10 осуществлялось в 2 этапа:
1этап - строительство первой очереди блок «А» ООО «Монолитное строительство» на основании государственного контракта №04-40/1 от 29.01.2004, заключенного с Минстроем Чувашии и ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии (введен в эксплуатацию в 2006 году);
2 этап - строительство второй очереди блок «Б» и достройка блока «А» ООО«Алза» на основании договора без номера от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему от 01.10.2012 и 14.01.2013, заключенных с ООО «Алза» (введен в эксплуатацию в 2013 году).
Строительство и обустройство физкультурно-спортивных сооружений, в том числе тренажерного зала, сауны, душевых осуществлялось ООО «Алза» в рамках договора от 17.06.2011 и дополнительных соглашений к нему, заключенных без проведения торгов и оплачиваемых ГУП ЧР «РУКС» Минстроя Чувашии за счет собственных, а также кредитных средств, привлекаемых в Чувашском отделении Сбербанка России.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего в период заключения договора с ООО «Алза», положения указанного закона, предусматривающие обязательное проведение торгов, распространялись исключительно на случаи размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (нужд государственных органов и органов местного самоуправления) и нужд бюджетных учреждений.
При этом Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», предусматривающий заключение государственными унитарными предприятиями договоров на конкурсной основе, принять лишь 18.07.2011 и вступил в силу с 01.01.2012, то есть после заключения договора между ГУП ЧР «РУКС» и ООО «Алза».
Таким образом, по мнению заявителя, проведение аукциона (конкурса) для заключения ГУП ЧР «РУКС» 17.06.2011 договора с ООО«Алза» на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ и других необходимых работ на незавершенных строительством частях административного здания республиканских органов исполнительной власти стоимостью 12 000 000 руб. в соответствии с действовавшим в тот период законодательством не требовалось.
Вместе с тем, в соответствии с дополнительными соглашениями к договору от 17.06.2011 №1, №2 и №3, заключенными 01.10.2012 и 14.01.2013, то есть после вступления в действие Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ГУП ЧР «РУКС» и ООО «Алза» изменили его существенные условия о цене и увеличили стоимость подлежащих выполнению работ, а также объемы таких работ сначала с 12 000 000 руб. до 184 000 000 руб. (01.10.2012), а затем (14.01.2013) до 218 000 000 руб. и 230 000 000 руб., соответственно, а в целом в более чем в 19 раз.
При этом согласно дополнительному соглашению от 14.01.2013 ООО «Алза» обязано согласовать с заказчиком выбор организаций, с которыми предполагается заключение договоров на выполнение строительно-монтажных и других работ, договоров поставки оборудования и мебели.
Как считает Прокуратура Чувашской Республики, такое изменение условий первоначального договора от 17.06.2011 в части стоимости и объемов подлежащих выполнению работ после его исполнения свидетельствует о фактическом заключении с ООО «Алза» 01.10.2012 и 14.01.2013 новых договоров на выполнение работ по достройке административного здания органов исполнительной власти Чувашской Республики стоимостью 172 000 000 руб., 34 000 000 руб. и 12 000 000 руб., соответственно.
По мнению заявителя, самостоятельный характер договоров, оформленных в качестве дополнительных соглашений от 01.10.2012 и 14.01.2013 к договору от 17.06.2011, подтверждается:
- заключением №70 о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации от 13.08.2013, в соответствии с которым строительство на объекте ООО «Алза» начато в сентябре 2012 года;
- разрешением на строительство № RU21304000-136 от 19.09.2012;
- а также договором №8073 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки) от 26.09.2012 с суммой лимита 246 000 000 руб., подлежащих расходованию в вышеуказанных целях.
ООО «Алза» по договорам субподряда привлекало к строительству здания по Президентскому бульвару, д.10 иные организации.
В связи с несоблюдением ГУП ЧР «РУКС» принципов информационной открытости закупок, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных статьей 3 Федерального закона №223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Прокуратура Чувашской Республики считает, что в действиях указанного предприятия имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 09.12.2014 № 320 возбуждено дело № 51/05-АМЗ-2014 в отношении Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).
Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного дела.
С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, Комиссия в рамках рассмотрения настоящего дела, определением от 24.05.2016 № 05-04/3555 Комиссия определила выдать Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предупреждение о прекращение нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Так, согласно предупреждению антимонопольного органа от 24.05.2016 № 05-04/3556, Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в связи с наличием признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в привлечении в 2012, 2013 г.г. на новых условиях о цене договора ООО «Алза» к строительству второй очереди блока «Б» и достройке блока «А» здания по Президентскому бульвару, д.10 без соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также в создании преимущественных условий участия в запросе ценовых котировок на открытие невозобновляемой кредитной линии для пополнения оборотных средств и /или для приобретения векселей ОАО «Сбербанк России» отдельному хозяйствующему субъекту – ОАО «Сбербанк России», необходимо было в срок до 16 июня 2016 года принять меры
по соблюдению требований Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в случае привлечения на новых условиях и по иной цене договора организации к строительству (при заключении дополнительных соглашений), а также невозможности создания преимущественных условий участия в запросе ценовых котировок на открытие невозобновляемой кредитной линии для пополнения оборотных средств и /или для приобретения векселей без проведения соответствующих действующим законодательством процедур.
В рамках исполнения выданного предупреждения, письмом от 17.06.2016 № 725/03 (вх. Управления от 17.06.2016 № 05-05/3772) Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Республиканское управление капитального строительства» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики сообщило о том, что в установленный срок до 16 июня 2016 года ГУП ЧР «РУКС» провело совещание о выполнении вышеуказанного предупреждения (протокол от 25 мая 2016 года) и прекратило действия, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по соблюдению требований Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В дальнейшем планируется продолжить работу по соблюдению требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.
Руководствуясь п.7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Производство по делу № 51/05-АМЗ-2014 прекратить.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии: «…»