Решение №05-04/5230 Решение Управления в отношении администрации Порецкого район... от 13 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 39/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                                      г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2017 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 39/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

при отсутствии  на заседании Комиссии ответчика- администрации Порецкого  района  Чувашской Республики,

 

рассмотрев материалы дела № 39/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики по  признакам   нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашское УФАС России, ознакомившись с  постановлением  администрации  Порецкого района Чувашской Республики от 18.08.2015 № 244 «О проведении районного месячника по реализации сельхозпродукции «Дары осени-2015», установил, что  вышеназванным постановлением создаются условия для реализации продукции местным товаропроизводителям (преамбула постановления).

На основании пункта 3  части 2 статьи 39 Федерального   закона   от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с наличием в действиях администрации признаков нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" возбуждено настоящее дело (приказ от 22.06.2017 № 95).

 

Администрация Порецкого района Чувашской Республики письмом от 03.07.2017 № 05-01-06-1301 (вх. Управления от 03.07.2017 № 05-04/4628) сообщила следующее. В соответствии с постановлением администрации Порецкого района от 18.08.2015 № 244 с 22 августа по 18 октября 2015 года проводился районный месячник по реализации сельскохозяйственной продукции «Дары осени-2015». В рамках проведения вышеуказанного месячника торговые места предоставлялись всем желающим товаропроизводителям, в том числе из других районов.

В связи с тем, что в преамбуле постановления от 18.08.2015 № 244 ошибочно указано «в целях информационно-организационной поддержки местных товаропроизводителей», данное постановление признано утратившим силу постановлением администрации Порецкого района от 29.06.2017 № 190, тем самым прекращено нарушение норм Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее            административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не предусмотрено из требований КоАП РФ.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г.         №10   «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении            дел     об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Как уже было указано выше, торговые места предоставлялись всем желающим товаропроизводителям, в том числе из других районов.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

 

3. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

 

4. Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

Постановлением  администрации Порецкого  района Чувашской Республики от 18.08.2015 № 244  «О проведении районного месячника по реализации сельхозпродукции «Дары осени-2015» создаются оптимальные условия для реализации урожая местным товаропроизводителям (преамбула постановления), что ограничивает возможности участников рынка, осуществляющих свою деятельность за пределами Чувашской Республики.

Согласно вышеуказанному постановлению, создаются оптимальные условия для реализации урожая исключительно местным товаропроизводителям, что ограничивает (может ограничить) возможности  участников рынка, осуществляющих свою деятельность за пределами Чувашской Республики.

 

5. Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Администрация, принимая вышеуказанное постановление действовала в нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в связи с наличием в данном постановлении информации для товаропроизводителей района о создании благоприятных условий, минуя производителей, находящихся за пределами республики.

Из постановления усматривается, что в Дни проведения месячника предоставляются  места  исключительно местным производителям продукции, что свидетельствует о том, что товаропроизводители, находящиеся за пределами республики, но желающие участвовать в ярмарках, поставлены в неравные условия.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в действиях админстрации Порецкого района Чувашской Республики имеется нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

Администрация Порецкого района Чувашской Республики письмом от 03.07.2017 № 05-01-06-1301 (вх. Управления от 03.07.2017 № 05-04/4628) сообщила следующее. В соответствии с постановлением администрации Порецкого района от 18.08.2015 № 244 с 22 августа по 18 октября 2015 года проводился районный месячник по реализации сельскохозяйственной продукции «Дары осени-2015». В рамках проведения вышеуказанного месячника торговые места предоставлялись всем желающим товаропроизводителям, в том числе из других районов.

В связи с тем, что в преамбуле постановления от 18.08.2015 № 244 ошибочно указано «в целях информационно-организационной поддержки местных товаропроизводителей», данное постановление признано утратившим силу постановлением администрации Порецкого района от 29.06.2017 № 190, тем самым прекращено нарушение норм Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее            административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, поскольку иное не предусмотрено из требований КоАП РФ.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 г.         №10   «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении            дел     об административных правонарушениях» если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Как уже было указано выше, торговые места предоставлялись всем желающим товаропроизводителям, в том числе из других районов.

В связи с чем, Комиссией принято решение об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 45, частью 1 статьи  49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

                                                           РЕШИЛА:

 

1. Признать совершенные администрацией Порецкого района Чувашской Республики действия нарушением пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

2. Рассмотрение дела № 39/05-АМЗ-2017, возбужденное в отношении администрации Порецкого района Чувашской Республики производством прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                           «…»

 

 

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны