Определение №05-04/6400 Определение Управления о приостановлении дела в отношении ад... от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 43/05-АМЗ-2017

 

 

«28» августа 2017 г.                                                                                    г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 43/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее  Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

 

при присутствии на заседании Комиссии ответчика– администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики,

при отсутствии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых комиссией обстоятельств:

- МУП «Водоканал»;

-МУП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ибресинского района»,

 

 

рассмотрев материалы дела № 43/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики от  25.05.2017 № 04-10-2017 (вх. Управления от 29.05.2017 № 05-04/3740) на действия администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского  района Чувашской Республики о нарушении антимонопольного законодательства, выраженных в незаконной передаче объектов теплоснабжения МУП «ДЕЗ ЖКХ», а также незаконной передаче объектов водоснабжения МУП «Водоканал Ибресинского района». В обращении указывается следующее.

Прокуратурой района проведена проверка выполнения органами местного самоуправления требований законодательства при передаче объектов ЖКХ в концессию в условиях прекращения (истечения сроков) действия договоров долгосрочной       аренды котельных,         тепловых    и водопроводных сетей.

Проверкой установлено, что администрацией Ибресинского городского поселения котельные   и тепловые сети переданы МП        «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 02.06.2014, 17.12.2014; объекты водоснабжения и водоотведения переданы МУП «Водоканал Ибресинского района» на основании договора безвозмездного пользования № 1 от 01.12.2015.

В соответствии         с п.1 ст.28.1         ФЗ от 27.07.2010  №190-ФЗ    «О теплоснабжении» (далее- Закон о теплоснабжении) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися      в государственной или муниципальной собственности осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно требованиям Федерального закона от 07.12.2011 № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Объектами концессионного соглашения в силу п. 11 ч.1 ст.4 ФЗ от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-,газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания граждан.

В случае, если-срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)(пункт 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении). В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 №103-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 1 января 2015 допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 -ФЗ « О теплоснабжении» (в редакции настоящего Федерального закона), по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Положения части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (устанавливают возможность аренды систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) и их отдельных объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, и требуют в этом случае истечения менее 5 лет с начала эксплуатации всех элементов арендуемой системы (объекта) до даты опубликования извещения о проведении конкурса. Возможность аренды сохраняется в случае предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Передача системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства осуществляется по результатам торгов, иное (договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием) противоречит действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о. теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований части 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, в действиях администрации усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи передачей прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности Ибресинского городского поселения Ибресинского района на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, безвозмездного пользования.

По итогам рассмотрения, в связи с наличием в действиях администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в незаконной передаче объектов теплоснабжения МУП «ДЕЗ ЖКХ», а также незаконной передаче объектов водоснабжения МУП «Водоканал Ибресинского района», Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России выдало предупреждение от 31.05.2017 № 05-04/3948 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 07 июля 2017 года, путем принятия необходимых мер по возврату имущества из незаконного владения и пользования хозяйствующими субъектами, переданных на основании договоров:

- между администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и МУП «Водоканал Ибресинского района» - договор безвозмездного пользования № 1 от 01.12.2015;

-  между администрацией Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики и МУП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Ибресинского района»- договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за предприятием  от 17.12.2014.

В ответ на выданное предупреждение, администрация направила в Арбитражный суд Чувашской Республики заявление о признании недействительным предупреждения антимонопольного органа.

В связи с неисполнением выданного антимонопольным органом предупреждения, возбуждено настоящее дело.

Представитель администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики «…» нарушения антимонопольного законодательства не признала. Сообщила, что в  соответствии с п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать сове имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Пунктом 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселения, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселения, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организация от исполнения своих обязательств.        

В целях обеспечения бесперебойного и надежного теплоснабжения населения и других потребителей на территории Ибресинского городского поселения, в пределах своих полномочий, заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения с МУП «ДЕЗ ЖКХ» от 17.12.2014.

В целях обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения и других потребителей на территории Ибресинского городского поселения, в пределах своих полномочий, заключен договор безвозмездного пользования с МУП «Водоканал Ибресинского района» от 01.12.2015.

Положения ч.4 ст. 3 и ч. 1.1. ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» не только устанавливают возможность заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства, закрепленных на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, но и предусматривают возможность участия такого предприятия в концессионном соглашении на стороне концедента.

Кроме того, согласно требованиям ч.5.6 ст.5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введено требование о заключении в определенных случаях концессионного соглашения (а именно нормы ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), со дня официального опубликования указанного Федерального закона и до 01.01.2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», частями 3 и 4 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 

В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится исковое заявление администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным предупреждения от 31.05.2017 № 05-04/3948 (Дело № А79-7573/2017).

 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

     Рассмотрение дела № 43/05-АМЗ-2017 приостановить до вступления в законную силу судебного акта по делу №А79-7573/2017.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

 

Примечания:

 

1.    Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.

2.   В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.     В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны