Решение №05-04/6653 Решение Управления в отношении администрации г. Новочебоксар... от 6 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 30/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

                                                                                                                                      г. Чебоксары

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2017 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 30/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчика- администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики:

«…»

 

рассмотрев материалы дела № 30/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики по  признакам   нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чувашское УФАС России, ознакомившись с  постановлением  администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 28.04.2017 № 688 «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в день проведения общегородских мероприятий 9 мая 2017 года» установил, что  вышеназванным постановлением создаются дискриминационные условия для реализации алкогольной продукции организациям, осуществляющим продажу  алкогольной продукции, и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим  продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

В связи с наличием в действиях администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики признаков нарушения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" возбуждено настоящее дело (приказ от 11.05.2017 № 73).

 

Администрация г. Новочебоксарска Чувашской Республики сообщила следующее. Постановление администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 28 апреля 2017 года № 688 «Об ограничении розничной продажи алкогольной про­дукции в день проведения общегородских мероприятий 9 мая 2017 года» (далее - По­становление) принято в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чуваш­ской Республики от 14 ноября 2012 года № 481 «Об установлении дополнительных ог­раничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики» и в целях обеспечения правопорядка при проведе­нии общегородских мероприятий, приуроченных к празднованию 72 - ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в городе Новочебоксарске Чувашской Республики. Кроме того, Постановление принято и в целях защиты нравст­венности, здоровья, прав и законных интересов граждан.

Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения массовых мероприятий (на улицах, площадях, в зданиях, строениях, задействованных в проведении массовых мероприятий, парадов, спортивных меро­приятий) и ярмарок в дни их проведения.

Ограничения, предусмотренные настоящим подпунктом, распространяются также на торговые объекты, вход для посетителей в которые организован с территории, находящейся в границах мест проведения массовых мероприятий и ярмарок.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского округа, в том числе относятся создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (п. 20), организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (п. 34).

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131 к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

 

3. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

При этом субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

 

4. Согласно пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам - главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).

Постановлением  администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 28.04.2017 № 688 «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в день проведения общегородских мероприятий 9 мая 2017 года» создаются дискриминационные условия для реализации алкогольной продукции организациям, осуществляющим продажу  алкогольной продукции, и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим  продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи ввиду следующего.

Запретить розничную продажу алкогольной продукции организациям, осуществляющим продажу алкогольной продукции, и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи:

- с 08.00 часов 9 мая 2017 года до 08.00 часов следующего дня, расположенным по следующим адресам:

ул. Винокурова, дома №№ 3, 5, 6а, 6б, 8, 16;

ул. Ж. Крутовой, дома №№ 8, 10а, 12а, 22;

ул. Парковая, дома №№ 17, 17а;

пр. Энергетиков, дома №№ 1, 8, 15, 17;

бул. Гидростроителей, дома №№ 4, 11, 18а.

- с 8.00 часов до 12.00 часов 9 мая 2017 года, расположенным по следующим адресам:

ул. Винокурова, дома №№ 15, 20, 21, 22, 24, 26а, 28, 29;

ул. Советская, дома №№ 7, 9, 11, 13, 14а, 15, 21, 21а, 24, 26, 40, 42, 44;

ул. Терешковой, дом 22.

Таким образом, для одних организаций, осуществляющим продажу алкогольной продукции, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи создается возможность продажи алкогольной продукции после 12.00 часов 9 мая 2017т года, а другим- нет. Часовая продажа алкогольной продукции установлена территориальностью. Между тем, 9 Мая — это не просто праздник, это — один из великих дней, почитаемый не только в России, но и во многих других пострадавших от захватчиков странах мира.

Более того, не указана информация об иных адресах г. Новочебоксарска, несмотря на то, что в городе имеются и иные адреса согласно данных портала ЖКХ (http://www.jkh.cap.ru/page/uklist/reg/947617152).

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Администрация, принимая вышеуказанное постановление  действовала в нарушение пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", создавая неравные условия для организаций, осуществляющим продажу алкогольной продукции, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющим продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

При этом какие-либо доказательства, подтверждающие нарушение прав или законных интересов хозяйствующих субъектов  (письма в адрес администрации, обращения в антимонопольный орган) о создании действиями администрации неравных условий для организаций, осуществляющих продажу алкогольной продукции, и индивидуальных предпринимателей не имеются.

 

5. Согласно подпункту 2 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2012 года «Об установлении дополнительных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Чувашской Республики» не допускается розничная продажа алкогольной продукции в местах проведения массовых мероприятий (на улицах, площадях, в зданиях, строениях, задействованных в проведении массовых мероприятий, парадов, спортивных меро­приятий) и ярмарок в дни их проведения.

Ограничения, предусмотренные настоящим подпунктом, распространяются также на торговые объекты, вход для посетителей в которые организован с территории, находящейся в границах мест проведения массовых мероприятий и ярмарок.

Распоряжением администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 25 апреля 2017 года № 125 «О подготовке и проведении празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в городе Новочебоксарске» был утвержден план городских мероприятий, посвященных празд­нованию Дня Победы в городе Новочебоксарске (приложение № 3), в рамках исполне­ния которого 9 мая т.г. были проведены такие мероприятия, как:

 

наименование мероприятия

место проведения

- праздничное шествие «Парад Победы», всероссийская акция «Бессмертный полк»

- по улице Советская от Центра развития творчества детей и юношества до Пло­щади Победы;

 

- торжественное мероприятие, посвящен­ное Дню Победы

- Площадь Победы

- возложение цветов к «Вечному огню»

- Аллея Славы

- «Солдатский привал» («полевая кухня»)

- площадка перед Дворцом культуры «Химик»

- проект «Вальс Победы»

- площадка перед Дворцом культуры «Химик»

- праздничный концерт «Дороги Победы»

- Площадь Победы

- праздничный фейерверк

- Площадь Победы

 

Указанные в постановлении администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 28 апреля 2017 года № 688 «Об ограничении розничной продажи алко­гольной продукции в день проведения общегородских мероприятий 9 мая 2017 года» улицы и дома согласно карты города Новочебоксарска Чувашской Республики распо­ложены в местах массового проведения мероприятий.

 

6. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Постановлением администрации города Но­вочебоксарска Чувашской Республики от 07.06.2017 года № 870 «О признании утра­тившими силу отдельных постановлений и распоряжений администрации города Ново­чебоксарска Чувашской Республики» вышеназванное постановление (постановление  администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 28.04.2017 № 688 «Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции в день проведения общегородских мероприятий 9 мая 2017 года») признано утра­тившим силу.

Исходя из вышеизложенного, в связи с тем, что на сегодняшний день признаки нарушения антимонопольного законодательства устранены,  Комиссией принято решение о прекращении рассмотрения настоящего дела и об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

 

Руководствуясь статьями 23, 39, 39.1, 45, 49 и 50  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 30/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                           «…»

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны