Решение Управления в отношении администрации Красноармейского района Чувашской Республики

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.10.2017
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль органов власти
Номер документа:
№ 05-04/7576
Номер дела:
Теги:

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                            Дело № 29/05-АМЗ-2017

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен  11 октября 2017 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 29/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Прокуратуры Красноармейского района Чувашской Республики;

при присутствии на заседании Комиссии  ответчика - администрации Красноармейского района Чувашской Республики:

- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств-  МУП ЖКХ Красноармейского района,

 

рассмотрев материалы дела № 29/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении администрации Красноармейского района Чувашской Республики   по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа Чувашского УФАС России от 27.06.2016 № 99 «О проведении плановой выездной проверки» и Сводного плана проведения плановых проверок федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления Федеральной антимонопольной службы на 2016 год, утвержденного приказом ФАС России от 31.12.2015 № 1379/5, и, размещенного в сети «Интернет» на официальном сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/about/list-of-plans/plans.html?id=1632, а также на сайте Чувашского УФАС России http://chuvashia.fas.gov.ru/plan/14909, проведена проверка администрации Красноармейского района Чувашской Республики (далее – администрация Красноармейского района; администрация) с проведением проверочных мероприятий по месту нахождения проверяемого лица (429620, Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина д. 35) и по месту нахождения Чувашского УФАС России (428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр-т, д.2).

Предмет проводимой проверки: соблюдение администрацией администрации Красноармейского района требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Исследованы следующие договоры:

- договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 11.01.2016, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ Красноармейского района (воздушные линии э/передач, воздушные наружные эл/сети, ЛЭП, трасформаторные подстанции и прочее). Договор заключен на срок с 11.01.2016 по 31.12.2016;

- договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 12.11.2015, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ Красноармейского района (водопроводные сети, водонапорная башня, артезианская скважина). Договор заключен на срок с 12.11.2015 по 31.12.2018;

- договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 05.10.2015, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ Красноармейского района (здание котельной). Договор заключен на срок с 05.10.2015 по 31.12.2018.

В связи с наличием в действиях администрации Красноармейского района Чувашской Республики признаков нарушения части 1  статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся действиях, приводящих к ущемлению интересов  хозяйствующих субъектов,   имеющих возможность получения муниципального имущества в рамках действующего законодательства на территории Красноармейского района Чувашской Республики, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России выдало предупреждение от 02.08.2016 № 05-04/5517 о необходимости прекращения указанных действий путем возврата муниципального имущества в казну, переданного на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 11.01.2016 (воздушные линии э/передач, воздушные наружные эл/сети, ЛЭП, трасформаторные подстанции и прочее); о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 12.11.2015 (водопроводные сети, водонапорная башня, артезианская скважина); о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от 05.10.2015 (здание котельной), а также соблюдения требований действующего законодательства (Федеральный закон «О  концессионных соглашениях», Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»,  Федеральный закон «О теплоснабжении», ФЗ «Об электроэнергетике»).

Также, в Чувашское УФАС России поступило письмо Прокуратуры Красноармейского района Чувашской Республики №22-226-2016 (вх. 05-03/5983 от 22.09.2016) о нарушении антимонопольного законодательства администрацией Красноармейского района, в части передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения, находящимися в муниципальной собственности Красноармейского района на основании договоров о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием.

В поступившей информации указывалось следующее.  Прокуратурой Красноармейского района изучен поступивший из УФАС по Чувашской Республике акт плановой проверки деятельности администрации Красноармейского района.

По результатам проверки в действиях (бездействии) должностных лиц администрации Красноармейского района выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

В связи с наличием в действиях администрации Красноармейского района Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоотведения и элетроснабжения МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики без обязательных торгов, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 01.11.2016 № 05-04/8012 о необходимости прекращения указанных действий, путем возврата объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, переданных на основании договоров:

- от 05.10.2015 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ Красноармейского района (здание котельной);

- от 13.01.2014 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, заключенных между администрацией и МУП ЖКХ Красноармейского района (передача зданий котельных и прочее), в муниципальную казну, а так же соблюдении норм Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» при  передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Сроки исполнения, с учетом, рассмотренного ходатайства администрации о продлении исполнения предупреждений составили  до 05.05.2017.

Информация об исполнении предупреждения в антимонопольный орган не поступила.

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 10.05.2017 № 72 возбуждено дело № 29/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Красноармейского района  Чувашской Республики  по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представитель администрации Красноармейского района Чувашской Республики нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что администрацией Красноармейского района Чувашской Республики в части передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоотведения и электроснабжения МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики ведется  работа по подготовке документация для проведения торгов по концессии на объекты инженерной инфраструктуры района.

Так, 02 августа 2017 года администрация Красноармейского района вышла с официальным письмом в адрес ООО «БТИ «Красноармейское» о предоставлении выписок из ЕГРП для подготовки технического плана объектов теплоснабжения - центральной теплотрассы села Красноармейское. Работа ООО «БТИ «Красноармейское» будет завершена в течение сентября 2017 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2017 № 558, в целях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения по объектам теплоснабжения, водоснабжения, а также по воздушным наружным электрическим сетям, ЛЭП, трансформаторным подстанциям и прочее в один лот имеется необходимость в продлении срока для оформления недостающих правоустанавливающих документов.

Предоставил на обозрение  определение Верховного суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

 

3. Администрацией Красноармейского района заключены следующие
договоры:

-договор о закреплении муниципального имущества на праве
хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от
11.01.2016, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ
Красноармейского района (воздушные линии э/передач, воздушные
наружные эл/сети, ЛЭП, трансформаторные подстанции и прочее). Договор заключен на срок с 11.01.2016 по 31.12.2016;

-договор о закреплении муниципального имущества на праве
хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от
12.11.2015, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ
Красноармейского района (водопроводные сети, водонапорная башня,
артезианская скважина). Договор заключен на срок с 12.11.2015 по 31.12.2018;

-договор о закреплении муниципального имущества на праве
хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от
05.10.2015, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ
Красноармейского района (здание котельной). Договор заключен на срок с
05.10.2015 по 31.12.2018;

-договор о закреплении муниципального имущества на праве
хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием от
13.01.2014, заключенный между администрацией и МУП ЖКХ
Красноармейского района (передача зданий котельных и прочее). Договор
заключен на срок с 01.01.2014 по 31.12.2016.

Имеются акты о передаче муниципального имущества.

 

4. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу пункта 2 статьи 113 ГК РФ имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества (пункт 1 статьи 216 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

 

5. Согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

6. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее –Закон № 161-ФЗ) учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

В соответствии с подпунктами 1, 2,  4 статьи 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия: принимает решение о создании унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции.

 

7. Положения статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» и статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» не ограничивают права собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом и не исключают возможности по передаче имущества унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016.

 

В соответствии со статьей 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

 

В связи с вышеизложенным, руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 1 части 1  статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 29/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении администрации Красноармейского района Чувашской Республики, производством прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.