Решение №05-04/8050 Решение Управления в отношении МБОУ «СОШ № 62» с углубленным... от 30 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 06/05-АМЗ-2017 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

20 октября 2017 года                                                                                                 г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 06/05-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании Комиссии  ответчика – ПАО АКБ «АВАНГАРД»,

при отсутствии на заседании  Комиссии  ответчика -МБОУ «СОШ № 62»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя (представителя заявителя) – «…»;

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями, относительно рассматриваемых комиссией обстоятельств- ПАО «Сбербанк»,

 

 

рассмотрев материалы дела № 06/05-АМЗ-2017, возбужденного в отношении МБОУ «СОШ № 62» с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.09.2016 г. в Чувашское УФАС  России поступило заявление гр. «…», заявитель) (вх. №04-05/98 от 29.09.2016) о признаках нарушения антимонопольного законодательства МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики при проведении отбора кредитного учреждения для организации процедуры безналичного расчета за школьное питание. В заявлении указано, что в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики организована процедура безналичного расчета за школьное питание с участием ПАО «Авангард». Аналогичная процедура безналичного расчета за школьное питание с участием ПАО «Авангард» действует практически во всех школах, гимназиях и лицеях г. Чебоксары. Из чего можно сделать вывод, что процесс оплаты школьного питания в Чебоксарах фактически монополизирован банком «Авангард».

Заявитель считает, что руководство школ при выборе кредитного учреждения нарушило порядок определения победителя конкурса среди финансовых организаций. Кроме того, требования ПАО «Авангард» о том, что к школьной карте ребенка обязательно прилагается кредитная карта родителя, являются необоснованными и излишними, а также у данного банка мало банкоматов по городу и высокие проценты за обслуживание кредитной карты, что делает проблематичным и не выгодным использование карты для родителей.

На основании изложенного заявитель просил провести проверку действий образовательных учреждений г. Чебоксары и ПАО «Авангард» в рамках законности выбора ПАО «Авангард» для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание по соблюдению Федерального закона «О защите конкуренции».

 

На основании изложенного, и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 03.02.2017 № 20 возбуждено дело № 06/05-АМЗ-2017 в отношении МБОУ «СОШ № 62» с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики и ОАО АКБ «Авангард» по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ОАО  АКБ «Авангард»  нарушения антимонопольного законодательства не признало. Сообщило, что в целях соблюдения антимонопольного законодательства общеобразовательные учреждения г.Чебоксары проводили открытый конкурс по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание. При участии в конкурсе Банком были предложены высокотехнологичные решения, которые не накладывали дополнительной финансовой нагрузки ни на родителей, ни на общеобразовательные заведения, все расходы брал на себя Банк. Банку известно, что в альтернативных проектах родители и общеобразовательные учреждения несут расходы, в отличие от проекта Банка Авангард. Такой подход позволил Банку стать победителем на открытом конкурсе по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание в 64 общеобразовательных заведениях г.Чебоксары, в том числе в МБОУ СОШ №62 г. Чебоксары.

Таким образом, утверждение «…» (далее - Заявитель) о том, что процесс оплаты школьного питания в г.Чебоксары монополизирован, а выбор банка происходил с нарушением порядка определения победителя конкурса, не соответствует действительности.

Законность действий общеобразовательных учреждений и финансовых организаций являлась предметом рассмотрения Прокуратуры Чувашской Республики в рамках проверки состояния законности в ходе исполнения ФЗ «Об образовании», по итогам которой не было выявлено каких-либо нарушений при реализации программы по совершенствованию организации питания школьников.

По имеющейся у Банка информации, в результате как минимум одного из открытых конкурсов по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание победителем стали «Сбербанк России» совместно с ООО «Айти-групп+».

Не соответствует действительности утверждение Заявителя о том, что к карте ребенка обязательно прилагается кредитная карта родителя.

В рамках программы «Школьное питание» школьнику выпускается именная специализированная бесконтактная карта «Школьное питание», которую можно использовать исключительно для оплаты питания в определенной школе. Для учета расходования школьником выделенных на оплату питания средств на имя одного родителя открывается банковский счет, к которому привязывается карта «Школьное питание».

Родителю выпускается бесплатная банковская карта. В случае если родитель не желает, он может не пользоваться банковской картой. Банковская карта предлагается лишь потому, что возможность получения бесплатных СМС и доступ к бесплатному Интернет-банку предоставляется только держателям банковских карт. Таким образом, имея банковскую карту и даже не пользуясь ей, родитель получает бесплатные СМС о факте оплаты ребенком питания и может контролировать через интернет операции оплаты школьного питания.

Банковская карта является расчетной или кредитной по выбору родителя. Даже если родитель выбрал кредитную карту, при пользовании ей он может обойтись без кредитования, в случае если будет предварительно вносить на свой картсчет денежные средства. Предоставление овердрафта по кредитной карте осуществляется только в случае недостатка на счете собственных средств.

Многие родители пользуются банковской картой, в том числе и потому, что Банк зачисляет на счета родителей Кэш бэк, фактически обеспечивающий некоторое количество «бесплатных обедов».

Также не соответствует действительности утверждение Заявителя о том, что у Банка мало банкоматов в г.Чебоксары для внесения денежных средств.

Денежные средства можно внести на картсчет в офисе или банкомате Банка.

В г.Чебоксары у Банка 8 офисов, из них 6 офисов работают по удлиненному графику, в том числе в выходные дни. Также в г.Чебоксары установлено 33 банкомата, из них 17 с функцией внесения наличных. Банк старается выбирать максимально удобное для родителей местоположение банкоматов, в частности, в шаговой доступности от МБОУ СОШ №62 и места жительства Заявителя, указанном в ее обращении, установлен банкомат с функцией приема наличных и круглосуточным режимом работы, расположенный по адресу г.Чебоксары, ул. Университетская, д.32/70 ТЦ Питер.

Заявитель не имеет счета, к которому выпущена карта «Школьное питание». Заявитель имеет дополнительную карту к счету «…», к счету которого выпущены карты двух учащихся МБОУ СОШ №62. «…» был открыт картсчет и выпущена кредитная банковская карта на основании поданного им заявления. По заявлению «…» кредитный лимит неоднократно увеличивался. «…» и Заявитель активно используют карты для оплаты товаров и услуг. В соответствии с вышеупомянутым свойством Кэш бэк, за последний год «…» получил от Банка сумму, эквивалентную оплате более 12 школьных обедов. Фактически Банк оплатил за детей «…» более 12 школьных обедов.

В сентябре 2016г., в связи с осуществлением «…» по счету, не имеющему отношения к школьному питанию, операций, имеющих признаки сомнительных, Банк ограничил проведение операций по данному счету «…»

Ограничение на проведение операций было не по тому счету, с которого осуществляется оплата школьного питания.

«…» на публичном ресурсе в сети интернет разместил жалобу. После того, как Банк обосновал правомерность своих действий, «…» на том же ресурсе сообщил, что будет писать жалобы в различные инстанции, в том числе в УФАС по вопросу организации школьного питания (хотя очевидно, что никакой связи между жалобой «…» и программой «Школьное питание» нет).

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики нарушения антимонопольного законодательства не признало. Сообщило, что в рамках модернизации школьного питания, в целях улучшения работы школьной столовой с 17 апреля 2012 года в учреждении действует процедура безналичного расчета за школьное питание.  Для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание заключен Контракт №1 от 17 апреля 2012 года с Акционерным Коммерческим банком «АВАНГАРД» в соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 3 от 10 апреля 2012. Извещение о проведении открытого конкура по рассмотрению предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание было размещено 09 марта 2012 года на сайте МБОУ «СОШ №62» г. Чебоксары http://21202s 19/edusite.ru/plaal.html .

По результатам процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками, состоявшейся 10 апреля 2012 года в 17:00 (время московское), открытый конкурс - признан несостоявшимся согласно Федеральному закону от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» в связи с подачей одной заявки на участие в конкурсе. По протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 10 апреля 2012 г. и Протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 10 апреля 2012 года оценочная комиссия в составе 4 человек (приказ №0-47/1 от 06.03.2012 года) постановила присвоить первый номер заявке и признать победителем конкурса Акционерный Коммерческий банк «АВАНГАРД» в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-Ф3 и п.6.1.3 и 6.1.4 Конкурсной документации: если конкурс признан несостоявшимся и только один участник размещения заказа признан участником конкурса, Заказчик заключает с ним контракт. Протокол был размещен на официальном сайте http://21202sl 9/edusite.ru/plaal.html /копии документов прилагаются).

На основании проведенного Конкурса Управляющим Советом Школы 13 апреля 2012 года было принято решение о заключении Контракта с Акционерным коммерческим банком «АВАНГАРД».

В соответствии с Контрактом Банк выполняет свои обязательства:

- бесплатно осуществляет выпуск карт реализации указанной системы безналичных расчетов по программе «Школьное питание» родителям;

- бесплатно выпускает к банковским картам родителей дополнительные карты для учащихся по согласованному с Управлением образования Администрации г. Чебоксары дизайну, а так же производит перевыпуск по любым причинам без взимания платы;

  •  по выпущенным картам не взимает комиссии: за операции получения наличных в банкоматах и офисах Банка за счет собственных средств на банковских счетах; за операции оплаты товаров и услуг за счет собственных средств на банковских счетах, в том числе за операции по оплате питания учащихся; за операции безналичного зачисления средств на банковский счет и пополнения банковского счета наличными средствами в офисах и банкоматах Банка;
  •  в случае необходимости предоставляет держателям карт овердрафты (кредиты) на установленных в Банке условиях в целях своевременной оплаты школьного питания;
  •  предоставляют консультации родителям по использованию банковских карт.

Банк провел работы по установке Оборудования - терминал «Универсальный» ТУ 4012-001-17847781-2013 в количестве 2 (две) шт. и передал его Актом об установке Оборудования от 10 декабря 2013 года в безвозмездное пользование Школе согласно Дополнительному соглашению от 10 декабря 2013 года № 2 к Контракту №1 от 17 апреля 2012 года. По Акту об установке Оборудования от 06.05.2014 года Банк провел работы по установке Оборудования - POS-терминал ICT250 в количестве 1 (одна) шт. Информация по банкоматам данного Банка в печатной форме представлена всем родителям.

 

Определением Комиссии Управления по рассмотрению настоящего дела  от 10.10.2017 № 05-04/7529 Комиссия определила переквалифицировать дело, возбужденное в отношении МБОУ «СОШ № 62» с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики и ПАО АКБ «Авангард» по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на признаки нарушения части 3  статьи 15 Закона о защите конкуренции (в отношении МБОУ «СОШ № 62» с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики).

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

2. Пункту 1 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) гласит, что одной из целей настоящего закона являются определение организационных и правовых основ защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» данный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт «ж»). Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно положениям статьи 4 Закона о защите конкуренции (пп.1,3,4,7):

- товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

- товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;

- конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (ч. 3 ст. 15 Закона о зазите конкуренции).

 

3. Действующим законодательством не регламентирован порядок организации безналичного расчета за школьное питание и привлечение соответствующих организаций. Не установлены как требования к таким организациям, так и критерии отбора. Требования, критерии и порядок проведения устанавливаются исходя из потребности заказчика.

Процедура предоставления организации права обслуживания системы электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся законодательством не урегулирована.

Следует отметить, что со стороны органов власти договора на организацию питания и обслуживание безналичной системы оплаты питания между администрацией города Чебоксары и хозяйствующими субъектами не заключались.

Из представленных документов следует, что отбор организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание образовательным учреждением проводился в результате конкурсных процедур, а именно открытого конкурса.

 

4. Приказом МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.03.2012 г. №О-47/1 утверждена конкурсная комиссия и конкурсная документация открытого конкурса по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание.

Согласно разделу III «Техническая часть» конкурсной документации, определено, что  финансовой организации, готовой осуществить сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, необходимо выпустить расчетную карту родителю и карту ребенку.

Установлены следующие требования к карте родителя:

- международная платежная система, статуса не ниже MasterCard Standard, VISA Classic или «эквивалент»;

- возможность оплаты товаров и услуг за счет собственных средств и в кредит;

- срок действия не менее 3-х лет;

- срок изготовления не более 14 календарных дней с момента заключения договора с родителем.

Требования к карте ребенка:

- персонифицированные карты специального дизайна с символикой проекта;

- наличие встроенного бесконтактного чипа;

- срок действия 11 лет;

- срок изготовления не более 14 календарных дней с момента заключения договора с родителем.

Предложения участника конкурса по предоставлению услуг по сопровождению процедуры безналичного расчета за школьное питание участником конкурса указываются по форме 4 (Приложение к конкурсной документации), которые включают в себя следующие показатели:

- наличие генеральной лицензии на право осуществлять эмиссию платежных карт;

- стоимость выпуска и перевыпуска карты родителя;

- стоимость, выпуска и перевыпуска карты ребенка с символикой проекта;

- стоимость годового обслуживания карты родителя;

- стоимость годового обслуживания карты ребенка;

- возможность и стоимость СМС-информирования родителя об операции списания средств с карты при питании ребенка в школе;

- стоимость и возможность предоставления удаленного доступа к счетам клиентов посредством сети Интернет;

- стоимость услуги по пополнению счета основной карты;

- наличие у учреждения пунктов приема денежных средств в городе Чебоксары, их количество;

- возможность официальной выдачи карт на территории учебного заведения, участвующего в Проекте;

- возможность и стоимость настройки программного оборудования системы безналичного расчета на выгрузку баз данных о количестве и стоимости питания в ежедневном режиме в каждом образовательном учреждении, участвующем в Проекте;

- взимается ли учреждением i комиссия за торговый эквайринг по операциям с картами. Указать предлагаемый процент;

- возможность и стоимость обучения представителей образовательных учреждений (кураторов) по вопросам использования карт и работе с базами данных. Либо предоставление специалиста учреждения для консультаций родителей, представителей школ не реже 3-х раз в неделю.

Также конкурсной документацией предусмотрена возможность представления предложений участника конкурса, согласно разработанной форме (форма №4 конкурсной документации).

Пунктами 1.4.2 и 1.4.3. конкурсной документации определено, что для проведения конкурса организатором утверждается конкурсная комиссия, осуществляющая следующие функции:

- вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе;

- рассматривает заявки участников конкурса;

- осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе;

- осуществляет иные функции, возникающие в процессе проведения конкурса.

Согласно пункту 6.1.1 конкурсной документации конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, после вскрытия конвертов.

Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, поданных участниками, чьи заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации. На основании результатов оценки заявок организатор торгов составляет перечень финансовых организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, и доводит данный перечень до родителей школьников (пункт 6.1.5 конкурсной документации).

Пунктом 6.1.6 конкурсной документации определено, что в протоколе заседания комиссии должны содержаться сведения о составленном перечне организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание.

При этом процедура проведения конкурса завершается оформлением протокола заседания комиссии и направления копии протокола участникам конкурса.

Согласно конкурсной документации прием заявок на участие в конкурсе осуществляется с 10.03.2012 г. по 10.04.2012 г. с 8.00 по 17.00 в рабочие дни.

 

5. Согласно журналу регистрации заявок на участие в открытом в конкурсе 27.03.2012 подана единственная заявка: ОАО АКБ «Авангард».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе №2 от 10.04.2012 конкурсной комиссией установлено, что заявка ООО АКБ «Авангард» соответствует требованиям конкурсной документации, вследствие чего конкурсная комиссия признаёт ООО АКБ «Авангард» единственным участником конкурса, а конкурс – несостоявшимся.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе №3 от 10.04.2012 ООО АКБ «Авангард» признано победителем открытого конкурса.

 

6. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе №3 от 10.04.2012 ООО АКБ «Авангард» комиссия присвоила  первый номер заявке единственного участника.

Конкурсная документация исключает отбор конкретной финансовой организации как конкурсной комиссией так и самим образовательным учреждением, так как после оценки заявок должен быть составлен перечень финансовых организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, и данный перечень должен быть доведен организатором торгов до родителей школьников.

Установлено, что 13.04.2012 проведено заседание Управляющего совета, что подтверждается представленной выпиской из протокола. На заседании управляющего совета  доведено о проведении  заседания конкурсной комиссии по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание, на котором выявлены следующие участники, способные осуществить сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание: ОАО АКБ «Авангард».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 10.04.2012 г. и Протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 10.04.2012 г. оценочная комиссия из 4 человек (приказ №О-47/1 от 06.03.2012 г.)  постановила присвоить первый номер заявке и определить единственного участника в конкурсе -  АКБ «Авангард».

Исходя из представленных документов установлено, что требования пункта 6.1.5 конкурсной документации, о том, что на основании результатов оценки заявок организатор торгов составляет перечень финансовых организаций, способных осуществлять сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание, и доводит данный перечень до родителей школьников, не были соблюдены, поскольку вопреки названному между образовательным учреждением и банком заключен договор на сопровождение процедуры безналичного расчета за школьное питание и оказание Банку содействия и необходимой помощи в целях его внедрения и развития.

Также, на основании протокола оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе между МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики и ООО АКБ «Авангард» заключен контракт №1 от 17.04.2012 (далее – Контракт) (с заключенными в последствие дополнительными соглашениями от 10.12.2013 «О передаче школе в безвозмездное пользование актом об установки оборудования для процедуры безналичного расчета за школьное питание» и от 01.06.2016 г. «Об обеспечении конфиденциальности полученных сведений и информации»).

Между тем контракт между МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики и ООО АКБ «Авангард» заключен 17.04.2012.

Таким образом, МБОУ «СОШ №62» с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики нарушено требование статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (Определением Верховного суда РФ от 22.02.2016 г. №309-10Г15-14384 к делу №А60-28335/2014), поскольку договор заключен ранее 10 дней (протокол – 10.04.12 и контракт – 17.04.12).

Согласно пункту 6.1 Контракта настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует бессрочно.

На основании установленных требований к картам, сроки действия которых составляет для родителя  не менее 3-х лет, а для ребенка составляет 11 лет,  можно сделать вывод, что срок действия указанный в пункте 6.1 контракта №1 от 17.04.2012 г., подписанный МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики и АКБ банк «Авангард»  является не соответствующим.

Как уже отмечено выше, конкурсная документация исключает выбор победителя и подписание какого-либо контракта (договора).

Таким образом, МБОУ «СОШ №62» и  АКБ банк «Авангард»   вышли за рамки условий конкурса и заключили бессрочное соглашение (контракт).

 

7. Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (п. 13); создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п. 15); организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе (п. 34).

В рассматриваемой ситуации, МБОУ «СОШ № 62», объявляя вышеназванный конкурс и заключая контракт с ПАО «Авангард» приняты на себя обязательства муниципального образования (п. 13, п. 15  и п. 34 ч. 1 ст.  16 ФЗ -131), т. е. МБОУ «СОШ № 62»  является организацией, принявшей  функции органа местного самоуправления (приказ о проведении конкурса).

Таким образом, из вышеизложенного, на МБОУ «СОШ № 62» возложено (приняло на себя) осуществление функций (полномочий) органа местного самоуправления г. Чебоксары Чувашской Республики и распространяются ограничения, предусмотренные статьями 15 и 16  Закона о защите конкуренции.

 

8. В рамках рассмотрения дела № 06/05-АМЗ-2017, Чувашским УФАС России в адрес финансовых организаций (банков) были направлены запросы с просьбой предоставить информацию о том, способен ли Ваш банк на настоящий момент осуществить процедуру сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание, а именно:

- разработку и сопровождение процедуры безналичного расчета;

- поставку платежных терминалов в образовательных учреждениях и их обслуживание в рамках договора;

- осуществление эмиссии и выдачи «школьных» карт учащимся;

- обеспечение рассылкой СМС-сообщений по совершаемым по картам операциям и т.п.

В ответ на запрос Чувашского УФАС России в адрес банков была получена следующая информация:

- ПАО «Сбербанк России» сообщил, что участвовал в подобных конкурсах, и также уточнил, что оценка потенциальной возможности Банка осуществлять процедуру сопровождения безналичного расчета за школьное питание связана в том числе, с вопросами технического и экономического характера и вывод о наличии или отсутствии возможности оказания услуги по сопровождения процедуры безналичного расчета;

- способность на настоящий момент осуществить процедуру сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание подтвердили следующие банки – ПАО БАНК «Югра», АО «Банк Русский Стандарт», АКБ «Чувашкредитпромбанк», ООО «Сталь Банк», ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК», ПАО «Промсвязьбанк».

 

9. Закон о защите прав потребителей особым образом регулирует формы и порядок оплаты при оказании услуг. Согласно п. 1 ст. 16.1 «Закона о защите прав потребителей» исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты услуг, путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

 Одним из важнейших прав потребителей является право на качество услуг. Чтобы быть востребованным, услуга должна обладать полезными свойствами, удовлетворяющими определенные потребности человека. Следовательно, услуга должна обладать набором характеристик, в совокупности способных удовлетворить потребности человека в определенной сфере его жизнедеятельности. Совокупность таких характеристик и является качеством услуги.

           Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» банк обязан обеспечить возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона «О защите прав потребителей» при оплате услуг путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед исполнителем по оплате услуг считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

Оплата услуг может производиться потребителем в соответствии с указанием исполнителя путем расчетов через субъект национальной платежной системы, осуществляющий оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        На основании п.6 ст.5 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» при оплате услуг путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя (родителя) перед банком по оплате услуг считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.

Согласно п.1. №383-П «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», перевод может осуществляться с участием банка, не являющегося банком получателя средств.

 При этом, согласно контракта между школой и банком, для потребителей (родителей) необходимость производить оплату за школьное питание, посредством обращения только в один (единственный) банк для оплаты, что  ограничивает их права, фактически вынуждая их обратиться в этот банк за банковским обслуживанием (открытием счета и т.д.). и фактически родители школьников лишены права оплачивать посредством тех финансовых организаций где они имеют счета, в т.ч. зарплатные (на что и подача  жалобы заявителя).

         Основными полномочиями Управляющего Совета школы являются:

-содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения;

-содействие реализации деятельности Школы, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества;

- выработка мер по соблюдению здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Школе, реализация мер, направленных на их улучшение, в том числе вопросы Школы.

         При этом ни федеральным законодательством, ни иным законодательством школе не даны полномочия по ограничению прав родителей в  выборе финансовой организации  за школьное питание.

 

10. С 5 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее- «Четвертый антимонопольный пакет»).

Принятие «Четвертого антимонопольного пакета» привело к существенным изменениям антимонопольного законодательства, в том числе в части порядка возбуждения антимонопольного  дела.

С 05.01.2015 расширены основания выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. В число таких оснований включено установление признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях МБОУ «СОШ № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики  признаков нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в принятии на себя  функций органа местного самоуправления (Приказ МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.03.2012 г. №О-47/1- утверждение конкурсной комиссии и конкурсная документация открытого конкурса по рассмотрению официальных предложений финансовых организаций для сопровождения процедуры безналичного расчета за школьное питание), Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 12.10.2017 № 05-04/7571 о необходимости прекращения указанных действий в срок до 18 октября 2017 года, путем отказа от возложения на  себя обязательств муниципального образования, предусмотренных п. 13, п. 15  и п. 34 ч. 1 ст.  16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также устранить последствия принятия возложенных полномочий путем отмены приказа  МБОУ «СОШ №62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики от 06.03.2012 г. №О-47/1.

О выполнении предупреждения сообщить в Чувашское УФАС России 20.10.2017 года (с приложением подтверждающих документов).

 

В ответ на выданное предупреждение, МБОУ «СОШ № 62 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары Чувашской Республики  письмом от 18.10. 2017 № 54 (вх. Управления от 18.10.2017 № 05-04/7086)  предоставила копию приказа от 17.10.2017 № о-718  от отмене приказа № О-47/1 от -06.03.2012 «Об утверждении конкурсной комиссии».

 

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь статьей 39.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

            Производство по делу № 06/05-АМЗ-2017 прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны