Решение №05-13/6138 Решение Управления в отношении Кредитного потребительского к... от 10 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

07 июля  2015 г.                                                                                               г. Чебоксары

     

  Дело № 27-Р-2015

                     Резолютивная часть решения оглашена 03 июля  2015 года

                     Решение в полном объеме изготовлено  07 июля 2015 года

 

 

          Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  заместитель руководителя управления <…>;

члены Комиссии:

<…>– начальник отдела контроля органов власти и рекламы;

<…> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и рекламы;

рассмотрев дело № 27-Р-2015 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в  рекламе КПК  «Чебоксарский центр сбережений», распространенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

в присутствии:

<…> – директора КПК «Чебоксарский центр сбережений»;

<…>  - представителя КПК «Чебоксарский центр сбережений» от 03.07.2015 № 022/07-2015

 

УСТАНОВИЛА:

 

    В Чувашское УФАС  России поступило обращение гражданина Российской Федерации <…> (е-mail: menrek@yandex.ru), зарегистрированное от 01.06.2015 вх. № 05-17/166,  о распространении в информационно-телекоммуникационной сети Интернет недостоверной рекламы Кредитного потребительского кооператива «Чебоксарский центр сбережений».

  15.06.2015 должностными лицами Чувашского УФАС России произведен осмотр интернет-сайта  Кредитного потребительского кооператива «Чебоксарский центр сбережений» по адресу: kpk21.ru.

  В ходе осмотра установлена трассировка пути до названного интернет-сайта в поисковой системе Яндекс: после  введения ключевого  слова «банковские вклады» второй результат поиска сверху искомый: «Интересуют выгодные вклады? – Звоните! Реклама. kpk21.ru. Сберегательные программы до 24 %  годовых. Выгодно. Надежно. Удобно. Виды сбережений. Виды займов. Калькулятор сбережений. Задать вопрос. Контактная информация + 7 (8352) 23 – 79 – 80  пн-пт  9:00-18:00».

  После перехода по ссылке  kpk21.ru  на данный сайт осуществлен осмотр стра-ницы в разделе «Контакты», из которой следует, что сайт принадлежит «Кредитно-му потребительскому кооперативу «Чебоксарский центр сбережений», (г. Чебок-сары, ул. Ленинградская, д. 23, офис 4; г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 70А).

  Далее произведен осмотр страницы в разделе «О компании», на которой содержится информация  следующего содержания: «Кредитный потребительский кооператив «Чебоксарский центр сбережений» создан, чтобы облегчить людям с покупками так желанных им вещей, а предпринимателям дать финансовый стимул для роста и развития в виде кредитования их бизнеса. Так же КПК призван сделать  работу денег более эффективной, поэтому мы принимаем сбережения от частных лиц и предпринимателей и эффективно инвестируем их с целью увеличения прибыли наших клиентов…».

  В ходе осмотра страницы в рубрике «Вопрос-Ответ» установлены факты использования таких выражений как  «средства вкладчиков используются для предоставления займов», «кооператив … под проценты выдает кредиты»

  Кроме того, на вышеуказанных страницах  размещены графические значки «виды кредитов», «виды сбережений».

          Согласно  статье 1  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупрежде-ние нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

  В пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается   информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.               

  Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам данного понятия.

  Общие требования к рекламе установлены в части 1 статьи 5  Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть достоверной, недостоверная реклама  не допускается.

  В пункте 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.

  Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе  определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

  Представитель КПК «Чебоксарский центр сбережений» <…> пояснил, что рекламная кампания в сети «Яндекс» осуществлялась фирмой ООО «Рекламное агенство «Колибри». Объяснение от этой фирмы прикладываем к документам. Рекомендации опытной фирмы и модерация «Яндекс» дали КПК «Чебоксарский центр сбережений» считать размещенную на сайте информацию не противоречащей  Закону о рекламе. Семантически в объявлениях не говорится, что КПК «Чебоксарский центр сбережений» предлагает вклады. В заголовке использован шаблон, который подставляет поисковый запрос посетителя сайта в заголовок объявления. В самом объявлении  КПК «Чебоксарский центр сбережений» презентует сберегательные программы кооператива, предоставляя тем самым посетителям Интернет-пространства  выбор: если они ищут, куда вложить деньги, то они могут воспользоваться нашими сберегательными программами.

  Из письменного объяснения ООО «Рекламное агентство «Колибри» от 30.06.2015 № 9 следует, что реклама КПК «Чебоксарский центр сбережений» не распространяется.

  Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя КПК «Чебоксарский центр сбережений», пришла к следующему.

  Согласно частям 1, 2 статьи 123.2 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

  Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наимено-вании и месте нахождения кооператива,  предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных убытков.

  Следовательно, основной целью деятельности кредитного кооператива является осуществление финансовой взаимопомощи добровольно объединившимися пайщиками за счет паевых взносов, переданных в собственность кредитного потребительского кооператива, и личных сбережений. Такая взаимопомощь не является финансовым посредничеством или финансовой услугой.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее Закон о банках и банковской деятельности) привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) относится к банковским операциям.

  Согласно статье 36 Закона о банках и банковской деятельности вклад - это денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

  В силу пункта 1 статьи 835 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца второго статьи 1, статьи  36 Закона о банках и банковской деятельности исключительное право на привлечение денежных средств во вклады имеют банки, которым такое право предоставлено в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законом порядке.

  В силу статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации  по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

  Из совокупности приведенных норм следует, что организация, не являющаяся кредитной и не имеющая соответствующей лицензии, не вправе осуществлять такие виды банковских операций, как привлечение во вклады денежных средств физических лиц и выдача кредитов.

  При этом фактически, кооператив осуществляет прием личных сбережений граждан и формирование фонда финансовой взаимопомощи членов (пайщиков) данного кооператива и выдачу им займов.

  Рассматриваемая реклама Кредитного потребительского кооператива «Чебоксарский центр сбережений»  о приеме  данным кооперативом вкладов и  предоставлении кредитов нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, поскольку содержит недостоверную информацию о порядке приема и предоставления денежных средств и вводит в заблуждение потребителей рекламы  относительно характера предоставляемых услуг.

  Согласно договору оказания услуг от 07.04.2015 № 0704/2015, заключенному между ООО «Рекламное агентство «Колибри» (исполнитель) и  Кредитным потребительским кооперативом «Чебоксарский центр сбережений» (заказчик), исполнитель взял на себя обязательство по заданию заказчика оказать услуги по размещению информационных материалов в сети Интернет.

  В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5 Закона несет рекламодатель, которым, в силу пункта 5 статьи 3 Закона, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, а именно, Кредитный потребительский кооператив «Чебоксарский центр сбережений».

          В соответствии с  пунктом 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляя в пределах своих полномочий государствен-ный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо-распространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          В связи с тем, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, что подтверждается распечаткой из сети «Интернет» от 03.07.2015 15:22, Комиссия не считает необходимым выдать Кредитному потребительскому кооперативу  «Чебоксарский центр сбережений»  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Федерально-

го  закона «О рекламе»  и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать ненадлежащей рекламу Кредитного потребительского кооператива «Чебоксарский центр сбережений», распространенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,  поскольку в ней нарушены требования  пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5    Федерального закона  «О рекламе».

          2. Не выдавать Кредитному потребительскому кооперативу «Чебоксарский центр сбережений» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе, в связи с добровольным устранением  нарушения.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

          Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель  Комиссии                                                                <…>

Члены Комиссии                                                                                    <…>            

                                                                                                             <…>              

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны