Решение Управления в отношении ОАО «Водоканал»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
15.05.2017
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование - контроль проведения торгов
Номер документа:
№ 06-04/3387
Номер дела:
Теги:

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 23-ЗП-2017

г. Чебоксары

12 мая 2017 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 мая 2017 года

Решение изготовлено в полном объеме 12 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>;

при участии:

от заказчика – ОАО «Водоканал» – <…>, представителя по доверенности от 04.05.2017,

<…>, представителя по доверенности от 04.05.2017,

<…>,  представителя по доверенности от 02.02.2017,

в отсутствие заявителя – ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» на действия конкурсной комиссии Заказчика ОАО «Водоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме  на право по осуществлению выпуска молоди (личинок стерляди) водного биологического ресурса в Чебоксарское водохранилище в соответствии с техническим заданием (изв. № 31704959770), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 25.04.2017 обратилось ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» с жалобой на действия конкурсной комиссии заказчика ОАО «Водоканал» при проведении открытого конкурса в электронной форме  на право по осуществлению выпуска молоди (личинок стерляди) водного биологического ресурса в Чебоксарское водохранилище в соответствии с техническим заданием (изв. № 31704959770).

Из жалобы следует, что ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» подало заявку на участие в открытом конкурсе, однако решением комиссии обществу отказано в допуске к участию в закупке по причине того, что в составе заявки отсутствует акт Средневолжского территориального управления Росрыболовства 2017 года, подтверждающий наличие производственных мощностей.

Заявитель не согласен с таким отказом, поскольку ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» расположено в границах Нижегородской области и не относится к территориям, закрепленным за Средневолжским территориальным управлением Росрыболовства.

Кроме того, заявитель указывает, что требование о предоставление указанного акта является неправомерным, ограничивающим конкуренцию по территориальному признаку.

Заявитель просит провести проверку правомерности указанных действий заказчика и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Представители ОАО «Водоканал» нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении открытого конкурса не признали, указав на необоснованность доводов заявителя.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд открытого акционерного общества «Водоканал», утвержденного Советом директоров 13.12.2012 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Положения под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и конкурсной заявке которого присвоен первый номер.

Порядок проведения конкурса установлен Главой 4 Положения.

Заказчик не менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания подачи конкурсных заявок размещает на официальном сайте заказчика и на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса (пункт 1 статьи 17 Положения).

В силу пункта 3 статьи 18 Положения в конкурсной документации должны быть указаны, в т.ч. сведения в соответствии со статьей 13 Положения.

Согласно подпунктам 2, 9 пункта 2 статьи 13 Положения в документации о закупке должны быть указаны, как минимум следующие сведения:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 4 статьи 24 Положения установлено, что участнику закупки будет отказано в признании его участником конкурса, и его заявка не будет допущена до стадии оценки и сопоставления конкурсных заявок в случаях:

1) непредставления оригиналов и копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено конкурсной документацией;

2) несоответствия участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным конкурсной документацией;

3) несоответствия конкурсной заявки требованиям к конкурсным заявкам, установленным конкурсной документацией, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение задатка в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

4) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации;

5) непредставления задатка в качестве обеспечения заявки;

6) непредставления разъяснений конкурсной заявки по запросу комиссии по закупке;

7) предоставления в составе конкурсной заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

30.03.2017 ОАО «Водоканал» разместило на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуги по осуществлению выпуска молоди (личинок стерляди) водного биологического ресурса в Чебоксарское водохранилище в соответствии с техническим заданием (далее – Извещение), а также конкурсную документацию (далее – Документация).

Описание объекта закупки установлено Техническим заданием, утвержденным директором ОАО «Водоканал».

В соответствии с пунктом 3 Заказчиком сформулированы общие требования к закупке:

3.1. Производственные мощности исполнителя должны быть заактированы Средневолжским ТУ Росрыболовства в 2017 г.;

3.2. Наличие ветеринарного свидетельства на биологический ресурс;

3.3. Вид выпускаемого водного биологического ресурса – стерлядь;

3.4. Стадия выращивания – молодь;

3.5. Объем выпускаемой молоди – 46 072 шт.;

3.6. Средняя штучная навеска водного биологического ресурса на момент выпуска – 3 гр;

3.7. Срок выпуска – не позднее 30 октября 2017 года;

3.8. Масса выпускаемой молоди (личинок) водного биологического ресурса – не менее 138,216 кг;

3.9. Наименование водного объекта рыбохозяйственного значения, используемого для осуществления мероприятий – Чебоксарское водохранилище.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов от 24.04.2017 № 31704959770-01 на участие в конкурсе заказчику подано 5 (пять) заявок: Общество с ограниченной ответственностью «Мулинское рыбоводное хозяйство», Общество с ограниченной ответственностью «Научно-производственный комплекс «ВЗСО», Общество с Ограниченной Ответственностью «Летеа», Батыршин Ильнур Ильдарович, Общество с ограниченной ответственностью «Научный центр по генетике и селекции рыб».

Согласно Протоколу рассмотрения заявок от 24.04.2017 № 31704959770-02 заявки  ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство», ООО «Научно-производственный комплекс «ВЗСО» и ООО «Научный центр по генетике и селекции рыб» признаны несоответствующими установленным требованиям.

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок от 24.04.2017 № 31704959770-03 победителем закупки признано ООО «Летеа».

Основанием для отклонения заявки ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» послужило несоответствие заявки требованиям пункта 3.1 Технического задания, поскольку в составе заявки отсутствует акт Средневолжского территориального управления Росрыболовства 2017 года, подтверждающий наличие производственных мощностей.

Статьей 42 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 74-ФЗ, статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлена обязанность по осуществлению мероприятий по сохранению водных биологических ресурсов.

В порядке установленном статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановлением Правительства РФ от 30 апреля № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические объекты и среду их обитания» в 2016 году Средневолжского ТУ Росрыболовства согласована деятельность по забору воды из Чебоксарского водохранилища, что подтверждается заключением о согласовании № 4/7526 от 15.09.2016г.

Согласно решению о согласовании деятельности водозабор ОАО «Водоканал» наносит ущерб водным биологическим ресурсам, в связи с чем, в целях возмещения ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, необходимо осуществлять ежегодно искусственное воспроизводство биоресурсов, путем выпуска в Чебоксарское водохранилище молоди стерляди в количестве 23036 шт.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» искусственное воспроизводство водных биоресурсов обеспечивается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основании государственных контрактов или договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В соответствии с положениями статей 45, 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», с пунктом 16 подпунктом16.2 раздела 2 Плана искусственного воспроизводства водных биоресурсов в 2017 году, утвержденного приказом Средневолжского ТУ Росрыболовства от 09.12.2016 г. № 724, 22 декабря 2016 года заключен договор № 21-кв-17 на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, между Средневолжским ТУ Росрыболовства, выступающим Заказчиком, и ОАО «Водоканал» - Исполнитель работ.

Источником получения биологического ресурса для искусственного воспроизводства ОАО «Водоканал» является закупка молоди в специализированном рыбоводном предприятии.

Таким образом, Комиссия соглашается с доводами заказчика о том, что требование о представлении сведений, подтверждающих наличие производственных мощностей, в форме акта ТУ Росрыболовства обследования производственных мощностей, является обоснованным, поскольку служит подтверждением производственных мощностей конкурсанта и дополнительной гарантией реальной возможности исполнения обязательств в необходимом количестве и заданные сроки.

При этом Комиссия приходит к выводу о том, что исполнить условия договора может также лицо, расположенное в зоне ответственности иного территориального управления Росрыболовства.

Следовательно, требование о предоставлении в составе заявки акта, подтверждающего наличие производственных мощностей исполнителя, исключительно Средневолжского ТУ Росрыболовства может привести к  необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки, что не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Наряду с изложенным, Комиссией установлено, что заявка ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» не содержала в своем составе документов, подтверждающих наличие производственных мощностей: ни акта Средневолжского ТУ Росрыболовства, ни акта иного ТУ Росрыболовства.

В связи с изложенным, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 24 Положения отклонена обоснованно.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» обоснованной в части установления неправомерного требования о предоставлении в составе заявки акта, подтверждающего наличие производственных мощностей исполнителя, исключительно Средневолжского ТУ Росрыболовства. В остальной части жалоба ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» является необоснованной.

В связи с тем, что в составе заявки ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» отсутствовали какие-либо документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, и заявка общества правомерно отклонена Комиссией заказчика, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Мулинское рыбоводное хозяйство» обоснованной в части.
  2. Признать заказчика – ОАО «Водоканал» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Предписание заказчику – ОАО «Водоканал» не выдавать.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <…>

 

Члены Комиссии                                                                             <…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.