Решение №06-04/7022 Решение и предписание Управления в отношении МБУ «Управление... от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Восхождение»

 

Дело № 244-К-2018                                                                                                           г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 сентября 2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России № 4 от 12.01.2017 в составе:

<…>

в присутствии от:

заказчика – МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары  <…>

уполномоченного учреждения – муниципального казенного учреждения «Центр организации закупок» г. Чебоксары – <…>

заявителя – ООО «Восхождение» – <…>

рассмотрев жалобу ООО «Восхождение» на положения конкурсной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары" (изв. № 0815300003218000902) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),   

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 19.09.2018 обратилось ООО «Восхождение» с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика – МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары, уполномоченного органа – МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары" (изв. № 0815300003218000902), (далее – открытый конкурс).

Заявитель в жалобе сообщает о том, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- Заказчиком в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки";

- неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в двух саморегулируемых организациях одновременно в области инженерных изысканий и архитектурно – строительного проектирования;

- в проекте контракта отсутствует документ, на который имеется ссылка;

- пункт 8.4 проекта контракта содержит требование, возлагающее на участника закупки дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения контракта при неисполненных обязательствах.

На основании изложенного просит провести проверку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика и уполномоченного органа нарушение законодательства о контрактной системе не признали, указали, что права и законные интересы Заявителя не нарушены, в связи с тем, что Общество не состоит в реестре Национального объединения изыскателей и проектировщиков, просили оставить жалобу ООО «Восхождение» без рассмотрения.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ,  услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары, уполномоченным учреждением - муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» г. Чебоксары.

31.08.2018 в 19 час. 32 мин. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение № 0815300003218000902 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары", с начальной (максимальной) ценой контракта 146 908 400,00 руб. 

По доводу заявителя о том, что Заказчиком в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 48 Закона о контрактной системе)

Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Техническая часть конкурсной документации включает раздел 1 "Техническое задание (описание объекта закупки)", раздел 2 "Критерии оценки заявок", раздел 3 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", раздел 4 "Проект контракта".

Согласно разделу 2 "Критерии оценки заявок" заказчиком установлены стоимостные критерии со значимостью 60% и нестоимостные - 40%.

Оценка предложений участников по показателю «Качество услуг», выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки осуществляется в соответствии с таблицей № 1:

3

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в Приложении №1 к «Показателю «Качество услуг», но не указаны одновременно по двум и более видам услуг: технология оказания услуг и /или контроль качества оказания услуг и/или используемое техническое оборудование и специализированные компьютерные программные продукты и /или необходимые трудовые ресурсы

40

4

Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме с описанием всех видов услуг, указанных в Приложении №1 к «Показателю «Качество услуг», но не указана технология оказания услуг или контроль качества оказания услуг или используемое техническое оборудование или специализированные компьютерные программные продукты или необходимые трудовые ресурсы по двум видам услуг, указанным в Приложении №1 к «Показателю «Качество услуг»

60

 

Представителем Заказчика не опровергается, что значение показателя «Качество услуг» по пунктам 3, 4 сформулировано некорректно, что вводит участников закупки в заблуждение.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России соглашается с доводом заявителя и признает в действиях  Заказчиках нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в двух саморегулируемых организациях одновременно в области инженерных изысканий и архитектурно – строительного проектирования, Комиссия Чувашского УФАС России признает обоснованным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные статьей 51 названного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Пунктом 32 Информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки членства саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно – строительного проектирования.

Согласно части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

При этом частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

Таким образом, независимо от того, предусмотрено или нет в договоре подряда на подготовку проектной документации выполнение изысканий, для заключения такого договора участнику закупки достаточно быть членом СРО исключительно в области проектирования.

При этом Комиссия считает необходимым отметить, что согласно положениям конкурсной документации, проект контракта, входящий в состав конкурсной документации, не запрещает возможность привлечения субподряда на выполнение работ.

Таким образом, данное условие представляет собой дополнительное, излишнее требование.

Поскольку установленное условие пункта 32 Информационной карты создает преимущественные условия для участников закупки, имеющих выписку из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и  ограничивает круг потенциальных претендентов на участие в конкурсе, Комиссия Чувашского УФАС России признает в действиях заказчика нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что в проекте контракта отсутствует документ, на который имеется ссылка, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее.

Из жалобы следует, что в проекте контракта в качестве неотъемлемой части контракта определено приложение №1 «Техническое задание», однако указанное приложение отсутствует.

Имеется лишь раздел 1 «Техническое задание», который как приложение к проекту контракта заказчиком не поименован.

Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Наименование и описание объекта закупки содержится в техническом задании аукционной документации.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу того, что техническое задание является неотъемлемой частью конкурсной документации, Комиссия признает довод заявителя несостоятельным.

Довод о том, что пункт 8.4 проекта контракта содержит требование, возлагающее на участника закупки дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения контракта при неисполненных обязательствах, Комиссия Чувашского УФАС России признает состоятельным в силу следующего.

Пунктом 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе определено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта (часть 7 статьи 96 Закона о контрактной системе).

Пунктом 8.4 проекта контракта заказчиком установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения Контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящей главе Контракта.

Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта, соответственно, данное требование необоснованно возлагающее на участника дополнительную обязанность и ответственность.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе  любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что согласно отрытому реестру саморегулируемых организаций, Заявитель не является членом саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, следовательно, не может являться участником закупки.

Таким образом, Заявитель (ООО «Восхождение») не может подать заявку на участие в открытом конкурсе. Следовательно, обжалуемые Заявителем действия Заказчика не могут повлечь нарушение его прав и законных интересов, так как он участником закупки не может быть.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Восхождение» обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", неправомерного установления требования к участникам закупки о членстве в двух саморегулируемых организациях одновременно, об установлении в пункте 8.4 проекта контракта требования, возлагающего на участника закупки дополнительную обязанность и ответственность в части замены банковской гарантии в случае прекращения обеспечения исполнения контракта при неисполненных обязательствах, и приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику и Уполномоченному учреждению предписания об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу ООО «Восхождение» на положения конкурсной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса на  оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары"  обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", неправомерного установления требования к участникам закупки о членстве в двух саморегулируемых организациях одновременно, по установлению требования по замене банковской гарантии по обеспечению исполнения контаркта;

2.Признать в действиях Заказчика – МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары и Уполномоченного учреждения -  МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

2.    Выдать Заказчику - МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары и Уполномоченному учреждению -  МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары предписание по устранению выявленных нарушений.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                                               <…>

                                                                                                                 

                                                                                                                        <…>

 

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

 

Исх. 06-04/7023

От 01.10.2018

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

Дело № 244-К-2018

 

 

01 октября 2018 года                                                                                    г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>

на основании решения от 01.10.2018 о признании в действиях заказчика   – МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары и Уполномоченного учреждения -  МКУ «Центр организации закупок» г. Чебоксары нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары" (изв.              № 0815300003218000902)  и на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»              

              

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику - МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» г. Чебоксары и Уполномоченного учреждения -  МКУ «Центр организации закупок» в срок до 26.10.2018 устранить нарушение пунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», допущенное при составлении конкурсной документации на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на объект: "Строительство третьего транспортного полукольца в городе Чебоксары" (изв. № 0815300003218000902) путем:

-  рассмотрения заявок участников открытого конкурса с учетом мотивировочной части решения;

- исключения пункта 8.4 из проекта контракта при направлении его победителю открытого конкурса.

             2. Информацию об исполнении пункта 1 предписания с приложением копии подтверждающего документа представить в Чувашское УФАС России до 29.10.2018.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         <…>

 

Члены Комиссии                                                                                  <…>

 

                                            <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны