Постановление Управления в отношении ООО "Ритм"

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
09.07.2018
Управление:
Чувашское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер дела:
№ 19-АР-2018

   

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№ 19-АР-2018

 

03 июля 2018 г.                                                                                         г. Чебоксары

 

         «…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 27.06.2018, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Ритм" (ИНН 2130161563, г. Чебоксары,   Гаражный проезд, д.7, литер Б, пом. 19),

        в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - представителя ООО "Ритм" – «…» (по доверенности от 28.05.2018 б/н),

 

УСТАНОВИЛ:

 

          Решением Чувашского УФАС России по делу № 05-Р-2018, реклама, содержащая, в том числе,  текст: " цены просто ох…ть (охренеть) ", размещаемая в период с августа 2017 года по 18.04.2018 в границах месторасположения торгового комплекса "Хевешский", находящегося по   адресу     г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7,  признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         При этом, ООО "Ритм" признано нарушившим ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         Комиссия Чувашского УФАС России пришла к указанному решению в силу следующего.

        На рекламном щите в границах г.Чебоксары, в месте территориального размещения торгового комплекса "Хевешский",  по адресу г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7, Заявителем обнаружено размещение наружной рекламы, содержащей неэтичный, нарушающий общепринятые нормы морали и нравственности, образ и текст.            

         Согласно представленному фотоматериалу усматривается информация, содержащая, в том числе, текст: " цены просто ох…ть (охренеть) ".

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что рекламодателем спорной рекламы  явилось ООО "Ритм".

Из представленного в Комиссию ООО "Ритм" пояснения (вх. от 11.05.2018 № 04-10/2907) следует, что баннер с рассматриваемой спорной рекламой изготовлен ИП Беловым Е.В. по заказу ООО "Ритм" и размещен обществом в августе 2017 года на рекламном щите, территориально размещенного в границах  торгового комплекса "Хевешский".

           В целях определения восприятия рассматриваемой рекламы непосредственно потребителями и оценки тех ассоциаций, которые она вызывает Чувашским УФАС России рассмотрение данной рекламы включено 28.02.2018 в повестку заседания Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, образованном при Чувашском УФАС России.                                                                               Повестка заседания была сформирована следующим образом: Ассоциируется ли у потребителей рекламы рассматриваемое изображение и текст с непристойным и оскорбительным образом, являющегося нарушением общепринятых норм и принципов поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, установленных требованиями части 6 статьи 5 Закона о рекламе?                          Согласно результатам высказанных мнений, члены Совета пришли к единому мнению относительно того, что рассматриваемая наружная реклама в нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 законодательства о рекламе, затрагивает общепринятые нормы и принципы поведения в обществе.         

        Члены Совета обратили внимание на недопустимость размещения  подобного рода рекламы, содержащей, в том числе,  непристойный текст, в месте, для всеобщего обозрения, в т. ч. потребителей рекламы, чьи жизненные ценности еще не сформированы, несовершеннолетних потребителей.

 

           Рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.                       Следовательно, на такую информацию распространяются положения Закона о рекламе.       

         Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе.    При этом, в силу требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.                                                                           При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы особое внимание уделяют оценкам Экспертного Совета, решения которых учитываются при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения данной нормы законодательства.                                                                          В данном случае наличие признаков нарушения ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе явилось для членов Экспертного Совета очевидным. В этой связи мнения членов Экспертного Совета подтвердили довод, указанный в обращении Заявителя.                                                                                                               При этом члены совета обратили внимание на то, что какая бы ни была креативная идея или уникальный текст, чтобы реклама «работала», она не должна нарушать закон, т.е. в ней должны быть соблюдены нормы законодательства о рекламе.

         Ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закон о рекламе несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

         В смысле ст. 3 Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

           Согласно полученным материалам и документам, установлено, что рекламодателем рассматриваемой спорной рекламы является ООО "Ритм".

         На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закон о рекламе несет данное общество.      

 

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.  

  Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулирующей организации.

Объективная сторона состоит в нарушении законодательства о рекламе.

Субъектом административного правонарушения является ООО "Ритм" .  

Субъективная сторона выражается в форме вины ООО "Ритм".

ООО "Ритм"должно было знать и соблюдать законодательство Российской Федерации о рекламе, однако, в ходе осуществления своей деятельности допустило нарушение требований действующего законодательства.

 Учитывая изложенное, действия ООО "Ритм" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 26.1 КоАП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении является  виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.    

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из материалов настоящего дела видно, что ООО "Ритм" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований Закона о рекламе, хотя должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

При назначении наказания ООО "Ритм" учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, имущественное положение юридического лица.          Обстоятельства,  отягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.             

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное ООО "Ритм" правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.  

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru, ООО "Ритм"указано в качестве микропредприятия.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ООО "Ритм" является субъектом микропредприятия, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалось,  а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая совершение вменяемого административного правонарушения впервые, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам ч. 1 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.           

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Определяя степень ответственности ООО "Ритм", считаю возможным применить к нему меру административного наказания в соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО "Ритм" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО "Ритм" меру административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

«…»