Доклад на Публичные обсуждения правоприменительной практики Дагестанского УФАС России за II квартал 2018 года

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
04.06.2018
Управление:
Дагестанское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

Доклад на Публичные обсуждения правоприменительной практики за II квартал 2018 года

Ключевыми событиями в развитии антимонопольного законодательства в России за последние годы стали утверждение Национального плана развития конкуренции и состоявшийся 5 апреля текущего года Государственный совет по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов РФ по содействию конкуренции в стране, на котором были определены основы новой региональной политики по развитию конкуренции.

Для достижения целей и задач Национального плана, к которым относятся повышение удовлетворенности потребителей, экономической эффективности и конкурентоспособности, стабильный рост и развитие многоукладной экономики, необходимо создание нормативной базы.

Сюда можно отнести принятие «пятого антимонопольного пакета» поправок и федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов), реформирование естественных монополий, законодательное закрепление антимонопольного комплаенса и ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

Национальным планом принимаются меры по развитию конкуренции в регионах, включая развитие конкуренции на значимых региональных и локальных рынках, снижение в 2 раза количества нарушений со стороны органов власти, увеличение доли госзакупок, участниками которых являются малые и средние предприятия.

Для регионов предполагается вводить показатели оценки эффективности деятельности по перечню показателей в рамках разрабатываемой в ФАС России методики. Эти вопросы будут этим летом обсуждаться ФАС России с региональными властями. Запланировано соответствующее совещание и в Республике Дагестан.

В настоящее время ФАС России готовит проект Методических рекомендаций в целях формирования у органов власти единого подхода к организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

ФАС России считает, что для снижения количества нарушений со стороны органов власти следует создать систему экспертизы нормативных, ненормативных актов властного характера на предмет их соответствия действующему антимонопольному законодательству. Кроме того, необходимо выявлять потенциально опасные сферы влияния органов власти с точки зрения возможности нарушений принципов конкуренции и применять принципы оценки регулирующего воздействия при подготовке, принятии и применении любых актов органов власти субъектов.

 

 

Утвердив Национальный план по развитию конкуренции, Президент России рекомендовал Верховному суду РФ организовать работу по изучению практики применения судами законодательства о закупках.

Обобщенная судебная практика позволила выработать единый подход для правильного разрешения споров. Итак, суд говорит, что:

- При закупке работ по строительству и капитальному ремонту заказчик обязан размещать проектно-сметную документацию в составе документации в полном объеме;

- Требования от участников закупок подтверждения о том, что они должны являться производителем поставляемого оборудования, либо обладать соответствующим правом на его поставку (дилерский договор) незаконны и приводят к ограничению конкуренции. Потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, но может осуществлять поставку оборудования надлежащим образом;

- Если участником закупки выступает группа лиц, то требования, содержащиеся в документации о закупке, должны предъявляться к группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику;

- ФАС должна рассматривать жалобы только в пределах доводов жалоб, с учетом оснований для обжалования предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках (ФЗ 223);

- Если возможна количественная оценка представляемых участниками закупки сведений, то между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: должны быть указаны конкретные показатели и количество баллов за них.

Более подробно об изменениях в ФЗ №223 рассказано в презентации, которая имеется в ваших раздаточных материалах.

В ближайшее время вступит в силу большое количество поправок, внесенных и в федеральный закон №44 «О контрактной системе…» (большая часть вступит в силу уже 1 июля текущего года, другая часть – в 2019 году).

Коротко об основных из них:

 

- С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

- Внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

- Появляется новое требование к участникам закупки - «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации».

- Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей.
Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей.

- При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

- Информация о банковских гарантиях не будет размещаться на официальном сайте ЕИС.

- Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.

- Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.

- Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. руб., должен составлять не более одного рабочего дня.

- Шаг аукциона не может быть менее 100 руб.

- В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ.

- Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.

- Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней.

- Участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

 

- С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки.

- Также с января 2019 года в ЕИС будет осуществляться ведение единого реестра участников закупок. С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе. Документы, информация, предоставляемая при регистрации, порядок и сроки регистрации в ЕИС будут отдельно определены Правительством РФ.

- В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС создается и эксплуатируется Государственная информационная система (так называемый «Независимый регистратор»), обеспечивающая:

1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);

2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;

3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью.
ГИС будет фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, начиная с 1 октября 2019 года.

Напомним, что программа с одноименным названием уже существует. С ее помощью пользователи ЕИС и электронных площадок могут записывать на видео свои действия. Вместе с тем нормативно-правовые акты никак не регулируют использование этой программы.

- С 1 июля 2019 года участник будет вправе сам определять, каким образом вносить обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств, может быть использована банковская гарантия. Это нововведение напрямую связано с переходом на электронные виды торгов.

- С 1 января 2019 года изменяется порядок формирования отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций – в нем будут учитываться контракты, заключенные по результатам несостоявшихся определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с ограничением по п.1 ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ с единственным участником закупки.

 

Правоприменительная практика Дагестанского УФАС России за II квартал 2018 года в сфере государственных закупок

 

Совместно с органами прокуратуры специалистами Дагестанского УФАС России во II квартале 2018 года было проведено 3 проверки на предмет выявления нарушений ФЗ №44 «О контрактной системе…»: УФСИН России по Республике Дагестан (совместно с Прокуратурой РД), Дагестанская таможня, МКБ ФГБУЗ ЮОМЦ ФМБА России (ранее - Портовская больница) и Росгранстрой (совместно с Махачкалинской транспортной прокуратурой).

Основные нарушения, выявленные в ходе проверок:

- Заказчик не установил единые требования к участникам закупки, предусмотренные частью 1 статьи 31 ФЗ №44 (нарушение в 7 закупках Росгранстроя и в 1 закупке УФСИН РФ по РД);

- Заказчик установил требование о предоставлении конкретного значения показателей товаров, используемых при выполнении работ, которое можно определить только при наличии данного товара или проведения испытаний (нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 ФЗ №44 в 11 закупках УФСИН по РД);

- Заказчик установил в качестве срока оплаты 30 рабочих дней, вместо 30 дней (нарушение части 13.1 статьи 34 ФЗ №44 в 11 закупках УФСИН РФ по РД);

- Заказчик разместил в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона менее чем за 7 дней до даты окончания подачи заявок (нарушение части 2 статьи 63 ФЗ №44 в 1 закупке УФСИН РФ по РД);

- Заказчик установил размеры штрафов неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в соответствии с утратившим силу Постановлением Правительства РФ №1063 (нарушение частей 5, 7 и 8 статьи 34 ФЗ №44 в 8 закупках Дагестанской таможни).

- Неправомерное признание заявки участника аукциона несоответствующей требованиям аукционной документации (нарушение ч. 7 ст. 69 ФЗ №44 в 1 закупке Портовской больницы).

Если же говорить в целом о нарушениях ФЗ №44, допускаемых в Республике Дагестан, то основными проблемами при осуществлении закупок в республике  являются утверждение аукционной (конкурсной)  документации с нарушениями закона «О контрактной системе…», необоснованное отклонение участников закупок или необоснованный допуск участника закупки.

Особое внимание нужно уделить проблеме заключения контрактов без проведения процедур закупок.

Заказчики для определения в качестве исполнителей работ (оказания услуг) из числа «нужных» фирм заключают контракты без проведения процедуры торгов. Или же не исполняют предписание антимонопольного органа об аннулировании закупки и «внаглую» заключают контракты.

Например, в мае этого года УФАС признало МКУ УЖКХ города Махачкала нарушившим часть 23 статьи 99 ФЗ №44 «О контрактной системе…», так как УЖКХ, не исполнив предписание УФАС об аннулировании закупки (ямочный ремонт дорог общего пользования, начальная максимальная цена контракта свыше 43 млн рублей), заключило контракт.

Управление по жалобам на заключение контрактов без проведения процедуры закупок проводит внеплановые проверки, подвергает руководителей структур, заключивших контракт без проведения торгов, административному штрафу в размере 50 тысяч рублей и обращается с исковыми заявлениями в Арбитражный суд Республики Дагестан для принятия решения о расторжении контракта.

Так, вышеупомянутое УЖКХ города Махачкала расторгло незаконно заключенный контракт после того, как УФАС обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Дагестан.

Управлением выявлен еще один вид ухода от определения поставщика конкурентным способом.

После проведения торгов, в случае выигрыша аукциона нежелательным подрядчиком со значительным понижением начальной цены контракта, контракт расторгается по обоюдному согласию, мотивируя отсутствием финансирования на проводимые работы. Затем Заказчиком заключается инвестиционный контракт с «единственным инвестором», без проведения торгов, на право выкупа готового объекта по начальной максимальной цене контракта.