Решение в отношении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
30.05.2018
Управление:
Дагестанское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:
№ 3-07/2018

РЕШЕНИЕ

по делу №3-07/2018

 

г. Махачкала

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» мая 2018г.

В полном объеме решение изготовлено «29» мая 2018г.

 

Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее-Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии: Халлаевой Д.М.,

Членов Комиссии:

Саидова Ш.М.;

Магомедова М.Р.,

рассмотрев дело №3-07/2018 о нарушении антимонопольного законодательства, по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» возбужденного в отношении Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (367010,   Республика Дагестан, город Махачкала, улица Абубакарова, 117, ОГРН 1020502628442,  ИНН 0562046250) (далее – Минтруд РД), выразившееся ограничении конкуренции при проведении конкурса для предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание услуг в сфере социального обслуживания на дому (далее – услуга) в период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2019 года:

- на территории городской округ «город Хасавюрт» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год – 1600 человек, объем субсидии – 80 166, 240 тыс.рублей;

- на территории городской округ «город Кизилюрт» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 730 человек, объем субсидии – 36 575, 847 тыс.рублей.

- на территории городской округ «город Кизляр» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 485 человек, объем субсидии – 24 300,391 тыс.рублей.

- на территории муниципального образования «Бабаюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 940 человек, объем субсидии – 57 563,870 тыс.рублей.

- на территории муниципального образования «Казбековский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 1085 человек, объем субсидии – 66 443, 403 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кизилюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 860 человек, объем субсидии – 52 664, 817тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кизлярский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 550 человек, объем субсидии – 33 680, 988 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кумторкалинский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 410 человек, объем субсидии – 25 107, 645 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 2450 человек, объем субсидии – 150 033, 492 тыс. рублей,

в присутствии представителей Минтруда РД – ххх (доверенность от 21.02.2018г. №14-04/3-11/1142/18), ххх (доверенность от 21.02.2018г. №14-04/3-11/1142/18) и ххх (доверенность от 06.04.2018г. №14-04/3-11/2421/18), в присутствии представителя АНО «Путь к сердцу» - ххх (доверенность от 17.04.2018 б/н), и в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона о защите конкуренции, в отсутствии остальных лиц участвующих в деле (надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения дела)

 

УСТАНОВИЛА:

В ходе рассмотрения Дагестанским УФАС России в рамках компетенции обращения Председателя региональной общественной организации «Общественный контроль» ххх о нарушениях в деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Минтруд) при привлечении в социальную сферу некоммерческих организаций, поступившего из ФАС России, в действиях Минтруда РД выявлены признаки нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с чем, приказом Дагестанского УФАС России от 26.01.2018г. №13 в отношении Минтруда РД возбуждено дело №3-07/2018 по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 26.01.2018 рассмотрение дела №3-07/2018 было назначено на 21.02.2018.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 11 сентября 2017 года на официальном сайте Минтруда (http://www.dagmintrud.ru/info/konkurs-sonko/mintrud-rd-obyavlyaet-konkurs-nko/) размещена информация, а также проект договора о проведении конкурса для предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание услуг в сфере социального обслуживания на дому (далее – услуга) в период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2019 года:

- на территории городской округ «город Хасавюрт» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год – 1600 человек, объем субсидии – 80 166, 240 тыс. рублей;

- на территории городской округ «город Кизилюрт» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 730 человек, объем субсидии – 36 575, 847 тыс. рублей.

- на территории городской округ «город Кизляр» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 485 человек, объем субсидии – 24 300,391 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Бабаюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 940 человек, объем субсидии – 57 563,870 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Казбековский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 1085 человек, объем субсидии – 66 443, 403 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кизилюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 860 человек, объем субсидии – 52 664, 817тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кизлярский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 550 человек, объем субсидии – 33 680, 988 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Кумторкалинский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 410 человек, объем субсидии – 25 107, 645 тыс. рублей.

- на территории муниципального образования «Хасавюртовский район» Республики Дагестан. Количество обслуживаемых в год 2450 человек, объем субсидии – 150 033, 492 тыс. рублей.

Прием документов осуществляется: в течение пяти рабочих дней с 15 сентября 2017 г. по 21 сентября 2017г. (включительно), с 9.00 ч. до 18.00 ч., обеденный перерыв с 13.00 до 14.00 ч., выходные дни: суббота, воскресенье по адресу: г. Махачкала, ул. Абубакарова, 117, каб. № 303, т. 63-84-82 (внутр. 195).

Указанная информация, согласно официальному сайту Минтруда, размещена 11.09.2017. Доказательств размещения информации 22.09.2017 Заявителем не представлено и Дагестанским УФАС России не установлено.

Согласно протоколу №2 от 25.09.2017 заседания конкурсной Комиссии Минтруда (далее – протокол №2), на участие в Конкурсе поступила 1 (одна) заявка от следующей некоммерческой организации – Автономная некоммерческая организация социального обслуживания населения Республики Дагестан «Путь к сердцу».

Как следует из п.3.15 Порядка если к моменту рассмотрения конкурсной комиссией заявок была подана только одна заявка, конкурсная комиссия осуществляет оценку документов заявителя. В случае если документы заявителя соответствуют критериям, указанным в пункте 3.11 Порядка, договор заключается с указанным заявителем без проведения конкурса, при этом конкурс признается несостоявшимся.

Протоколом №2 конкурсной комиссией Минтруда Конкурс признан несостоявшимся в соответствии с п. 3.15 Порядка и принято решение о заключении договора с Автономной некоммерческой организацией социального обслуживания населения Республики Дагестан «Путь к сердцу».

Вместе с тем, по мнению Комиссии Дагестанского УФАС России, в действиях Минтруда РД выразившихся в объединении оказания услуг в сфере социального обслуживания на дому по 9 различным районам и городам расположенным на территории Республики Дагестан при проведении Конкурса усматриваются признаки ограничения конкуренции, так как оказание услуг в каждом районе или городе является отдельной услугой, не связанной с услугами по другим районам и городам.

Таким образом в указанных действиях Минтруда усматриваются признаки нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Представители Минтруда РД, явившиеся на рассмотрении дела пояснили, что в случае подачи участниками заявок на оказание услуг в отдельных районах и (или) городах, указанных в извещении о проведении Конкурса, то с каждым участником был бы заключен отдельный договор на оказание услуг в том районе и (или) городе на который была бы подана заявка участником.

21 февраля 2018 года в ходе рассмотрения дела №3-07/2018 Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела, в связи необходимостью получения дополнительных доказательств.

Определением от 21.02.2018, рассмотрение дела отложено на 27 марта 2018 года на 15 час. 00 мин.

Определением от 27.03.2018, рассмотрение дела было отложено на 25 апреля 2018 года на 15 час. 00 мин.

25 апреля 2018 года в рассмотрении дела №2-07/2018 был объявлен перерыв до 26 апреля 2018 года 11 час. 00 мин.

На рассмотрении дела №3-07/2018 представитель Минтруда РД ххх пояснила, что между Минтруда РД и АНО «Путь к сердцу» заключено соглашение о расторжении договора о предоставлении субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, оказывающей услуги в сфере социального обслуживания населения на дому от 29.09.2017.

Согласно пункту 1 Соглашения – стороны пришли к взаимному соглашению о расторжении договора о предоставлении субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, оказывающей услуги в сфере социального обслуживания населения на дому от 29.09.2017.

Согласно пункту 3 настоящее Соглашение вступает в силу с 29.12.2017 и является неотъемлемой частью Договора.

Как было установлено Комиссией Дагестанского УФАС России на участие в данном конкурсе была подана одна заявка – АНО «Путь к сердцу», с которой Минтрудом РД было принято решение о заключении договора как с единственным участником конкурса.

Между тем, ни Организатором конкурса, ни единственным участником конкурса, с которым было принято решение заключить договор (АНО «Путь к сердцу») Комиссии Дагестанского УФАС России не представлены доказательства представления в составе заявки на участие в конкурсе документов на обработку персональных данных.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии с п.3 ст.3 Закона о персональных данных под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

В соответствии со статьей 6 Закона о персональных данных обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона о персональных данных Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Также, в ходе рассмотрения дела №3-07/2018 Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что Организатором конкурса (Минтруд РД) в составе извещения о проведении указанного Конкурса не размещен проект договора на предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан.

Определением от 26.04.2018, рассмотрение дела 3-07/2018 было отложено на 15 мая 2018 года на 15 час. 30 мин.

Минтрудом РД на рассмотрение дела № 3-07/2018 были представлены согласия на обработку персональных данных персонала АНО «Путь к сердцу». При этом Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что в заявке, поданной АНО «Путь к сердцу» на участие в конкурсе отсутствуют доказательства, указывающие на то, что к заявке приложены согласия на обработку персональных данных.

В соответствии с п.3.4. Постановления 308 заявитель представляет в уполномоченный орган следующие документы:

а) заявку-обоснование на предоставление субсидии на оказание услуг в сфере социального обслуживания населения на дому (далее - заявка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;

б) пояснительную записку, включающую в себя информацию о перечне услуг, оказываемых заявителем, его филиалами, представительствами и юридическими лицами, создаваемыми заявителем в рамках действия пункта 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - хозяйственные общества), структуре организации, ее филиалов, представительств, хозяйственных обществ (при наличии), персональном составе работников по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, количестве дополнительных социальных услуг, оказываемых сверх Перечня, наличии общедоступных информационных ресурсов и иную информацию;

в) копии документов, подтверждающих образование и стаж работы (для руководителей организации, ее филиалов, представительств, хозяйственных обществ (при наличии);

г) копию документа, подтверждающего полномочия лица, представляющего документы, действовать от имени организации;

д) копию свидетельства о государственной регистрации организации и ее хозяйственных обществ (при наличии);

е) копию свидетельства о постановке на налоговый учет организации и ее хозяйственных обществ (при наличии);

ж) копию учредительных документов организации, ее филиалов, представительств, хозяйственных обществ (при наличии);

з) бланк банковских реквизитов с указанием счета организации для перечисления субсидии;

и) при наличии копию представленного в налоговый орган документа "Сведения о среднесписочной численности работников" организации и ее хозяйственных обществ (при наличии) за предшествующий календарный год с отметкой о принятии налоговым органом (в случае отправки сведений по почте прикладываются копии почтовых уведомлений об отправке; по электронной почте - протоколы входного контроля);

к) при наличии копии балансов, отчетов о прибылях и убытках и (или) налоговых деклараций организации и ее хозяйственных обществ (при наличии) за предыдущий год и последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом (в случае отправки отчетности по почте прикладываются копии почтовых уведомлений об отправке; по электронной почте - протоколы входного контроля);

л) оригинал справки об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам организации и ее хозяйственных обществ (при наличии) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, срок выдачи которой на момент представления документов не превышает 14 календарных дней;

м) выписки из Единого государственного реестра юридических лиц организации и ее хозяйственных обществ (при наличии), выданные не ранее чем за один месяц до момента представления в уполномоченный орган, либо копию такой выписки, заверенную нотариально или печатью заявителя и подписью руководителя или его уполномоченного лица;

н) информацию о распределении субсидии по направлениям расходов по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;

о) документы, подтверждающие оказание заявителем дополнительных социальных услуг сверх Перечня;

п) буклеты, брошюры, фотографии и иные материалы, подтверждающие наличие у заявителя общедоступных информационных ресурсов;

р) штатное расписание организации.

В соответствии с п.3.5. Постановления 308 если информация в документах, включенных в состав заявки на участие в конкурсе, содержит персональные данные, в состав заявки должны быть включены документы о согласии субъектов этих данных на обработку. В противном случае включение в состав заявки на участие в конкурсе информации, содержащей персональные данные, не допускается.

Вместе с тем, заявки АНО «Путь к сердцу» не содержала указания на то, что в ее состав были включены согласия субъектов персональных данных на их обработку.

Представитель АНО «Путь к сердцу» ххх представил на рассмотрении дела 3-07/2018 письмо в адрес Минтруда РД от 29.08.2017г., согласно которому АНО «Путь к сердцу» направляет перечень документов на участие в конкурсе для получения субсидий. В данном письме, среди перечня предоставляемых документов имеется и указание о предоставлении согласий на обработку персональных данных. При этом Комиссией Дагестанского УФАС России установлено, что в данном письме не указывается о приложении к нему, о количестве листов приложения, в связи с чем не представляется возможным достоверно установить, что документы, указанные в письме были представлены фактически. Представители Минтруда РД, присутствовавшие на рассмотрении дела 3-07/2018 также не смогли пояснить, какие документы были представлены с данным письмом, пояснив при этом, что данное письмо не было представлено в составе заявки и хранится в отдельной папке вне конкурсной документации.

По мнению Комиссии Дагестанского УФАС России, данное письмо не может являться доказательством предоставления данных согласий, поскольку в числе документов, приложенных к заявке АНО «Путь к сердцу» на участие в конкурсе данный документ с приложением к нему отсутствует.

Документы согласия субъектов персональных данных на их обработку включаются в состав заявки по утвержденной форме согласно приложению 1 (п.3.5. Постановления 308). Предоставление их отдельным сопроводительным письмом не предусмотрено Постановлением 308.

Кроме того, Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу о том, что объединив оказание услуг в сфере социального обслуживания на дому по 9 различным районам и городам, расположенным на территории Республики Дагестан при проведении Конкурса Минтруда РД совершило действия которые могли привести к ограничению доступа к участию в торгах потенциальных участников Конкурса (ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции), поскольку оказание услуг в каждом районе или городе является, по мнению Комиссии Дагестанского УФАС России, отдельной услугой, не связанной с услугами по другим районам и городам, а также создал единственному участнику Конкурса АНО «Путь к сердцу» преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

Таким образом, Минтрудом РД при проведении Конкурса был нарушен п.2 ч.1 и ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении доступа к участию в торгах потенциальных участников Конкурса, а также в создании единственному участнику Конкурса преимущественных условий участия в торгах.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела №3-07/2018, а также изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия Дагестанского УФАС России по рассмотрению дела №3-07/2018 о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о том, что в действиях Организатора торгов отсутствуют признаки нарушения частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Минтруда РД нарушение п.2 ч.1 и ч.2 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении порядка определения победителя при проведении Конкурса, в ограничении доступа к участию в торгах потенциальных участников Конкурса, а также в создании единственному участнику Конкурса преимущественных условий участия в торгах.

2. В связи с заключением соглашения о расторжении договора о предоставлении субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением, оказывающей услуги в сфере социального обслуживания населения на дому от 29.09.2017г., предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела №3-07/2018 уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                   Д.М. Халлаева

 

Члены Комиссии:                                              Ш.М. Саидов

 

М.Р. Магомедов

 

 

 

 

Исп. Магомедов М.Р.

Тел. 51-73-51