Решение №К-05/05 РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках от 22 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № К-05/05  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «16» марта 2017 года      г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «21» марта 2017 года  

                                                                           

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:  

- <…>

 

- <…>

- <…>;

 

- <…>;

 

 

- <…>

 

- <…>,

при участии:

от Заказчика: представителей Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области»                  <…> (распоряжение от 16.11.2016 № 656-к), <...> (доверенность от  16.03.2017 № 67-исх),

          в отсутствии представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива», уведомлено надлежащим образом, уведомление о рассмотрении жалобы от 13.03.2017 № 5-524 направлено по электронной почте по адресу: <…>, указанному Обществом с ограниченной ответственностью  «Перспектива» в жалобе  от 09.03.2017 № 02/5-364, поступило уведомление о прочтении уведомления от 13.03.2017  № 5-524,

          рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (<…>) на действия муниципального заказчика -  Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (<…>) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ»), в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1) (извещение от 14.02.2017 № 0178300000217000001), в соответствии с ч. 15 ст. 99,  ч. 8 ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ                        «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива»  (далее – ООО «Перспектива»)                                   (вход. от 09.03.2017  № 02/5-364) на действия муниципального заказчика -  Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» (далее – Заказчик, МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО») при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ»), в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1) (извещение от 14.02.2017 № 0178300000217000001).

          Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 

В своей жалобе ООО «Перспектива» сообщает следующее.

  1. В нарушение требований ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте муниципального контракта установлены не надлежащие условия оплаты работ.
  2. В нарушение требований ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте муниципального контракта установлено не конкретное значение объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
  3. В нарушение требований ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте муниципального контракта установлены условия изменения контракта не предусмотренные Законом о контрактной системе.
  4. В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в документации об электронном аукционе не надлежащим образом установлен срок действия контракта.

На основании вышеизложенного ООО «Перспектива» считает, что Заказчиком документация об аукционе в электронной форме составлена с существенными нарушениями Закона о контрактной системе.

 

          Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу                             ООО «Перспектива», в которых изложено следующее.

  1. Установленные условия в п. 2.8 проекта муниципального контракта регламентирует правоотношения сторон не только в период планирования, организации и проведения конкурсных процедур по определению подрядной организации, но и отношение сторон на весь период исполнения муниципального контракта.

Установив в проекте муниципального контракта условия, о том, что оплата Заказчиком выполненных и принятых работ производится Заказчиком по мере поступления денежных средств из бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, Заказчиком не исключается возможность в ходе исполнения муниципального контракта уменьшения главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приводящего к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных Заказчиком муниципальных контрактов, иных договоров.

В случае уменьшения в соответствии с п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения Заказчиком обязательств, вытекающих из заключенных муниципальных контрактов, иных договоров, в проекте муниципального контракта установлено, что сокращение количества товаров, объемов работ или услуг при снижении цены государственного (муниципального) контракта в соответствии с уменьшением согласно п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации ранее доведенных государственному или муниципальному заказчику как получателю бюджетных средств соответствующих лимитов бюджетных обязательств в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1090 «Об утверждении методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта».

Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.

  1. Свои доводы Заявитель основывает на выводах решения Арбитражного суда г. Москвы вынесенного в 2015 году не учитывая, что в соответствии с п. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций», утверждены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Проект муниципального контракта содержит в полном объеме и дублирует типовые условия, установленные в соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466 «Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.

  1. Проект муниципального контракта содержит соглашение по всем существенным (обязательным) условиям, в том числе в раз.10 проекта муниципального контракта установлены условия об ответственности Заказчика и генерального подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных вследствие непреодолимой силы.

Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.

  1. В проекте муниципального контракта установлен срок начала и окончания работ в соответствии со ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктами 3.2, 3.3 проекта муниципального контракта установлен срок начала работ по муниципальному контракту, а именно: с момента заключения муниципального контракта (начальный срок выполнения работ); срок окончания работ по муниципальному контракту установлен  до 31.08.2017 (конечный срок выполнения работ).

Соответственно срок действия банковской гарантии подлежит исчислению с 31.08.2017 года.

Таким образом, Заказчик считает доводы подателя жалобы в этой части не обоснованными.

          На основании вышеизложенного, Заказчик считает жалобу                                 ООО «Перспектива» необоснованной.

 

          В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика поддержали возражения на жалобу в полном объеме.

 

          В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав возражения Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.

         

          В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

20 января 2017 года заместителем начальника МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО» <…> издан приказ «О проведении открытого аукциона в электронной форме «Выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ)», в рамках реализации муниципального программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1)» № 3.

14 февраля 2017 года заместителем начальника МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО» <…> издан приказ «О внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об аукционе по  объекту закупки «Выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ)», в рамках реализации муниципального программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1)» № 5.

15 февраля 2017 года заместителем начальника МКУ «Управление ЖКХ мэрии города МО «Город Биробиджан» ЕАО» <…> утверждена Документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ)», в рамках реализации муниципального программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1) (далее – Документация)

15 февраля 2017 года с учетом всех изменений и продлений в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» по адресу                         http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0178300000217000001 и Документация, в которых указано следующее.

Наименование объекта закупки: «Выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ)», в рамках реализации муниципального программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1)».

Начальная (максимальная) цена контракта: 126 147 800,00 руб.

Дата и время начала подачи заявок: 15.02.2017 в 05 час. 11 мин.

Дата и время окончания подачи заявок: 09.03.2017 в 18 час. 00 мин.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.03.2017 на участие в электронном аукционе поступила 1 заявка от участника закупки под порядковым номером 1  - Общества с ограниченной ответственностью «АВТОСЕРВИС» (далее –                                ООО «АВТОСЕРВИС»).

Единой комиссией Заказчика заявка ООО «АВТОСЕРВИС» признана соответствующей требованиям установленными Документацией и Законом о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

I

 

  1. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

  Согласно ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 настоящей статьи

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона о контрактной системе  планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 10 ст. 21 Закона о контрактной системе).

В соответствии с ч. 12 ст. 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках

Заказчиком осуществляется закупка, согласно утвержденному                             плану-графику.

Согласно ч. 1 ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации               (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со ст. 711 настоящего Кодекса.

Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком (ч. 2 ст. 746 ГК РФ).

В п. 2.8 раздела 2 проекта муниципального контракта Заказчиком установлен порядок оплаты: «Оплата выполняемых и принятых Работ производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в соответствии с условиями настоящего Муниципального контракта, после сдачи Генеральным подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных документами в соответствии с п. 2.9 Муниципального контракта, с учетом коэффициента сложившегося в результате торгов (коэффициент определяется путем отношения ценового предложения Участника закупки к начальной (максимальной) цене контракта), по мере поступления денежных средств из бюджета на банковский счет Заказчика в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в течение 10 (рабочих) рабочих дней с момента приемки выполненных работ».

Таким образом, Заказчиком надлежащим образом исполнены требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы.

На основании изложенного, п. 1 жалобы ООО «Перспектива» не нашел своего подтверждения.

2. Частью 5 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Частью 6 ст. 30 Закона о контрактной системе установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном ч. 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в ч. 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчиком в п.п.п. 4.4.37.1 п.п. 4.4.37 п 4.4 раздела 4 проекта муниципального контракта установлено, что Генеральный подрядчик в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 15 процентов от цены Муниципального контракта.

Данное условие так же отражено в п.п. 1.9.4 п. 1.9  раздела I Документации и в п. 30 Информационной карты.

Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Таким образом, действия Заказчика не установившего в проекте муниципального контракта конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, п. 2 жалобы ООО «Перспектива» обоснован.

  1.  Частью 2 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой                                      и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и ст. 95 настоящего Федерального закона.

  Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией                                       о закупке и контрактом.

  В разделе 10 проекта муниципального контракта Заказчиком установлены обстоятельства непреодолимой силы, в том числе в п. 10.4 установлено: «Если                         в результате обстоятельств непреодолимой силы, Объекту был нанесен значительный, по мнению одной из сторон, ущерб, то эта сторона в установленном законом порядке обязана уведомить об этом другую в двухдневный срок. Далее Стороны обязаны обсудить целесообразность дальнейшего продолжения Работ и принять дополнительное соглашение с указанием порядка ведения работ, либо инициировать процедуру расторжения настоящего Муниципального контракта».

  Заказчиком порядок внесения изменений, дополнений в муниципальный контракт и его расторжения указан в разделе 13 проекта муниципального контракта, в том числе   в п. 13.7 указано, что при исполнении муниципального контракта изменений его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона о контрактной системе по соглашению сторон.

Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы.

На основании изложенного, п. 3 жалобы ООО «Перспектива» не нашел своего подтверждения.

  1. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Заказчиком в разделе 14 проекта муниципального контракта установлены требования к обеспечению исполнения Муниципального контракта, в котором установлено следующее, в том числе:

- п. 14.3. Исполнение Муниципального контракта может обеспечиваться банковской гарантией выданная банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков,  отвечающих установленным требованиям, для принятия банковских гарантий в целях налогообложения или внесением денежных средств на специальный счет Заказчика. Способ обеспечения исполнения контракта определяется победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, самостоятельно.

- п. 14.4. В случае если Генеральным подрядчиком определен способ исполнения контракта в форме банковской гарантии, выданной банком. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе.

- 14.5. Договор банковской гарантии должен вступить в силу не позднее даты заключения настоящего Муниципального контракта.

- 14.6. Срок действия банковской гарантии должен превышать не менее чем на 2 (два) месяца срок окончания Работ по Муниципальному контракту.

В п. 3.1 раздела 3 проекта муниципального контракта установлено, что настоящий Муниципальный контракт вступает в силу с момента его заключения, определенного в соответствии с ч. 8 ст. 70 Закона о контрактной системе с учетом ч. 10 ст. 112 Закона о контрактной систем, и действует до даты надлежащего выполнения Сторонами всех обязательств по настоящему Муниципальному контракту

При этом в п. 3.2, п. 3.3 раздела 3 проекта муниципального контракта установлены сроки начала и завершения работ, а именно: срок начала работ по Муниципальному контракту: начало выполнения работ с момента заключения Муниципального контракта (начальный срок выполнения работ); работы по Муниципальному контракту должны быть завершены и результат работ должен быть передан Заказчику до 31.08.2017 (конечный срок выполнения работ).

Таким образом, Заказчиком надлежащим образом исполнены требования ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода жалобы.

На основании изложенного, п. 4 жалобы ООО «Перспектива» не нашел своего подтверждения.

 

II

 

При проведении внеплановой проверки было установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

 

  1. Пунктом 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

  В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 4 подраздела «Требования к участникам» раздела «Преимущества и требования к участникам» извещения о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам аукциона, а именно: в соответствии с п. 2 Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99                 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе                                                 с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов  с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»), устанавливаются требования к участникам аукциона о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

         Информация об исчерпывающем перечне документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует.

                    При этом, Заказчиком в п.п.п. «а» п.п. 3 п. 31 Информационной карты установлены требования к содержанию и составу второй части заявки, которая в  соответствии с п. 2. Приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99  «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов»), должна содержать: копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.

Таким образом, в нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а именно: не указан перечень документов, подтверждающих соответствие участника аукциона в электронной форме дополнительным требованиям установленным              ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

  1. Пунктом 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

          Частью 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации                           об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

          Требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует

  При этом, в п. 26 Информационной карты Заказчиком установлено требование к участникам аукциона, а именно: об  отсутствие в предусмотренном Закон о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по нормам ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Основание: часть 21 статьи 112 Закона о контрактной системе).

           Таким образом, в нарушение требований п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.

  1. Частью 1 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование                               к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.

Частью  13 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется,  а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные  в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:

  1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

  2) не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

  Заказчиком в п.п. 4.1.8 п. 4.1 раздела IV Документации установлено, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;

2) непредставление или предоставление с нарушением условий, установленных настоящим Федеральным законом, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта;

3) изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок.

  На основании Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» п 3 ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе (изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок) утратил силу с 04.06.2014 года.

             Таким образом, в нарушение требований ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.п.п. 3 п.п. 4.1.8 п. 4.1 раздела IV Документации установлены условия возврата денежных средств, в качестве обеспечения заявок, а именно: изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок, что не предусмотрено Законом о контрактной системе.

  1. Частью 1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта

          Заказчиком в п.п. 5.4 раздела V Документации и в п. 25 Информационной карты предусмотрены условия изменения существенных условий контракта,                  а именно: уменьшение цены контракта на размер налоговых платежей при заключении контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя и иного занимающегося частной практикой лица. В случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, оплата такого контракта, если иное не предусмотрено настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта условия изменения контракта, противоречащие ст. 95 Закона о контрактной системе.

          Таким образом, в нарушение требований ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.п. 5.4 раздела V Документации и в п. 25 Информационной карты установлены случаи изменения контракта, противоречащие ст. 95 Закона о контрактной системе.

  1. Статье 3 Федерального закона от 29.12.2015 № 390-ФЗ  «О внесении изменений в Закон о контрактной системе»  установлено, что                                    ч. 6.1 ст. 34, ч. 1.1 ст. 95, ч.ч. 2.1 и 11 ст. 96 Закона о контрактной системе действует до 1 января 2017 года.

Заказчиком п. 25 Информационной карты установлены условия изменения контракта утратившие силу, а именно: «Изменения срока исполнения муниципального контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы работы, услуги, и (или) количества объема работ, услуг, предусмотренных муниципальным контрактом, срок исполнения которого завершается в 2016 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с Исполнителем новых условий муниципального контракта.

Таким образом, в нарушение требований ч. 1.1. ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком в п. 25 Информационной карты установлены условия изменения контракта утратившие силу.

  1. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта

На основании п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок, участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации                        счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж: при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено                  п.п. 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Согласно п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следовательно, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и не должны выставлять счета-фактуры с выделением сумм налога на добавленную стоимость.

На заседании Комиссии Еврейского УФАС России установлено, что в проекте муниципального контракта не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.

 

          На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А :

 

  1. Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Перспектива»  на действия муниципального заказчика -  Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» при осуществлении закупки для муниципальных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является выполнение работ по строительству многоквартирного дома (на условиях «под ключ»), в рамках реализации муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальном образовании «Город Биробиджан» Еврейской автономной области на 2013-2017 годы (лот 1) (извещение от 14.02.2017 № 0178300000217000001) признать обоснованной в части 2 пункта  жалобы.
  1. Признать муниципального заказчика – Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» нарушившим требования Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно:
    1. Части 6 статья 30 (пункт 2 раздел I настоящего решения);
    2. Пункта 6 части 5 статьи 63 (пункт 1 раздел II настоящего решения);
    3. Пункта 6 части 5 статьи 63 (пункт 2 раздел II настоящего решения);
    4. Части 13 статьи 44 (пункт 3  раздел II  настоящего решения);
    5. Части 1 статьи 95 (пункт 4 раздел II настоящего решения);
    6. Части 1.1 статьи 95 (пункт 5 раздел II настоящего решения);
    7. Части 13 статьи 34 Закона о контрактной систем (пункт 6 раздел II настоящего решения)
  2. Выдавать муниципальному заказчику - Муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области» предписание для устранения нарушений требований  Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанного в п.п. 2.1 п. 2 настоящего решения.
  3.   В связи с тем, что выявленные нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указанных в п.п. 2.2-2.7 п. 2 настоящего решения, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание не выдавать.

5.  В соответствии с требованиями ст. 107 Федерального закона от 05.04.2013  № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

   

Председатель комиссии                                                                                          <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                     <…>

 

                                                                                                                        <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны