РЕШЕНИЕ по делу о нарушении законодательства о закупках

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
12.04.2018
Управление:
Еврейское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ № К-08-05/18
Номер дела:
№ № К-08-05/18

РЕШЕНИЕ

по делу № К-08-05/18  о нарушении законодательства о закупках

 

Резолютивная часть решения  объявлена  «26» марта 2018 года      г. Биробиджан

В полном объеме   решение  изготовлено «28» марта 2018 года  

                                                                           

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Еврейского УФАС России)  в составе:

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:  

- <…>

 

- <…>

 

- <…>;

 

- <…>;

 

 

- <…>

 

 

- <…>;

при участии от Заказчика: представителей Государственного предприятия Еврейской автономной области «О…» <…> (приказ от 29.12.2017 № 49-Л), <…> (доверенность от 22.03.2018 № 722),  <…> (доверенность от 22.03.2018 № 723),

          в отсутствии представителей Заявителя: Общества с ограниченной ответственностью «И…», уведомлено надлежащим образом, уведомление о рассмотрении жалобы от 20.03.2018 № 5-447 направлено по электронной почте по адресу: <…>, указанному Обществом с ограниченной ответственностью  «И…» в жалобе  от 16.03.2018 № О0020  (вход. от 19.03.2018 № 02/5-447), согласно телефонограмме от 22.03.2018 б/н уведомление о рассмотрении жалобы от 20.03.2018 № 5-447 Обществом с ограниченной ответственностью  «И…» получено,

          рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «И…» (<…>)  на действия государственного заказчика - Государственного предприятия Еврейской автономной области «О…» (<…>) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка угля для котельных, эксплуатируемых Государственным предприятием «О…» в Облученском районе (извещение                     от 02.03.2018  № 0578200000518000012), в соответствии с ч. 15 ст. 99,  ч. 8                      ст. 106 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014  № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «И…»  (далее – ООО «И…», Заявитель)                                                   от 16.03.2018 № О0020 (вход. от 19.03.2018 № 02/5-447) на действия государственного заказчика - Государственного предприятия Еврейской автономной области «О…» (далее – ГП ЕАО «О…», Заказчик) при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка угля для котельных, эксплуатируемых ГП ЕАО «О…» в Облученском районе (извещение от 02.03.2018 № 0578200000518000012).

          Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»                      (далее – Закон о контрактной системе).

В своей жалобе ООО «И…» сообщает, что Заказчиком в Техническом задании документации о проведении электронного аукциона установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Включение Заказчиком в Техническое задание документации о проведении электронного аукциона требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.

На основании вышеизложенного ООО «И…» считает, что Заказчиком документация об аукционе составлена с нарушением п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.

 

Заказчиком представлены письменные возражения от 22.03.2018                             № 709/1 на жалобу Заявителя, в которых изложено следующее.

При разработке документации о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, исходя из потребностей в целях обеспечения качественного, современного сопровождения деятельности предприятия. При формировании описания объекта закупки в Техническом задании документации о проведении электронного аукциона Заказчиком указаны функциональные, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, которые не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из изложенного, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.

При описании объекта закупки Заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, указаны значимые для Заказчика функциональные, технические, качественные характеристики товаров.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Уголь - это вид ископаемого топлива, который образуется из частей древних растений под землей без доступа кислорода.

В угле различают четыре его типа, в зависимости от степени преобразования и удельного количества углерода: графиты, антрациты, каменные угли, бурые угли (лигниты).

С целью рационального промышленного применения угля, установлена его маркировка. Угли подразделяются на марки и технологические группы,                  в основу такого подразделения входят параметры, которые характеризуют поведение угля в процессе термического на него воздействия. Различают следующие марки угля: А - антрациты; Б - бурые; Г - газовые;                                      Д - длиннопламенные; Ж - жирные; К - коксовые; ОС- отощённо - спекающиеся; Т - тощие.

По размеру получаемых при добыче кусков, каменный уголь классифицируется на: П - (плита) более 100 мм; К - (крупный) 50 - 100 мм;                 О - (орех) 25 - 50 мм; М - (мелкий) 13-25 мм; С - (семечка) 6-13 мм;                            Ш - (штыб) 0-6 мм; Р - (рядовой) шахтный 0 - 200 мм , карьерный 0 - 300 мм.

Согласно подпункта 4.2.3 ГОСТа 3073-2001 «Котлы водогрейные РФ теплопроизводительностью от 0,1 до 4,0 МВт общие технические условия»                  в эксплуатационных нормативных    документах должны содержаться технические характеристики котла, указания по монтажу и эксплуатации.

Технические характеристики должны включать, как минимум, следующие данные: виды топлива; номинальную теплопроизводительность (диапазон теплопроизводительности) на всех видах топлива; температуру уходящих газов при номинальной и минимальной теплопроизводительности; выбросы вредных веществ (СО, NO*) и твердых частиц (для котлов на твердом топливе); коэффициент избытка воздуха; требуемое разрежение за котлом; аэродинамическое сопротивление (для котлов под наддувом - номинальное давление в топке); гидравлическое сопротивление при перепаде температур воды 10 - 25 °С с указанием конкретного значения перепада температур, которому соответствует приведенное гидравлическое сопротивление (предпочтительными являются перепады температур 10 и 20 °С); массовый расход уходящих газов при номинальной и минимальной теплопроизводительности: класс котла; КПД; максимальное рабочее давление воды; максимальную температуру воды; диапазон работы регулятора температуры воды; минимальную температуру воды на входе в котел; присоединительные размеры по водяному тракту и патрубка уходящих газов; объем воды; размеры и объем топки (для котлов на газе); присоединительное давление топлива (для котлов на газе и жидком топливе); род и напряжение электропитания, степень защиты; установленную мощность токоприемников в пределах котла; срок службы.

Указанная техническая характеристика закупаемого товара (угля) на основании паспортных данных котлов, эксплуатируемых ГП ЕАО «О…», соответствует оптимальным режимам работы котлов и обеспечение качественного, своевременного сопровождения деятельности предприятия.

От качества и характеристик топлива напрямую зависят показатель коэффициента полезного действия котла и стабильность работы всей отопительной котельной, а именно:

Низкая калорийность - перерасход топлива;

Высокий процент золы - увеличение отложений золы на поверхностях нагрева котла, что снижает коэффициент полезного действия котла, а также расход средств на транспортировку золы;

Высокий процент содержание серы - увеличение выбросов вредных веществ в атмосферу;

Высокий процент влажности - снижение коэффициента полезного действия котла;

Высокий процент массовой доли мелочи - недожог топлива по причине большой степени провала через колосниковую решетку топочного устройства, удалением со шлаком и уносом недогоревших частиц топлива из топки котла;

Высокий процент массовой доли минеральных примесей - увеличение образования золы в виде сыпучей массы или сплавленных кусков (шлака).

Уголь это вид товара, который подлежит обязательной сертификации согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 05.06.2000               № 32 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации угля». Подпункт 3.5.2. пункта 3.5. данных Правил гласит, что при обязательной сертификации угля необходимо провести идентификацию продукции с целью подтверждения классификации по генетическим и технологическим параметрам, ГОСТ 19242 «Угли бурые, каменные и антрациты. Классификация по размеру куска», ГОСТ 28663 «Угли бурые (Угли низкого ранга). Кодификация» (для бурых углей), ГОСТ 30313 «Угли каменные и антрациты (Угли среднего и высокого рангов). Кодификация» (для каменных углей и антрацитов); назначения.

Таким образом, принимая решение подать соответствующую заявку на участие в вышеуказанном электронном аукционе, участник закупки должен обладать информацией о поставляемом товаре.

Отсутствие данной информации в наличии участника закупки не может ограничивать заказчика в осуществлении закупки товара, отвечающего его потребностям.

Кроме того, предметом данного электронного аукциона является поставка товара.

Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Требования Заказчика к поставляемому товару не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку угля.

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что установленные Заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика поддержала возражения на жалобу в полном объеме.

 

          В результате проведения правового анализа представленных документов, внеплановой проверки, заслушав возражения представителей Заказчика, Комиссией Еврейского УФАС России установлено следующее.

          В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе, указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

01 марта 2018 года генеральным директором ГП ЕАО «О…» издан приказ № 42 «Об осуществлении закупки на поставку угля для котельных, эксплуатируемых ГП ЕАО «О..» в Облученском районе».

02 марта 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке                                       АО «ЕЭТП» по адресу https://www.roseltorg.ru  Заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0578200000518000012 и документация об аукционе в электронной форме на поставку угля для котельных, эксплуатируемых ГП ЕАО «О…» в Облученском районе (далее – Документация), в которых указано следующее.

Наименование объекта закупки: «Поставка угля для котельных, эксплуатируемых ГП ЕАО «О…» в Облученском районе».

Начальная (максимальная) цена контракта: 8 381 235,93 руб.

          Согласно протоколу рассмотрения  единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.03.2018 б/н по окончании срока подачи заявок               на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка от участника закупки под порядковым № 1 (АО «С…»).    В соответствии с требованиям Закона о контрактной системе, Единая комиссия рассмотрела первую и вторую часть заявки АО «С…» и приняла единое решение о соответствии заявки требованиям установленным Документацией.

 

Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как следует из вышеизложенного, при описании объекта закупки заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, а именно при описании объекта закупки заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона                              от 02.03.2018 № 0578200000518000012 Заказчиком осуществляется закупка угля, который является специфическим товаром, а именно уголь является ископаемым видом топлива и не является товаром технологического процесса.

В Техническом задании Документации Заказчиком установлены требования к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара - угля бурого марки 3БР:

- Низшая теплота сгорания, рабочее состояние от 4000 до 4500;

- Зола в рабочем состоянии от 5 до 8,5%;

- Массовая доля общей влаги в рабочем состоянии  от 30 до 35%;

- Выход летучих веществ - не более 48 %;

- Содержание серы - не более 0,3%;

- Массовая доля мелочи - не более 15%;

- Массовая доля минеральных примесей - не более 2%.

Согласно ГОСТу 33130-2014 «Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Номенклатура показателей качества», установленные Заказчиком в Техническом задании Документации требования к поставляемому товару, относятся к  показателям качества угля.

В заседании Комиссии Еврейского УФАС России представители Заказчика пояснили, что указанные в Техническом задании Документации требования к поставляемому товару обусловлены потребностями Заказчика,                  в частности для оптимальной и стабильной работы котлов и обеспечения качественного, своевременного сопровождения деятельности предприятия.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Подпунктом б) п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

При этом, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Согласно п. 3 Письма  ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16                           при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Пунктом 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16  указывается на возможность ограничения доступа участникам закупки установлением заказчиком требований к химическому составу и показателям технологии производства.

Заказчиком в п.п. 2.1 п. 2 р. II Документации установлены требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе, которая должна содержать: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (предельные значения показателей поставляемого товара указаны в таблице, приведенной в п. 1 р. V «Техническое задание» настоящей документации), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, Заказчиком в п.п. 2.1 п. 2 р. II Документации установлены требования по предоставлению в первой части заявки участниками закупки конкретных показателей в отношении качественных показателей поставляемого товара.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ                   «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (далее – Закон № 81-ФЗ) в целях обеспечения качества угля (горючих сланцев) и повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, экологической безопасности при использовании угля (горючих сланцев) разрабатываются в установленном порядке национальные стандарты и стандарты организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) на уголь, горючие сланцы и продукты их переработки.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 81-ФЗ подтверждение соответствия угольной продукции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

На основании Постановления Госстандарта Российской Федерации                от 05.06.2000 № 32 «Об утверждении и введении в действие Правил проведения сертификации угля» уголь подлежит обязательной сертификации.

Таким образом, принимая решение подать заявку на участие в закупке, участник закупки должен обладать информацией о качественных показателях поставляемого товара.

На заседание Комиссии Еврейского УФАС России Заявителем                                   не представлено документальных доказательств, подтверждающих доводы Заявителя об установлении Заказчиком в Документации показателей, которые       не могут быть представлены участниками закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии Еврейского УФАС России Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения Технического задания Документации не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Технического задания Документации.

Учитывая, что участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям Документации и удовлетворяющий потребностям Заказчика, требования Заказчика к поставляемому товару                                   не приводят и не могут привести к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в электронном аукционе на поставку угля.

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что установленные Заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

На основании изложенного, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу, что Документация Заказчика разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчика и  специфики его деятельности.

Поскольку Заявителем доказательств, свидетельствующих об ограничении доступа участников закупки не представлено, Комиссия Еврейского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

Р Е Ш И Л А:

 

          Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «И…» на действия государственного заказчика - Государственного предприятия Еврейской автономной области «О…» при осуществлении закупки для государственных нужд, путем проведения электронного аукциона, объектом которого является поставка угля для котельных, эксплуатируемых Государственным предприятием ЕАО «Облэнергоремонт» в Облученском районе (извещение от 02.03.2018                      № 0578200000518000012) признать необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                          <…>

 

Члены комиссии:                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                             <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Еврейской автономной области.