Доклад Хабаровского УФАС России о правоприменительной практике за 2 квартал 2018 года

Тип документа:
Доклады
Дата публикации:
01.06.2018
Управление:
Хабаровское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер документа:
№ б/н
Номер дела:

Доклад Хабаровского УФАС России для публичных обсуждений правоприменительной практики за II квартал 2018 года

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

Во II квартале 2018 года общее количество возбужденных дел и признанных фактов нарушений составляет: 2 решения и 2 предписания.

Во II квартале 2018 года рассмотрено 26 заявлений, материалов о нарушении антимонопольного законодательства.

Из них по статьям Закона «О защите конкуренции»:

статья 10 – 17 заявления.

статья 11 – 9 заявлений.

Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

Общее количество возбужденных во II квартале 2018 года дел – 2; признанных фактов нарушений во II квартале 2018 года – 2, выдано предписаний во II квартале 2018 года – 2.

Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

Во II квартале 2018 года дел по признакам нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции, не рассматривалось.

Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

Во II квартале 2018 года заявлений и дел по признакам нарушения ст. 111 Закона о защите конкуренции, не рассматривалось.

Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

Во II квартале 2018 года решений о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, не принималось.

Практика направления предостережений

Во II квартале 2018 года предостережения в письменной форме должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России не направлялись.

Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

Во II квартале 2018 года материалы в органы МВД не передавались.

Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

Во II квартале 2018 года заявлений и дел не рассматривалось, проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети во II квартале 2018 года не проводились.

Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

Во II квартале 2018 года за нарушение статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, вынесено 4 постановления, начислено административных штрафов на сумму 458,1 тыс. руб.

Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период возбуждено 3 дела, с подтверждением факта 1. Нарушение антимонопольного законодательства выявлено в сфере ЖКХ (рынок управляющих организаций). Нарушение со стороны администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» выразилось в непроведении в установленный срок открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на территории городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» по лотам 153-168, 170 (факт нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Аналогичные признаки нарушения Закона о защите конкуренции установлены в бездействии администрации Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, в связи с чем также выдано предупреждении.

Войсковой части 6767 войск национальной гвардии выдано предупреждение в связи с наличием в действиях признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении 15.12.2017 с ООО «Дальневосточная проектировочная компания» без проведения конкурса договора №41-17 управления многоквартирными домами, расположенными по ул. Ивана Маслова, №№1,2,3,4,5, в с. Сосновка.

За отчетный период управлением подано три иска в Арбитражный суд Хабаровского края о признании договоров аренды имущества, являющегося муниципальной собственностью недействительными (Администрация Эльбанского городского поселения, Администрация Горненского городского поселения, администрация городского поселения «Рабочий поселок Солнечный»).

Нарушение явилось в заключении договоров аренды, путем передачи муниципального имущества как преференция, для организации тепло-водоснабжения, тогда как имущество подобного характера в соответствии с действующим законодательством должно передаваться путем заключения концессионного соглашения. Арбитражным судом Хабаровского края иски удовлетворены в полном объеме.

В связи с наличием в действиях Территориального органа Росздравнадзора по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предъявлении незаконного требования о наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов у генерального директора ООО «Хабаровский офис «Стома-Денталь» и его заместителя, повлекшее необоснованное признание общества нарушившим подпункт «и» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1081, пункт 8 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных приказом Минздрава России от 31.08.2016 № 646н, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю выдано предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем отмены пункта 3 предписания от 08.09.2017 №83/1 в части требования к обязательному наличию высшего или среднего фармацевтического образования и сертификатов специалистов у генерального директора ООО «Хабаровский офис «Стома-Денталь» и его заместителя. Предупреждение исполнено.

Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

Возбуждено 7 дел по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, установлено 4 факта нарушения антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен, запросу предложений.

В действия администрации городского поселения «Рабочий поселок Охотск» Охотского муниципального района Хабаровского края при проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами признано нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции. Указанное нарушение выразилось:

- в объединении в одном лоте 199 домов, расположенных в разных районах п. Охотск,

-в неуказании в извещении и в конкурсной документации по категориям 1, 3, 4 площади жилых помещений, по всем категориям количества квартир, площади нежилых помещений и помещений общего пользования, видов благоустройства, серии и типа постройки, площади земельных участков, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах,

-в неуказании в приложении №1 к конкурсной документации в акте о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом конкурса, информации о выставленных на конкурс домах,

-в неуказании в извещении и конкурсной документации порядка проведения осмотров и графика осмотров заинтересованными лицами и претендентами объекта конкурса.

По возбужденным ранее делам принято два решении о признании ФГУП «Главное военно-строительное управление №6» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупок у единственного поставщика на поставку аккумуляторных батарей для автомобильной и строительно-дорожной техники, фильтров для проведения технического обслуживания техники, выполняющей работы по строительству объекта «Космодром Восточный». Технический комплекс площадка 2.

Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

Основными видами торгов отдельными видами юридических лиц приходится на закупку товаров работ, услуг для нужд оборонных предприятий предоставление услуг по охране, поставка автомобильных масел, топлива, оказание услуг культурно массовых мероприятий.

В отношении обязательных торгов основную часть составляет торги на право заключения отбора управляющих организации (нарушение порядка проведения конкурса, а именно отбор победителя), проведение аукционов на предоставление земельных участков (отсутствие сведений в документации об технических условиях подключения).

По результатам рассмотрения жалоб на действия органов власти при проведении земельных аукционов основным нарушением является отсутствие в аукционной документации в отношении предлагаемых в аренду земельных участков сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, не установлен размер платы за присоединение к сетям коммунально-бытового снабжения., жалоба признана обоснованной. Такие действия признаются нарушением статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выдаются предписания об аннулировании торгов. В основной доли органами власти такие предписания исполняются. Одно из аналогичных решений обжаловано в суд. В требованиях Администрации отказано.

Согласование преференций

Рассмотрено 10 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, согласовано – 5, отказано – 2, в остальных случаях заявления возвращены или находятся в стадии исполнения.

Рассмотрено 6 заявлений заказчиков о внесении сведений об участниках закупок о включении в реестр недобросовестных поставщиков(3 факта подтверждено), о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций, в связи с уклонением от заключения договора на проведение капитального ремонта (все факты не подтверждены).

Пресечение недобросовестной конкуренции

За второй квартал 2018 года в управление поступило 8 заявлений по фактам недобросовестной конкуренции, по итогам рассмотрения которых по 5 заявлениям отказано в возбуждении дела.

При рассмотрении двух заявлений установлены признаки нарушения статьи 14.8 ФЗ «О защите конкуренции», а именно: нарушение АО «СОГАЗ» законодательно установленного порядка расчета страховой премии при участии в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств.

Выдано два предупреждения страховой компании. Одно предупреждение исполнено, второе в стадии исполнения.

По заявлению АО «ВИНЛАБ» возбуждено и рассмотрено дело в отношении ООО «Марта» в связи с использованием обозначения ВИНЛАВ, сходного до степени смешения с комбинированным товарным знаком - ВИНЛАБ, на баннере, размещенном на наружной стене магазина «Машенька» (г. Амурск) при осуществлении хозяйственной деятельности.

В рассматриваемом случае использованное ООО «Марта» графическое изображение совпадает во всех элементах с графическим изображением зарегистрированного товарного знака АО «ВИНЛАБ», что признается имеющим сходство до степени смешения.

Необходимо отметить, что АО «ВИНЛАБ» имеет более 60 магазинов на территории Хабаровского края, в том числе один в г. Амурске с одноименным наименованием - ВИНЛАБ.

В связи с чем, указанный бренд известен широкому кругу потребителей.

В связи с неисполнением предупреждения, выданного в феврале 2018 года, в отношении ИП Храмова, выполняющего перевозки по маршруту № 4, возбуждено дело по признакам нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 14.2. ФЗ «О защите конкуренции: введение конкурсной комиссии в заблуждение, путем размещения в составе заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок недостоверных сведений о характеристиках транспортных средств, предлагаемых к осуществлению регулярных перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам.

Надзор рекламной деятельности

Во втором квартале 2018 года поступило 36 заявлений, по итогам рассмотрения которых:

отказано в возбуждении дела - 11;

возбуждено 7 дел по нарушению рекламного законодательства;

на рассмотрении – 9 заявлений;

передано по подведомственности- 3;

отказано в согласовании рекламы - 6.

Всего управлением возбуждено 24 дела:

12 дел - по статье 5 ФЗ «О рекламе»;

1 дело - по статье 27 ФЗ «О рекламе»;

7 дел – по статье 18 ФЗ «О рекламе»;

5 дел - по статье 28 ФЗ «О рекламе»,

по которым:

принято 12 решений о признании факта нарушения,

выдано 8 предписаний,

вынесено 12 предупреждений,

вынесено 4 постановления на сумму 506 000 рублей.

Рассмотрение жалоб участников закупок

На Ваше письмо от 10.05.2018 №713-15-2018/498 об очередном заседании межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики сообщаем следующее.

За 1 квартал 2018 года и истекший период 2 квартала 2018 года в Управление поступило 96 жалоб участников закупок на действия (бездействия) государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных органов и их комиссий.

32% из числа рассмотренных жалоб признано обоснованными либо частично обоснованными.

Иллюстрация указанных статистических данных свидетельствует о незначительной доле обоснованных жалоб из общего количества поступивших.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства о контрактной системе являются факты формирования документации,

- описание объекта закупки не соответствующие требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе,

- предъявление к участником закупки требований, не предусмотренных действующим законодательством, либо, наоборот, не предъявление обязательных в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе требований.

Административная ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе

За 2 квартал 2018 года Хабаровским УФАС России рассмотрено 77 дел об административных правонарушениях в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Большое количество из рассмотренных дел возбужденно органами прокуратуры и передано на рассмотрение в Хабаровское УФАС России.

По результатам рассмотрения указанных дел выдано 41 постановления о наложении административных штрафов.

Следует отметить, что основная масса дел сводится к нарушениям порядка размещения в ЕИС информации, обязательной к размещению в силу Закона о контрактной системе.

Формальные нарушения требований Закона относительно сроков размещения информации имеют своим результатом наложение административных штрафов.

Значительно в этом году выросло количество правонарушений, связанных с неправомерным изменением существенных условий государственных и муниципальных контрактов при их исполнении, а также с несвоевременной оплатой указанных контрактов.

Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

Помимо работы с государственными и муниципальными заказчиками, Хабаровское УФАС России проводит внеплановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов – участников закупок – кандидатов на включение в реестр недобросовестных поставщиков.

За 2 квартал 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило 30 обращение государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр поставщиков, уклоняющихся от заключения государственного (муниципального) контракта, либо ненадлежащим образом исполняющих договорные обязательства по заключенным контрактам.

Из них, в 11 случаях указанные обращения удовлетворены.

При этом, необходимо отметить, что количество нарушений в части соблюдения порядка одностороннего отказа от исполнения контракта значительно уменьшилось по сравнению с предыдущими периодами.

Изменения в Закон о контрактной системе с 01.07.2018

1. Внесли изменения в часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе. В действующей с 1 июля 2018 года часть будет звучать: «Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, за исключением закупок, которые осуществляются в соответствии с частями 2, 4 - 6 статьи 55, частью 4 статьи 55.1, частью 4 статьи 71, частью 4 статьи 79, частью 2 статьи 82.6, частью 19 статьи 83, частью 27 статьи 83.1 и частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона и при которых внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в соответствии с частью 15 настоящей статьи».

То есть введены исключения из общего правила о публикации извещений не ранее чем через 10 дней со дня внесения изменений в план-график для случаев:

- Повторный конкурс или новая закупка, когда конкурс не состоялся;

- Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда повторный конкурс не состоялся;

- Новая закупка или повторный конкурс, когда двухэтапный конкурс не состоялся;

- Запрос предложений в электронной форме или новая процедура, когда не состоялся электронный конкурс. При этом сроки подачи заявок на электронный конкурс уже продлевали;

-Запрос предложений по пункту 8 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ или другая закупка, когда электронный аукцион не состоялся;

- Повторная закупка, когда заказчик продлил срок подачи заявок на запрос котировок, но заявок не поступило;

- Новая закупка, когда электронный запрос котировок не состоялся. При этом сроки подачи заявок на электронный запрос котировок уже продлевали;

- Повторный запрос предложений, когда на первую закупку не поступило заявок;

- Новая закупка, когда электронный запрос предложений не состоялся;

- Закупка у единственного поставщика.

2. Главное новшество – заказчики обязаны проводить на электронных площадках все конкурентные закупки. Предусмотрен переходный период – с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года. Также скорректировали правила, по которым проводят конкурентные закупки.

Теперь проводить закупки заказчики будут в электронной форме. Для этого ввели новые статьи в Закон № 44-ФЗ и внесли правки в действующие.

24.1

Особенности электронной процедуры

54.1–54.7

Открытый конкурс в электронной форме

55.1

Признание открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся

56.1

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

57.1

Двухэтапный конкурс в электронной форме

82.1–82.6

Запрос котировок в электронной форме

83.1

Запрос предложений в электронной форме

83.2

Контракт по результатам электронной процедуры

84.1

Закрытые способы закупок в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные формы процедур, а с 1 января 2019 года – обязаны закупать продукцию только электронными процедурами.

Закупать не в электронной форме можно только в исключительных случаях:

  • закупки заказчиками за рубежом;
  • запросы котировок для скорой медпомощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан;
  • предварительный отбор участников закупки или запрос котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
  • закрытые способы закупки;
  • закупки у единственного поставщика;
  • закупки согласно решениям Правительства.

Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках.

Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки.

Одно из обязательных требований электронной закупки – стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

Операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе установить с 1 июля 2018 года.

3. Изменены правила открытого конкурса. Из статьи 48 Закона № 44-ФЗ убрали фразу, что заказчик проводит открытый конкурс во всех случаях, кроме исключений. Также убрали норму о том, что заявку участники вправе подать в форме электронных документов. Статьи, где упоминались заявки в электронной форме, тоже скорректировали.

В нормы о заявке внесли четыре основные корректировки:

  1. В заявке все участники указывают почтовый адрес, а не только юрлица, как было ранее.
  2. В заявке участник представляет документы, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму. Если участник не представит документы, заявку приравнивают к предложению с иностранным товаром, работами или услугами иностранных лиц.
  3. Страну происхождения товара участник указывает, только когда заказчик установил в извещении и документации условия, запреты, ограничения допуска иностранных товаров.
  4. Каждый том заявки должен содержать опись.

Дополнили статью о причинах отклонить конкурсную заявку. Заявку нужно отклонить, если участник не представит обеспечение заявки или если отказ предусмотрен НПА в рамках нацрежима.

Убрали требование, что к протоколу рассмотрения и оценки заявок единственной заявки заказчик обязан приложить предложение участника по объекту закупки, цену единицы, наименование страны происхождения товара.

4. С 1 июля 2018 года утрачивают силу нормы Закона № 44-ФЗ, которые регламентируют документооборот и порядок заключения контракта при электронном аукционе. Это связано с тем, что теперь в законе есть отдельная статья по электронным закупкам (ст. 24.1, 60 и 70 Закона № 44-ФЗ).

Скорректировали порядок подачи заявки на аукцион. В первой части заявки участник представляет согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях документации. Добавили, что согласие подают через электронную площадку. Допустим, закупаете товары или работы и услуги, для которых участник использует товар. Тогда в первой части участник прописывает:

  • страну происхождения товара, только если заказчик применяет нацрежим;
  • конкретные показатели товара и товарный знак при наличии. Информацию включают в заявку, если в документации нет товарного знака или если участник предлагает товар с товарным знаком, отличным от товарного знака из документации.

Во второй части почтовый адрес указывают все участники, а не только юрлица, как было раньше. Если во второй части участник не представит документы по нацрежиму, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Добавили еще одно основание, когда оператор вернет заявку – если сведения об участнике есть в РНП. Условие – заказчик ограничил в документации о закупке участников из РНП.

Изменили срок, в который заказчик рассматривает первые части заявок. Рассмотреть заявки нужно в течение одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок. Правило действует, когда НМЦК меньше 3 млн руб.

Протокол о рассмотрении первых частей теперь включат дополнительное условие – наличие среди предложений участников иностранных товаров, работ или услуг иностранных лиц. Эти сведения в протоколе пишут при закупках с нацрежимом.

Шаг не может составлять меньше 100 руб. Величина снижения НМЦК осталась прежней – от 0,5 процента до 5 процентов.

5. В котировочной заявке участник пишет почтовый адрес. Помимо предложения о цене контракта, нужно прописать предложение о цене каждого наименования товара. Также в составе заявки участник представляет декларацию о том, что отвечает требованиям пунктов 3–9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Если участник не представит документы, которые предусмотрены в рамках нацрежима, заявку приравняют к заявке с иностранными товарами, работами, услугами иностранных лиц.

Результаты рассмотрения и оценки заявок комиссия заказчика оформляет протоколом. В протокол дополнительно включают наименования и характеристики товара, который поставляют участники.

 

  1. С 1 июля 2018 года нельзя проводить запрос предложений, когда не состоялся повторный электронный аукцион. Запрос предложений заказчик вправе провести, только если не состоялся повторный конкурс (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Присутствовать на вскрытии конвертов вправе не только участники, но и представители. Когда конверты вскрывают, комиссия объявляет место, дату и время вскрытия, название или Ф. И. О., почтовый адрес участника. Комиссия озвучивает, есть ли сведения и документы, которые предусмотрены документацией, условия исполнения контракта. Перечисленную информацию комиссия вносит в протокол проведения запроса предложений.

Дополнили причины, когда комиссия должна отстранить участника:

  • заявка не отвечает извещению;
  • участник представил недостоверную информацию;
  • в случаях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами по нацрежиму.

Добавили правило, что окончательное предложение участника запроса предложений не может ухудшать условия из заявки. Если участник нарушит это правило, окончательное предложение заказчик отклоняет. В этом случае окончательным считают предложение из заявки.

 

  1. Расширили перечень случаев, когда заказчики вправе проводить закрытые закупки. С 1 июля 2018 года закрытые процедуры вправе проводить:
  1. федеральные органы исполнительной власти с функциями по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности страны;
  2. государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, которые подведомственны заказчикам из пункта 1.

Перечень органов, учреждений и предприятий утверждает Правительство.

 

  1. Уточнили перечень закупок у едпоставщика. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком, когда:
  • не состоялся запрос котировок на закупку товаров, работ, услуг для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недостаточно продукции, которую купили запросом котировок для гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС. Недостающий объем заказчик вправе купить у едпоставщика (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • не состоялись открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в электронной форме, запрос котировок и запрос предложений в электронной форме. Единственного участника таких закупок приравнивают к победителю закупки (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Разрешили не размещать в ЕИС извещения о закупках у единственного поставщика федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции в области обороны, государственным управлениям в области обеспечения безопасности России, подведомственным им государственным учреждениям и унитарным предприятиям. Перечень органов, учреждений и предприятий определит Правительство (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

 

  1. К участникам закупки заказчики будут предъявлять еще одно требование. Размер обеспечения заявки будет зависеть от НМЦК, а требовать обеспечение можно при закупке до 5 млн руб.

В единые требования к участникам закупки добавили пункт. Каждый поставщик, исполнитель или подрядчик должен подтверждать, что законодательство не ограничивает его участвовать в закупке. Участник декларирует статус и подтверждает, что отвечает требованию, на электронной площадке. Заказчик устанавливает требование в извещении и документации.

 

  1. В статье 42 Закона № 44-ФЗ прописано, какую информацию нужно включать в извещение о закупке. Список информации дополнили. В извещении нужно писать в том числе:
  • конкретную часть статьи 15 Закона № 44-ФЗ – когда проводите закупку по частям 4–6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Если закупаете по частям 5 и 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ, к извещению приложите копии договоров или соглашений, о которых говорится в этих частях;
  • преимущества для предприятий УИС и организаций инвалидов (ч. 28 и 29 Закона № 44-ФЗ);
  • запреты, ограничения и условия допуска;
  • информацию о закупке по государственному оборонному заказу.

 

10 Обеспечение заявки. Казенные учреждения – участники закупки не должны вносить обеспечение заявки. Также заказчик не вправе требовать обеспечить заявку, когда проводит конкурс или аукцион с НМЦК до 1 млн руб. (постановление Правительства от 12.04.2018 № 439).

Начальная цена

Обеспечение заявки

От 1 млн до 20 млн руб.

0,5–1% от НМЦК

Выше 20 млн руб.

0,5–5% от НМЦК

Выше 20 млн руб. – для учреждений УИС и организаций инвалидов

0,5–2% от НМЦК

Для СМП и СОНО прекращает действовать льготный режим с обеспечением. В редакции Закона № 44-ФЗ до 1 июля максимальный размер обеспечения для таких участников – не более 2 процентов НМЦК (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Обеспечить заявку на аукцион участники смогут банковской гарантией. Но применять банковскую гарантию в электронных процедурах можно будет только с 1 июля 2019 года. До этого срока заявку обеспечивают деньгами.

  1. В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.

Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта.

 

  1. Отменили требование публиковать в ЕИС информацию об изменении или расторжении контракта на следующий день после того, как контракт изменили или расторгли. Изменения вступят в силу 1 июля 2018 года.

Изменили порядок, в котором готовят отчет об этапах исполнении контракта. Отчет составляйте в двух случаях:

1. Контракт заключили на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капстроительства, по сохранению объектов культурного наследия.

2. Цена контракта превышает 1 млрд руб.

В остальных случаях отчитываться об этапах с 1 июля 2018 года не нужно.

Увеличили срок, в который заказчик направляет сведения о контракте в реестр контрактов. С 1 июля 2018 года заказчики вправе направлять такие сведения в реестр в течение пяти рабочих дней, а не трех, как ранее.

Изменили правила, по которым направляют сведения в реестр недобросовестных поставщиков. Если от сделки уклонится единственный участник несостоявшейся конкурентной закупки, направьте сведения в РНП в течение трех рабочих дней. Срок отсчитывайте с даты, когда признали участника уклонившимся. Ранее сведения направляли в течение пяти рабочих дней с даты, когда истек срок подписания контракта.