Решение №б/н Решение в отношении Хабаровского регионального отделения Цен... от 6 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 8-01/130

 Резолютивная часть решения оглашена 22 ноября 2018 года                  г. Хабаровск
 В полном объеме решение изготовлено 06 декабря 2018 года   
                                                                                                          
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе <…>
при участии от: 
<…>рассмотрев дело № 8-01/130 по признакам нарушения конкурсной ко-миссией Хабаровского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 


УСТАНОВИЛА:

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 части 2 статьи 39 Закона  о за-щите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось обращение  ИП <…>с жалобой на действия конкурсной комиссии Хаба-ровского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственно-сти нежилого помещения № 1 общей площадью 1 кв.м. первого этажа здания По-ликлиники, расположенного по адресу:  Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Школьная, 32а (извещение № №1600/ОАЭ-ЦДЗ/18). 
Из обращения следует, что организатором торгов необоснованно отклонена заявка предпринимателя на участие в указанном аукционе по причине отсутствия согласия супруги на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, поскольку требование о предоставлении данного документа в составе аукционной документации отсутствовало.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения, на основании пункта 1 части 2 статьи 39 ФЗ «О защите конкуренции», Приказом Хабаровского  УФАС России № 371.1 от 30.07.2018 в отношении конкурсной комиссии Хабаров-ского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» возбуждено № 8-01/131 по признакам нарушения части 1 статьи 17 Феде-рального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 
Определением от 14.08.2018 дело № 8-01/130   о нарушении антимонополь-ного законодательства назначено к рассмотрению на 25.09.2018.
Определением от 25.09.2018 рассмотрение дела отложено по причине приня-тия заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законода-тельства, дело назначено к рассмотрению на 22.11.2018.
В заседании комиссии 25.09.2018, представитель Хабаровского регионально-го отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» пояснял, что заявка  <…> отклонена по причине отсутствия согласия супруги на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, состав-ляющего предмет аукциона, предусмотренное приложением № 2 к аукционной до-кументации.
В соответствии с требованиями статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов, при этом сделка совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительным по мотивам отсутствия согласия  другого суп-руга только по его требованию. 
При рассмотрении конкурсной  комиссией заявки ИП <…>на участие в аук-ционе установлено, что в соответствии с требованиями пп. в) п. 5.3 аукционной до-кументации в составе заявки ИП <…>представлена копия паспорта гражданина Российской Федерации, в которой содержится информация о том, что с 17.09.2004 <…>состоит в браке с гражданкой <…>.
Вместе с тем, ИП <…>в нарушение требований аукционной документации, в том числе формы заявки (приложение № 2 к аукционной документации) не пред-ставлено письменное  согласие супруги на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, составляющего предмет аукцио-на.
ИП <…> в заседании комиссии 25.09.2018 пояснил, что наличие пункта 6 в аукционной документации противоречит действующему законодательству, а именно Семейному кодексу РФ, так согласно статье 35 Семейного кодекса РФ  владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями уста-новлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, ра-бот, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует заку-почную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы за-купки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами (часть 3 статьи 3 Закона №223-ФЗ).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3)целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).
При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора о закупке, являющейся неотъемлемой частью извещения о закупке, проект договора о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом № 223-ФЗ (часть 4 статьи 4).
Аукцион на право заключения договора аренды принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности нежилого помещения № 1 общей площадью 1 кв.м. первого этажа здания Поликлиники, расположенного по адресу:  Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Школьная, 32а (извещение № №1600/ОАЭ-ЦДЗ/18) организатором торгов проведен в соответствии с аукционной документацией № 1600/ОАЭ-ЦДЗ/18, размещенной 06.03.2018 на сайте www.etzp.rzd.ru, на официальном сайте ОАО «РЖД» www.rzd.ru (в разделе – Тендеры) и на официальном сайте Департамента управлении имуществом ОАО «РЖД» - www.property.rzd.ru. Дата окончания приема заявок 09.04.2018. Дата проведения аукциона 23.04.2018. Начальный размер арендной платы за пользование объектом недвижимого имущества  - 23 286,12 руб.
 В соответствии с протоколом от 18.04.2018 № РКЗ/15 на участие в аукционе поданы заявки от 4-х участников: <…>отклонены в связи с несоответствием требованиям документации.
Заявка  ИП <…>отклонена по причине отсутствия согласия супруги на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, составляющего предмет аукциона, предусмотренное приложением № 2 к аукционной документации.
Пунктом 5.3 аукционной документации установлено, что вместе с Заявкой Претендент направляет заявку на участие в Аукционе по форме, предусмотренной аукционной документацией (приложение № 2 аукционной документации).
В соответствии с п. 5.6 аукционной документации документы для участия в аукционе, имеющие в составе заявку на участие в аукционе, не соответствующую форме, предусмотренной аукционной документацией (приложение № 2 к аукционной документации) не рассматриваются.
Пункт 6 заявки на участие в Аукционе (приложение № 2 к аукционной документации) предусматривает указание Претендентом на семейное положение.
В сноске «3» указано, что пункт 6 заявки заполняется только Претендентами – физическими лицами.
Заявкой предусмотрено приложение «письменного согласия супруга на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, составляющего предмет Аукциона». Сноска «3» к указанному приложению предусматривает, что «документ прилагается в случае, если Претендент – физическое лицо состоит в зарегистрированном браке».
Подпунктом «а» пункта 3.3. аукционной документации установлено, что не допускается к участию в Аукционе претендент, не представивший все необходимые документы в соответствии с п. 5.3 аукционной документации.
Учитывая, что предоставление согласия супруги на совершение сделки, направленной на приобретение в аренду недвижимого имущества, в силу поименованных положений документации, требуется только для тех претендентов, которые относятся к категории «физические лица» отклонение конкурсной комиссией заявки  ИП <…>неправомерно.
Довод представителя Хабаровского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» со ссылкой на нормы Семейного кодекса Российской Федерации том, что  договор аренды заключенный без согласия другого супруга может быть признан недействительным, комиссией отклоняется по следующим основаниям.
Отношения владения, пользования и распоряжения общим имуществом суп-ругов урегулированы статьей 35 Семейного кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса при совершении од-ним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предпола-гается, что он действует с согласия другого супруга.
Исключение из данного правила содержится в пункте 3 статьи 35 Семейного кодекса, согласно которому необходимость получения нотариально удостоверен-ного согласия другого супруга требуется для совершения одним из супругов сдел-ки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удосто-верения и (или) регистрации в установленном законом порядке.
В силу статей 606, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации по дого-вору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арен-датору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. 
Заключение договора аренды не является распоряжением совместно нажитым имуществом супругов, и соответственно в случае заключения договора одним из супругов такая сделка не требует нотариального согласия другого супруга.
Таким образом, ИП <…>выполнил все объявленные условия участия в спор-ных торгах (аукционе). Заявка ИП <…>на участие в аукционе была оформлена надлежащим образом и содержала все необходимые в соответствии с извещением о проведении аукциона документы.
Несмотря на это конкурсной комиссией Хабаровского регионального отделе-ния Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» было отказано в допуске к участию в аукционе ИП <…>по основанию, которое к данному лицу не применимо.
Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений, иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.     
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограни-чивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входя-щих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, опреде-ление общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление орга-нами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17). 
Необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе лицу, заявка которого соответствует объявленным условиям участия в торгах, относится к действиям, ко-торые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При таком положении Комиссия усматривает в действиях конкурсной Хаба-ровского регионального отделения Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» нарушение установленное частью 1 статьей 17 Закона о защите кон-куренции, выразившееся  в  нарушении заказчиком порядка определения победите-ля торгов.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:

1. Признать действия Хабаровского регионального отделения  Центра органи-зации закупочной деятельности  ОАО «РЖД», выразившиеся в необоснованном отклонении заявки ИП <…>при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора аренды принадлежащего ОАО «РЖД» на праве собственности нежилого помещения № 1 общей площадью 1 кв.м. первого этажа здания Поликлиники, расположенного по адресу:  Хабаровский край, г. Ха-баровск, ул. Школьная, 32а (извещение № №1600/ОАЭ-ЦДЗ/18), нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
2. Предписание не выдавать.


Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


                                                                               
                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны