Решение №б/н Решение в отношении Министерства строительства Хабаровского ... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                  РЕШЕНИЕ по делу № 8-01/83                                                                                            г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 15 декабря 2017 года

В полном объеме решение изготовлено 29 декабря 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе <…>, 

в присутствии представителей: 

<…>,

рассмотрев дело № 8-01/83 по признакам нарушения Министерством строи-тельства Хабаровского края, ФАУ «ФЦЦС», НО «НАСИ» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

УСТАНОВИЛА:

В Хабаровское УФАС России поступило обращение ФАС России, из которого следует, что 05.04.2010 между Министерством строительства Хабаровского края, НО «НАСИ», ФГУ «ФЦЦС» (ФАУ «ФЦЦС») заключено трехстороннее соглашение  № 49/2010 «О безвозмездном оказании услуг в области обработки данных», со-гласно которому Министерство строительства Хабаровского края взяло на себя обязательства по разработке территориальных сметных нормативов, НО «НАСИ» представило программный продукт для разработки нормативов, ФГУ «ФЦЦС» взяло на себя обязательства обеспечить согласование нормативов в Минрегионе России и включение их в Реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в градостроительной деятельности. По результатам соглашения сметные нормативы, разрабатываемые Министерством строительства Хабаровского края, оформлялись в качестве объекта интеллектуальной собственности – базы данных, исключительные права на которую принадлежали совместно Министерст-вом строительства Хабаровского края и НО «НАСИ». В связи с этим официальные сметные нормативы могли распространяться только по согласованию с НО «НА-СИ». 03.02.2014 Министерством строительства Хабаровского края заключен анало-гичный договор с НО «НАСИ» посредством акцепта публичной оферты о заключе-нии договора на оказание услуг по предоставлению информации и создании базы даны.  Указанные соглашения могли привести к ограничению доступа к территори-альным сметным нормативам на рынке компьютерных сметных программ и рынке составления проектно-сметной документации.

На основании данного обращения и представленных документов Хабаровским УФАС России в отношении министерства и ФАУ «ФЦЦС», НО «НАСИ» возбуж-дено дело по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии представители министерства с вменяемым нарушением не согласились, пояснив, что указанное соглашение не расторгнуто и не пролонги-ровано, исполнялось только в части организации методического обеспечения раз-работки ТСНБ ТЕР-2001, оказании содействия в регистрации ТСНБ ТЕР-2001, проведении консультаций и предварительной автоматизированной экспертизы ТСНБ ТЕР-2001.Территориальные сметные нормативы Хабаровского края изданы в печатном виде, размещены в открытом доступе на официальном сайте Минстроя края, доступны в информационно-правовых программах «Консультант+», «Га-рант». Индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены разрабаты-ваются Минстроем края и ежеквартально публикуются в печатном виде.

Определением от 17.12.2015 рассмотрение дела приостановлено до вступле-ния в законную силу судебного акта по делу А40-219654/2015 Арбитражного суда города Москвы, имеющего значение для рассмотрения дела.

Определением от 13.11.2017 по ходатайству НО «НАСИ» рассмотрение дела  № 8-01/83 возобновлено. 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав пред-ставителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

Согласно статье 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между феде-ральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Россий-ской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществ-ление этими органами и организациями согласованных действий, если такие со-глашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устране-нию с него хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции установленный данной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в публичной сфере. Данный запрет преследует цель предотвращения административного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властный полномочий, в том числе путем со-глашений с хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 4 Закона № 135-ФЗ соглашением является любая договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких до-кументах, а также договоренность в устной форме; под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными дейст-виями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаками ограничения конкуренции, являются, в том числе обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующе-го субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

05.04.2010 заключено соглашение № 49/2010 между Федеральным центром по ценообразованию в строительстве, НО «НАСИ», Министерством строительства Хабаровского края, согласно которому указанные лица договорились о совместной деятельности, этапами которой являются: перевод базы данных действующей тер-риториальной сметно-нормативной базы ТЕР-2001 в части ТССЦ в формат ПП Центрального партнера; внесение изменений, дополнений, создание новой редак-ции ТСНБ ТЕР-2001, официальное издание новой редакции ТСНБ ТЕР-2001 на бу-мажных носителях (выполняется министерством); оказание содействия в регистра-ции ТСНБ ТЕР-2001 и включение в реестр нормативов в области сметного норми-рования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действую-щих на территории Российской Федерации (выполняется Федеральным центром по ценообразованию в строительстве); представление ТСНБ ТЕР-2001 на утверждение в установленном порядке в управомоченный орган государственной власти субъек-та РФ (выполняется министерством); тиражирование и распространение ТСНБ ТЕР-2001 с целью доведения продукта до разработчиков сметных программ и конечных пользователей; сопровождение (актуализация) ТСНБ ТЕР-2001 в течение всего срока действия договора.

         Территориальные сметные нормативы Хабаровского края разрабатываются и утверждаются в соответствии с Порядком разработки сметных нормативов, подле-жащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительств, строительство которого финансируется с привлечением средств фе-дерального бюджета, утвержденным приказом Министерство строительства и жи-лищно-коммунального хозяйства России от 04.12.2012 № 75/ГС, предоставляются в  Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и под-лежат внесению в федеральный реестр сметных нормативов.

        Территориальные сметные нормативы Хабаровского края, внесенные в феде-ральный реестр сметных нормативов, и индексы перевода в текущие цены разме-щены в открытом доступе на официальном сайте министерства.  Ограничения к оз-накомлению и использованию документов, необходимость скачивания дополни-тельных программных средств для их открытия отсутствуют.

       В силу пункта 2 статьи 1260 Гражданского кодекса Российской Федерации (да-лее - ГК РФ) базой данных является представленная в объективной форме сово-купность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, су-дебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким обра-зом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью элек-тронной целительной машины (ЭВМ).

        Согласно пункта 2 статьи 1260 ГК РФ база данных является одной из форм со-ставного произведения.

        Таким образом, из пункта 2 статьи 1260 ГК РФ следует, что содержимым базы данных может являться совокупность любых материалов, в том числе материалов официального и нормативного характера (нормативные акты, судебные решения, сметные нормативы как результаты расчета и пр.).

        В силу пункта 1 статьи 1334 ГК РФ смежное право изготовителя базы данных также не означает наличия прав на материалы, входящие в состав инвестиционной базы данных, и невозможность использования данных материалов, в том числе пу-тем их извлечения из такой базы данных.

         Таким образом, наличие у субъектов предпринимательской деятельности прав на базы данных сметных нормативов не нарушает прав иных хозяйствующих субъ-ектов, не свидетельствует о получении прав на сами сметные нормативы и не озна-чает невозможность использования сметных нормативов, в том числе и потому, что сметные нормативы могут быть использованы независимо от того, размещены они в какой-либо базе данных или нет.

        В действующем законодательстве не имеется требований, устанавливающих обязанность размещения информации о деятельности федеральных органов госу-дарственной власти в том формате, который бы обеспечивал возможность беспре-пятственного (в смысле отсутствия затрат) и прямого (без обработки и совершения иных необходимых действий) ее помещения в сметные программные комплексы. Это обусловлено тем, что разработка программных комплексов  является предпри-нимательской деятельностью и расходы на формирование их содержания для целей обращения на рынке не должны перекладываться на органы государственной вла-сти. 

        Возникновение у НО «НАСИ» совместно с Министерством строительства Ха-баровского края исключительных прав на базы данных территориальных сметных нормативов Хабаровского края обусловлено созданием соответствующей базы данных на основе базы данных государственных сметных нормативов, правообла-дателем которой является  НО «НАСИ». 

        Наличие у Министерства строительства Хабаровского края и НО «НАСИ» ис-ключительных прав на базу территориальных сметных нормативов Хабаровского края и распоряжение указанными правами в соответствии с соглашением является предусмотренной законом деятельностью и осуществлялась НО «НАСИ» в рамках обычной экономической деятельности наряду с другими правообладателями баз данных, содержащих сметные нормативы. Действия по созданию и распоряжению 

НО «НАСИ» и  Министерством строительства Хабаровского края  объектов интел-лектуальной собственности – базы данных не может являться свидетельством за-ключения антиконкурентного соглашения.  

Вместе с тем, с учетом специфики состава статьи 16 Закона о защите конку-ренции, установления наличия или отсутствия существования различных источни-ков сметных нормативов имеет юридическое значение для установления наличия или отсутствия нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, так как наличие иных источников сметных нормативов делает изначально невозможным какое-либо заключительное положение любого хозяйствующего субъекта как эксклюзивного обладателя сметных нормативов. Соответственно, наличие у других лиц -не участников антиконкурентного соглашения доступа к техническим документам, утвержденным в Хабаровском крае, свидетельствует об отсутствии антиконкурет-ного соглашения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/83 о нарушении антимонопольного законодатель-ства прекратить, в связи с отсутствием в действиях Министерства строительства Хабаровского края, ФАУ «ФЦЦС», НО «НАСИ» нарушения антимонопольного за-конодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны