Решение №б/н Решение и предписание в отношении закупочной комиссии АО «Ха... от 1 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 8-01/230

 

01 августа 2018 года                                                                  г. Ха-баровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю в составе председательствующего <…>, 

в присутствии представителей: 

<…>, 

рассмотрев жалобу ООО «Прим-ДВ» на действия закупочной комиссии АО «Хабаровский аэропорт», материалы дела № 8-01/230,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Прим-ДВ» на действия закупочной комиссии АО «Хаба-ровский аэропорт» при проведении запроса предложений на отбор организации на право заключения договора на оказание клининговых услуг, в которой общество не согласилось с результатами оценки заявок участников закупки, полагая, что заку-почной комиссией в нарушение Положения о закупках АО «Хабаровский аэро-порт» подсчет баллов произведен с нарушением положений закупочной докумен-тации, установленные в документации формулы расчетов создают преимуществен-ные условия участия организациям, находящимся на упрощенной системе налого-обложения.  Действия закупочной комиссии  обусловлены положениями докумен-тации, в которой изначально прописаны дискриминационные условия подсчета рейтинга по критерию «Цена договора» для организаций, являющихся плательщи-ками НДС.

Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). 

Представители общества в заседании Комиссии доводы жалобы поддержали.

Заказчик в представленном отзыве и его представитель в заседании комиссии с жалобой не согласились, поскольку оценка предложений участников осуществлена в соответствии с критериями и процедурами, указанными в закупочной документа-ции. Заявителем в заявке предложена цена договора без учета НДС, расчет итого-вого рейтинга по критерию «цена договора» сделан в соответствии с порядком, ус-тановленным закупочной документацией. 

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 01.08.2018.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к за-купке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Рос-сийской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупоч-ную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а уста-навливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур за-купки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информацион-ная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискримина-ции и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам за-купки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жиз-ненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокра-щение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физи-ческих лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе инди-видуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют тре-бованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3).

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извеще-ние о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемле-мой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, прото-колы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация. 

 В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ непосредственно в за-купочной документации должны быть указаны сведения: о начальной (максималь-ной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); требования к участникам за-купки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтвер-ждения их соответствия установленным требованиям; критерии оценки и сопос-тавления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

27.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31806655699 о проведении запроса предложений на отбор организации на право заключения договора на оказание клининговых услуг, закупочная документация. Срок подачи заявок установлен до 09.07.2018, рассмотрение заявок – 09.07.2018, дата подведения итогов  - 09.07.2018. Начальная (максимальная) цена договора – 69000000,00 руб. (без НДС), 81420000,00 руб. (с НДС).

 В установленный срок на участие в закупке поданы заявки ООО «КлинОК» - 69000000 руб. без НДС, 81420000 руб. с  НДС, ООО «Марекс» - 67536000 руб. без НДС, 67536000 руб. с  НДС, ООО «Амазон-клининг» - 68990004 руб. без НДС, 68990004 руб. с  НДС, ООО «Прим-ДВ» - 64385963,09 руб. без НДС, 75975436,45 руб. с  НДС. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации и допущены к участию в запросе предложений, победителем закупки признано ООО «Марекс» (протокол от 11.07.2018).        

Согласно пункту 14.9.7 Положения о закупках АО «Хабаровский аэропорт» в рамках оценочной стадии конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений, которые не были отклонены на отборочной стадии. Цель оценки и сопоставления заявок заключается в их ранжировании по степени предпочтительности для заказчика с целью определения  победителя. Оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в документации о проведении запроса предложений (п. 14.9.7.1).

Порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке закупочной до-кументации установлено, что для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сло-жения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значи-мость.

Согласно закупочной документации критериями оценки заявок являются: цена договора – 45%, квалификация участника  - численность технического персонала для исполнения всего комплекса объемов  работ  заказчика не менее 95 человек находящихся в месте оказания услуги (г. Хабаровск) – 15%, наличие финансовых, материально-технических, трудовых и производственных ресурсов. Положитель-ный результат по финансовому отчету  «Отчет о финансовых результатах - Форма 2» не менее трех лет – 15%, наличие опыта работы по деятельности данного вида не менее 36 месяцев, наличие деловой репутации, подтвержденной рекомендациями, письмами, благодарностями, отсутствие судебных актов, вынесенных по делам с участием участника закупки в течение последних 3-х лет, предшествующих дате заявки, которые подтверждают неисполнение или ненадлежащие исполнение уча-стником закупки своих обязательств при поставке товаров, оказания услуг или вы-полнения работ – 25%.

Согласно закупочной документации цена договора включает стоимость услуг (работ), все затраты, издержки и иные расходы исполнителя, связанных с исполне-нием настоящего договора, в том числе налоги, сборы и другие обязательные пла-тежи.  Исполнитель за свой счёт осуществляет закупку инвентаря и оборудования, расходных и чистящих средств и материалов, производит своими силами и за свой счёт текущий ремонт и техническое обслуживание уборочной техники.

Согласно пункту 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации на-логоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками на-лога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможен-ную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным за-конодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются, в частности, реализация товаров (ра-бот, услуг) (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). 

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Феде-рации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав нало-гоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 кодекса)  дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не при-знаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоя-щим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

В силу статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавлен-ную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находя-щиеся под ее юрисдикцией, включая суммы налога, подлежащие уплате при за-вершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на терри-тории Особой экономической зоны в Калининградской области.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск, на-правленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрирован-ными в этом качестве в установленном законом порядке. 

 Принимая решение участвовать в закупке, хозяйствующий субъект самостоя-тельно формирует предложение по оцениваемым условиям закупки, исходя из сво-их возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что и составляет конкуренцию при проведении закупки. 

Закупочной документацией установлено, что оценка предложений участников производится – без учета НДС (п. 3). 

В соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок на участие в закупке рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, по-лучаемую по результатам оценки по критериям.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Цена договора», определяется по формуле:                                                    

Rai= (Amax – Ai) * 100 / Amax, 

где, Rai – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 Amax – начальная (максимальная) цена договора;

 Ai – цена договора, предложенная i-м участником. 

Разъяснение для целей применения единообразия при расчете показателя ««Це-на договора» в алгоритме расчета рейтинга (п.4 Приложения №1) по критерию «Цена договора»:

1. Если участник запроса предложения заявил «Цену договора» с НДС, то  цена  Amax и Ai в алгоритме расчета будет применятся без НДС

Amax (без НДС) – Ai (без НДС) * 100/Amax (без НДС)

2. Если участник запроса предложения заявил «Цену договора» только без НДС (УСО), то Amax в алгоритме расчета применяется указанная «Цена договора»  с НДС.

Amax (с НДС) – Ai (без НДС (УСО)) * 100/Amax (с НДС)

4) Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Цена договора», умножается на соответствующую указанному кри-терию значимость.  

Участник закупки, имеющий упрощенную систему налогообложения, при оценке заявок по цене, приводится к остальным участникам закупки, работающих по стандартной схеме налогообложения. От заявленной участниками в заявке цены, работающих по стандартной схеме налогообложении будет вычтен размер НДС. Данное действие проводится только для сопоставления заявок. Договор заключает-ся с победителем по цене предложенной им в поданной заявке.

При оценке заявок по критерию «цена договора» лучшим условием исполне-ния договора по указанному критерию признается предложение участника закупки с наименьшей ценой договора (с наименьшей суммой цен за единицу товара, рабо-ты, услуги). Договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

Таким образом формула расчета предложений участников, использующих УСО, сформирована с учетом НДС, что противоречит закупочной документации.

При оценке ценовых предложений для участников, находящихся на упрощен-ной системе налогообложения, в формуле, установленной закупочной документа-цией, ценовой критерий рассчитывается путем вычитания из максимальной цены договора с НДС заявленной участником цены договора без НДС, что обеспечивает им преимущественные условия участия в закупке.

В материалы дела представлены предложения участников закупки, в том числе  предложение  ООО «Прим-ДВ». Общество  является плательщиком НДС, в связи с чем учло в своем ценовом предложении сумму данного налога. 

В соответствии с расчетом итоговый рейтинг по критерию «Цена договора» ООО «Прим-ДВ» составляет (69000000-64385963,09) * 100/69000000 = 6,69 * 45% =3,01.

Итоговый рейтинг ООО «Марекс» по критерию «Цена договора» в соответст-вии с заявленной формулой составляет (81420000 – 67536000)*100/81420000= 17,05*45% =7,67.

Итоговый рейтинг ООО «Амазон-клининг» составляет (81420000-68990004)*100/81420000=15,27*45%=6,87.

Поскольку начальная цена договора с НДС значительно превышает начальную цену договора без НДС, участники, находящиеся на упрощенной системе налого-обложения, при таком расчете имеют преимущество в сравнении с участниками, являющимися плательщиками НДС, так как разница между максимальной ценой договора с НДС и предложением участника, находящегося на упрощенной системе налогообложения, значительно больше, чем у участника, являющегося плательщи-ком НДС, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дис-криминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участ-никам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. 

Частью 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соот-ветствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам за-купки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, приме-няются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из системного толкования пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ следует, что установленный в документации порядок определения победителя закупки должен основываться на равном подходе к оценке представленных участ-никами предложений, недопустимости установления различных формул подсчета значимости ценовых предложений, обеспечивающих преимущественные условия участия в закупке определенным участникам.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая осно-ва закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограни-чивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением при-чинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (зло-употребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конку-ренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Предоставленное заказчику право формировать предмет закупки должно реа-лизовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установ-ленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предостав-ленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.   

Таким образом, проведение оценки и сопоставления заявок на участие в за-купке для участников, находящихся на упрощенной системе налогообложения, по установленной в закупочной документации формуле, создает им преимуществен-ные условия, что противоречит части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.    

Поскольку допущенное нарушение повлияло на результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать закупочной комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматри-вает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электрон-ной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рас-смотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нару-шения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного ор-гана принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонополь-ного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необосно-ванной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установле-ния иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходи-мости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 на-стоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

                                                

                                              РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Прим-ДВ» на действия закупочной комиссии АО «Хабаровский аэропорт» при проведении запроса предложений на отбор организации на право заключить договор на оказание клининговых услуг, (извещение № 31806655699) обоснованной.

2. Выдать ОАО «Хабаровский аэропорт» предписание об устранении наруше-ния порядка организации и проведения закупки.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 КоАП РФ. 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 8-01/230

 

01 августа 2018 года                          г. Ха-баровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодатель-ства в составе председательствующей <…>,  на основании своего решения от 01.08.2018 по делу № 8-01/230, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, ча-стью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О за-щите конкуренции» 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Хабаровский аэропорт»  в срок до 14.08.2018 совершить действия, направленные на устранение нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», допущенного при проведе-нии запроса предложений на отбор организации на право заключения договора на оказание кли-нинговых услуг (извещение № 31806655699), с целью чего аннулировать данную закупку.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов). 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны