Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 14-А-18 о нарушении антимоно... от 13 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

Прокуратуре Республики Хакасия

Чертыгашева ул., д. 80,

г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

info@prokrh.ru

 

Ответчикам

Правительству Республики Хакасия

пр. Ленина, д. 67, г. Абакан, Республика Хакасия, 655019

gov@r-19.ru

 

Министерству здравоохранения Республики Хакасия

Крылова ул., д. 72 (3 этаж), г. Абакан, Республика Хакасия, 655012

 

Заинтересованному лицу

ГБУ РХ «Ресфармация»

Кирова ул., д. 97, пом. 89Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 14-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

13 февраля 2017 года                                                                                 г. Абакан

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 13.02.2017 года № 24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Правительством Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Республики Хакасия пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в действиях Правительства Республики Хакасия по установлению безальтернативного порядка выполнения работ по хранению, распределению и отпуску лекарственных препаратов, биологических активных добавок, наркотических средств и психотропных средств и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий без проведения торгов, в части принятия Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУП РХ «Ресфармация», а также действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасии по утверждению государственных заданий для ГБУ РХ «Ресфармация» на 2016, 2017, плановый период 2018 и 2019 годов, заключению соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), что создает необоснованные преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности ГБУ РХ «Ресфармация» и может привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке,

 

УСТАНОВИЛ:

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган) поступили материалы Прокуратуры Республики Хакасия от 23.10.2017 года (входящий от 26.10.2017 года № 8101) о незаконных действиях Министерства здравоохранения Республики Хакасия при проведении закупок у единственного поставщика на оказание логистических услуг, связанных с реализацией программы льготного лекарственного обеспечения. Прокуратура Республики Хакасия полагает, что заключенные договоры имеют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

  Рассмотрев документы и материалы, представленные в Хакасское УФАС России Министерством здравоохранения Республики Хакасия (далее – Минздрав Хакасии), антимонопольный орган установил следующее.

  Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУП РХ «Ресфармация» принято решение реорганизовать ГУП РХ «Ресфармация» в форме преобразования в ГБУ РХ «Ресфармация». По информации Минздрава Хакасии процедура реорганизации продлилась до 29.04.2016.

  В соответствии с пп. 2.2.2 п. 2 вышеуказанного постановления 2.2. целью деятельности Учреждения является осуществление мероприятий:

  по приему, хранению и отпуску продукции для обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей приобретенных за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания;

  по приему, хранению и отпуску продукции для обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания;

  по приему, хранению, доставку и отпуску иммунобиологических препаратов, антиретровирусных препаратов и препаратов для лечения вирусных гепатитов в рамках государственного задания;

  по приему, хранению, доставку и отпуску для обеспечения граждан, включенных в Региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи при амбулаторном лечении в рамках государственного задания.

  В соответствии с пп. 2.3.4 п. 2.3 постановления для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе оказание логистических услуг по приему, хранению, доставке и отпуску лекарственных препаратов.

  С 29.04.2016 ГБУ РХ «Ресфармация» действует в рамках государственного задания, финансируется из средств республиканского бюджета в соответствии с заключенным между Минздравом Хакасии и ГБУ РХ «Ресфармация» соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) № 16/29 от 29.04.2016. Размер субсидий скорректирован дополнительным соглашением к соглашению № 16/29 от 29.04.2016, датированным 20.11.2016, и составил 32 123 000 рублей в 2016 году.

  В 2017 году между Минздравом Хакасии и ГБУ РХ «Ресфармация» заключено аналогичное соглашение № 17/06 от 09.01.2017. Размер субсидий скорректирован дополнительными соглашениями к соглашению № 17/06 от 09.01.2017, датированными 01.03.2017, 04.04.2017, 17.07.2017, и составил 44 568 000 рублей в 2017 году.

  Государственные задания на 2016, 2017, плановый период 2018 и 2019 годов утверждены Минздравом Хакасии.

  Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции   данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

  В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция –соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).

  На основании пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационными условиями являются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

  Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

  Согласно части 1 статьи 9.2 названного Закона бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской

Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

  В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) услуги (работы) – это услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях,  установленных законодательством   Российской   Федерации,  иными юридическими лицами; государственное (муниципальное) задание – это документ, устанавливающий требования к  составу,  качеству  и  (или)  объему  (содержанию),  условиям,  порядку  и  результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

  Согласно части 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное  (муниципальное)   задание   на   оказание   государственных (муниципальных)  услуг  физическим  и  юридическим  лицам  должно  содержать определение  категорий  физических  и  (или)  юридических  лиц,  являющихся потребителями  соответствующих  услуг;  порядок  оказания  соответствующих  услуг; предельные  цены  (тарифы)  на  оплату  соответствующих  услуг  физическими  или юридическими  лицами  в  случаях,  если  законодательством  Российской  Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

  Рынок выполнения работ по хранению, распределению и отпуску лекарственных препаратов, биологических активных добавок, наркотических средств и психотропных средств и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий является конкурентным, следовательно, любой хозяйствующий субъект вправе выполнять такие работы.

  Действия Правительства Республики Хакасия по установлению безальтернативного порядка выполнения работ по хранению, распределению и отпуску лекарственных препаратов, биологических активных добавок, наркотических средств и психотропных средств и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий без проведения торгов, выразившиеся в принятии Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУП РХ «Ресфармация», а также действия Минздрава Хакасии по утверждению государственных заданий для ГБУ РХ «Ресфармация» на 2016, 2017, плановый период 2018 и 2019 годов, заключению соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ) создают необоснованные преимущества при осуществлении хозяйственной деятельности ГБУ РХ «Ресфармация» и могут привести к ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

   В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

  В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 года) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

  Учитывая изложенное, в связи с наличием в действиях Правительства Республики Хакасия, Минздрава Хакасии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 07.12.2017 выдало предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  для чего необходимо:

  1. Минздраву Хакасии – принять меры, направленные на обеспечение конкуренции, а именно не допускать доведение государственного задания до ГБУ РХ «Ресфармация» на выполнение работ по хранению, распределению и отпуску лекарственных препаратов, биологических активных добавок, наркотических средств и психотропных средств и их прекурсоров и медицинских изделий, в том числе для нужд резерва лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий в обход положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Правительству Республики Хакасия – внести изменения в Постановление Правительства Республики Хакасия от 09.12.2015 № 653 «О реорганизации ГУП РХ «Ресфармация» с целью обеспечения возможности выполнения Минздравом Хакасии вышеуказанных в пункте 1 настоящего предупреждения действий, недопущения создания преимуществ ГБУ РХ «Ресфармация» и ограничения конкуренции (создания такой возможности) на рассматриваемом товарном рынке.

  Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 15 января 2018 года.

  Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

  Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

  В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

  Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

  До настоящего времени в адрес Хакасского УФАС России не поступила информация о выполнении Правительством Республики Хакасия, Минздравом Хакасии выданного антимонопольным органом предупреждения.

Таким образом, в действиях Правительства Республики Хакасия, Минздрава Хакасии содержатся признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

  Учитывая изложенное и руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 14-А-18 к рассмотрению на 29 марта 2018 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 3, кабинет 303.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:
  1. заявителя: Прокуратуру Республики Хакасия (Чертыгашева ул., д. 80, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017);
  2. ответчиков: Правительство Республики Хакасия (пр. Ленина, д. 67, г. Абакан, Республика Хакасия, 655019), Министерство здравоохранения Республики Хакасия (Крылова ул., д. 72 (3 этаж), г. Абакан, Республика Хакасия, 655012);
  3. заинтересованного лица: ГБУ РХ «Ресфармация» (Кирова ул., д. 97, пом. 89Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017).
  1. Заявителю представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.03.2018 года следующие документы и информацию:

         - письменные пояснения по настоящему делу (по каждому доводу настоящего определения);

         - иные имеющиеся материалы и документы по данному делу.

  1. Ответчикам представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.03.2018 года следующие документы и информацию:

         - государственные задания для ГБУ РХ «Ресфармация» на 2018 год, распоряжения, утвердившие указанные государственные задания (при наличии);

         - соглашение о предоставлении субсидий ГБУ РХ «Ресфармация»  на 2018 год (при наличии);

        - письменные пояснения по настоящему делу (по каждому доводу настоящего определения);

        - иные имеющиеся материалы и документы по данному делу.

5. Заинтересованному лицу представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 26.03.2018 года следующие документы и информацию:

- письменные пояснения по настоящему делу (по каждому доводу настоящего определения);

- письменные пояснения в части механизма, процедуры заключения соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания ГБУ РХ «Ресфармация» (кто является инициатором заключения соглашения), кем составляется график предоставления субсидий, кто и в каких случаях инициирует заключение дополнительных соглашений,

- иные имеющиеся материалы и документы по данному делу.

 

Лицам, участвующим в деле, на рассмотрение дела обеспечить явку представителей с документами, удостоверяющими полномочия на участие в деле.

 

 

Председатель комиссии                                                                            <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны