Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 16-А-18 от 1 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок

Кирова ул., д. 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Ответчикам

ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК»

Ломоносова ул., д. 70, офис 3-19,                         г. Красноярск, Красноярский край, 660058

 

Индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Красноярск, Красноярский край, 660135

 

ООО «ФОКУС ГРУПП»

Батурина ул., д. 19, кв. 339, г. Красноярск, Красноярский край, 660077

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-А-18

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 21 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 01 октября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:  

<…>, главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

<…>, главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

<…>, ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 16-А-18, возбужденное по признакам нарушения ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», индивидуальным предпринимателем <…>, ООО «ФОКУС ГРУПП» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку хозяйственных товаров № 1 на 1 полугодие 2018 года (закупка № 0380200000117005125),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступила информация от Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (от 18.12.2017 вх. № 9329) о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства при проведении торгов в 2017 году в Республике Хакасия (закупка № 0380200000117005125).

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия усмотрело признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП», которые действовали в рамках заключенного соглашения, направленного на поддержание цен при участии в аукционе № 0380200000117005125 в связи с чем, в отношении ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» было возбуждено дело № 16-А-18.

Определением о назначении дела № 16-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 19.03.2018 года рассмотрение дела назначено на 04.05.2018 года.

Определением от 04.05.2018 года рассмотрение дела было отложено на 06.06.2018 года в связи с необходимостью получения документов и пояснений от ответчиков. Запрашиваемые документы и пояснения в материалы дела ответчиками не предоставлены, кроме того, у комиссии отсутствовали доказательства надлежащего уведомления ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» о времени и месте рассмотрения дела.

В связи с этим, определением об отложении рассмотрения дела № 16-А-18 от 06.06.2018 года рассмотрение дела было отложено на 16.07.2018 года.

16.07.2018 года Комиссией Хакасского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела, проведен анализ состояния конкурентной среды, рассмотрение дела было отложено на 09.08.2018 года.

Определением от 09.08.2018 года рассмотрение дела было отложено на 21.09.2018 года в связи с необходимостью получения документов и пояснений от ответчиков.

        

До заседания комиссии в адрес Хакасского УФАС России от ответчиков каких-либо возражений на заключение об обстоятельствах дела не поступило.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

22.11.2017 года в открытом аукционе в электронной форме № 0380200000117005125 на поставку хозяйственных товаров № 1 на 1 полугодие 2018 года (начальная максимальная цена контракта – 1 667 761 рубль 89 копеек) принимало участие 8 участников. Заказчики – ГБУЗ РХ «Таштыпская районная больница», ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница», ГБУЗ РХ «Белоярская районная больница», ГБУЗ РХ «РКОБ им. Н.М. Одёжкина», ГБУЗ РХ «РКПБ», ГБУЗ РХ «РКНД», ГБУЗ РХ «РКОД», ГБУЗ РХ «РККВД», ГКУЗ РХ «Республиканский центр крови», ГБПОУ РХ «ПУ-13», ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова», ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат», ГБОУ РХ «Абазинский детский дом», ГБУЗ РХ «РЦПБ СПИД», ГБУЗ РХ «РКБ имени Г.Я. Ремишевской», ГКУЗ РХ «РКБСМЭ», ГБУЗ РХ «РКЦМР», ГБУЗ РХ «РКПД», ГБУЗ РХ «РДКБ», ГКУ РХ «Центр для несовершеннолетних», ГБПОУ РХ  ЧМТТ, ГБУЗ РХ «Саяногорская ГДП им. Л.Д. Ганичевой», ГБУЗ РХ «Абаканская ГКССМП», ГБУЗ РХ «Черногорская МДБ», ГБУЗ РХ «Саяногорская городская поликлиника рп Черемушки», ГБУЗ РХ «Боградская РБ», ГБУЗ РХ «Черногорская ГССМП», ГБУЗ РХ «Абаканская ГКП», ГБУЗ PX «РКИБ», ГБУЗ РХ «Черногорский МРД», ГКУ РХ «Национальный архив», ГБУЗ РХ Бейская РБ, ГБУЗ РХ «Сорская городская больница», ГБУЗ РХ «ЧЕРНОГОРСКАЯ МБ», ГБУЗ РХ «Копьёвская РБ», ГБУЗ РХ «Абазинская городская больница», ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», ГБУЗ РХ «Саяногорская ГСП», ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ рп Майна», ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская РБ», ГБУЗ РХ «Ширинская МБ», ГБУЗ РХ «РКПЦ», ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ», ГБУЗ РХ «Абаканская ГКСП», ГБУЗ РХ «Саяногорская ГССМП», ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка». Результаты аукциона отражены в таблице ниже.

Наименование участника

Торги (цена, время предложения)

Рассмотрение 2 частей заявок

Заключение контракта

IP адрес

1

ООО «ИНРЕЙД»

-

Право на участие в торгах не реализовано

-

 

2

ООО «РОСМЕДФАРМА»

-

Право на участие в торгах не реализовано

-

 

3

ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК»

599 000

11.12.2017

06:55

Не соответствует требованиям

-

Заявка 89.105.158.226

Ценовые предложения

188.162.80.182

4

ООО «Атмосфера чистоты»

 

Отказ в допуске к участию

-

 

5

<…>

583 716, 72

11.12.2017

06:55

Не соответствует требованиям

-

Заявка

89.105.158.226

Ценовые предложения

188.162.80.182

6

ООО «ФОКУС ГРУПП»

(генеральный директор <…>)

1 660 500

11.12.2017

07:15

Соответствует требованиям

-

Заявка

89.105.158.226

Ценовые предложения

188.162.80.182

7

ООО «СВ СНАБ»

-

Право на участие в торгах не реализовано

-

 

8

ИП <…>

1 100 000

11.12.2017

07:15

Соответствует требованиям

Заключен контракт

 

Участники <…> и ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК» поочередно снижали цену контракта до 599 000 рублей 00 копеек (ниже начальной (максимальной) цены контракта на 65 %). Далее ООО «ФОКУС ГРУПП» сделало последнее предложение по цене контракта в сумме 1 660 500 рублей 00 копеек. После чего ИП <…> сделала предложение по цене контракта 1 100 000 рубля 00 копеек.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок заявки участников <…> и ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК» не допущены к заключению контракта.

Контракт заключен с ИП <…>.

В ходе участия в торгах участники торгов ООО «ФОКУС ГРУПП», ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК» и <…> осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по подаче заявок 29.11.2017 года (время: 18 часов 02 минуты; 18 часов 15 минут; 18 часов 22 минуты) соответственно с одного ip-адреса 89.105.158.226.

В ходе участия в торгах участники ООО «ФОКУС ГРУПП», ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК» и <…> осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по предложению о снижении начальной (максимальной) цены контракта 11.12.2017 года (период времени с 06 часов 55 минут по 07 часов 15 минут) с одного ip-адреса 188.162.80.182.

Таким образом, ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» действовали в рамках заключенного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах в Республике Хакасия.

 

.Исследовав материалы дела № 16-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

По пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции квалифицируются действия участников торгов, которые достигли соглашения с целью повлиять на цену товара, определяемую по итогам торгов. Эти соглашения могут быть самыми различными, начиная от соглашения не участвовать в торгах и заканчивая соглашением о повышении цены только до определенного уровня. Главным квалифицирующим признаком такого соглашения является его реальная или потенциальная возможность повлиять на цену на торгах.

Для квалификации соглашения по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не важно, состоялись ли торги, а также были ли участники соглашения участниками состоявшихся торгов. Более того, не важно и то, были ли торги объявлены в принципе. Если участники соглашения из каких-либо источников узнали, что будут проводиться торги, заключили запрещенное пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции соглашение, а торги так и не были объявлены, заключенное ими соглашение тем не менее будет картельным соглашением в силу рассматриваемых положений Закона.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по такого рода делам, описаны в одном из дел, где суды указали, что квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление таких факторов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели; причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах; соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, а также взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка (Постановление ФАС СКО от 13 ноября 2013 года по делу № А63-8072/2011).

Использование участниками торгов единой инфраструктуры для подачи заявок на участие в торгах (использование единого IP-адреса, одной учетной записи) подтверждает наличие картельного соглашения, направленного на манипуляцию ценами на торгах (Постановление ВС РФ от 16 ноября 2015 года № 305-АД15-12805 по делу № А40-188369/2014). Правильность этого вывода подкрепляется рядом других дел (Определения ВС РФ от 26 января 2016 года № 305-КГ15-18076 по делу № А40-145628/2014, от 12 января 2016 года № 305-КГ15-17250 по делу № А40-143188/2014, Постановление АС МО от 2 марта 2016 года № Ф05-20183/2015 по делу № А40-64318/15).

Таким образом, анализируя поведение конкурентов-участников аукциона № 0380200000117005125 можно сделать вывод о скоординированной единой стратегии поведения ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП», которые отказались от честной конкурентной борьбы. Указанное также подтверждают письменные пояснения победителя торгов – ИП <…>, в соответствии с которыми в действиях участников <…> и ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», поочередно снижавших цену контракта до 599 000 рублей 00 копеек, усматривается демпинг, поскольку предложенная ими цена не соответствует действительной стоимости товара, и надлежащее исполнение контракта по данной цене невозможно.

Кроме того, поданные на участие в аукционе первые части заявок ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» идентичны (заявки изготовлены одним автором с использованием одинаковой гарнитуры шрифта).

Таким образом, совокупность вышеприведенных фактов свидетельствует о том, что поведение данных участников на аукционе подтверждает договоренность, которая реализована с целью поддержания цен на торгах и заключению контракта по цене, максимально приближенной к начальной цене аукциона.

С учетом изложенных выше фактических обстоятельств, установленного антимонопольным органом поведения ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК», ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» в период проведения аукциона № 0380200000117005125, выразившегося в последовательном немотивированном снижении за короткий промежуток времени начальной цены контракта до экономически нецелесообразной; создание преимуществ для ООО «ФОКУС ГРУПП» в заключении контракта по предложенной им цене незначительно ниже начальной (максимальной) цены контракта; наличие единого почтового адреса у ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП»; использование ответчиками единой инфраструктуры (совпадение IP-адресов при подаче заявок и ценовых предложений); идентичность первых частей заявок, а также тождественность причин отклонения заявок двух участников (отсутствие декларации о соответствии участника требованиям Закона о контрактной системе), активно снижавших цену, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о заключении соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, приводящие к ограничению конкуренции и к поддержанию цен на торгах.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения итоги электронного аукциона подведены, у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

   
  1. Признать ООО «СИБИРСКИЙ ВОСТОК» (ИНН 2460087614, ОГРН 1152468006470), ИП <…> и ООО «ФОКУС ГРУПП» (ИНН 2465161685, ОГРН 1172468015510) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку хозяйственных товаров № 1 на 1 полугодие 2018 года (закупка № 0380200000117005125).
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

Председатель комиссии

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны