Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-18 от 14 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю

Прокуратуре Ширинского района Республики Хакасия

Курортная ул., д. 59, с.Шира, Ширинский район, Республика Хакасия, 655200

 

Ответчику

Администрации муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия

Ленина ул., д. 5, с. Сон, Ширинский район, Республика Хакасия, 655222

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-18

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 17 декабря 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует),

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в отсутствии заявителя и ответчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, 

 

рассмотрев дело № 27-А-18, возбужденное по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совмещении функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта в части обслуживания и эксплуатации системы водоснабжения поселения силами Администрации,

 

УСТАНОВИЛА:

  

         Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступило заявление Прокуратуры Ширинского района (от 26.03.2018 вх. № 1486) на действия Администрации Селосонского сельсовета по совмещению функций органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта при обслуживании объектов водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования Селосонский сельсовет.

В связи с наличием в действиях Администрации Селосонского сельсовета признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 указанного закона 07.05.2018 выдало предупреждение № 8-П-18 о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона защите конкуренции, для чего:

1.      Принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче спорного муниципального имущества, совершив действия по передаче рассматриваемых объектов водоснабжения в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 01 августа 2018 года.   

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Не получив ответ на выданное предупреждение, Хакасское УФАС России направило в Администрацию Селосонского сельсовета запрос о сообщении сведений о выполнении (отказе в выполнении) предупреждения.

До настоящего времени документов и информации о выполнении выданного предупреждения Администрацией Селосонского сельсовета представлено не было.

На основании вышеизложенного, в действиях Администрации Селосонского сельсовета усматриваются признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 27-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 15.08.2018 года рассмотрение дела назначено на 24.09.2018 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 27-А-18 от 24.09.2018 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 31.10.2018 года.

31.10.2018 года проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке.

         31.10.2018 года принято заключение об обстоятельствах дела, в связи с этим рассмотрение дела отложено на 14.12.2018 года.

 

         До заседания комиссии от заявителя и ответчика не поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела.

 

         Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В собственности муниципального образования Селосонский сельсовет находятся три водозаборных скважины, водоподъемное устройство, три водопроводных устройства, сети водопровода. За счет указанного имущества осуществляется холодное водоснабжение 263 жилых домов, МБОУ Селосонская ОШ № 10, МБУ Селосонский СДК, администрации Селосонского сельсовета, ФАП с. Сон, почтового отделения. Объекты водоснабжения на обслуживание специализированной организации не переданы.

  Решением Ширинского районного суда от 27.09.2016 удовлетворены требования прокурора об обязании Администрации Селосонского сельсовета устранить нарушения законодательства о водоснабжении путем передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, по договорам аренды либо концессионным соглашениям, которые заключить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Указанное решение вступило в законную силу 04.11.2016.

  До настоящего времени системы водоснабжения поселения обслуживаются и эксплуатируются силами Администрации Селосонского сельсовета.

Учитывая изложенное, период исследования товарного рынка определим периодом с 04.11.2016 года по настоящее время. 

Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке операций с недвижимым имуществом (код 68 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Географическими границами товарного рынка операций с недвижимым имуществом определим границы с. Сон Ширинского района Республики Хакасия.

 

         Исследовав материалы дела № 27-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Администрации муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия признаков части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта", Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".  

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Администрация Селосонского сельсовета является органом местного самоуправления, однако фактически совмещает функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта, поскольку обслуживает и эксплуатирует системы водоснабжения поселения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

С момента официального опубликования (08.05.2013 год) Федерального закона от 07.05.2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случае передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты водоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

При этом, согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 статьи 28.1 Закона, является ничтожным.

Аналогичные требования содержатся в части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к объектам водоснабжения, что приводит к ограничению конкуренции.

Следовательно, в действиях Администрации Селосонского сельсовета при совмещении функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта в рамках обслуживания и эксплуатации систем водоснабжения поселения силами администрации имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку указанные действия приводят к ограничению прав хозяйствующих субъектов, претендующих на предоставление объектов водоснабжения.

         Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения спорное муниципальное имущество обслуживается силами Администрации, у Комиссии Хакасского УФАС России имеются основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006584, ОГРН 1061903001676) нарушившей часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при совмещении функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта в части обслуживания и эксплуатации системы водоснабжения поселения силами Администрации.

2.      Выдать Администрации муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: до 22 апреля 2019 года, принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжение), совершив действия по передаче указанного имущества по концессионным соглашениям, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, Закона о защите конкуренции.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Ответчику

Администрации муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия

Ленина ул., д. 5, с. Сон, Ширинский район, Республика Хакасия, 655222

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 27-А-18

 

17 декабря 2018 года                                                                                      г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17 декабря 2018 года по делу № 27-А-18 о нарушении Администрацией муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в совмещении функции органа местного самоуправления с функциями хозяйствующего субъекта в части обслуживания и эксплуатации системы водоснабжения поселения силами Администрации,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Выдать Администрации муниципального образования Селосонский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006584, ОГРН 1061903001676) предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: до 22 апреля 2019 года, принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры (водоснабжение), совершив действия по передаче указанного имущества по концессионным соглашениям, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, Закона о защите конкуренции.

2.         О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение 3 дней с момента исполнения выданного предписания с документами, подтверждающими прекращение нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны