Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-18 от 13 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику –

Администрации города Черногорска

Советская ул., д. 66, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

chernadm@yandex.ru

 

Заинтересованному лицу –

МП «Благоустройство»

Комсомольская ул., д. 107, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-18

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии:

представителя ответчика – от Администрации г. Черногорска <…> по доверенности б/н от 02.06.2018, выданной по 02.06.2020,

представителя заинтересованного лица – от МП Благоустройство» директор Предприятия <…> на основании Постановления Администрации г. Черногорска № 3697-П от 19.12.2017, Приказа № 126-а от 19.12.2017,

 

рассмотрев дело № 3-А-18, возбужденное по признакам нарушения Администрацией г. Черногорска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке,

 

УСТАНОВИЛА:

  

         Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

  На основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25.09.2017 года № 231 была проведена проверка в отношении: Администрации города Черногорска, юридический адрес: 655150, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 66.

  Предмет проводимой проверки – соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

  Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2015 год – истекший период 2017 года.

  Срок и место проведения проверки: с 02 октября 2017 года по 23 октября 2017 года; Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, д. 66.

  По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № 13 от 23.10.2017, согласно которому в действиях Администрации г. Черногорска усматривались признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.

В связи с наличием в действиях Администрации г. Черногорска признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Хакасское УФАС России на основании статьи 39.1 указанного закона выдало предупреждение о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, для чего необходимо:

  1. Привести в соответствие с действующим законодательством Постановление Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения».
  2. Принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при организации выполнения работ по текущему содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах города; работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; работ по организации благоустройства и озеленению территории города Черногорска, совершив действия по организации выполнения указанных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо совершить в срок до 22 декабря 2017 года.

04.12.2017 (вх. № 8987) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило ходатайство Администрации г. Черногорска о продлении срока выполнения предупреждения в связи с необходимостью соблюдения сроков, предусмотренных бюджетным законодательством, законодательством о закупках.

  Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

  Хакасское УФАС России сделало вывод о том, что направленное Администрацией г. Черногорска ходатайство не является мотивированным. Акт проверки № 13 от 23.10.2017 с выявленными нарушениями получен Администрацией г. Черногорска 27.10.2017; предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства – 27.11.2017.

  Решением Совета депутатов г. Черногорска от 08.05.2008 № 23 (ред. от 26.04.2016) утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Черногорск, в соответствии с которым определены этапы и сроки рассмотрения и утверждения проекта решения о бюджете города.

  Глава города вносит проект решения о бюджете города на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение в Совет депутатов не позднее 15 ноября текущего года (п. 3.1), проект решения о бюджете города, представленный администрацией города после доработки, направляется депутатам для ознакомления не позднее трех дней до начала работы сессии Совета депутатов (п. 3.2.6); решение Совета депутатов о бюджете города вступает в силу с 1 января очередного финансового года (пункт 3.3.1).

  Сессия Совета депутатов г. Черногорска, повесткой дня которой будет принятие бюджета города Черногорск на будущий год, назначена на 19.12.2017.

  Лимиты бюджетных обязательств до получателей должны быть доведены до конца 2017 года.

  Следовательно, у Администрации г. Черногорска в указанной части имелось достаточное время для исполнения предупреждения Хакасского УФАС России.

  Кроме того, анализ цен на рынке аналогичных услуг и последующие процедуры в соответствии с действующим законодательством можно осуществить в срок, указанный в предупреждении Хакасского УФАС России (с учетом акта проверки, полученного 27.10.2017).

  В связи с вышеизложенным, Хакасское УФАС России посчитало невозможным продлить срок выполнения предупреждения от 16.11.2017 № 04-9309/ИС для устранения нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и отказало Администрации г. Черногорска в удовлетворении поданного ходатайства.

  Частью 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

  В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

  Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

  28.12.2017 (вх. № 9558) в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения Администрации г. Черногорска, согласно которым предупреждение, выданное Хакасским УФАС России, не выполнено.

  В связи с чем, в отношении Администрации г. Черногорска было возбуждено дело № 3-А-18.

  Определением о назначении дела № 3-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.01.2018 года рассмотрение дела назначено на 06.02.2018 года.

  Определение от 06.02.2018 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 27.03.2018 года.

  Определением от 27.03.2018 года рассмотрение настоящего дела было отложено на 04.05.2018 года.

  04.05.2018 года принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено на 13.06.2018 года. 04.05.2018 года проведен анализ состояния конкуренции.

 

  На заседании комиссии представитель ответчика с вменяемым нарушением не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на заключение по делу № 3-А-18 от 04.06.2018 (вх. № 3110).

 

  Представитель заинтересованного лица с вменяемым ответчику нарушением не согласилась, поддержала доводы, изложенные ранее в письменных пояснениях.

 

  Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

         МП «Благоустройство» (ИНН 1903000701, ОГРН 1021900697686) создано в 1992 году на основании решения № 172 исполнительного комитета Черногорского городского совета народных депутатов от 01.04.1992.

         Устав муниципального предприятия «Благоустройство» города Черногорска (далее – Предприятие) утвержден Комитетом по управлению имуществом города Черногорска.

         Согласно пункту 1.1 Устава Предприятие создано в целях оказания услуг населению, и является службой по вопросам благоустройства, уборки и озеленения города Черногорска, созданной органом местного самоуправления.

         Целями создания Предприятия является выполнение работ, оказание услуг для выполнения городских социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли (пункт 2.1 Устава).

         Для достижения указанных целей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

         - благоустройство, уборка и озеленение города Черногорска;

         - вывоз, утилизация и захоронение твердых бытовых отходов;                            - текущее содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения, внутриквартальных проездов;

         - осуществление иной деятельности, не запрещенной действующим законодательством (пункт 2.2 Устава).

         В силу пункта 2.6 Устава финансирование деятельности Предприятия осуществляется за счет доходов от реализации производимой им продукции (работ, услуг) в соответствии со сметой доходов и расходов.

         При недостаточности доходов Предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, администрация осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием Предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.

         В соответствии с пунктом 3.1 Устава имущество Предприятия является муниципальной собственностью города Черногорска, отражается на самостоятельном балансе Предприятия и закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.

         В соответствии с договором № 67 от 02.08.2091 «О закреплении за муниципальным предприятием «Благоустройство» муниципального имущества на праве хозяйственного ведения» Комитет по управлению имуществом г. Черногорска закрепил за Предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Черногорск, ул. Комсомольская, 107, общей стоимостью 7 035 015,79 руб.

         В соответствии с распоряжениями Комитета по управлению имуществом г. Черногорска № 6 от 02.02.2015, № 19 от 26.03.2015, № 29 от 08.04.2015, № 053 от 08.09.2017 из состава муниципальной казны исключено и передано Предприятию муниципальное имущество, в том числе парковочные площадки, искусственные дорожные неровности, пешеходные тротуары, пешеходные ограждения.

         Постановлением Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения (далее – Положение).

         Указанное Положение устанавливает порядок предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения.

         Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Черногорска в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год главному распорядителю средств бюджета – Администрации города Черногорска.

         Право на получение субсидии в соответствии с настоящим Положением имеют муниципальные предприятия в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию и ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения (при условии соответствия муниципального предприятия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение указанных работ, оказание услуг), в интересах неограниченного круга лиц - жителей муниципального образования город Черногорск.

         Получатель субсидии должен соответствовать следующим критериям:

         - являться муниципальным предприятием,        

         - осуществлять деятельность на территории муниципального образования город Черногорск,

         - осуществлять в интересах неограниченного круга лиц - жителей муниципального образования город Черногорск текущее содержание и ремонт объектов, принадлежащих муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения и предназначенных для осуществления видов деятельности, указанных в пункте 4 настоящего Положения,

         - в отношении получателя субсидии не должны осуществляться процедуры ликвидации и несостоятельности (банкротства),

         - деятельность заявителя на день рассмотрения заявления не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,

         - получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов,

         - получатель субсидии не должен получать средства из соответствующего бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, определенные настоящим Положением.

         Субсидия предоставляется получателю субсидии в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

         1. Текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов;

         2. Текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения;

         3. Перевозка биологических отходов.

         В 2015-2018 гг. получателем субсидии в соответствии с Постановлением Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 являлось Предприятие. Как пояснил представитель ответчика на заседании Комиссии Хакасского УФАС России от 27.03.2018, под критерии получателя субсидии, указанные в Постановлении Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015, подпадает только МП «Благоустройство».

         Настоящее Постановление вступило в силу с 01.08.2015.

         1)      Между тем, на основании вышеуказанного постановления Администрации г. Черногорска 14.01.2015 (ранее даты вступления в силу рассматриваемого постановления) между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов; на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, монтаж, установка и текущее содержание технических средств организации дорожного движения.

         Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 6 864 425, 13 рублей.

         Субсидия предоставлялась Предприятию в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих Предприятию на праве хозяйственного ведения, из бюджета города Черногорска на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными в установленном порядке.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2015 по 31.12.2015. Соглашение о предоставлении субсидии досрочно расторгнуто 31.07.2015.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 06.04.2015, 25.06.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 20 242 682,02 рублей.

         2)      Кроме того, 01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 2 765 797, 10 рублей.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 23.09.2015, 28.10.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 4 590 527, 75 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

         3)      Также 01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 3 074 140, 93 рублей.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 23.09.2015, 07.10.2015, 28.10.2015 объем субсидии был скорректирован и составил 6 514 077, 03 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

         4)      01.08.2015 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на монтаж и текущее содержание технических средств организации дорожного движения. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 1 593 847, 72 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.08.2015 по 31.12.2015.

         5)      15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на монтаж и текущее содержание технических средств организации дорожного движения. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 380 841, 73 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016. Соглашение о предоставлении субсидии досрочно расторгнуто 26.01.2016.

         6)      15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 516 301, 93 рублей.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 27.01.2016, 28.01.2016, 24.02.2016, 27.04.2016, 25.05.2016, 27.06.2016, 21.09.2016, 23.11.2016, 21.12.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 12 112 543, 66 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016.

         7)      15.01.2016 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 1 275 606, 63 рублей.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 27.04.2016, 25.05.2016, 27.06.2016, 21.09.2016, 23.11.2016, 21.12.2016 объем субсидии был скорректирован и составил 10 814 406, 63 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2016 по 31.12.2016.

         8)      27.01.2017 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения.           Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 10 534 285, 21 рублей.

         Дополнительные соглашения к соглашению от 29.05.2017, 28.06.2017 не корректировали объем предоставляемой субсидии.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2017 по 31.12.2017.

         9)      27.01.2017 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 5 708 780, 39 рублей.

         Согласно дополнительным соглашениям к соглашению от 30.03.2017, 23.05.2016, 28.06.2017 объем субсидии был скорректирован и составил 8 990 780, 39 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2017 по 31.12.2017.

         10) 29.03.2018 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов. Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 8 878 320, 17 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2018 по 31.12.2018.

         11) 29.03.2018 между Администрацией г. Черногорска и Предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения.       

         Объем субсидии, предоставляемой Предприятию составил 12 619 190, 62 рублей.

         Срок действия соглашения – с 01.01.2018 по 31.12.2018.

         Таким образом, общий объем выделенных Предприятию субсидий в 2015 году составил 32 941 134, 52 рублей, в 2016 году – 23 307 792, 02 рублей, в 2017 году – 19 525 065, 60 рублей, в 2018 году – 21 497 510, 79 рублей.

 

         Исследовав материалы дела № 3-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Администрации г. Черногорска нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пунктам 5, 24 и 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа отнесены к вопросам местного значения.

В силу части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для выполнения функций и полномочий муниципальных органов.

Материалами плановой выездной проверки установлено, что работы по текущему содержанию и ремонту городских территорий и объектов; по текущему содержанию автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения осуществляются за счет бюджетных средств, выполнение данных работ является потребностью города Черногорска, а также необходимо для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий органа местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

В силу пункта 1 части 3 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Рассматриваемое постановление Администрации г. Черногорска установило не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальные предприятия,  осуществляющие деятельность на территории муниципального образования город Черногорск, что само по себе является нарушением действующего законодательства, в том числе антимонопольного.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

МП «Благоустройство» является хозяйствующим субъектом на рынке выполнения работ по благоустройству, уборке и озеленению.

К полномочиям Администрации города Черногорска как исполнительного органа местного самоуправления относится решение вопросов местного значения, в том числе управление муниципальной собственностью (п. 1 ст. 32 Устава города Черногорска), организация содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в границах города (п. 7 ст. 32 Устава города Черногорска), организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 6 ст. 36 Устава города Черногорска), организация благоустройства и озеленения территории города (п. 7 ст. 36 Устава города Черногорска).

Работы по текущему содержанию и ремонту городских территорий и объектов; по текущему содержанию автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения являются конкурентным видом деятельности. Следовательно, такие работы могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности, а не только муниципальными предприятиями. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к указанным работам не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом финансирование затрат на работы для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам торгов.

Таким образом, удовлетворение потребностей муниципального образования посредством выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств Предприятию без проведения торгов для муниципальных нужд следует признать нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку в данном  случае создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекты, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующему товарному рынку, что свидетельствует об ограничении конкуренции.

Наличие иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке подтверждено информацией, представленной Администрацией г. Черногорска о проводимых в 2015-2018 гг. закупках, связанных с благоустройством, уборкой и озеленением города Черногорска; реестрами прямых договоров, муниципальных контрактов МКУ «ОКС» на проведение работ по ремонту дорожного фонда за тот же период.

         Приведенные ответчиком и заинтересованным лицом доводы о соответствии их действий положениям бюджетного законодательства основаны на ошибочном толковании норм права. Оценка вопроса о правомерности финансирования муниципального предприятия в форме субсидии не может быть осуществлена исключительно в рамках бюджетного законодательства без ее соответствующей взаимосвязи с Законом о контрактной системе и Законом о защите конкуренции. Следовательно, соответствие действий Администрации г. Черногорска при субсидировании Предприятия бюджетному законодательству с неизбежностью не влечет за собой вывод о правомерности таких действий с точки зрения соблюдения установленных Законом о защите конкуренции антимонопольных запретов.

         Ссылка ответчика на судебную практику несостоятельна, поскольку судебные акты содержат описание иных фактических обстоятельств дела.

         На основании вышеизложенного, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о нарушении Администрацией г. Черногорска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившемся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения Постановление Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» на приведено в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, а также с учетом того, что соглашение о предоставлении субсидии на «Текущее содержание и ремонт городских территорий и объектов» от 29.03.2018, соглашение о предоставлении субсидии на текущее содержание автомобильных дорог, внутриквартальных проездов, инженерных сооружений на них, технических средств организации дорожного движения от 29.03.2018 являются действующими, у Комиссии Хакасского УФАС России имеются основания для выдачи обязательных для исполнения предписаний.

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию г. Черногорска (ИНН 1903006887, ОРГН 1021900697356) нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке.
  2. Выдать Администрации г. Черногорска предписание об изменении Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» в части приведения его в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.
  3. Выдать Администрации г. Черногорска предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно организовать выполнение спорных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

              

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Ответчику –

Администрации города Черногорска

Советская ул., д. 66, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

chernadm@yandex.ru

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

по делу № 3-А-18

 

14 июня 2018 года                                                                                       г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…>. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14 июня 2018 года по делу № 3-А-18 о нарушении Администрацией г. Черногорска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Выдать Администрации г. Черногорска (ИНН 1903006887, ОРГН 1021900697356) предписание об изменении Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» в части приведения его в соответствии с положениями Закона о защите конкуренции.

2.         О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течении 30 дней с момента получения настоящего предписания (либо с момента вступления решения и предписания по делу № 3-А-18 в законную силу) с документами, подтверждающими прекращение нарушения части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

              

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Ответчику –

Администрации города Черногорска

Советская ул., д. 66, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

chernadm@yandex.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

по делу № 3-А-18

 

14 июня 2018 года                                                                                       г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 14 июня 2018 года по делу № 3-А-18 о нарушении Администрацией г. Черногорска части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части принятия Постановления Администрации г. Черногорска № 2366-П от 25.06.2015 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета города Черногорска муниципальным предприятиям в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг, выполнением работ по текущему содержанию, ремонту объектов, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения» и последующего выделения Администрацией г. Черногорска бюджетных средств МП «Благоустройство» без проведения торгов для муниципальных нужд, которые ставят МП «Благоустройство» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления выполнения указанных работ, в отличие от других хозяйствующих субъектов, а также необоснованно препятствуют деятельности хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Выдать Администрации г. Черногорска (ИНН 1903006887, ОРГН 1021900697356) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно организовать выполнение спорных работ в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе.

2.         О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течении 30 дней с момента получения настоящего предписания (либо с момента вступления решения и предписания по делу № 3-А-18 в законную силу) с документами, подтверждающими прекращение нарушения части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

              

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны