Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-Т-18 от 24 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Конкурсному управляющему

Государственного унитарного

предприятия Республики Хакасия

«Хакресводоканал»

<   >

 

Министерство экономического развития Республики Хакасия 655017, г. Абакан, ул. Ленина, д.67, а/я 728, rek@r-19.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-Т-18

                                                                        г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 24 октября 2018 года    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<   >                           – руководитель управления;

Члены комиссии:

<   >                        – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

 

 

 

 

<   >       . – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<   >                      – специалист-эксперт отдела антимонопольного  законодательства и  рекламы. 

 

При отсутствии <   >. Кворум обеспечен.

При участии уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом:

 Представителей ГУП РХ «Хакресводоканал» <   > по доверенности от <   >.

 Представитель Министерства экономического развития Республики Хакасия отсутствовал будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (уведомление о почтовом отправлении № 65591127143120 вручено 20.09.2018).

Заявлений, ходатайств, отводов членов комиссии от лиц, участвующих в рассмотрении дела, до рассмотрения дела по существу не поступало.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права, предусмотренные положениями статьи 43 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), до рассмотрения настоящего дела по существу в адрес Хакасского УФАС России отводов и ходатайств не поступало.

Комиссия, рассмотрев дело № 3-А-Т-18 в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал», юридический адрес: 655100, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Коммунальная, 1 (ОГРН 1021900850597) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Хакасского УФАС России от 14 мая 2018 года № 80 в отношении ГУП РХ «Хакресводоканал» возбуждено дело № 3-А-Т-18 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 14 мая 2018 года (исх. № 05-2759/СЛ) дело назначено к рассмотрению, истребована информация, необходимая в целях полного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 07.06.2018 (исх. № 05-4286/СЛ) рассмотрение дела отложено, в том числе по ходатайству Ответчика от 22.06.2018, определен перечень необходимой к предоставлению в антимонопольный орган информации.

Приказом от 02.07.2018 изменен состав комиссии по рассмотрению дела № 3-А-Т-18.

Определением от 04.07.2018 (исх. № 05-5039/АО от 06.07.2018) срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено, истребована необходимая для рассмотрения дела информация. Определением от 08.08.2018 (исх. № 05-5987) срок рассмотрения дела продлен, рассмотрение дела отложено, истребована необходимая для рассмотрения дела информация.

Приказом от 14.09.2018 изменен состав комиссии по рассмотрению дела № 3-А-Т-18.

Руководствуясь положениями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в заседании 14.09.2018 Комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 3-А-Т-18 и в соответствии с положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47, части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определением от 14.09.2018 (исх. № 05-6446/МД от 18.09.2018) рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 19.10.2018.

По итогам проверки 30 июня 2017 года был составлен Акт проверки № 4-Т, согласно которому, в связи с отсутствием утвержденного тарифа на технологическое присоединение, ГУП РХ «Хакресводоканал» не заключает договоры о подключении (технологическом присоединении), а выполняет врезку в систему водопроводных и канализационных сетей. Согласно пояснениям руководства предприятия, для проведения названных работ необходимо подать соответствующую заявку с приложением технических условий на подключение.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в редакции, действующей с 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ГУП РХ «Хакресводоканал» в силу части 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и по определению, данному в статье 4 Закона о защите конкуренции, является хозяйствующим субъектом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) к деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность субъектов в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с уставом ГУП «Хакресводоканал», утвержденного председателем Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, целями деятельности  предприятия является извлечение прибыли.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.09.2018 основным видом экономической деятельности  предприятия является:

-  сбор и обработка сточных вод (код ОКВЭД 37.00);

Дополнительными видами деятельности предприятия, в том числе являются:

-  забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.000.1;

-  передача электрической энергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (код ОКВЭД 35.12);

Также согласно пункта 2.3 Устава ГУП «Хакресводоканал» предприятие вправе осуществлять любые виды экономической деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Предприятию в хозяйственное ведение переданы соответствующие объекты централизованного водоснабжения и водоотведения, кроме того муниципальное имущество передано предприятию в аренду.

Таким образом, ГУП РХ «Хакресводоканал» является субъектом естественной монополии в сферах холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Оказание услуги холодного водоснабжения и услуги водоотведения регламентированы нормативными правовыми актами, в том числе:

-        Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ),

-        Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ),

-        Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении),

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354),

-        Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644),

-        Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124,

-        Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования).

Согласно положениям статьи 2 Закона № 416-ФЗ:

водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение);

водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ, гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 13 Закона № 416-ФЗ, части 1 статьи 539 ГК РФ по договору холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

Согласно статье 14 Закона № 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

К договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Согласно пункту 5 Правил № 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно- канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

В силу части 1 статьи 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения).

Следовательно, технологическое подключение (присоединение) не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка холодного водоснабжения и (или) рынка водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

В соответствии с Основами ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения входят в систему регулируемых цен тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения.

Холодное водоснабжение и водоотведение потребителей осуществляется по централизованным сетям водоснабжения и централизованным сетям водоотведения (канализационным сетям) соответственно, к которым подключены (технологически присоединены) объекты потребителей.

Согласно частям 13, 14 статьи 18 Закона № 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Согласно пунктам 83, 84 Основ ценообразования тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки тарифа за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов: расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налог на прибыль.

Врезка водопровода в существующую сеть и (или) врезка в существующую сеть водоотведения (канализации) не может являться самостоятельным видом мероприятий, не входящих в состав мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83), это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. Точкой подключения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепловодоснабжения и водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, работы ГУП РХ «Хакресводоканал» по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы на которые в соответствии с Законом № 416-ФЗ устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, установление тарифов на услуги по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть действующим законодательством не предусмотрено, что отражено и в разъяснениях ФАС России от 30.11.2016 № ВК/82795/16.

Одним из примеров являются данные из материалов антимонопольного дела № 3-А-Т-18, которыми установлено, что в адрес ГУП РХ «Хакресводоканал» поступали заявления на выполнения подключения в отношении объектов заявителей (<   >).

В связи с отсутствием утвержденного тарифа на технологическое присоединение ГУП РХ «Хакресводоканал» не заключает договоры о подключении (технологическом присоединении), а выполняет врезку в систему водопроводных и канализационных сетей. Согласно пояснениям предприятия, для проведения названных работ необходимо подать соответствующую заявку с приложением технических условий на подключение.

Плата за выполнение подключения к инженерно-техническим сетям ГУП РХ «Хакресводоканал» (врезки) определена в приложении № 1 к приказу директора <   > № 293А-П от 25.12.2013.Взимание с потребителей платы за подключение подтверждается полученными Комиссии Хакасского УФАС России документами, а именно: заявлением на выполнение подключения от 21.11.2016 <   >,(квитанция об оплате № 92 от 22.11.2016); заявлением на выполнение подключения от 08.11.2016 <   >, (квитанция об оплате б/н  от 09.11.2016); заявлением на выполнение подключения  <   >, (квитанция об оплате № 76 от 25.10.2016); заявлением на выполнение подключения от 17.10.2016  <   >, (квитанция об оплате № 1 от 17.10.2016); заявлением на выполнение подключения  <   >, (квитанция об оплате № 50 от 13.10.2016); заявлением на выполнение подключения от 16.08.2016  <   >, (квитанция б/н от 16.08.2016); заявлением на выполнение подключения от 26.09.2016   <   >, (квитанция об оплате № 8 от 26.09.2016); заявлением на выполнение подключения от 25.06.2018  <   >, (квитанция об оплате б/н от 04.08.2014); заявлением на выполнение подключения от 29.05.2015  <   >, (квитанция об оплате б/н от 17.07.2015); заявлением на выполнение подключения от 23.06.2014  <   >, (квитанция об оплате б/н от 25.06.2014; заявлением на выполнение подключения от 7.09.2016  <   >, (квитанция об оплате № 32 от 6.06.2016); заявлением на выполнение подключения от 10.08.2016  <   >, (платежное поручение №670 от 08.09.2016); заявлением на выполнение подключения от 20.07.2016  <   >, (платежное поручение №277 от 26.07.2016); заявлением на выполнение подключения от 12.10.2016  <   >, (платежное поручение №1037 от 13.10.2016); заявлением на выполнение подключения от 14.07.2017  <   >, (платежное поручение №305 от 21.07.2017); заявлением на выполнение подключения от 10.04.2016  <   >, (платежное поручение №110 от 03.08.2016).

Кроме того, взимание с потребителей платы за подключение к инженерно-техническим сетям ГУП «Хакресводоканал» без заключения соответствующего договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения подтверждается выкопировкой из журнала регистрации заявок на выполнение работ по подключению за период 2015-2018 гг., где указаны сведения о дате подачи заявления, адрес выполнения работ и дата оплаты за присоединение.

Согласно материалам дела, в период с 2016 года по 23.08.2018 года, в адрес ГУП РХ «Хакресводоканал» поступило 65 заявлений на выполнение подключения, которые были оплачены заявителями на общую сумму 525730 рублей.

Регулирование тарифов на подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей (заказчиков) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом 416-ФЗ и Основами ценообразования на основании представляемого регулируемой организацией предложения (заявления) об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) (пункт 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Основами ценообразования). При этом заявление регулируемой организации наряду с иными обосновывающими документами должно содержать расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных, расчет размера тарифа на подключение, а также инвестиционную программу (пункт 17 Правил регулирования тарифов). При этом регулируемая организация несет ответственность за достоверность информации, представленной на регулирование тарифов на подключение.

Согласно подп. 8 статьи 2 Закона № 416-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии со статьей 5 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Согласно части 5 статьи 32 Закона № 416-ФЗ при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Частями 7, 10 статьи 40 Закона № 416-ФЗ установлено, что объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Действующим законодательством в области тарифного регулирования не предусмотрено установления отдельных тарифов на услуги по врезке водопровода в существующую сеть, поскольку данная врезка является составной частью мероприятий, выполняемых с целью подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения, тарифы на которое, в свою очередь, подлежат государственному регулированию в соответствии с установленными нормативными правовыми актами.

Тот факт, что Общество фактически понесло расходы по врезке водопроводов абонентов в существующую централизованную сеть, не свидетельствует о правомерности действий Общества по взиманию с потребителей платы за такие работы, поскольку в соответствии с действующим законодательством, указанные расходы должны быть включены в тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения. Кроме того, отсутствуют основания для однозначного вывода о том, что те расходы, которые Общество понесло в соответствии с заключаемыми с контрагентами договорами подряда на врезку водопровода, при их заявлении для включения в тариф на подключение к системе централизованного водоснабжения, были бы в полном объёме включены органом тарифного регулирования в соответствующий тариф. Таким образом, не подтверждено, что взимание ГУП РХ «Хакресводоканал» с контрагентов платы за врезку водопровода в соответствии с договорами подряда не повлекло дополнительных расходов для указанных контрагентов.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Все вышеуказанное характеризует поведение ГУП РХ «Хакресводоканал» как злоупотребление Обществом своим доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия ГУП РХ «Хакресводоканал», занимающего доминирующее положением на рынке услуг холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Республики Хакасия, выразившиеся в установлении и взимании в период с 01.01.2016 по 14.09.2018 платы по врезке водопровода, являющейся составной частью мероприятий по подключению (технологическому присоединению), без утвержденных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов потребителей (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и приходит к выводу о необходимости квалифицировать указанные действия ГУП РХ «Хакресводоканал» в качестве нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Согласно пояснениям представителя ГУП РХ «Хакресводоканал» <   >,. на момент вынесения решения о нарушении антимонопольного законодательства ГУП РХ «Хакресводоканал» продолжает взимание платы по врезке водопровода, являющейся составной частью мероприятий по подключению (технологическому присоединению), без утвержденных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, исследовав материалы настоящего дела, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ГУП РХ «Хакресводоканал» на рынке услуг холодного водоснабжения в географических границах эксплуатируемой сети на территории Республики Хакасия доминирующим.
  2. Признать ГУП РХ «Харесводоканал» нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части действий, выразившихся в установлении и взимании в период с 01.01.2016 по 14.09.2018 платы по врезке водопровода, являющейся составной частью мероприятий по подключению (технологическому присоединению), без утвержденных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения, привело к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и к ущемлению интересов потребителей (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.
  3. Выдать Предписание ГУП РХ «Хакресводоканал» о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председатель Комиссии

                                              <   >,

 

Члены Комиссии

 

                                                             <   >,

 

                   (отсутствует)                   <   >,

                                                             <   >,

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае, если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны