Решение б/н Заключение об обстоятельствах дела № 02-06-022/2016 от 28 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 02-06-022/2016

 

17 февраля 2017 года                                                                                     г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии:

<...> — <...>

Члены Комиссии:

<...> — <...>

<...> — <...>

рассмотрев дело № 02-06-022/2016, возбужденное в отношении Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр технических видов спорта» (628007 г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 59 , ИНН 8601035637) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителя Заявителя по доверенности <...> — <...>

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

          В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (вх. от 04.04.2016 № 02-1982) на действия автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры «Центр технических видов спорта», в части нарушения антимонопольного законодательства.

          Из обращения следует, что в рамках реализации мероприятия «Укрепление комплексной безопасности учреждений сферы государственной молодежной политики» подпрограммы «Допризывная подготовка молодежи» государственной программы «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п, автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры «Центр технических видов спорта» (далее по тексту – Центр технических видов спорта, Учреждение) были осуществлены закупки на ремонт кровли и помещений в здании, расположенном по адресу: г. Нефтеюганск, Северо-восточная зона, массив 01, квартал 01, здание № 18.

          Вместе с тем, при проведении работ, Учреждением осуществлены закупки способом у единственного поставщика, по результатам которых победителем признаны ООО «Бриг» и  ООО СК «Прайд».

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от  01.07.2016 № 63 в отношении автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр технических видов спорта» (628007 г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 59, ИНН 8601035637) по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

Определением от 04.07.2016 г. (исх. от 04.07.2016 № 02/МО-3630) рассмотрение дела назначено на 29 июля 2016 года.

Определением от 29.07.2016 (исх. от 29.07.2016 № 02/МО-4140) рассмотрение дела отложено на 14 сентября 2016 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств).

Определением от 29.07.2016 (исх. от 29.07.2016 № 02/МО-4140) автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Региональный молодежный центр» представить следующую информацию (надлежащим образом заверенные копии документов):

- основания послужившие для выбора единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ООО «Бриг»;

- договоры, заключенные с ООО «Бриг»;

- всю переписку с ООО «Бриг»;

- основания послужившие для выбора единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ООО СК «Прайд»;

- договоры, заключенные с ООО СК «Прайд»;

- всю переписку с ООО СК «Прайд».

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России   установлено, что документы, истребованные определением (исх. от 29.07.2016 № 02/МО-4140) на рассмотрение дела Ответчиком не представлены.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела.

Определением от 14.09.2016 (исх. от 16.09.2016 № 02/МО-5100), рассмотрение дела отложено на 13 октября 2016 года, а также повторно запрошена информация, указанная в определении от 29.07.2016 (исх. от 29.07.2016 № 02/МО-4140).

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России   установлено, что документы, истребованные определением (исх. от 16.09.2016 № 02/МО-5100) на рассмотрение дела Ответчиком не представлены.

Определением от 13.10.2016 (исх. от 17.10.2016 № 02/МО-5701/1), рассмотрение дела отложено на 14 ноября 2016 года, а также повторно запрошена информация, указанная в определении от 29.07.2016 (исх. от 29.07.2016 № 02/МО-4140).

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

Кроме того, за непредоставление информации Учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частю 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об админстративных правонарушениях.

Определением от 14.11.2016 (исх. от 16.11.2016 № 02/МО-6289/1),  в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 21 декабря 2016 года.

Определением от 21.12.2016 (исх. от 21.12.2016 № 02/МО-7092/1),  в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 17 февраля 2017 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заслушаны устные и оглашены письменные пояснения по делу.

Пояснения Ответчика заключаются в следующем.

Основанием проведения закупок у единственного поставщика послужило аварийное состояние кровли здания, повлекшее протекание кровли в результате которого произошло обрушение потолка здания. Данные факты подтверждаются фотоматериалами,  представленными представителем Ответчика на рассмотрении дела.

Кровля здания находилась в аварийном состоянии, не предотвращала протечки, слой утеплителя кровли и внутренние пустоты в плитах перекрытия накапливали воду, в связи с чем протечки не прекращались даже в сухую погоду. Имущество находившееся в здании отсыревало и приходило в негодность, создалась реальная угроза жизни и здоровью граждан. Происходили замыкания электросистемы здания, отключались автоматическая система пожаротушения, разрушенное потолочное перекрытие падало вниз. 

Кроме того, несмотря на проведенные осмотры здания, составления актов о разрушении крыши, денежные средства были выделены только в середине июля 2016 года. В результате чего проведение конкурентных закупок было невозможно.

Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений стороны по делу установлено следующее.

 Закупочная деятельность Учреждения осуществляется на основании Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг автономным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Центр технических видов спорта», утвержденного Наблюдательным советом автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр технических видов спорта» протоколом от 18 января 2012 г. №1, разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту – Закон о закупках).

          24.07.2015 г. на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru Учреждением одновременно опубликованы извещения о проведении прямой закупки (у единственного поставщика (исполнителя)) на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания:

1) 31502602216;  2) 31502602446;  3) 31502602263;  4) 31502602322; 5)31502602357;  6) 31502602373;  7) 31502602418;  8) 31502602400; 9) 31502602641; 10) 31502602568; 11) 31502602519; 12) 31502602501;  13) 31502602290.

          По результатам указанных закупок, между Учреждением и ООО СК «Бриг», как с единственным поставщиком (исполнителем)  заключены договоры.

          Также, 05.08.2015г. на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru Учреждением одновременно опубликованы извещения о проведении прямой закупки (у единственного поставщика (исполнителя)) на выполнение работ по текущему ремонту кровли здания:

          1) 31502636116; 2) 31502636105; 3) 31502636138.

           По результатам указанных закупок,  между Учреждением и  ООО СК «Бриг», как с единственным поставщиком (исполнителем)  заключены договоры.

          Кроме того, в период с 28.07.2015 г. по 18.12.2015 г. Учреждением опубликованы извещения о проведении прямой закупки (у единственного поставщика (исполнителя)),  на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания:

1) 31502610346; 2) 31502614831; 3) 31502614826; 4) 31502614819; 5) 31502614811; 6) 31502942177; 7)31502942190; 8) 31502942200; 9) 31502942211; 10) 31502942216; 11) 31503116019; 12) 31503116012; 13) 31503116074; 14) 31503116238; 15) 31503116946; 16) 31503117002; 17) 31503117005; 18) 31503117017; 19)31503117027.

          По результатам указанных закупок, между Учреждением и ООО СК «Прайд» как с единственным поставщиком (исполнителем)  заключены договоры.

          Вместе с тем, стоимость договора по каждой закупке не превышает 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

          При этом Учреждение осуществляет разбивку комплексного объема работ  по ремонту кровли здания на отдельные этапы работ, и выделяет данные этапы работ в виде отдельных лотов.

          Основанием принятия решения о  проведения  прямых закупок (у единственного поставщика), послужила потребность в товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, а именно аварийное состояние кровли здания, не предотвращающее протечки, в связи с чем разрушается внутреннее потолочное покрытие и иное имущество, расположенное в помещении, а также для приведения здания в состояние, пригодное по санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям пожарной безопасности необходимо проведение срочного текущего ремонта помещений, замена светильников.

Ситуации, которые можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, упомянуты в Гражданском кодексе РФ и ряде других документов, в частности:

1) чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (ст. 401 ГК РФ);

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (Правила использования резерва средств на финансирование работ, проводимых на федеральных автомобильных дорогах и необходимых для их содержания имущественных комплексах, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.08.2001 N 590);

3) чрезвычайные события, такие как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб (Письма Минэкономразвития России).

Более того, в ходе рассмотрения обращения установлено, что вышеуказанные закупки были включены в План-график закупок Учреждения на 2015 год.

Учитывая изложенное, проведение  прямых закупок (у единственного поставщика), вследствие непреодолимой силы, является необоснованным и незаконным.         Вышеуказанные закупки должны были осуществляться с применением конкурентных способов закупок.

Так, в рамках одной закупки, состоящей из 6 (шесть) лотов на выполнение ремонтных работ кровли здания, извещение № 31502602641, между Учреждением и  ООО СК «Бриг» заключены 6 (шесть) договоров на общую сумму 2 634 539,00 рублей.

В рамках одной закупки, состоящей из 7 (семь) лотов на выполнение работ по текущему ремонту, извещение № 31502610346, между Учреждением и ООО СК «Прайд» заключены 7 (семь) договоров на общую сумму 3 209 000,00 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 19.3 раздела 19 Положения о закупках Размещение заказа у прямого поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если стоимость закупки продукции не превышает 1 000 000 (одного миллиона) рублей без НДС.

Таким образом, Учреждением допущены нарушения Положения о закупке, так как общая стоимость закупки, извещение № 31502602641 составила 2 634 539,00 рублей и общая стоимость закупки извещение № 31502610346 составила 3 209 000,00 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Непроведение конкурентных закупочных процедур,  приводит (может привести) к ограничению конкуренции. Вместе с тем, у потенциальных участников, отсутствовала возможность подать заявку и принять участие в закупке, так как вышеуказанные закупки проводились способом у единственного поставщика. 

Перечень нарушений, перечисленный  в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Кроме того, Учреждение нарушает принципы и цели Закона о закупках, направленные, в том числе на эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, в действиях Учреждения, выразившихся в осуществлении прямых закупок (у единственного поставщика (исполнителя)) товаров, работ, услуг, которые должны были  осуществляться с применением конкурентных способов закупок, выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Примечание: Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

                                                                                                                                                                   <...>

 

<...>

 

<...>

 

 

                                                                                     

Связанные организации

Связанные организации не указаны