Решение №02-06-032/2016 Решение по делу № 02-06-032/2016 от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2017 года г. Ханты-Мансийск

В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту — Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> - <...>

Члены Комиссии:

<...> - <...>

<...> - <...>

в присутствии представителей Муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (далее по тексту — МУП «УТВиВ «Сибиряк», Ответчик), по доверенности <...> - <...>, по доверенности <...> - <...>;

в присутствии представителей ОАО «Сургутнефтегаз» (далее по тексту - Заявитель), по доверенности <...> - <...>; <...> - <...>,

рассмотрев дело № 02-06-032/2016, возбужденное в отношении МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447), по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение ОАО «Сургутнефтегаз» (вх. от 23.11.2015 № 1705 – о), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п.Нижнесортымский (далее - МУП «УТВиВ «Сибиряк»), выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в части необоснованного применения расчетного метода, вместо учетного метода (на основании показаний приборов учета тепловой энергии), при определении количества потребленной тепловой энергии по договору на теплоснабжение от 01.12.2013 № 163/Т в период с 20.10.2015 по 23.12.2015.

Из содержания обращения следует, что МУП «УТВиВ «Сибиряк» необоснованно определяет количество поставленной тепловой энергии, применяя расчетный метод вместо учетного (на основании показаний приборов учета тепловой энергии). В результате необоснованных действий МУП «УТВиВ «Сибиряк», ОАО «Сургутнефтегаз» причинен (мог быть причинен) материальный ущерб, в виде излишней суммы оплаты тепловой энергии, значительно превышающей сумму оплаты, рассчитанную с учетом показаний приборов учета, составляющую 1 166 384 руб. 04 коп.

Рассмотрение обращения ОАО «Сургутнефтегаз» вх. от 23.11.2015 № 1705 – о было приостановлено до вступления в силу решения по делу № А75-15807/2015, имеющего значение для результатов рассмотрения заявления ОАО «Сургутнефтегаз» (вх. от 23.11.2015 № 1705 – о).

Рассмотрение обращения ОАО «Сургутнефтегаз» вх. от 23.11.2015 № 1705 – о было продолжено после вступления в силу решения по делу № А75-15807/2015.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Таким образом, для признания в действиях хозяйствующего субъекта нарушения антимонопольного законодательства, необходимо установить доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта на рассматриваемом товарном рынке, и установить недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МУП «УТВиВ «Сибиряк» является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с пунктом 12.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно пункту 1.3 Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в) определение географических границ товарного рынка.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Порядка, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

В случае если для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, то проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В случае если для целей исследования необходим учет условий, которые сложатся на рассматриваемом товарном рынке после совершения действий, за которыми осуществляется государственный антимонопольный контроль, то проводится перспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

В данном случае проводится ретроспективный анализ, в связи с чем, временной интервал рассматриваемого товарного рынка определяется периодом времени с 01.01.2015 года до 31.12.2015 года.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с ГОСТ Р 51303-2013. «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения»,

- группа товаров - совокупность товаров определенного класса, обладающих сходными потребительскими свойствами и показателями, а также общим назначением.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также, если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

Учитывая, что товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), следует вывод, что услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), в границах с.п. Нижнесортымский, не являются взаимозаменяемым товаром.

Таким образом, в качестве товара следует рассматривать услуги по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), ОКВЭД 40.30.2.

Целесообразность такого формирования продуктовых границ рынка обоснована тем, что вид деятельности «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)» (ОКВЭД 40.30) включает, в том числе экономическую деятельность:

- Передача пара и горячей воды (тепловой энергии), ОКВЭД 40.30.2.

Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка, определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также ценообразовании на рынке рассматриваемого товара.

Таким образом, рынок услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии), рассматривается в географических границах с.п. Нижнесортымский, является локальным рынком (не выходит за границы муниципального образования).

Приказом Администрации сельского поселения Нижнесортымский от 17 июля 2009 года создано муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский.

Таким образом, в географических границах с.п. Нижнесортымский, МУП «УТВиВ «Сибиряк» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

Приказом от 20.12.2016 № 131, в отношении МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) возбуждено дело № 02-06-032/2016 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 20.12.2016 (исх. от 20.12.2016 № 02/АП — 7048), рассмотрение дела назначено на 31 января 2017 года.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время и дату.

В ходе заседания Комиссией антимонопольного органа были заслушаны доводы лиц, участвующих в деле.

Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств.

Определением от 31.01.2017 (исх. от 03.02.2017 № 02/МО-699) рассмотрение дела отложено, в связи с необходимостью получения дополнительной информации (доказательств) на 28 февраля 2017 года.

Определением от 28.02.2017 (исх. от 28.02.2017 № 02/МО-1146), в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 22 марта 2017 года.

Определением от 22.03.2017 (исх. от 24.03.2017 № 02/МО-1817), в связи с отсутствием кворума комиссии, рассмотрение дела отложено на 31 марта 2017 г.

Определением от 31.03.2017 (исх. от 03.04.2017 № 02/МО-1985) рассмотрение дела отложено на 28.04.2017.

Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заслушаны устные и оглашены письменные пояснения по делу.

Пояснения Ответчика заключаются в следующем.

МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский осуществляет только регулируемые виды деятельности согласно положениям своего Устава. Цены на услуги по передаче тепловой энергии для МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский устанавливаются уполномоченным исполнительным органом, а именно Региональной службой по тарифам по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.

Все начисления за потребленную ОАО «Сургутнефтегаз» тепловую энергию в рамках действующего договора на теплоснабжение осуществляются на основании Приказов Региональной службой по тарифам по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.

Соответственно все принципы и требования в сфере ценообразования МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский в правоотношениях с потребителями тепловой энергии не нарушались и не нарушаются.

В соответствии с пунктом 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила № 1034), перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

Поскольку по результатам проведенного Ответчиком обследования УТТЭ, расположенных на объектах Заявителя, приборы учета не были допущены к коммерческому расчету тепловой энергии (акты от 15.10.2015, от 16.10.2015, от 19.10.2015), Ответчик, руководствуясь положениями Правил № 1034 и Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 № 99/пр (далее - Методика № 99/пр), произвело начисления за поставленную в указанный выше период тепловую энергию расчетным способом - по тепловым нагрузкам с применением тарифа, утвержденного приказом Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2014 № 148-нп «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям».

Таким образом, законные права и интересы Заявителя Ответчиком не нарушены.

Комиссией антимонопольного органа на основании представленных документов, являющихся доказательствами по делу, письменных пояснений стороны по делу установлено следующее.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Таким образом, в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Между МУП УТВиВ «Сибиряк» МО с.п. Нижнесортымский (теплоснабжающая организация) и ОАО «Сургутнефтегаз» (абонент) заключен договор на теплоснабжение от 01.12.2013 N 163/Т (далее -договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязауется отпускать абоненту тепловую энергию с максимумом тепловой нагрузки, указанной в приложении № 1, а абонент обязуется принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (пункт 1.1 договора).

В соответствии с пунктом 2.3.9 договора, при установке приборов учета тепловой энергии абонент обязан направить в теплоснабжающую организацию уведомление об их установке, подготовить соответствующие документы на узел учета и сообщить день встречи с работниками технической инспекции для принятия прибора учета в эксплуатацию.

Факт принятия прибора учета в эксплуатацию подтверждается актом приемки. При отсутствии акта оплата производится по расчету.

Пунктом 3.4 договора установлено, что при временном отсутствии приборов учета, выходе из строя, неверной их работе, или непредставлении данных, количество тепловой энергии, отпущенное абоненту, рассчитывается в соответствии с Правилами № 1034.

Перед каждым отопительным сезоном абонент и теплоснабжающая организация осуществляют проверку готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации с составлением акта (пункт 3.6 договора).

Оплата за фактически потребленную тепловую энергию производится абонентом в течение 10 банковских дней с момента получения оригинала счета-фактуры и акта приемки-передачи выполненных работ (услуг), предъявленных абоненту теплоснабжающей организацией в соответствии с требованиями нормативных документов до 5 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 4.2 договора).

В период с 14.09.2015 (дата начала отопительного сезона согласно постановлению Администрации сельского поселения Нижнесортымский Сургутского района от 14.09.2015 № 280) по 31.10.2015 Ответчик осуществлял подачу тепловой энергии на объекты Заявителя, указанные в договоре.

Направленные Заявителем акты приемки-передачи выполненных работ (услуг) от 30.09.2015, от 31.10.2015 подписаны Ответчиком с разногласиями со ссылкой на пункт 3.1 договора, Правила № 1034 об определении количества тепловой энергии по показаниям приборов учета, а также с указанием объема потребления по приборам.

Объем тепловой энергии, потребленной Обществом за указанный период, Ответчик определил расчетным способом - по тепловым нагрузкам на основании пунктов 31, 73 Правил № 1034.

К отношениям сторон по договору на теплоснабжение от 01.12.2013 N 163/Т подлежат применению, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) об энергоснабжении (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).

По договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).

Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (статья 541 ГК РФ).

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон № 190-ФЗ) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения подлежит коммерческому учету, который осуществляется путем их измерения приборами учета.

В пунктах 5, 111 Правил № 1034 предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Таким образом, действующее законодательство о теплоснабжении предусматривает оплату фактически поставленного и потребленного объема тепловой энергии.

Определение этого объема по приборам учета, то есть учетным способом, является приоритетным и наиболее достоверным способом.

Таким образом, действующее законодательство и условия заключенного сторонами договора допускают применение расчетного способа определения поставленного и потребленного абонентом объема тепловой энергии.

В соответствии с Правилами № 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию, при этом ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в составе представителя теплоснабжающей организации, представителя потребителя, а также представителя организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Согласно пунктам 66 - 68 Правил № 1034, при приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и данным Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 1034, узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета.

На основании пункта 3 статьи 19 Закона № 190-ФЗ, пункта 31 Правил № 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: а) отсутствие в точках учета приборов учета; б) неисправность приборов учета; в) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.

В соответствии с пунктом 73 Правил № 1034, перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета.

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункт 65 Правил N 1034).

Согласно пункту 87 Правил № 1034, владелец узла учета обязан обеспечить: беспрепятственный доступ к узлу учета стороне договора; сохранность установленных узлов учета; сохранность пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета.

Исходя из пункта 3 Правил № 1034, неисправность средств измерений узла учета - это состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).

В силу пунктов 75, 76 Правил № 1034 узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: а) отсутствие результатов измерений; б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета; в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета; е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.05.2016 16039-ОД/04, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил № 1034, узлы учета могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии до истечения срока службы основных приборов учета (расходомера, тепловычеслителя).

Средний срок службы расходомера или тепловычеслителя составляет порядка 12 лет.

При этом, законодательством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности запрета на установку приборов учета энергетических ресурсов для таких объектов в инициативном порядке не предусмотрено.

На основании изложенного, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отмечает, что законодательством Российской Федерации в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, прямо предусмотрено преимущество приборного учета потребления энергетических ресурсов.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в связи вступлением в действие Правил № 1034, между Ответчиком и Заявителем в 2014 году составлены и подписаны акты повторного допуска узлов учета расхода тепловой энергии на коммерческий расчет.

Кроме того, Ответчиком согласованы рабочие проекты узлов учета.

Таким образом, подписав акты допуска, Ответчик, тем самым признал отсутствие замечаний к узлам учета, препятствующих использованию приборов учета в качестве расчетных.

Вместе с тем, по смыслу Правил № 1034 при наличии на объектах Заявителя приборов учета, допущенных к эксплуатации в установленном законодательством порядке, не составление актов о проверке готовности узлов учета к эксплуатации перед отопительным сезоном, при отсутствии доказательств неисправности приборов учета, истечения срока поверки приборов, не является основанием, исключающим возможность использовать показания таких приборов учета в расчетах сторон.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела, представитель Заявителя пояснил, что документы, необходимые для проверки готовности приборов учета к эксплуатации в отопительном сезоне 2015-2016 гг. представлялись ресурсоснабжающей организации заблаговременно, а именно: Заявителем направлено письмо исх. от 22.09.2015 № 76-01-29-2987, в соответствии с которым Заявитель просил Ответчика направить его представителя 23.09.2015 для участия в комиссии приемки и оформления актов ввода в эксплуатацию УУТЭ, приложив паспорта и проекты на узлы.

В адрес Заявителя поступило письмо от Ответчика исх. от 23.09.2015 № 958, согласно которому, Ответчик не может принять участие в комиссии 23.09.2015 и предложил свой график проверок, предусматривающий проверку не более 4 объектов в день, начиная с 28.09.2015, со ссылкой на пункт 65 Правил № 1034.

Согласно этому же письму, Ответчик указал, что в силу пункта 98 Правил № 1034, в актах учета (распечатках) необходимо исключить показания температуры падающего и обратного теплоносителя, текущие показания тепловой энергии, рассчитанные с использованием не надлежаще измеренными значениями температур.

Кроме того, письмом исх. от 07.10.2015 № 1035 Ответчик сообщил Заявителю, что для продолжения работы комиссии необходимо представить паспорта УУТЭ, отвечающих требованиям Правил № 1034.

Этим же письмом Заявителю возвращены паспорта тепловых пунктов и рабочие проекты по объектам абонента.

В актах проведения обследований за октябрь 2015 года Ответчик указывал и иные замечания, неустранение которых, по его мнению Ответчика, влекло отказ в допуске узлов учета в эксплуатацию и составлении актов периодической проверки.

Обозначенные Ответчиком замечания в отсутствие доказательств несоответствия приборов учета требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (пункту 3 Правил № 1034) их неисправность, некорректную работу не подтверждают.

Нарушение установленных при приемке в 2014 году приборов учета и вводе их в эксплуатацию пломб из материалов дела не усматривается.

Стоимость услуг теплоснабжения определяется в зависимости от объема поставленной тепловой энергии и тарифа, установленного уполномоченным органом.

Таким образом, МУП «УТВиВ «Сибиряк» незаконно применяет расчетный метод при определении объема поставленной Заявителю тепловой энергии, учитывая что приборы учета тепловой энергии Заявителя исправны.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что МУП УТВиВ «Сибиряк», используя доминирующее положение, нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования, выразившееся в определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз».

Таким образом, в действиях МУП УТВиВ «Сибиряк» выявлено нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа мотивированное решение по делу.

В ходе рассмотрения дела не выявлено оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский,Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).

2. Признать в действиях муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский, нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз».

3. Выдать муниципальному унитарному предприятию «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста-экперта – Омарова М.Ш.

6. Разместить настоящее решение на официальном сайте антимонопольного органа.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Председатель Комиссии <...>

 

 

Члены Комиссии: <...>

ПРЕДПИСАНИЕ № 40.

 

12 мая 2017 года г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<...> - <...>

Члены Комиссии:

<...> - <...>

<...> - <...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28 апреля 2017 года по делу № 02-06-032/2016 о нарушении МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский (Таежный пер., д. 4, с.п. Нижнесортымский, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, 628447) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МУП «Управление тепловодоснабжения и водоотведения «Сибиряк» муниципального образования с.п. Нижнесортымский, прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в определении объема поставленной ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии по договору расчетным способом, при наличии исправных Узлов учета, что приводит к необоснованному увеличению стоимости за услуги тепловой энергии, потребленные ОАО «Сургутнефтегаз»,а именно:

При определении стоимости услуг поставки ОАО «Сургутнефтегаз» тепловой энергии на объекты, находящиеся в границах территории муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский МО Сургутский район, (за исключением объектов: «Здание РУС», расположенное по ул. Энтузиастов, 3; «АБК НГДУ № 1», расположенный по ул. Энтузиастов, 12; «АБК НГДУ» с переходом, расположенный по ул. Энтузиастов, 12; «Здание гостиницы», расположенное по ул. Энтузиастов, 12; «Теплая стоянка», расположенная по ул. Энтузиастов, 12) осуществлять расчет стоимости оказанных услуг поставки тепловой энергии, в соответствии с требованиями законодательства, с использованием для расчета тарифа на услугу поставки тепловой энергии, установленного уполномоченным государственным органом, с определением объема поставленной тепловой энергии, в соответствии с показаниями приборов учета тепловой энергии, установленных на объектах ОАО «Сургутнефтегаз», находящихся в границах территории муниципального образования сельское поселение Нижнесортымский МО Сургутский район.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии

<...>

 

Члены Комиссии:

 

<...>

 

 

 


<...>


 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны